город Ростов-на-Дону |
|
02 июня 2015 г. |
дело N А32-28526/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июня 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.
судей Ефимовой О.Ю., Сурмаляна Г.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.07.2013 г. по делу N А32-28526/2012,
принятое судьёй Гладковым В.А., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение "Современные диагностические системы" к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю о признании незаконными технических условий
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение "Современные диагностические системы" (далее - ООО "НПО "Современные диагностические системы") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным в части (пункты 6, 7, 8, 9) Технических условий на сопряжение структурированной схемы мониторинга и управления инженерными системами зданий сооружений (СМИС) объекта "Четырёхзвёздочные гостиничные комплексы на 700 номеров в Имеретинской низменности (проектные изыскательские работы)".
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечено ООО "Мостовик".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.07.2013 признаны незаконными пункты 7 - 9 технических условий, в остальной части заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что управление не доказало законности возложения на общество обязанности исполнения требований, перечисленных в пунктах 7-9 Технических условий.
Не согласившись с принятым судебным актом, Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда от 10.07.2013 изменить, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы управление указывает, что ГОСТ Р 22.1.12-2005 включен в утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 1047-р перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", следовательно, указанный ГОСТ подлежит обязательному применению.
Определением суда апелляционной инстанции от 24.12.2013 производство по настоящему делу приостановлено до вступления в законную силу судебного акта арбитражного суда по делу N А32-29119/2012.
Определением суда от 05.05.2015 производство по делу возобновлено.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом. От общества поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при неявке в судебное заседание лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании договора от 09.01.2012 N 1872 ООО "НПО "Современные диагностические системы" обязалось выполнить для ООО "Мостовик" работы по разработке разделов проектной документации "Инженерно-технические мероприятия по обеспечению безопасности с контролем территории".
Заявителем в рамках указанного договора подготовлены технические условия на сопряжение структурных систем мониторинга и управления инженерными системами (СМИС) объекта - "Четырёхзвёздочные гостиничные комплексы на 700 номеров в Имеретинской низменности (проектные изыскательские работы)".
ГУ МЧС по Краснодарскому краю утверждены технические условия на сопряжение СМИС вышеназванного объекта с ЦОУ Олимпиады, ЦУКС МЧС России по г. Сочи и ФКУ "Центр управления в кризисных ситуациях ГУМЧС по Краснодарскому краю".
В пункте 7 Технических условий предусмотрено, что реализация, проектирование СМИС объекта, строительно-монтажные и пуско-наладочные работы по СМИС должны осуществляться специализированными организациями, сотрудники которых имеют дипломы (свидетельства, удостоверения) государственного образца о специальной подготовке (повышении квалификации) в соответствии с требованиями пункта 4.12 ГОСТ Р 22.1.12-2005 (в редакции приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 01.06.2011 N 110-ст).
В соответствии с пунктом 8 Технических условий программно-технический комплекс СМИС (далее - ПТК СМИС) должен соответствовать утвержденным в МЧС России техническим требованиям к ПТК СМИС объектового уровня РСЧС, сопрягаемыми с автоматизированными системами органов повседневного управления РСЧС.
Согласно пункту 9 Технических условий для реализации сопряжения с ПТК СМИС/СМИК ЦУКС по Краснодарскому краю ПТК СМИС объекта должен иметь акт подтверждения соответствия техническим требованиям, выдаваемый ФГУ Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России (федеральным центром науки и высоких технологий) в соответствии с утвержденным в МЧС России "Порядком утверждения соответствия мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений объектов техническим требований к программно-техническим комплексам СМИС объектового уровня РСЧС, сопрягаемых с автоматизированными системами органов повседневного управления РСЧС".
Полагая, что вышеназванные пункты Технических условий противоречат закону и нарушают его права и законные интересы, ООО "НПО "Современные диагностические системы" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктами 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Выданные управлением заявителю Технические условия обосновано квалифицированы судом первой инстанции как ненормативный акт, поскольку указанный документ выдан органом, осуществляющим публичные полномочия, и содержит сформулированные в императивной форме требования к заявителю.
Таким образом, оспариваемые обществом пункты Технический условий могут быть признаны незаконными только при наличии совокупности двух условий: несоответствия их закону и нарушения ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Наличие совокупности указанных условий суд первой инстанции обоснованно посчитал доказанным.
Приказом от 01.06.2011 N 110-ст "Об утверждении изменения к национальному стандарту" внесены Изменения N 1 в ГОСТ Р 22.1.12-2005 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования", которые подлежат применению на добровольной основе, а именно:
пункт 4.11 дополнен абзацем:
"Программно-технические средства СМИС объектов должны иметь подтверждение соответствия техническим требованиям сопряжения с автоматизированными системами органов повседневного управления РСЧС в соответствии с (1)".
Пункт 4.12 изложен в новой редакции:
"4.12. Проектирование и строительство СМИС должны осуществлять организации, имеющие свидетельства саморегулируемых организаций о допуске к работам в области мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Специалисты указанных организаций должны иметь дипломы (свидетельства, удостоверения) государственного образца о специальной подготовке (повышении квалификации) по образовательным программам в данной области, включая СМИС, (9), (10)".
Раздел 4 дополнен пунктом 4.13:
"4.13. В случае, если для подготовки проектной документации по СМИС требуется отступление от требований стандартов и сводов правил в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, недостаточно требований, установленных нормативными документами, или такие требования не установлены, разработке проектной документации по СМИС должна предшествовать разработка специальных технических условий.
Разработка специальных технических условий должна проводиться проектной, научно-исследовательской или другой организацией в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в соответствии с техническим заданием заказчика (инвестора) и (11), (12), ГОСТ 2.114".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 458 "Об обеспечении безопасности олимпийских объектов, предусмотренных Программой строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, в период их строительства" установлены требования о необходимости согласования заданий на проектирование олимпийских объектов с МЧС России.
Во исполнение данного Постановления Приказом ФСБ России от 27.08.2009 N 417 утвержден Перечень олимпийских объектов, задания на проектирование которых подлежат согласованию с МЧС России, в который включен и объект - "Четырёхзвёздочные гостиничные комплексы на 700 номеров в Имеретинской низменности (проектные изыскательские работы)" (п. 109.3).
Объекты олимпийского строительства, указанные в Приказе ФСБ России от 27.08.2009 N 417, подлежат оборудованию на них СМИС.
Пункт 7 Технических условий воспроизводит положения пункта 4.12 приказа Ростехнадзора от 01.06.2011 N 110-СТ, согласно которому реализация, проектирование СМИС объекта, строительно-монтажные и пуско-наладочные работы по СМИС должны осуществляться специализированными организациями, сотрудники которых имеют дипломы (свидетельства, удостоверения) государственного образца о специальной подготовке (повышении квалификации).
Пунктом 4.11 ГОСТ Р 22.1.12-2005 с учетом Изменений, внесенных приказом Ростехнадзора от 01.06.2011 N 110-СТ также предусмотрено, что программно-технические средства СМИС объектов должны иметь подтверждение соответствия техническим требованиям сопряжения с автоматизированными системами органов повседневного управления РСЧС.
В соответствии с пунктом 8 Технических условий программно-технический комплекс СМИС должен соответствовать утвержденным в МЧС России техническим требованиям к ПТК СМИС объектового уровня РСЧС, сопрягаемыми с автоматизированными системами органов повседневного управления РСЧС.
Согласно пункту 9 Технических условий для реализации сопряжения с ПТК СМИС/СМИК ЦУКС по Краснодарскому краю ПТК СМИС объекта должен иметь акт подтверждения соответствия техническим требованиям, выдаваемый ФГУ Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России (федеральным центром науки и высоких технологий) в соответствии с утвержденным в МЧС России "Порядком утверждения соответствия мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений объектов техническим требований к программно-техническим комплексам СМИС объектового уровня РСЧС, сопрягаемых с автоматизированными системами органов повседневного управления РСЧС".
Между тем, статьей 20 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" предусмотрены формы подтверждения соответствия: добровольное - в форме добровольной сертификации и обязательное - в форме принятия декларации о соответствии и обязательной сертификации. При этом названным Законом не предусмотрено других форм обязательного подтверждения соответствия. Следовательно, возложение на заявителя обязанности получить акт подтверждения соответствия техническим требованиям программно-технического комплекса СМИС не соответствует Закону о техническом регулировании.
Таким образом, вышеназванные пункты выданных заявителю Технических условий направлены на выполнение требований ГОСТ Р 22.1.12-2005 с Изменениями N 1, носящими необязательный характер. Следовательно, возложение на заявителя обязанности по их выполнению необоснованно.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.12.2014 по делу N А32-34063/2012.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.07.2013 г. по делу N А32-28526/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-28526/2012
Истец: ООО "Научно-производственное объединение "Современные диагностические системы", ООО НПО Современные диагностические системы
Ответчик: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю
Третье лицо: ООО НПО Мостовик, ГУ МЧС России по КК