г. Вологда |
|
02 июня 2015 г. |
Дело N А66-9546/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2015 года.
В полном объёме постановление изготовлено 02 июня 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н. и Пестеревой О.Ю.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,
при участии от заявителя Ельцова В.Д. по доверенности от 19.01.2015, от ответчика Неунываловой О.А. по доверенности от 03.12.2014 N 118, Волкова В.И. по доверенности от 04.07.2014 N 83,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тверской области апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 12 января 2015 года по делу N А66-9546/2014 (судья Бачкина Е.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "МЕГА ПЛЮС" (ОГРН 1026900540864, ИНН 6905078580; место нахождения: 171270, Тверская область, Конаковский район, поселок городского типа Новозавидовский, улица Ленинская, дом 17; далее - общество, ООО "МЕГА ПЛЮС") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (ОГРН 1096910001990, ИНН 6925008990; место нахождения: 170100, город Тверь, Свободный переулок, дом 2; далее - управление, Росреестр) о признании незаконным решения от 08.04.2014 N 14-06/15443-14 (69-1-12/003/2014-670), а также о возложении на ответчика обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности ООО "МЕГА ПЛЮС" на объект недвижимости - подводящий газопровод, расположенный по адресу: Тверская область, Конаковский район, г/п Новозавидовский, поселок городского типа Новозавидовский, улица Фабричная, кадастровый номер 69:15:0000000:792, в установленный законом срок.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 12 января 2015 года по делу N А66-9546/2014 заявленные требования удовлетворены.
Управление с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на ошибочность вывода суда о том, что заявленный к регистрации обществом подводящий газопровод является сооружением вспомогательного использования. Полагает, что отказ в регистрации указанного объекта недвижимости являлся правомерным.
ООО "МЕГА ПЛЮС" в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, общество 11.02.2014 обратилось в управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - подводящий газопровод, расположенный по адресу: Тверская область, Конаковский район, г/п Новозавидовский, поселок городского типа Новозавидовский, ул. Фабричная, кадастровый номер 69:15:0000000:792 (том 1, лист 94).
К указанному заявлению общество приложило акт приемки законченного строительством объекта от 17.11.2006 (том 1, листы 23, 99).
Уведомлением Росреестра от 28.02.2012 N 14-06/8683-14 государственная регистрация прав на этот объект приостановлена до 28.03.2014 (том 1, листы 15-16) в связи с отсутствием разрешения на ввод его в эксплуатацию, выданного в соответствии с частью 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2005 N 698 "О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию" (далее - постановление N 698).
Сообщением от 08.04.2014 N 14-06/15443-14 (том 1, листы 17-18) управление отказало обществу в государственной регистрации объекта недвижимого имущества: подводящий газопровод, расположенный по адресу: Тверская область, Конаковский район, г/п Новозавидовский, поселок городского типа Новозавидовский, улица Фабричная, кадастровый номер 69:15:0000000:792, в связи с отсутствием правоустанавливающего документа на земельный участок, а также в связи с непредоставлением указанного выше разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Росреестр указал, что зарегистрировать право собственности на указанный объект недвижимого имущества не представляется возможным, так как не предъявлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество" (далее - Закон N 122-ФЗ, Закон о регистрации), что в соответствии с абзацем десятым пункта 1 статьи 20 названного Закона является основанием для отказа в государственной регистрации права.
Не согласившись с данным отказом, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Согласно пункту 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункту 5 статьи 2, пункту 3 статьи 20 Закона N 122-ФЗ заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав.
Кроме того, право заинтересованного лица обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц предусмотрено главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Из положений статей 197, 198, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона N 122-ФЗ.
Согласно положениям статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимость и сделок с ней.
Статьей 16 Закона N 122-ФЗ определено, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В силу пункта 1 статьи 18 этого Закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Данные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в оговоренных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон и определенных законодательством должностных лиц.
Согласно пункту 3 статьи 9 Закона о регистрации в компетенцию регистрирующего органа входит проверка действительности поданных заявителем документов, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав.
Из вышеуказанной нормы права следует, что при осуществлении государственной регистрации регистрирующий орган обязан провести правовую экспертизу документов и установить наличие или отсутствие оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав
В силу пункта 1 статьи 20 названного Закона в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Согласно части 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона N 122-ФЗ право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
Согласно пункту 1 статьи 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Статьей 219 ГК РФ предусмотрено, что право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
По смыслу статьи 222 названного Кодекса недвижимое имущество может быть создано на земельном участке, отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, при получении на это необходимых разрешений и без нарушений градостроительных и строительных норм и правил.
Согласно пункту 6 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и статье 28 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" для строительства, эксплуатации и ремонта объектов систем газоснабжения предоставляются земельные участки на вещном праве.
В силу пункта 1 статьи 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом N 122-ФЗ.
Проанализировав акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 17.11.2006 (том 1, листы 23, 99), а также кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от 27.12.2013 N 02-69/13-1-377039 (том 1, листы 100-101), суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требований, в своем решении указал, что такой объект как подводящий газопровод является объектом вспомогательного значения, так как предназначен для инженерного обеспечения основного объекта - модульной котельной по улице Фабричная поселка городского типа Новозавидовский Конаковского района Тверской области, что подтверждается актом приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 17.11.2006, а также кадастровым паспортом здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от 27.12.2013 N 02-69/13-1-377039. В связи с этим в силу пункта 3 части 17 статьи 51 ГрК РФ не требуется выдача разрешение на строительство на земельном участке.
Такой вывод апелляционная коллегия считает ошибочным в связи со следующим.
Действительно, пунктом 3 части 17 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что для строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования не требуется разрешения на строительство.
Вместе с тем, указанная норма регулирует отношения, связанные с выдачей разрешения на строительство, а не разрешения на ввод в эксплуатацию, в связи этим ссылка на нее неправомерна.
Суд первой инстанции также сослался на положения Общероссийского классификатора основных фондов, утвержденного постановлением Госстата РФ от 26.12.1994 N 359 (далее - ОКОФ), согласно которому к подразделу "Сооружения" относятся инженерно-строительные объекты, назначением которых является создание условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предмета труда, или для осуществления различных непроизводственных функций.
По мнению суда, данная норма свидетельствует о том, что газопровод - это объект вспомогательного использования.
Вместе с тем, ОКОФ обеспечивает информационную поддержку решения следующих задач:
- проведения работ по оценке объемов, состава и состояния основных фондов;
- реализации комплекса учетных функций по основным фондам в рамках работ по государственной статистике;
- осуществления международных сопоставлений по структуре и состоянию основных фондов;
- расчета экономических показателей, включая фондоемкость, фондовооруженность, фондоотдачу и другие;
- расчета рекомендательных нормативов проведения капитальных ремонтов основных фондов.
Объектами классификации в ОКОФ являются основные фонды.
Как правильно отметило управление в своей жалобе, данная норма раскрывает назначение сооружения по отношению к процессу производства и никоим образом не указывает на взаимосвязь здания и сооружения как основного и вспомогательного объектов.
Следует также признать, что ГрК РФ не дает определение понятию "объект вспомогательного использования".
Вместе с тем, согласно статье 135 ГК РФ определено, что вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.
В связи с этим апелляционная инстанция считает обоснованной ссылку управления в апелляционной жалобе на пункт 10 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384-ФЗ), согласно которому к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности отнесены здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.
Кроме того, оценивая газопровод как объект вспомогательного использования нельзя не учитывать позицию Минрегионразвития РФ, изложенную в письме от 25.06.2009 N 19669-ИП/08 "О проведении государственной экспертизы проектной документации отдельных объектов капитального строительства", согласно которой под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности.
Согласно ГОСТ Р 54257-210 к сооружениям пониженного уровня ответственности относятся теплицы, парники, мобильные здания (сборно-разборные и контейнерного типа), склады временного содержания, бытовки вахтового персонала и другие подобные сооружения с ограниченными сроками службы и пребыванием в них людей.
В связи с этим подводящий газопровод нельзя признать сооружением пониженного уровня ответственности и объектом вспомогательного значения.
Тот факт, что подводящий газопровод является опасным производственным объектом не оспаривается и заявителем, что усматривается из его заявления о признании незаконным об отказе в государственной регистрации, а также пояснений, данных при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции.
Сам по себе факт присоединения газопровода к зданию модульной котельной не свидетельствует о невозможности использования данного объекта как самостоятельного объекта.
Помимо того, из заявления общества, поданного в Росреестр 11.02.2014, следует, что оно просило зарегистрировать спорный газопровод как самостоятельный объект недвижимости (том, листы 78-79).
В случае обращения за регистрацией подводящего газопровода как объекта вспомогательного значения общество предоставило бы в соответствии со статьей 25.3 Закона N 122-ФЗ декларацию и правоустанавливающий документ на землю.
Частью 6 статьи 90 ЗК РФ установлено, что в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для:
1) размещения наземных объектов системы нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов;
2) размещения наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта;
Границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
В пункте 7 раздела II Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества, утвержденных приказом Федеральной регистрационной службы от 08.06.2007 N 113, указано, что документом, удостоверяющим выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструируемого, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (часть 1 статьи 55 ГрК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
Согласно части 3 названной статьи для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию должны быть представлены правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, разрешение на строительство, акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора) и иные документы, названные в данной норме.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства (часть 10 статьи 55 ГрК РФ).
Из вышеизложенного следует, что для регистрации права собственности на объект недвижимости необходимо представить документы, подтверждающие предоставление обществу земельного участка для строительства (реконструкции), и разрешение на ввод в эксплуатацию.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае на государственную регистрацию в качестве правоустанавливающего документа обществом представлен акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 17.11.2006, который не соответствует установленной форме разрешения на строительство, утвержденной постановлением N 698. Документы на земельный участок также представлены не были.
Общество ссылается на то, что в 2006 году порядок ввода в эксплуатацию опасного производственного объекта определял Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116).
На дату приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы (17.11.206) пунктом 4 статьи 8 Закона N 116-ФЗ определялось, что приемка в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в установленном порядке. В процессе приемки в эксплуатацию опасного производственного объекта проверяются соответствие опасного производственного объекта проектной документации, готовность организации к эксплуатации опасного производственного объекта и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии. Требование о предоставлении разрешения на ввод в эксплуатацию возникло в связи с введением с 01.01.2007 ГрК РФ, часть 1 статьи 55 которого определила, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
Вместе с тем, постановление N 698 действовало с 15.12.2005.
Федеральным законом от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" названный Кодекс введен в действие со дня его официального опубликования.
ГрК РФ опубликован в "Российская газета", N 290, 30.12.2004, в "Собрании законодательства РФ" 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 17.
Следовательно, на момент приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы (17.11.2006) требование о получении разрешения на ввод в эксплуатацию имело место, и форма указанного документа была установлена, что соответствует пункту 4 статьи 8 Закона N 116-ФЗ, определявшего, что приемка в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в установленном порядке.
Доводы общества, считающего, что все необходимые документы были представлены на государственную регистрацию, а получения разрешений на ввод объекта в эксплуатацию не требовалось, не могут быть приняты во внимание, поскольку на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт такого сооружения, как газопровод, распространяются все требования законодательства, предусмотренные для строительства нового объекта. Однако представленными обществом документами не подтверждается соблюдение в полной мере этих требований.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба управления подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 12 января 2015 года по делу N А66-9546/2014 отменить.
Отказать обществу с ограниченной ответственностью "МЕГА ПЛЮС" в признании незаконным решения Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области от 08.04.2014 N 14-06/15443-14 (69-1-12/003/2014-670), а также в возложении на него обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности общества с ограниченной ответственностью "МЕГА ПЛЮС" на объект недвижимости - подводящий газопровод, расположенный по адресу: Тверская область, Конаковский район, г/п Новозавидовский, поселок городского типа Новозавидовский, улица Фабричная, кадастровый номер 69:15:0000000:792 в установленный законом срок.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-9546/2014
Истец: ООО "Мега Плюс"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области
Хронология рассмотрения дела:
01.10.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6546/15
02.06.2015 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-1645/15
26.05.2015 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-9546/14
12.01.2015 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-9546/14