город Ростов-на-Дону |
|
03 июня 2015 г. |
дело N А32-4836/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Смородиной Ю.А.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель по доверенности от 30.12.2014 г. N дов 3-36 Кабачек М.И.;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фэир Трейд" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.04.2015 г. по делу N А32-4836/2015 по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу,
заинтересованное лицо: общество с ограниченной ответственностью "Фэир Трейд",
принятое в составе судьи Любченко Ю.В.,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении ООО "Фэир Трейд" к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13 апреля 2015 года заявленные требования удовлетворены. Суд привлек общество к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наложением административного штрафа в размере 100000 рублей.
Решение мотивировано наличием в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения, соблюдением порядка привлечения к административной ответственности, отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным.
Не согласившись с указанным судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "ФЭИР Трейд" обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобе общество ссылается на то, что исходя из фактических обстоятельств дела следует, что в рассматриваемом случае отсутствуют обстоятельства, свидетельствующие об осуществлении обществом с 01.10.2014 г. деятельности по закупке, хранению и поставке алкогольной продукции без соответствующего установленным требованиям складского помещения, а также отсутсвтуют обстоятельства, при наличии которых у общества возникала бы обязанность подать заявление о переоформлении лицензии.
Кроме того, общество указало на то, что прекращение обществом деятельности по обороту алкогольной продукции не является обстоятельством, свидетельсвующим о необходимости переоформления лицензии, согласно пункта 12 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ от 22.11.1995 г.
Общество также указало на то, что не осуществляет деятельность по обороту алкогольной продукции с 01.10.2014 г.
Таким образом, по мнению общества, управлением не доказаны обстоятельства, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении, а именно:
- не доказано осуществление обществом деятельности по обороту алкогольной продукции после расторжения договора аренды (с 01.10.2014 г.), т.е. с того момента, когда общество перестало соответствовать лицензионным требованиям;
- не доказано наличие обязанности для организаций, добровольно прекративших осуществление деятельности по обороту алкогольной продукции, подавать заявления о переоформлении лицензии (действующее законодательство Российской Федерации не содержит норм, в которых была бы закреплена такая обязанность);
- не доказано нарушение обществом срока подачи заявления о прекращении действия лицензии (действующим законодательством Российской Федерации не установлен срок для подачи заявления о прекращении действия лицензии).
Заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении требований апелляционной жалобы отказать.
Как следует из материалов дела, общество имеет лицензию на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции 23ЗАП0001457 выданную 24.12.2012 г. сроком действия до 24.12.2017 г.
Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу в ходе производства по делу об административном правонарушении, возбужденном определением от 24 ноября 2014 года N 11-17/224 в отношении общества установлено, что ООО "Фэир Трейд" осуществляет деятельность с нарушением условий действия лицензии серии РА N 000040 рег. N 32ЗАП0001457, выданной на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции сроком действия до 24.12.2017 года, выразившейся в осуществлении деятельности по закупки, хранению и поставки алкогольной продукции после окончания срока аренды складского помещения и непредставления лицензирующему органу в установленный законом срок до 30.10.2014 года заявления о переоформлении вышеуказанной лицензии при отсутствии в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде складских помещений предназначенных исключительно для лицензированного вида деятельности.
Из материалов дела следует, что 25 ноября 2014 года в ходе проведения осмотра по адресу: 353240, Краснодарский край, станица Северская, улица Ленина 117, установлено, что ООО "Фэир-Трейд" по адресу, указанному в лицензии, не находится, представители организации - должностные и материально-ответственные лица отсутствуют.
Из объяснений, отобранных у директора ООО ПКФ "Плодоперерабатывающий комбинат "Северский" (арендодателя) Пентелюк П.В., участвующего в ходе проведения осмотра следует, что ООО "Фэир Трейд" с 01 октября 2014 года по адресу, указанному в лицензии, фактически отсутствует, где находится в данный момент ООО "Фэир Трейд", он не знает.
По результатам проведённого осмотра складского помещения по адресу: 353240, Краснодарский край, станица Северская, улица Ленина 117, литер И 1, этаж N 1, помещение N 1 (S=433,2 кв.м.) установлено, что в указанном помещении хранится алкогольная продукция (пивные напитки) в количестве 25006 единиц, которая была арестована протоколам ареста товаров и иных вещей N50-02/14-4 от 04.09.2014 г, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Фэир Трейд".
25 августа 2014 года в адрес управления от ООО "Фэир-Трейд" поступило письмо, из которого следует, что в связи с расторжением с 01.10.2014 года договора аренды нежилого имущества от 22.04.2014 г. N 36/2011 по адресу: 353240, Краснодарский край, станица Северская, улица Ленина 117, литер И 1, этаж N 1, помещение N 1 (S=433,2 кв.м.), ООО "Фэир Трейд" с 01.10.2014 года не осуществляет деятельность по закупке, хранению и поставке алкогольной продукции, предусмотренной лицензией серии РА N 000040 рег. N32ЗАП0001457, выданной 24.12.2012 года сроком действия до 24.12.2017 года.
Кроме того, 30 декабря 2014 года в адрес управления поступила информация Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка исх. N 25339/01-02 от 29.12.2014 г. о том, что по состоянию на 26.12.2014 года ООО "Фэир Трейд" не представляло заявлений о переоформлении или прекращения действия лицензии серии РА N 000040 рег. N 32ЗАП0001457 от 24.12.2012 года на закупку, хранения и поставку алкогольной продукции.
Таким образом, обществом с ограниченной ответственностью "Фэир Трейд" совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
23 января 2015 года главным специалистом-экспертом отдела по контролю за легальностью производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Пышновым М.С. в отношении ООО "Фэир Трейд" составлен протокол об административном правонарушении N 11-17/224 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом положений о подведомственности, предусмотренных статьей 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, управление обратилось с заявлением в арбитражный суд о рассмотрении материалов административного дела по существу и решения вопроса о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Повторно исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает наличие события административного правонарушения, факта его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, оснований для составления протокола об административном правонарушении и полномочий административного органа, составившего протокол, установленной законом административной ответственности за совершение данного правонарушения и оснований для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Федеральным законом N 171-ФЗ установлены правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно статье 1 Федерального закона N 171-ФЗ государственное регулирование в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на защиту экономических интересов государства, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение её качества и проведения контроля за соблюдением законодательства в регулируемой области.
В соответствии со статьей 2 Закона N 171-ФЗ под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение, перевозка и розничная продажа, на которые распространяется действие указанного закона. Следовательно, хранение алкогольной, спиртосодержащей продукции и сырья для производства этой продукции представляет собой ее оборот.
Согласно подпункту 2.3 пункта 2 статьи 11 Закона N 171-ФЗ оборот (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции вправе осуществлять организации, имеющие соответствующие установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти требованиям складские помещения в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более.
Таким образом, действующее законодательство определяет особые требования к обороту алкогольной продукции, в частности к складским помещениям, где будет осуществляться оборот алкогольной продукции.
На основании пункта 1 статьи 18 Закона N 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением: производства и оборота этилового спирта по фармакопейным статьям, пива и пивных напитков; розничной продажи спиртосодержащей продукции; закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях.
Пунктом 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ определено, что лицензии выдаются на осуществление следующих видов деятельности: производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата; производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции; производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции; розничная продажа алкогольной продукции.
Материалами дела подтверждается, что общество имеет лицензию на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции 23ЗАП0001457 от 24.12.2012 г. выданную 24.12.2012 г., сроком действия до 24.12.2017 г., а одним из лицензионных требований является хранение алкогольной продукции с соблюдением нормативно установленных требований.
Согласно пунктам 12, 13, статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ от 22.11.1995 г. "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в случае изменения места нахождения обособленных подразделений организации, окончания срока аренды складского помещения, используемого для осуществления лицензируемого вида деятельности, осуществляется переоформление лицензии на основании заявления организации. Заявление о переоформлении лицензии подаётся в лицензирующий орган в течение 30 дней со дня возникновения обстоятельств, вызвавших необходимость переоформления лицензии.
С учетом изложенного, ООО "Фэир Трейд" при наличии действующей лицензии серии РА N 000040 рег. N 23ЗАП0001457 от 24.12.2012 года на закупку, хранения и поставку алкогольной продукции сроком действия до 24.12.2017 года, в нарушение пунктов 2.3 статьи 11 Федерального закона N 171-ФЗ от 22.11.1995 г. с 01.10.2014 года не имеет в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде складских помещений, предназначенных исключительно для лицензированного вида деятельности, кроме того в нарушение пунктов 12, 13, статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ от 22.11.1995 г. ООО "Фэир Трейд" в установленный законом срок до 30.10.2014 года не представило в лицензирующий орган заявление о переоформлении вышеуказанной лицензии, в связи с изменениями сведений о лицензии (окончание срока аренды складского помещения).
Доводы подателя жалобы о том, что оно не осуществляет оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, следовательно, в его действиях (бездействии) отсутствуют признаки предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях противоправного деяния, что свидетельствует об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судом апелляционной инстанции признаются необоснованными.
Лицензия серии РА N 000040 рег. N23ЗАП0001457 от 24.12.2012 года на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции сроком действия до 24.12.2017 года на момент проведения осмотра 25 ноября 2014 г., а также на момент составления протокола 23.01.2015 г. являлась действующей, о досрочном прекращении общество обратилось в Росалкогольрегулирование только 16.02.2015 г.
Согласно подпункту 2.3 пункта 2 статьи 11 Закона N 171-ФЗ оборот (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции вправе осуществлять организации, имеющие соответствующие установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти требованиям складские помещения в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более.
Согласно пунктам 12 и 13 статьи 19 Федерального закона от 22.11.1995 г.
Закона N 171-ФЗ, в случае изменения, в том числе, указанных в лицензии мест нахождения обособленных подразделений организации, окончания срока аренды складского помещения, используемого для осуществления лицензируемого вида деятельности, переоформление лицензии осуществляется на основании заявления организации с приложением документов, подтверждающих указанные изменения. В предусмотренных названным пунктом случаях переоформление лицензии осуществляется путем выдачи новой лицензии с сохранением при этом указанного в лицензии срока ее действия и при условии возврата ранее выданной лицензии (за исключением ее утраты) в лицензирующий орган.
Заявление о переоформлении лицензии подается в лицензирующий орган в течение 30 дней со дня возникновения обстоятельств, вызвавших необходимость переоформления лицензии.
Договор аренды недвижимого имущества от 22.04.2011 г. N 36/2011, в соответствии с которым общество арендовало у ООО ПКФ "Плодоперерабатывающий комбинат "Северский" складское помещение (лицензируемый склад) по адресу: Россия, Краснодарский край, Северский район, ст-ца Северская, ул. Ленина, 117, Лит. И1, этаж 1, помещение N 1, площадью 433,2 кв.м. расторгнут с 01 октября 2014 года.
Общество вернуло арендодателю помещение по акту приема-передачи 30.09.2014 г., в пункте 5 которого указано, что в помещении на дату последнего дня действия договора аренды (т.е. на 30.09.2014 г.) находятся и будут находиться после прекращения договора до завершения всех процессуальных действий принадлежащие арендатору (обществу) пивные напитки, на которые наложен арест.
С момента прекращения действия договора аренды (с 01.10.2014 г.), общество ссылается, что не осуществляет деятельность по закупке и поставке алкогольной продукции, предусмотренную лицензией от 24.12.2012 г. серия РА N 000040, рег. N 23ЗАП0001457, вместе с тем общество не отрицает фактическое хранение алкогольной продукции, что также является оборотом алкогольной продукции.
Исходя из смысла абзаца 2 подпункта 2.3. статьи 11 Закона N 171-ФЗ, оборот (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции вправе осуществлять организации, имеющие соответствующие установленным требованиям складские помещения. Данная норма предусматривает определенные условия, при которых организации вправе осуществлять оборот алкогольной продукции, а именно при наличии складских помещений, соответствующих установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Нахождение в обороте отдельных видов объектов гражданских прав, определяемых в порядке, установленном законом, допускается по специальному разрешению (пункт 2 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации). Вышеуказанная лицензия выдавалась обществу на осуществление деятельности по закупки, хранению и поставки алкогольной продукции при обязательном соблюдении действующего законодательства Российской Федерации, следовательно лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных условий и требований.
Общество, являясь профессиональным участником алкогольного рынка и осуществляя предпринимательскую деятельность по закупке, хранению и поставке алкогольной продукции, знало и допускало, что несоблюдение законодательства в данной сфере может повлечь неблагоприятные последствия, в том числе в виде мер административного воздействия.
С учетом изложенного, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о наличии в действиях заинтересованного лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено, что и не оспаривается обществом.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Правовых оснований для переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.04.2015 г. по делу N А32-4836/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Г.А. Сурмалян |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-4836/2015
Истец: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка
Ответчик: ООО "ФЭИР ТРЕЙД"
Третье лицо: ООО Фэир Трейд