г. Москва |
|
03 июня 2015 г. |
Дело N А41-80202/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Виткаловой Е.Н., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания Канашиной О.С.,
при участии в заседании:
от ИП Гасанова В.И. - Иванников В.В. представитель доверенности от 11.12.2014,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области - Макарьев А.А. представитель доверенности от 10.03.2015 N 46-Д,
от Администрации Воскресенского муниципального района Московской области - извещена, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 12.03.2015 по делу N А41-80202/14, принятое судьей Плотниковой Н.В., по заявлению индивидуального предпринимателя Гасанова В.И. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности; обязании зарегистрировать право собственности, третье лицо - Администрация Воскресенского муниципального района Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Гасанов В.И. (далее - предприниматель, ИП Гасанов В.И.) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области (далее - управление) в котором просило:
- признать незаконным отказ управления от 06.11.2014 N 29/056/2014-281 в государственной регистрации права собственности Гасанова Вагифа Иса-оглы на сооружение, площадь застройки 687 кв.м., расположенное по адресу: Московская область, г. Воскресенск, ул. Первостроителей, участок, примыкающий к участку 2-а, кадастровый номер 50:29:0071501:280;
- обязать управление зарегистрировать право собственности Гасанова Вагифа Иса-оглы на сооружение, площадь застройки 687 кв.м., расположенное по адресу: Московская область, г. Воскресенск, ул. Первостроителей, участок, примыкающий к участку 2-а, кадастровый номер 50:29:0071501:280.
Решением Арбитражного суда Московской области от 12.03.2015 заявленные ИП Гасановым В.И.требования удовлетворены.
В качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора в деле участвует - Администрация Воскресенского муниципального района Московской области (далее - администрация).
Не согласившись с данным судебным актом, управление обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Администрация Воскресенского муниципального района Московской области, извещенного надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель управления поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований предпринимателя.
Представитель ИП Гасанова В.И. возражал по доводам апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ИП Гасанов В.И. в 2012 году обратился в администрацию с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта недвижимости - стоянки автотранспорта ярмарки строительных материалов (далее - объект недвижимости) (л.д. 20).
Постановлением Администрации Воскресенского муниципального района Московской области от 28.01.2013 N 186 "О предварительном согласовании места размещения объекта, утверждении акта о выборе и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, кадастровый квартал 50:29:0071501, расположенного по адресу: Московская область, г. Воскресенск, ул. Первостроителей, участок, примыкающий к участку 2а" администрация предварительно согласовала место размещения объекта недвижимости, а также утвердила акт о выборе указанного земельного участка и согласовала схему расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 19, 22).
Впоследствии, на основании постановления администрации от 16.10.2013 N 2316 "О предоставлении гражданину РФ Гасанову Вагифу Иса-оглы в аренду земельного участка, местоположение Московская область, г. Воскресенск, ул. Первостроителей, участок, примыкающий к участку 2а", между Администрацией Воскресенского муниципального района Московской области (арендодатель) и ИП Гасановым В.И. (арендатором) заключен договор от 24.10.2013 N 1173/В аренды земельного участка для ведения предпринимательской деятельности, по условиям которого арендодатель сдает, а арендатор принимает во владение и пользование земельным участок с кадастровым номером 50:29:0071501:260, общей площадью 687 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, г. Воскресенск, ул. Первостроителей, участок, примыкающий к участку 2а из земель Воскресенского муниципального района (в границах городского поселения Воскресенск, категория земель - Земли населенных пунктов) (л.д. 28, 36).
Указанный договор зарегистрирован в управлении 27.12.2013, запись регистрации N 50-50-29\076\2013-130.
В соответствии с пунктом 1.4. данного договора земельный участок передается для осуществления арендатором следующих видов деятельности (цели использования): для стоянки автотранспорта ярмарки строительных материалов.
В разделе 4 договора определены права и обязанности сторон.
В силу пункта 4.2.5. данного договора арендатор обязуется осуществлять застройку земельного участка в соответствии с его целевым назначением по проекту, согласованному в установленном порядке.
Предпринимателем был разработан и подготовлен Градостроительный план земельного участка для организации строительства. Данный Градостроительный план утвержден Постановлением Администрации городского поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района Московской области от 17.03.2014 N 98.
Далее ИП Гасанов В.И. подготовил проектную документацию по строительству стоянки для автотранспорта ярмарки строительных материалов, обратился с надлежащим пакетом документов в Администрацию городского поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района Московской области.
Администрация 27.06.2014 выдала предпринимателю разрешение на строительство N RU50514104-016Р-14 (л.д. 76).
06.08.2014 Администрацией городского поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района Московской области выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU50514104-015В-14 (л.д. 77).
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра по Московской области" 06.09.2014 выдан кадастровый паспорт объекта недвижимого имущества: сооружение, местоположение: Московская область, г. Воскресенск, ул. Первостроителей, участок, примыкающий к участку 2-а, кадастровый номер 50:29:0071501:280 (л.д. 78).
ИП Гасанов В.И. 18.09.2014 обратился в управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости.
Сообщением от 06.10.2014 N 29/056/2014-281 предпринимателю отказано в государственной регистрации права на основании абз. 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), ссылаясь на то, что земельный участок с кадастровым номером 50:29:0071501:260, на котором построен вводимый в эксплуатацию объект недвижимости, предоставлен заявителю в аренду с видом разрешенного использования: для стоянки автотранспорта ярмарки строительных материалов (статья 34 ЗК РФ). Указанный земельный участок не отведен для целей строительства (пункт 1 статьи 222 ГК РФ, статьи 30 ЗК РФ).
Считая, что отказ управления является незаконным, ИП Гасанов В.И. обратился в Арбитражный суд Московской области с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу абзаца первого части 1 статьи 2 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено лишь в судебном порядке.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона N 122-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ установлено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Часть 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (действовавшему в период предоставления заявителю земельного участка и утратившему силу с 01.03.2015) (далее - ЗК РФ) устанавливает, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду (пункт 3 статьи 30 Земельного кодекса РФ).
Пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ установлено, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
Таким образом, указанная статья предусматривает порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, первым этапом которого является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Положениями статьи 31 ЗК РФ установлен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, который включает в себя выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, проведение работ по формированию земельного участка, государственный кадастровый учет земельного участка, принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.
Пунктом 3 статьи 31 ЗК РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Пунктами 5 и 6 статьи 31 ЗК РФ предусмотрено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны, к данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В силу пункта 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Как следует из материалов дела, ИП Гасанов В.И. в 2012 году обратился в администрацию с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта недвижимости - стоянки автотранспорта ярмарки строительных материалов (далее - объект недвижимости) (л.д. 20).
Постановлением Администрации Воскресенского муниципального района Московской области от 28.01.2013 N 186 "О предварительном согласовании места размещения объекта, утверждении акта о выборе и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, кадастровый квартал 50:29:0071501, расположенного по адресу: Московская область, г. Воскресенск, ул. Первостроителей, участок, примыкающий к участку 2а" администрация предварительно согласовала место размещения объекта недвижимости, а также утвердила акт о выборе указанного земельного участка и согласовала схему расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 19, 22).
Таким образом, на момент принятия решения об утверждении акта выбора земельного участка Администрации Воскресенского муниципального района Московской области каких-либо нарушений порядка выбора и предварительного места размещения данного земельного участка выявлено не было, что и явилось основанием принятия постановления от 28.01.2013 N 186.
Ссылка управления о том, что построенная предпринимателем стоянка автотранспорта ярмарки строительных материалов является самовольной постройкой согласно статье 222 Гк РФ, не принимается апелляционным судом ввиду следующего.
В силу части 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Из буквального смысла указанной нормы, содержащаяся в ней санкция может быть применена, если доказана вина гражданина в осуществлении самовольной постройки. Осуществление самовольной постройки является виновным действием, доказательством совершения которого служит установление хотя бы одного из трех условий, перечисленных в пункте 1 статьи 222 ГК Российской Федерации.
Субъектом, осуществляющим самовольную постройку, может быть любое физическое или юридическое лицо, которое нарушило установленные для постройки требования, в частности использовало земельный участок, не отведенный для этой цели, не имеет соответствующего разрешения или существенно нарушило градостроительные и строительные нормы и правила.
Между Администрацией Воскресенского муниципального района Московской области (арендодатель) и ИП Гасановым В.И. (арендатором) заключен договор от 24.10.2013 N 1173/В аренды земельного участка для ведения предпринимательской деятельности, по условиям которого арендодатель сдает, а арендатор принимает во владение и пользование земельным участок с кадастровым номером 50:29:0071501:260, общей площадью 687 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, г. Воскресенск, ул. Первостроителей, участок, примыкающий к участку 2а из земель Воскресенского муниципального района (в границах городского поселения Воскресенск, категория земель - Земли населенных пунктов) (л.д. 28, 36).
Указанный договор зарегистрирован в управлении 27.12.2013, запись регистрации N 50-50-29\076\2013-130.
В соответствии с пункта 1.4. данного договора земельный участок передается для осуществления арендатором следующих видов деятельности (цели использования): для стоянки автотранспорта ярмарки строительных материалов.
В разделе 4 договора определены права и обязанности сторон.
В силу пункта 4.2.5. данного договора арендатор обязуется осуществлять застройку земельного участка в соответствии с его целевым назначением по проекту, согласованному в установленном порядке.
Вместе с тем материалами дела подтверждается, что по условиям договора аренды предпринимателю разрешено осуществлять строительство сооружения на арендуемом земельном участке, отведенном для целей строительства, а также строительство осуществлялось на основании разрешения на строительство от 27.06.2014 N RU 50514104-016Р-14 (л.д. 76), то есть с соблюдением порядка, установленного градостроительными и строительными нормами и правилами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемый отказ управления от 06.11.2014 N 29/056/2014-281 нарушает права и законные интересы предпринимателя в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем вышеуказанный отказ является незаконным и подлежит отмене.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться: указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов ИП Гасанова В.И., суд первой инстанции правомерно обязал управление устранить допущенные нарушения путем обязания зарегистрировать право собственности Гасанова Вагифа Иса-оглы на сооружение, площадь застройки 687 кв.м., расположенное по адресу: Московская область, г. Воскресенск, ул. Первостроителей, участок примыкающий к участку 2-а, кадастровый номер 50:29:0071501:280.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 12.03.2015 по делу N А41-80202/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Мищенко |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-80202/2014
Истец: Гасанов В. Иса-оглы
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
Третье лицо: Муниципальное учреждение "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области", Управление Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
Хронология рассмотрения дела:
21.07.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12987/15
22.04.2016 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-1362/16
07.10.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12987/15
03.06.2015 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-3471/15
12.03.2015 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-80202/14