г. Москва |
|
02 июня 2015 г. |
Дело N А40-2735/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Кольцовой Н.Н., |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тер-Акопян Г.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГК "Агентство по страхованию вкладов" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.03.2015 по делу N А40-2735/15 принятое судьей Кузнецовой С.А., (шифр судьи: 106-19) в порядке прощенного производства
по заявлению ГК "Агентство по страхованию вкладов" (ОГРН 1047796046198, 109240, Москва, Верхний таганский тупик, д. 4)
к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по МО (121170, Москва, ул. Поклонная, д. 13)
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Макарьев А.А. по доверенности от 10.03.2015; |
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ГК "Агентство по страхованию вкладов" с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Росреестра по Московской области от 19.11.2014 N 17-Ю-2014/45 о привлечении ГК "Агентство по страхованию вкладов" к административной ответственности по ч.1 ст.8.8 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб. 00 коп.
Решением суда от 16.03.2015 признано незаконным и отменено полностью постановление Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по МО от 19.11.2014 N 17-Ю-2014/45. При этом суд исходил из нарушения процедуры привлечения к административной ответственности.
С решением суда не согласился заявитель - ГК "Агентство по страхованию вкладов" и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит изменить мотивировочную часть решения суда. В обоснование своих требований ответчик ссылается на то, что событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, заинтересованным лицом не установлено, и заявитель привлечен к административной ответственности заинтересованным лицом незаконно.
Представитель заявителя, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился.
Ответчик возражает против удовлетворения апелляционной жалобы и просит решение суда в части установления судом события административного правонарушения и вины заявителя в совершении административного правонарушения оставить без изменения, а в части нарушения процедуры привлечения к административной ответственности просит решение суда отменить.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
В соответствии с ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч.7 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении подано заявителем в Арбитражный суд г. Москвы с соблюдением десятидневного срока, установленного ч. 2 ст. 208 АПК РФ, ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела в период с 01.10.2014 по 03.10.2014 в соответствии с Положением о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Московской области и Распоряжением Главы сельского поселения Аверкиевское Павлово-Посадского муниципального района Московской области от 25.09.2014 N 53, во исполнение Требования о проведении внеплановой проверки Павлово-Посадской городской прокуратуры от 25.09.2014 N 7.04-2014, специалистами администрации сельского поселения Аверкиевское проведена внеплановая документарная и выездная проверка соблюдения земельного законодательства в отношении ГК "Агентство по страхованию вкладов".
Уведомлением от 25.09.2014 N 9 ГК "Агентство по страхованию вкладов" была извещена о проведении внеплановой проверки земельного законодательства в период с 01.10.2014 с 10.00 по 03.10.2014, что подтверждается отметкой представителя заявителя действующего по доверенности от 18.03.2014 N 305 (л.д.84-86).
В ходе проведенной проверки Администрацией сельского Аверкиевское Павлово-Посадского муниципального района Московской области установлено, что земельный участок с кадастровым номером 50:17:0030617:1 (разрешенный вид использования - для сельскохозяйственного производства, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью 130 990 кв. м), расположенный по адресу: Московская область, Павлово-Посадский район, Аверкиевское с.п., д.Шебаново, д.132 расположенного в границах участка, участок находится примерно в 400 м по направлению на запад от ориентира, принадлежит на праве собственности Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов", на основании Соглашения об отступном от 24.06.2009 N 2009-0340/8, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 28.08.2009 сделана запись регистрации N 50-50-17/027/2009-264.
В ходе визуального осмотра установлено: земельный участок не огорожен, доступ свободный; каких-либо строений (сооружений) нет; наблюдается незначительная залесенность и закустаренность земельного участка; основная площадь земельного участка заросла многолетней сорной растительностью; признаков проведения работ по возделыванию сельхозкультур, обработке почвы, сенокошения на земельном участке не установлено.
Выявлены нарушения неиспользования земель сельскохозяйственного назначения, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 369 "О признаках неисполнения земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации", а именно:
- на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;
- залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка.
03.10.2015 должностными лицами Администрации сельского поселения Аверкиевское Павлово-Посадского муниципального района Московской области составлен акт проверки N 8 (л.д. 75-81).
29.10.2014 заместителем главного государственного инспектора г. Павловский Посад Павлово-Посадского района Московской области по использованию и охране земель, заместителем начальника Павлово-Посадского отдела Управления Росреестра по Московской области составлен протокол об административном правонарушении N 17-Ю-2014/45 (л.д. 21-25).
Постановлением Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по МО от 19.11.2014 N 17-Ю-2014/45 заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения по ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб. (л.д. 14-20).
Согласно ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации основным принципом земельного законодательства является учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.
На основании ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на соответствующие категории, которые используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона N 101-ФЗ от 24.07.2002 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
На основании ч. 4 ст. 6 Федерального закона N 101-ФЗ от 24.07.2002 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" собственник земельного участка обязан приступить к использованию земельного участка сельскохозяйственного назначения не позднее трех лет с момента возникновения права собственности на земельный участок.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается актом проверки соблюдения земельного законодательства N 8 от 03.10.2014 (л.д. 75-81), протоколом об административном правонарушении от 29.10.2014 г. N 17-Ю-2014/45 (л.д. 21-25), фототаблицей (л.д. 82-83).
Доводы заявителя о том, что проверка администрацией в отношении земельного участка не проводилась, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку сведения, указанные в акте проверки подтверждаются фотографиями.
Представленные материалы административного дела свидетельствуют о том, что с момента получения земельных участков на основании соглашения об отступном с июня 2009 года между ГК "Агентство по страхованию вкладов" и ООО "Агрофирма "Алферово", Агентством был заключен только договор об оказании услуг с ООО "Инвест энд девелопмент технолоджи" (впоследствии ООО "Девелопмент Технологии Инвестиции"), а также организации в 2013 году торгов по продаже данных участков. Доказательств фактических мер по обработке земель сельскохозяйственного назначения, заявителем не представлено.
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованным вывод о том, что событие и состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, в действиях ГК "Агентство по страхованию вкладов" и вина в его совершении доказаны.
Вместе с тем административным органом нарушена процедура привлечения к административной ответственности.
На основании ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст.28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В соответствии со ст.25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Таким образом, административный орган, согласно ст.ст.25.4, 28.2 КоАП РФ, составляя протокол об административном правонарушении, обязан обеспечить лицу, привлекаемому к административной ответственности возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, что является гарантией предоставления прав и защиты законных интересов этого лица (ст. 28.2).
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела уведомление от16.10.2014 исх.N 17-43-1081 (л.д.68) в качестве доказательств извещения законного представителя о времени и месте составления протокола таким доказательством не является, поскольку не подтверждает факт получения адресатом (законным представителем общества) корреспонденции до составления протокола об административном правонарушении. Доказательств отправления и вручения данного уведомления административным органом не представлено. Представленная квитанция таким доказательством также не является, поскольку из данного документа невозможно установить какая корреспонденция и в адрес кого была направлена.
Кроме того, уведомлением от 16.10.2014 исх.N 17-43-1081 обществу указано на необходимость явки 28.10.2014 в 11 час. 00 мин. для составления протоколов об административных правонарушениях по ч.1. ст.8.8 КоАП РФ, в то время как протокол N 17-Ю-2014/45 был составлен административным органом 29.10.2014 в период с 12 час. 30 мин. по 12 час. 45 мин. по факту выявленного нарушения по ч.1 ст.8.8 КоАП РФ.
Таким образом, при составлении протокола об административном правонарушении допущены процессуальные нарушения, повлекшие нарушение прав лица, привлекаемого к ответственности, на защиту, поскольку заявитель, не извещен надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
В силу ч.2 ст.211 АПК РФ, п.17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и п.10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях" подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст.ст.229, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.03.2015 по делу N А40-2735/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа, только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Судья |
Н.Н. Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-2735/2015
Истец: ГК "Агентство по страхованию вкладов"
Ответчик: Управление Росреестра по Московской области, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по МО
Третье лицо: ГК "Агенство по страхованию вкладов", Управление Федеральной слежбы государственнлй регистрации, кадастра и картографии по Московской области