г. Хабаровск |
|
01 июня 2015 г. |
А73-16153/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июня 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гетмановой Т.С.
судей Михайловой А.И., Ротаря С.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куликом Е.С.
при участии в заседании:
от Открытого акционерного общества "Российские железные дороги": Степанова Е.Б. (доверенность N 249 от 25.02.2015);
от Общества с ограниченной ответственностью Транспортная компания "Статус": Ларёва Д.И. (доверенность от 29.12.2014);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение от 19.03.2015
по делу N А73-16153/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Паниной А.А.
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)
к открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)
о взыскании 620 009,76 рублей
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Статус" (далее - ООО ТК "Статус", ответчик) о взыскании 620 009,76 рублей.
Данная задолженность представляет собой стоимость услуг по промывке вагонов.
Решением от 19.03.2015 иск оставлен без удовлетворения.
ОАО "РЖД" в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
Истец указывает, что по спорным вагонам груз прибыл "безкатегорийный", но поскольку груз перевозился в вагонах типа: термосы (ВТ), ИВ-термосы (ИВТ), грузовые вагоны рефсекции (РФ), автономные рефрижераторные вагоны (АРВ), АРВ-Э обработка по ним установлена договором по первой категории по цене 14 203 руб. по мнению апеллянта, исходя из текста Постановления Главного врача и условий договора можно определить по какой категории обрабатываются вагоны и какая плата за эти услуги вносится. Обращает внимание на то, что стороны руководствовались приложением N 2, которое и является заявкой и действует на период действия договора.
Так де заявитель не согласен с выводом суда о применении срока исковой давности по накопительным ведомостям N N 070706, 170602, 180601. При этом указывает, что после предварительной оплаты за промывку вагона "без категории" были оказаны услуги по промывке вагонов по 1 категории, что зафиксировано актами общей формы. После чего направлены ведомости на добор тарифа за промывку вагонов по 1 категории.
Ответчик в отзыве с доводами жалобы не согласился, просил оставить оспариваемый судебный акт без изменения. Указывает, что истец не учел в данном случае, что вагоны не требовали ветеринарно-санитарной обработки ни по какой категории. Требовалась обычная промывка вагонов без проведения ветеринарно-санитарной обработки. Приложение N 2 являет собой форму заявки, однако из представленного приложения невозможно определить какую услугу заказывает клиент в каждом конкретном случае.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители истца и ответчика поддержали свои позиции, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Заслушав позиции сторон, изучив материалы дела, с учетом доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
Из материалов дела следует, что 09.01.2013 между ОАО "РЖД" и ООО ТК "Статус" (клиент) заключен договор на оказание услуг, связанных с перевозкой груза N ТЦ-68.
Срок действия договора определен с даты его подписания и до 31.12.2012 с возможностью дальнейшей пролонгации.
По условиям договора ОАО "РЖД" обязуется оказать либо организовать оказание услуг, связанных с перевозкой груза (п. 1.1).
Перечень оказываемых услуг согласно п. 1.2. определяется ОАО "РЖД".
Перечень оказываемых услуг и их стоимость определены в приложении N 1 к договору.
Оказание услуг осуществляется на основании письменных заявок, являющихся неотъемлемой частью договора и оформляемых по форме, указанной в приложении N 2 к договору (п. 1.3).
В соответствии с условиями договора, изложенными в пункте 2.1., в обязанности ОАО "РЖД" в том числе входит оказание услуги в соответствии с согласованными заявками клиента и обеспечение своевременного выполнения услуг по согласованным заявкам.
В обязанности клиента входит направление в ОАО "РЖД" надлежащим образом оформленных заявок не менее чем за 5 дней до предполагаемой даты оказания услуг. При неоднократном осуществлении услуг договором предусмотрено указание клиентом в заявке срока её действия, на протяжении которой услуга считается заказанной клиентом (п. 2.2.1).
По факту оказания услуги клиент обязуется подписывать накопительную карточку ФДУ-92 (п. 2.2.4).
В декабре 2013 года и марте - апреле 2014 года в адрес ООО ТК "Статус" прибывал груз в вагонах N N 90883471, 58738329, 58738311, 87830485, 58742487, 87836730, 58051277, 87834321, 90827460, 53782959, 91818740, 90828427, 58731142, 90878182, 87832895, 87832903, 87832929, 87832911, 90870650, 90883315, 58730003, 58730011, 58730029, 58730037, 87835484, 87835633, 87835476, 87835468, 87835450, 52567708, 90885534, 58728759, 58738832, 58738840, 58738857, 58738865, 58738873, 53781985, 87833083, 87812723, 87833075, 87833067, 87833059, 90877382, 90885583, 53784690, 91811851, 58742859, 58742842, 58742834, 58742826, 90883588, 90831280, 90842725, 87827168, 87827150, 87827143, 87822334, 87827135, 53781951, 53781522, 58012642, 53789186, 53786463, 90854605, 53785580, 5872461, 58742479, 58742453, 87833000, 58721572, 58721580, 58721606, 58721614, 58720004, 59965376, 53782751, 90879065, 90879800, 53781092, 58053117, 58755430, 58755448, 58755455, 58755463, 52560174, 90823279, 90879602, 52560307, 5386463, 90878075, 90879933, 58730003, 58730011, 58730029, 58730037, 90852260, 58052184, 90874058, 87832382, 87832374, 87832408, 87832390, 87819827, 58750860.
В соответствии с накопительными ведомостями N N 2312194, 231126, 301124, 141236, 2502143, 150303, 81275, 231114, 2911145, 2211153, 2711126, 241178, 271101, 251193, 251190, 251187, 251192, 71205, 312145, 2611145, 2911126, 2911128, 2911131, 2911130, 2911127, 2911121, 301101, 312157, 2911133, 512148, 071224, 071229, 071226, 071225, 071228, 2211162, 422134, 261101, 181203, 1712150, 40101, 111204, 111241, 100291, 2611165, 2611166, 100204, 2611167, 1212164, 111254, 161201, 1612193, 1612193, 111203, 191201, 141237, 141234, 141235, 1212148, 130444, 120445, 110403, 2703145, 110401, 110402, 1504208, 30472, 10489, 2402132, 280258, 210302, 2802129, 160301, 210303, 280257, 120313, 200302, 2602135, 2602143, 1203174 ответчику к оплате выставлена услуга по промывке указанных выше вагонов без категории.
Накопительные ведомости подписаны ответчиком и оплачены в полном объеме.
В ходе ревизорской проверки правильности начисления сбора за промывку на ДПП Ружино выявлено, что спорные вагоны согласно актам общей формы N N 12/2914, 12/2656, 12/2722, 12/2831, 12/607, 12/683, 12/2763, 12/2579, 12/2635, 12/2631, 12/2630, 12/2612, 12/2633, 12/2649, 12/2637, 12/2636, 12/2645, 12/2657, 12/2688, 12/2687, 12/2658, 12/2672, 12/2710, 12/2709, 12/2651, 12/2654, 12/2652, 12/2900, 12/2912, 12/2910, 12/2728, 12/2730, 12/2726, 12/2785, 12/2784, 12/2742, 12/2740, 12/2741, 12/2727, 12/2832, 12/2831, 12/2816, 12/835, 12/821, 12/776, 12/755, 12/777, 12/775, 12/798, 12/809, 12/756, 12/543, 12/632, 12/693, 12/615, 12/651, 12/694, 12/608, 12/581, 12/707, 12/587/12/578, 12/687 фактически обработаны по 1 категории.
В связи с тем, что стоимость услуг по промывке вагонов по 1 категории составляет сумму большую, чем промывка без категории, истец начислил недобор сбора за проведенную обработку вагонов в общей сумме 620 009,76 рублей.
От подписания накопительных ведомостей ответчик отказался, о чем составлены акты общей формы.
В адрес ООО ТК "Статус" направлены уведомления с просьбой оплатить сумму недобора.
Отсутствие оплаты со стороны ООО ТК "Статус" послужило основанием для обращения ОАО "РЖД" в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со статьей 44 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации после выгрузки грузов, грузобагажа вагоны, контейнеры должны быть очищены внутри и снаружи.
После выгрузки животных, птицы, сырых продуктов животного происхождения промывка, ветеринарно-санитарная обработка крытых и изотермических вагонов обеспечиваются перевозчиками за счет грузополучателей (получателей), промывка, ветеринарно-санитарная обработка специализированных вагонов, контейнеров - грузополучателями, если иное не установлено соглашением сторон.
Промывка, ветеринарно-санитарная обработка крытых и изотермических вагонов после выгрузки продовольственных и скоропортящихся грузов, перечень которых устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, обеспечиваются перевозчиками за счет грузополучателей (получателей), специализированных вагонов, контейнеров - грузополучателями, если иное не установлено соглашением сторон.
Основные требования к очистке вагонов, контейнеров и критерии такой очистки определяются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
При отсутствии у грузополучателей (получателей) возможностей для промывки вагонов их промывку могут обеспечивать перевозчики либо иные юридические лица или индивидуальные предприниматели в соответствии с договором.
Размер платы за промывку и дезинфекцию вагонов не установлен тарифным руководством и является договорным тарифом.
Основные требования к очистке вагонов, контейнеров и критерии такой очистки определяются Правилами очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 10.04.2013 N 119.
В соответствии с пунктом 19 Правил, перечень скоропортящихся грузов, после перевозки которых перевозчиком за счет грузополучателя должна производиться промывка и ветеринарно-санитарная обработка специализированных изотермических вагонов (рефрижераторные вагоны, вагоны-термосы), крытых вагонов, рефрижераторных контейнеров, определяется Правилами перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 37.
Перечень грузов, подконтрольных органам Государственного ветеринарного надзора на государственной границе Российской Федерации и транспорте Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - органы Госветнадзора), после перевозки которых, необходима промывка и ветеринарно-санитарная обработка вагонов, определяется Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов, подконтрольных Госветнадзору, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 34 (пункт 21 Правил N119).
Согласно пункту 18 Правил N 119 вагоны, контейнеры могут не промываться в случаях если:
в вагоне, контейнере после выгрузки из него грузов, которые перевозились в таре или упаковке, не обнаружены остатки груза в виде россыпи, разлива, а также отсутствуют бой груза, специфический запах;
вагон, контейнер будет использован под погрузку аналогичных грузов.
По условиям заключенного между ОАО "РЖД" и ООО ТК "Статус" договора следует, что услуги оказываются ОАО "РЖД" на основании заявок оформленных в соответствии с приложением N 2 договора.
Перечень услуг, в том числе услуги по промывке, очистке и в необходимых случаях дезинфекции вагонов, и их стоимость определены сторонами в Приложении N 1.
Материалы дела не содержат доказательств того, что обществом ТК "Статус" подавалась заявка на промывку вагонов по 1 категории.
Однако, по мнению заявителя, такой заявкой является Приложение N 2 к договору, которое действует на весь период договора.
Вместе с тем, приложение N 1 к договору определяющее перечень услуг, а также приложение N 2 содержат указание на обработку вагонов в зависимости от его вида.
При этом, как верно отметил суд первой инстанции, вагоны одного и того же вида, в рассматриваемом споре это вагоны - термосы ВТ, ИВ-термосы (ИВТ), грузовые вагоны рефсекции (РФ), автономные рефрижераторные вагоны (АРВ), могут быть обработаны по разным категориям.
В связи с чем, приведенные, ОАО "РЖД" доводы о том, что Приложение N 2 к договору является заявкой на оказание дополнительных услуг и действует в период действия договора, апелляционной инстанцией отклоняются.
Указанные выше Правила N 119, а также иные правила регулирующие промывку и иную обработку вагонов исходят из вида, перевозимого в них груза.
Из представленных в материалы дела дорожных ведомостей следует, что перевозимым для ООО ТК "Статус" грузом являлись: продукция парфюмерно-косметической промышленности, сыр, яйца птицы, паста и пюре томатные, соусы всякие, какао-суррогат, шоколад, конфеты, изделия кондитерские сахаристые, соки фруктовые и ягодные, капуста свежая, свекла столовая свежая, картофель поздний, чай натуральный, медикаменты, масло топленное, макароны, консервы рыбные, консервы мясные, мясо-растительные (тушенка), шампуни, маргарин, консервы молочные.
Необходимость промывки вагонов по первой категории после перевозки такого рода груза законодательно не установлена.
Поскольку соответствующих заявок на промывку вагонов по первой категории ответчиком не подавалось, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о необоснованности требований истца.
Кроме того, ответчиком заявлено о пропуске истцом срока исковой давности в отношении требований в размере 187 191,66 руб., а именно:
- по накопительной ведомости N 070706 по вагонам 58738329, 58738311, 87830485;
- по накопительной ведомости N 170602 по вагонам 90827460, 53782959, 91818740, 90828427, 58731142, 90878182, 87832895, 87832903, 87832929, 87832911, 58730003, 58730011, 58730029, 58730037, 87835484, 87835633, 87835476, 87835468, 87835450, 52567708, 90885534, 58738832, 58738840,58738857, 58738865, 58738873;
- по накопительной ведомости N 180601 по вагонам 90877382, 53784690, 87827168, 87827150, 87827143, 87822334, 87827135.
Пунктом 2.2.4 договора N 68 от 09.01.2013 предусмотрено подписание сторонами накопительных карточек по факту оказания услуг.
В силу положений статей 199, 200, 197, 797 ГК РФ срок исковой давности в настоящем случае составляет один год с момента подписания сторонами первоначальных накопительных ведомостей.
При этом, судом принято во внимание, что накопительные ведомости составлены на основании накладных, в которых имеются необходимые сведения как о виде вагонов, так и о характере перевезенного груза, что указывает на то, что перевозчик имел возможность при составлении этих документов правильно определить необходимую категорию обработки вагонов.
Установлено, что накопительные ведомости подписаны в ноябре 2013 года.
Следовательно, обращаясь с настоящим иском 04.12.2014, требования в сумме 187 191,66 руб. заявлены за пределами срока исковой давности, что является самостоятельным основанием для отказа в иске в этой части.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными. В связи с чем, считает, что обжалуемое решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства. Оснований для отмены оспоренного в апелляционном порядке судебного акта не установлено.
При таких обстоятельствах, апелляционная жалоба подлежит отклонению, а решение суда - оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ, при отклонении требований заявителя, судебные расходы по оплате государственной пошлины относятся на сторону, обратившуюся в суд.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 19.03.2015 года по делу N А73-16153/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.С. Гетманова |
Судьи |
А.И. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-16153/2014
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ООО ТК "Статус", ООО Транспортная компания "Статус"