г. Вологда |
|
03 июня 2015 г. |
Дело N А13-15413/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 03 июня 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Леоновой А.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Таксопарк" Беляковой М.В. по доверенности от 26.12.2014 N 26-2011-сд, от Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Череповцу Камышева М.Е. по доверенности от 01.01.2015 N 12,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Таксопарк" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 19 марта 2015 года по делу N А13-15413/2014 (судья Парфенюк А.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Таксопарк" (ОГРН 1033500349618; ИНН 3528089115; место нахождения: 162600, Вологодская область, город Череповец, улица Гоголя, дом 43; далее - ООО "Таксопарк", общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области от 24.09.2014 по отказу в проведении регистрационных действий в связи с заменой кузова в отношении транспортного средства ГАЗ-32213, государственный регистрационный знак АК 107 35.
Определением суда от 19 января 2015 года по настоящему делу по ходатайству заявителя произведена замена ответчика - Управление Министерства внутренних дел России по Вологодской области на Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Череповцу (ОГРН 1023501242489; ИНН 3528032704; место нахождения: 162600, Вологодская область, город Череповец, бульвар Доменщиков, дом 34; далее - управление).
В порядке устранения нарушений прав и законных интересов заявитель просил возложить на управление обязанность внести изменения в регистрационные данные автомобиля ГАЗ-32213, государственный регистрационный знак АК 107 35, в связи с заменой кузова.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 19 марта 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, указывает на то, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права. Считает, что ответчиком не доказано, что общество совершило какие-либо противоправные действия при замене кузова автомобиля, а именно действий по сокрытию, подделке, изменению или уничтожению идентификационной маркировки транспортного средства, так как фактическое уничтожение маркировки произошло в результате дорожно-транспортного происшествия, последствием которого явилась невозможность восстановления номерного агрегата - кузова автомобиля. При этом, как указывает заявитель, маркировка нового кузова автомобиля произведена заводом-изготовителем, в материалах дела имеется диагностическая карта, подтверждающая соответствие работ по установке кузова ГОСТу, отвечающим требованиям безопасности. Считает необоснованной и противоречащей действующему законодательству ссылку управления и суда на отсутствие документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, в связи с этим его регистрация невозможна.
В суде апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Отзыв на апелляционную жалобу от управления не поступил, его представитель в судебном заседании доводы жалобы отклонил, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, согласно паспорту транспортного средства серии 52 НР N 113490 общество является владельцем автомобиля марки, модели "ГАЗ-32213 специализированное пассажирское", 2012 года изготовления, государственный регистрационный знак АК 107 35, идентификационный номер (VIN) Х96322130С0741468, номер двигателя *421600*С1102765*, номер шасси (рамы) отсутствует, номер кузова (кабины, прицепа) 322100С0518210, цвет кузова (кабины, прицепа) синий.
На основании договора от 20.08.2014, заключенного ООО "Таксопарк" (покупатель) и обществом с ограниченной ответственностью "СнабКомплектСервис" (далее - ООО "СнабКомплектСервис", продавец) заявитель по товарной накладной от 20.08.2014 N 70 приобрел для автомобиля новый кузов за номером 322100С0505575, цвета пасифик (темно-синего).
В связи с заменой кузова автомобиля общество в лице представителя Парыгина С.В. 24.09.2014 обратилось в регистрационное подразделение управления с заявлением о внесении изменений в регистрационные документы в отношении данного транспортного средства.
По результатам рассмотрения указанного заявления общества управлением со ссылкой на положения пункта 24 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.08.2013 N 605 (далее - Административный регламент) принято решение от 24.09.2014 об отказе заявителю в совершении регистрационных действий с транспортным средством марки ГАЗ-32213, государственный регистрационный знак АК 107 35 по изменению регистрационных данных, не связанных с изменением конструкции.
Не согласившись с указанным решением управления, ООО "Таксопарк" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным и о возложении на ответчика обязанности внести изменения в регистрационные данные автомобиля ГАЗ-32213, государственный регистрационный знак АК 107 35, в связи с заменой кузова.
Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Согласно пункту 3 статьи 15 Закона N 196-ФЗ допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720 утвержден Технический регламент "О безопасности колесных транспортных средств" (далее - Технический регламент), который устанавливает требования к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и их эксплуатации независимо от места их изготовления в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, защиты имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей колесных транспортных средств.
В пункте 5 Технического регламента понятие "базовое транспортное средство" определено, как транспортное средство, которое в целом, или его кузов, или шасси были использованы для создания другого транспортного средства.
Согласно пункту 66 Технического регламента оценка соответствия единичных транспортных средств перед их выпуском в обращение осуществляется после идентификации каждого транспортного средства в формах технической экспертизы конструкции транспортного средства и при необходимости его испытаний.
Согласно пункту 67 Технического регламента оценка соответствия единичного транспортного средства проводится по следующей схеме:
- подача заявки на проведение оценки соответствия транспортного средства в аккредитованную испытательную лабораторию, проводящую оценку соответствия единичных транспортных средств;
- рассмотрение аккредитованной испытательной лабораторией представленных заявителем документов и принятие решения по заявке;
- идентификация единичного транспортного средства;
- проверка выполнения требований, предусмотренных пунктами 6 - 8 настоящего технического регламента и приложениями 4 - 7 к настоящему техническому регламенту, посредством проведения технической экспертизы конструкции этого транспортного средства и при необходимости его испытаний;
- подготовка протокола технической экспертизы конструкции транспортного средства, включающего в том числе, результаты проведенных испытаний;
- оформление свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и передача его заявителю.
Если единичное транспортное средство относится к типу, на который было оформлено одобрение типа транспортного средства, то оценка соответствия в форме технической экспертизы не проводится, а свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства оформляется на основании указанного одобрения типа транспортного средства.
Порядок проведения оценки соответствия установлен пунктами 71 - 75 Технического регламента.
Требования к оценке соответствия транспортных средств, находящихся в эксплуатации на территории Российской Федерации, установлены подразделом 4 раздела 3 Технического регламента.
В соответствии с пунктом 79 Технического регламента оценка соответствия транспортных средств, находящихся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию осуществляется в форме технической экспертизы конструкции и последующей проверки их технического состояния после идентификации каждого транспортного средства.
Целью технической экспертизы конструкции и проверки технического состояния транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями является удостоверение в том, что характеристики транспортного средства не ухудшились по отношению к требованиям, действовавшим в момент выпуска его в обращение.
При внесении изменений в конструкцию транспортного средства должны выполняться требования приложения 18 к Техническому регламенту.
Согласно пункту 80 Технического регламента объектами оценки соответствия являются единичные транспортные средства, выпущенные в обращение и прошедшие государственную регистрацию, у которых:
- изменены конструктивные параметры, оказывающие влияние на характеристики транспортного средства, предусмотренные пунктами 10 и 11 Технического регламента;
- заменены снятые с производства компоненты на компоненты, находящиеся в производстве, для увеличения ресурса транспортного средства.
При этом не является внесением изменений в конструкцию замена компонентов на компоненты, которые не поставляются на сборочное производство, но разрешены изготовителем транспортного средства для установки на транспортные средства соответствующего типа.
В соответствии с пунктами 81, 82, 83 Технического регламента внесение изменений в конструкцию транспортного средства и последующая оценка его соответствия осуществляются по разрешению и под контролем подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту регистрационного учета транспортного средства в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
По результатам рассмотрения представленных документов подразделение Министерства внутренних дел Российской Федерации оформляет, регистрирует и выдает заявителю свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности по форме, предусмотренной приложением 16 к настоящему Техническому регламенту, или отказывает в его выдаче с указанием причин.
Номер свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности вносится подразделением Министерства внутренних дел Российской Федерации в паспорт транспортного средства. В паспорт транспортного средства вносятся также все особые отметки об ограничении применения транспортного средства, содержащиеся в свидетельстве о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.
Наличие в паспорте транспортного средства номера свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями требованиям безопасности является необходимым условием для разрешения его эксплуатации.
Аналогичные требования установлены Порядком контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства внутренних дел России от 07.12.2000 N 1240 (далее - Порядок), действовавшим на дату принятия ответчиком оспариваемого решения.
Согласно пункту 3 Порядка "базовое транспортное средство" - это сертифицированное в установленном порядке транспортное средство, в конструкцию которого вносятся изменения; составные части и предметы оборудования - это агрегаты, узлы и детали, установленные и (или) используемые в конструкции полнокомплектного транспортного средства, к которым предъявляются отдельные требования нормативных документов.
Следовательно, при изменении конструкции транспортного средства базовое транспортное средство в целом сохраняется; а также сохраняется возможность его идентификации по представленным на него документам.
В пунктах 4 - 7 Порядка установлено, что рассмотрение заявлений на внесение изменений в конструкцию транспортного средства осуществляется подразделением Государственной инспекции безопасности дорожного движения по месту учета транспортного средства. В заявлении подробно описываются вносимые изменения в конструкцию транспортного средства. При приеме заявления необходимо удостовериться в том, что в отношении транспортного средства, в конструкцию которого вносятся изменения, отсутствуют запреты или ограничения, наложенные судом, следствием, таможенными органами, органами налоговой полиции, органами социальной защиты населения. По результатам рассмотрения заявления подразделением Государственной инспекции безопасности дорожного движения принимается соответствующее решение. В решении по заявлению указываются порядок и условия оформления и выдачи свидетельства, а также необходимость получения заключения о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию. Кроме того, в решении приводятся организации, в которых оно может быть получено. Если решение предусматривает получение заключения, то собственник транспортного средства обращается в организацию, уполномоченную его выдавать.
В соответствии с пунктом 2 Наставления по техническому надзору Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (приложение 1 к Приказу от 07.12.2000 N 1240) под изменением конструкции транспортного средства понимается исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкций конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения.
Порядок регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним на территории Российской Федерации установлены Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства внутренних дел России от 24.11.2008 N 1001 (далее - Правила).
Правилами предусмотрено, что регистрация транспортных средств осуществляется в целях обеспечения их государственного учета, надзора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиям безопасности, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями, связанными с использованием транспортных средств, исполнения законодательства о военно-транспортной обязанности и налогового законодательства.
Пунктом 3 Правил регистрации определено, что не подлежат регистрации и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства по следующим основаниям:
- представлены транспортные средства, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах;
- обнаружены признаки скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных);
- наличие запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 51 Правил не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил и Административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711 (далее - Положение), на административный орган возлагаются обязанности по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктом 24 Административного регламента предусмотрен отказ в предоставлении государственной услуги по причине обнаружения признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным.
Согласно Техническому регламенту документом, удостоверяющим соответствие единичного транспортного средства, выпускаемого в обращение, требованиям регламента является Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства, которое выдается аккредитованной испытательной лабораторией после составления заключения, содержащего мотивированное обоснование достаточности представленных доказательственных материалов для оценки.
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет регистрацию и ведение реестра свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства.
Процедура удостоверения соответствия транспортных средств, требованиям безопасности дорожного движения предусмотрена Техническим регламентом.
В рассматриваемом случае замена кузова автомобиля влечет ликвидацию транспортного средства как базового, имеющего идентификационный номер (VIN) Х96322130С0741468, которое, согласно паспорту транспортного средства, имело номерной кузов 322100С0518210, соответствующий идентификационному номеру, цвет синий, поскольку замена кузова привела к утрате идентификационного номера - VIN и изменению номера кузова.
Таким образом, замена кузова транспортного средства фактически повлекла невозможность идентифицировать ранее существовавший автомобиль ввиду утраты его идентификационного номера посредством указанной операции, поскольку затрагиваются такие его конструктивные особенности, в результате которых базовое транспортное средство прекращает свое существование.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 23 апреля 2015 года N 309-КГ15-4109, замена кузова транспортного средства рассматривается как изменение конструкции транспортного средства.
Оценка соответствия транспортного средства, характеристик транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения после внесенных в его конструкцию изменений (замены кузова) в установленном порядке обществом не произведена, свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности по форме, предусмотренной приложением 16 к Техническому регламенту, не получено.
При таких обстоятельствах отказ в проведении регистрационных действий в связи с заменой кузова в отношении транспортного средства ГАЗ-32213, государственный регистрационный знак АК 107 35, ввиду невыполнения обществом требований Технического регламента правомерен, так как выпуск данного транспортного средства в обращение без документов, подтверждающих его соответствие требованиям безопасности, является нарушением вышеприведенных нормативных положений.
Обстоятельства дела исследованы судом в полном объеме, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины относятся на ее подателя в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 19 марта 2015 года по делу N А13-15413/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Таксопарк" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-15413/2014
Истец: ООО "Таксопарк"
Ответчик: УМВД России по Вологодской области
Третье лицо: УМВД России по городу Череповцу