г. Челябинск |
|
04 июня 2015 г. |
Дело N А07-25622/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Малышева М.Б. и Плаксиной Н.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Колесниковой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Башинформсвязь" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16 марта 2015 г. по делу N А07-25622/2014 (судья Крылова И.Н.),
В судебном заседании приняли участие представители:
Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан - Гильмутдинова Л.А. (доверенность N 4 от 12.01.2015)
Открытое акционерное общество "Башинформсвязь" (далее - заявитель, ОАО "Башинформсвязь", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, управление, административный орган, Росприроднадзор) о признании недействительным решения N 1053-Н от 08.09.2014 об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - НООЛР), а также об обязании в порядке ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем вынесения решения об утверждении НООЛР на III, IV кварталы 2014 г. -1, II кварталы 2019 года.
Решением суда от 16.03.2015 (резолютивная часть объявлена 11.03.2015) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество не согласилось с таким решением и обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ОАО "Башинформсвязь" просит судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя, управление неправомерно отказало ему в утверждении НООЛР по основаниям, не предусмотренным п. 10 "Порядка разработки и утверждения НООЛР", утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 N 50 (далее - Порядок, Приказ N 50).
В соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации "Об утверждении порядка ведения государственного кадастра отходов" от 30.09.2011 (вступил в силу 01.08.2014), управлением ведется государственный реестр объектов размещения отходов. Между тем, заявление Центра технической эксплуатации ОАО "Башинформсвязь" (далее - ЦТЭ ОАО "Башинформсвязь") об утверждении НООЛР с приложением Проекта вручено управлению 29.07.2014 (вх. N 767). При этом, проект утвержден обществом 22.07.2014.
По мнению подателя апелляционной жалобы, в случае неполноты содержащихся сведений в комплекте представленных документов, также в соответствии с п. 9 Порядка, управление вправе в пятидневный срок с даты их приема в письменной форме уведомить об этом заявителя. Также не могут быть признаны недостоверными сведения, которые содержались в документах, не заверенных надлежащим образом.
Таким образом, заявитель считает решение N 1053-Н от 08.09.2014, незаконным, поскольку представленные управлению документы и сведения соответствуют Порядку и являются достаточными для утверждения НООЛР.
В судебное заседание представитель ОАО "Башинформсвязь" не явился, извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в свое отсутствие.
До начала судебного заседания от управления поступил отзыв на апелляционную жалобу заявителя, в котором Росприроднадзор не согласился с доводами, изложенными в жалобе, и просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал возражения на апелляционную жалобу, изложенные в отзыве.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 29.07.2014 общество обратилось к управлению с заявлением об утверждении НООЛР, приложив проекты НООЛР на III, IV кварталы 2014 г. -I, II кварталы 2019 г.
Росприроднадзором принято решение N 1053-Н от 08.09.2014 об отказе в утверждении НООЛР для общества по причине наличия в представленных документах недостоверной информации, а именно: согласно представленным данным в проекте НООЛР отходы 4-5 класса опасности передаются ОАО "Башинформсвязь" на размещение предприятиям, которые не внесены в ГРОРО; не приложена спецификация к договору NНПП002375 от 30.01.2014 с ООО "НПП "Наптон"; не приведена информация о документах, регламентирующих или допускающих применение части отходов на самом предприятии ЦТЭ ОАО "Башинформсвязь"; не представлены копии актов о передаче отходов за отчетный период (2013-2014 г.г.); копии договоров заверены ненадлежащим образом.
Не согласившись с указанным отказом, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что обжалуемое решение является законным, поскольку заявителем представлены документы, содержащие недостоверную информацию.
Оценив в порядке ст. 71, 198, 200 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ, Закон об охране окружающей среды) в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельностью для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в числе которых нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.
В соответствии со ст. 24 Закона об охране окружающей среды НООЛР устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (далее - Закон N89-ФЗ) "лимит на размещение отходов" - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории; "норматив образования отходов" - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.
В силу п. 3 ст. 4 Закона N 89-ФЗ собственник отходов I-IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.
Согласно ст. 11 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
В соответствии с ч. 1, 3 ст. 18 Закона N 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются НООЛР. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Согласно с ч. 2 ст. 18 Закона N 89-ФЗ лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В соответствии с п. 2 Приказа N 50 проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.
В силу п. 4, 5 Приказа N 50 проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.
НООЛР утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта НООЛР, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 Приказа N 50, НООЛР утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - заявления, проекты НООЛР, копии лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности, документа, подтверждающий уплату государственной пошлины.
Сведения о виде, количестве образования, использования, обезвреживания. Размещения, приема-передачи отходов указаны именно в проекте. В лицензии указываются конкретные виды работ, составляющих лицензируемый вид деятельности.
Каждое обращение юридического лица или индивидуального предпринимателя с заявлением об оказании государственной услуги является отдельной самостоятельной процедурой. При рассмотрении проекта сведения из сданных ранее проектов не учитываются, так как ранее представлены другие проекты, с другой датой подписания руководителем юридического лица.
Согласно с п. 4, 5, 7 Приказа N 50 нормативы и лимиты утверждаются на основании комплекта документов, в том числе проекта, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.
Порядок разработки и утверждения НООЛР устанавливает требования к подготовке и представлению документов и материалов для утверждения предельно допустимых количеств отходов конкретного вида, направляемых на размещение в конкретных объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов с учетом экологической обстановки на территории, на которой расположены такие объекты.
В силу с п. 7 Приказа N 50 юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы:
а) заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с указанием следующих сведений: полное и сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица; фамилия, имя и отчество (последнее - при наличии) индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения записи об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя;
б) следующие документы: копия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности); проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; копия лицензии на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов (для юридического лица - пользователя недр, имеющего лицензию на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов); документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за выдачу документа об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение.
В соответствии с п. 9 Приказа N 50 в случае выявления некомплектности представленных заявления и документов и (или) неполноты содержащихся в них сведений территориальные органы Росприроднадзора в пятидневный срок с даты их приема в письменной форме уведомляют об этом индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Пунктом 10 Приказа N 50 предусмотрено не допущение утверждения нормативов и лимитов, если количество отходов, предлагаемое для размещения превышает имеющуюся производственную мощность объекта размещения отходов (по результатам его инвентаризации), необходимую для планируемого размещения отходов.
Таким образом, инициатива по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в силу п. 7 Приказа N 50 должна исходить от юридического лица.
При этом, согласно п. 10 Приказа N 50 территориальные органы Росприроднадзора в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты приема указанных в п. 7 настоящего Приказа заявления и документов, принимают решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо об отказе в их утверждении (с мотивированным обоснованием).
Согласно ч. 17 Приказа N 50 решения об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, о переоформлении и о выдаче дубликата документа об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение оформляются актами территориального органа Росприроднадзора.
В силу ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнение работ, оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документов. Выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Как следует из материалов дела, общество в качестве юридического лица зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1020202561686 (т. 1, л.д. 16-40).
Судом установлено, что пакет документов для утверждения НООЛР представлен обществом в полном объеме, а именно: заявление, платежное поручение, подтверждающее оплату государственной пошлины за рассмотрение заявления, проект НООЛР.
Однако, управлением на основании п. 10 Порядка принято решение об отказе в установлении лимитов на размещение отходов для филиала ЦТО ОАО "Башинформсвязь" N 1053-Н от 08.09.2014 об отказе в утверждении НООЛР для общества по приведенным выше основаниям.
Указанное решение правомерно признано судом первой инстанции законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции признает ошибочной правовую позицию заявителя, изложенную в апелляционной жалобе по следующим основаниям.
Требования к содержанию и оформление НООЛР приведены в разделе III Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 N 703 (далее - Методические указания ).
В силу п. 24 Методических указаний в разделе проекта НООЛР "Сведения об использовании и обезвреживании отходов" приводится информация об использовании и обезвреживании отходов, осуществляемых хозяйствующим субъектом, а также указываются виды образующихся при этом отходов.
Согласно с п. 31 Методических указаний в разделе "Приложение" проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение включаются документы (копии договоров, актов, заверенные хозяйствующим субъектом), подтверждающие намерение на размещение отходов на специализированных объектах, передачу (или получение) отходов с целью их использования и (или) обезвреживания.
Из материалов дела следует, что филиал ЦТО ОАО "Башинформсвязь" и ООО "НПП "Наптон" заключили договор N НПП002375 от 30.01.2014 на оказание услуг по сбору, обезвреживанию, транспортировке, размещению (временному хранению) отходов I-IV классов опасности.
Перечень отходов, принимаемых ООО "НПП "Наптон" от филиала ЦТО "Башинформсязь" на обезвреживание, установлен согласно спецификации.
Между тем, спецификация, являющая неотъемлемой частью указанного договора, не представлена.
Кроме того, срок действия договора N 90/13 от 22.02.2013, заключенного между ООО "НПП "Наптон" и ЗАО "Завод по производству материалов", истек 31.12.2013.
Суд первой инстанции правомерно установил, что иных доказательств с пакетом представленных документов обществом не представлено.
Также из материалов дела следует, что обществом при подаче документов указано, что часть отходов используется на самом предприятии.
При этом, информация о документах, регламентирующих или допускающих такое применение отходов (например, техническая документация предприятия, в том числе стандарты предприятия, технические регламенты, ведомственные нормативные документы, специально полученные согласования или заключения органов государственного контроля) не приведена.
В отношении довода апелляционной жалобы о том, что не могут быть признаны недостоверными сведения, которые содержались в документах, не заверенных надлежащим образом, суд апелляционной инстанции отмечает, что Методические указания устанавливают единообразные требования к форме и содержанию представляемых документов. Отсутствие заверенных копий документов означает, что данные, приведенные в проекте, не имеют документального подтверждения и не могут быть признаны достоверными.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о законности обжалуемого решения управления N 1053-Н от 08.09.2014 об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции критически относится к доводам жалобы, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм права, не подтверждены материалами дела и противоречат действующему законодательству.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, нарушения либо неправильного применения норм материального права не допущено.
Нарушений норм процессуального права в силу ч. 3 и 4 ст. 270 АПК РФ, являющихся основанием для отмены судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба ОАО "Башинформсвязь" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16 марта 2015 г. по делу N А07-25622/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Башинформсвязь" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
М.Б.Малышев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-25622/2014
Истец: ОАО "Башинфорсвязь"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан