г. Санкт-Петербург |
|
04 июня 2015 г. |
Дело N А26-10532/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2015 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Горбик В.М.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Евстегнеевой Е.В.
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7126/2015) ООО "С-Гидравлика" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.02.2015 по делу N А26-10532/2014 (судья Михайлова А.В.), принятое в порядке упрощенного производства
по иску администрации Петрозаводского городского округа
к ООО "С-Гидравлика"
о взыскании задолженности и пени
и
по встречному иску ООО "С-Гидравлика"
к администрации Петрозаводского городского округа
о взыскании излишне уплаченных платежей
установил:
Администрация Петрозаводского городского округа (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с иском о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "С-Гидравлика" (далее - ООО "С-Гидравлика", общество) 238 683 руб. 01 коп. задолженности по арендной плате по договору аренды от 27.12.2012 N 30714 за период с декабря 2013 года по ноябрь 2014 года и 35 324 руб. пени за период с 06.01.2013 по 30.11.2014.
ООО "С-Гидравлика" обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с встречным иском о взыскании с администрации 40 536 руб. 29 коп. излишне уплаченных арендных платежей по состоянию на 01.03.2015.
Дело рассмотрено в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 27.02.2015 исковые требования администрации удовлетворены. С общества в пользу администрации взыскано 274 007 руб. 01 коп., в том числе 238 683 руб. 01 коп. задолженности по арендной плате по договору аренды от 27.12.2012 N 30714 и 35 324 руб. пени; в доход федерального бюджета взыскано 8480 руб. 14 коп. госпошлины. В удовлетворении встречного иска отказано.
ООО "С-Гидравлика" подало апелляционную жалобу, в которой, сославшись на нарушение судом норм материального права, просило решение отменить, в удовлетворении первоначального иска отказать, встречный иск удовлетворить. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции не дал оценку тому обстоятельству, что право аренды спорного земельного участка возникло у ответчика в связи с заключением договора аренды от 07.03.2007 N 8368, в соответствии с которым участок был предоставлен с предварительным согласованием места размещения объекта в порядке, установленным Земельным кодексом Российской Федерации. Ответчик полагает, что договор аренды от 27.12.2012 N 30714 является переоформлением предыдущего договора, условия оплаты по которому соответствуют подпункту "б" пункта 5 части 2 статьи 3 Закона Республики Карелия от 10.06.2013 N 1712-ЗРК "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в Республике Карелия".
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому в соответствии с данными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 разъяснениями дело рассмотрено в их отсутствие.
По правилам части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции, между сторонами заключен договор аренды от 27.12.2012 N 30714 земельного участка с кадастровым номером 10:01:0200129:74, общей площадью 2227 кв.м, расположенного по адресу: г. Петрозаводск, ул. Сулажгорская, дом 2а. Участок предоставлен из земель населенных пунктов для эксплуатации здания магазина по продаже запасных частей для автомобилей и офисных помещений (пункт 1.2 договора). Участок передан арендатору по акту приема-передачи земельного участка (приложение N 2 к договору).
Договор заключен на срок с 24.07.2012 по 23.07.2061 и зарегистрирован в установленном законом порядке.
Разделом 2 договора установлена обязанность арендатора по ежемесячному внесению арендных платежей в размере, установленном в приложении N 1 к договору, в следующие сроки: за каждый полный месяц - до 05 числа текущего месяца, за каждый неполный месяц - до последнего числа этого месяца, за последний неполный месяц - до первого числа этого месяца.
Согласно приложению N 1 к договору с 24.07.2012 размер арендной платы в год составил 230 895 руб. 36 коп., в день - 632,5900 руб.
Пунктом 2.3 договора стороны предусмотрели, что размер арендной платы изменяется арендодателем в односторонне порядке при изменении базовых составляющих расчета арендной платы, а также порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена. Уведомление об изменении арендной платы производится арендодателем путем направления нового расчета арендной платы по указанным в договоре адресам арендатора, либо вручается под роспись.
Арендодатель уведомил арендатора об увеличении размера арендной платы с 27.12.2013, направив новый расчет (л.д. 19), согласно которому годовой размер арендной платы рассчитан администрацией в соответствии с Законом Республики Карелия от 10.06.2013 N 1712-ЗРК "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в Республике Карелия (далее- Закон N1712-ЗРК), установлен как произведение рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, и выраженной в процентах действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации по формуле: А = СхР, где: А - годовая арендная плата за земельный участок; С - рыночная стоимость земельного участка, определяемая на основании результатов оценки, проведенной не ранее чем за 6 месяцев до заключения договора аренды земельного участка (отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка от 29.07.2014 N 248-29-07/14); Р - действующая ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
С учетом приведенных показателей годовая арендная плата за пользование земельным участком составила 342 127 руб. 50 коп., соответственно, ежедневная арендная плата - 937,3356 руб.
Обязанность по оплате арендных платежей за период с декабря 2013 года по ноябрь 2014 года ответчик не исполнил, в результате чего образовалась задолженность в сумме 238 683 руб. 01 коп. В связи с просрочкой внесения арендных платежей ответчику начислены пени в общей сумме 35 324 руб.
Претензией от 19.11.2014, полученной ответчиком 21.11.2014, администрация предложила обществу в десятидневный срок погасить имеющуюся задолженность.
Поскольку задолженность не погашена в добровольном порядке, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Общество в свою очередь заявило встречный иск о взыскании с администрации 40 536 руб. 29 коп. излишне уплаченных арендных платежей по состоянию на 01.03.2015.
Обоснованность требований общество мотивировало ссылкой на расчет арендной платы при заключении договора аренды в соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 12.05.2008 N 99-П "Об арендной плате за использование земельных участков в Петрозаводском городском округе, государственная собственность на которые не разграничена". В связи с вступлением в силу Закона N 1712-ЗРК и принятых во исполнение постановления Правительства Республики Карелия от 17.04.2014 N 120-П "Об установлении арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Республики Карелия, или государственная собственность на которые не разграничена" и решения Петрозаводского городского Совета от 10.09.2013 N 27/21-299 "Об установлении размеров арендной платы за земельные участки, определяемых на основании их кадастровой стоимости" (опубликовано 13.09.2013) порядок расчета изменился, величина арендной платы с 13.09.2013 должна определяться из расчета 2% кадастровой стоимости земельного участка в год.
Суд первой инстанции первоначальный иск счел обоснованным и подлежащим удовлетворению, в удовлетворении встречного иска отказал.
Апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы, полагает, что суд первой инстанции при принятии решения правомерно исходил из следующего.
Как предусмотрено статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. По общему принципу, изложенному в пункте 1 статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства, одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции до 01.03.2015) порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
По правилам пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в действовавшей в спорный период редакции; далее Закон N 137- ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Закон N 1712-ЗРК (вступил в силу с 24.06.2013) установил, в том числе порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения за пользование земельными участками, которые находятся в собственности Республики Карелия или государственная собственность на которые не разграничена.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
Если федеральный закон, предусматривающий необходимость такого регулирования (пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ), вступил в силу после заключения договора аренды, то согласно пункту 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации условия этого договора об арендной плате сохраняют силу, поскольку в законе не установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Указанные разъяснения содержатся в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", а также в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09.
Учитывая, что необходимость регулирования арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, установлена федеральными законами до заключения спорного договора аренды (пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ), следовательно, с момента вступления в силу Закона N 1712-ЗРК должен быть изменён размер арендной платы с учётом изменения формулы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 1712-ЗРК размер арендной платы за использование земельных участков в расчёте на год определяется уполномоченными органами, если иное не установлено федеральными законами, одним из следующих способов: на основании кадастровой стоимости земельных участков, по результатам торгов и на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
При этом арендная плата определяется как выраженный в рублях процент кадастровой стоимости земельного участка и устанавливается Правительством Республики Карелия с учетом федерального законодательства в отношении, в том числе земельных участков, ограниченных в обороте и не относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, право аренды на которые переоформлено в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 9 части 2 статьи 3 Закона N 1712-ЗРК).
Согласно части 5 статьи 3 Закона N 1712-ЗРК арендная плата в случаях, не указанных в частях 2, 4 статьи 3, рассчитывается как произведение рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, и выраженной в процентах ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на начало календарного года, в котором принято решение о предоставлении земельного участка, по следующей формуле: А = С x Р.
Судом первой инстанции установлено, что администрация рассчитала арендную плату за спорный земельный участок применительно к части 5 статьи 3 Закона N 1712-ЗРК, исходя из рыночной стоимости земельного участка.
Установив факт нарушения ответчиком обязательств по договору в указанный период, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у ответчика задолженности в заявленном размере. В нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество не представило доказательства надлежащего исполнения денежного обязательства.
Требование о применении ответственности в виде уплаты неустойки за нарушение денежного обязательства является обоснованным в силу норм действующего законодательства и условий договора, в связи с чем правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Отклоняя встречные исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Статьей 3 Закона N 1712-ЗРК в редакции, действовавшей по состоянию на 27.12.2013, предусмотрено определение арендной платы как выраженный в рублях процент кадастровой стоимости земельного участка. При этом подпунктами "а" и "б" пункта 5 части 2 статьи 3 Закона N 1712-ЗРК предусмотрено определение размера арендной платы от 2 до 30 процентов кадастровой стоимости в отношении земельных участков, если земельный участок предоставлен в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации (на период проведения проектно-изыскательских и строительных работ); если право аренды на земельный участок переоформлено в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 3 Закона N 1712-ЗРК в действующей редакции предусмотрены случаи, когда арендная плата определяется как выраженный в рублях процент кадастровой стоимости земельного участка и устанавливается Правительством Республики Карелия с учетом федерального законодательства, в том числе в отношении земельных участков, предоставленных в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации; в отношении земельных участков, право аренды на которые переоформлено в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (подпункты "а" и "б" пункта 14 части 2 статьи 3 Закона N 1712-ЗРК).
Судом установлено, что земельный участок первоначально предоставлялся обществу в аренду на один год по договору аренды от 07.03.2007 N 8368 для проектирования здания магазина по продаже запасных частей для автомобилей и офисных помещений. В мае 2012 года строительство здания магазина завершено, объект введен в эксплуатацию, о чем имеется разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 23.05.2012 N RU 10301000-49/12. Свидетельством о государственной регистрации права от 24.07.2012 подтверждена регистрация за обществом права собственности на данный объект недвижимого имущества.
В дальнейшем стороны заключили договор аренды земельного участка от 27.12.2012 N 30714 для целей эксплуатации здания магазина по продаже запасных частей и офисных помещений, а не в целях строительства.
Апелляционная инстанция соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что указанный в договоре аренды земельного участка от 27.12.2012 N 30714 вид разрешенного использования согласно Закону N 1712-ЗРК не входит в исчерпывающий перечень видов разрешенного использования, по которому законом и иными нормативными правовыми актами установлен расчет, исходя из процента от кадастровой стоимости, следовательно, расчет арендной платы с 27.12.2013 обосновано произведен администрацией на основании рыночной стоимости земельного участка.
Отклоняя доводы жалобы, апелляционный суд отмечает, что судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка указанным обстоятельствам, в связи с чем правомерно отказано в удовлетворении встречных исковых требований.
Таким образом, выводы суда первой инстанции основаны на применении норм действующего законодательства и соответствуют правоприменительной практике по данной категории споров. Установленным на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных доказательств фактическим обстоятельствам дела дана надлежащая правовая оценка, имеющие значение для дела обстоятельства выяснены в полном объеме.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27 февраля 2015 года по делу N А26-10532/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
В.М. Горбик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-10532/2014
Истец: Администрация Петрозаводского городского округа
Ответчик: ООО "С-Гидравлика"