г. Челябинск |
|
05 июня 2015 г. |
Дело N А76-22492/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова Ю.А.,
судей Баканова В.В. и Бояршиновой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Антоненковой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Челябоблтоппром" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.03.2015 по делу N А76-22492/2014 (судья Котляров Н.Е.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Челябоблтоппром" - Никитина Л.А. (доверенность N 4 от 17.02.2015);
Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 22 по Челябинской области - Коробицын С.И. (доверенность N 04-14 от 30.12.2014).
04.09.2014 открытое акционерное общество "Челябоблтоппром" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик, ОАО "Челябоблтоппром") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 22 по Челябинской области (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения N 7828 от 28.02.2014 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и начисления земельного налога за 2011 год в сумме 55 935 руб., предложении зачесть его из переплаты.
Заявитель является собственником земельного участка с кадастровым номером 74:02:0201105:5, расположенного по адресу: Челябинская область, Аргаяшский район, с. Аргаяш, ул. Торфяников, д. 1.
Решение принято по результатам камеральной проверки уточненной налоговой декларации за 2011 год, где сумма налога определена исходя из рыночной стоимости земельного участка, которая установлена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Челябинской области от 28.05.2013 по делу N А76-4651/2013.
Неоснователен вывод о занижении налоговой базы, так как решением суда кадастровая стоимость земельного участка установлена с 01.01.2010, что свидетельствует о необходимости ее применения при исчислении земельного налога за 2011 год.
В обоснование доводов сделана ссылка на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 и письма Министерства Финансов Российской Федерации от 10.04.2013 N 03-05-05-02/1185, от 16.11.2012 N 03-05-05-02/116, от 30.10.2012 N 03-05-05-02/111.
Налоговым органом необоснованно указано на необходимость применения для целей налогообложения данных, установленных Постановлением Правительства Челябинской области от 20.11.2009 N 297-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области" (далее - Постановление N 297-П), так как кадастровая стоимость спорного земельного участка им не утверждалась и не могла быть применима.
Нарушен срок проведения камеральной налоговой проверки, установленный п. 2 ст. 88 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), поскольку с момента принятия Инспекций уточненной налоговой декларации за 2011 год и вынесением обжалуемого решения прошло более 3 месяцев.
В обжалуемом решении незаконно указано на начисление и зачет в счет переплаты неуплаченной суммы налога, так как земельный налог за 2011 год по первоначальной декларации полностью уплачен.
Представленное налоговым органом письмо N 649 от 29.01.2015, согласно которому кадастровая стоимость принадлежащего заявителю земельного участка установлена на основании постановления Губернатора Челябинской области от 14.07.2003 N 309 и на 02.02.2011 составляла 9 363 466, 40 руб., не может быть признано достоверным доказательством, так как данный нормативно-правовой акт не действовал в спорный период, и не содержит сведений о стоимости данного земельного участка (т. 1 л.д. 3-7, т. 2 л.д. 30-34).
Налоговый орган возражал против заявленных требований, ссылался на нарушения в определении налоговой базы, установленные в ходе проверки, указывал, что измененная кадастровая стоимость подлежит применению только с момента вступления решений суда в законную силу. Проверка проведена в течение установленного законом трехмесячного срока с 13.09.2013 по 13.12.2013.
Обязанность по определению кадастровой стоимости земельного участка возложена на заявителя. Эти сведения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и предоставляются им по запросу налогоплательщика. ОАО "Челябоблтоппром" не представлено доказательств такого запроса (т. 1 л.д. 119-123, 135-138, т. 2 л.д. 7-10).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 18.03.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Кадастровая оценка земельных участков утверждена постановлением Правительства Челябинской области от 20.11.2009 N 297-П "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области".
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 28.05.2013 по делу N А76-4651/2013 определена рыночная стоимость указанного земельного участка в меньшем размере. Решение вступило в силу 29.06.2013, общество произвело пересчет налога с 01.01.2011. Налоговый орган рассчитал налог за 2011 год по кадастровой стоимости, установленной Постановление N 297-П.
Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет ее ретроспективно не производится, то ее величина не распространяется на ранее возникшие налоговые правоотношения. Исчисление налога по измененной стоимости земельных участков за 2011 год незаконно.
Указано на отсутствие нарушений при проведении камеральной проверки (т. 2 л.д. 95-99).
29.04.2015 от ООО "Челябоблтоппром" поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения.
В спорный период времени сведения об указанном земельном участке отсутствовали и были внесены в государственный кадастр недвижимости только 06.04.2012, что подтверждается письмом N 2501 от 26.03.2014.
В обжалуемом решении неверно указано на истечение срока давности привлечения к ответственности и наличие состава нарушения, так как земельный налог за 2011 год по первоначальной декларации заявителем был уплачен в полном размере отсутствует событие налогового нарушения.
Признание решения законным может повлечь двойное взыскание с плательщика (т. 3 л.д. 17-19).
Налоговый орган возражает против апелляционной жалобы, ссылается на обстоятельства, установленные судебным актом.
При отсутствии возражений сторон пересмотр судебного решения производится в пределах оснований, указанных в апелляционной жалобе.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, установил следующие обстоятельства.
ОАО "Челябоблтоппром" зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 11.07.1994, состоит на налоговом учете, является плательщиком налогов и сборов, имеет с 02.10.2009 в собственности земельный участок с кадастровым номером 74:02:0201105:5, расположенный по адресу: Челябинская область, Аргаяшский район, с. Аргаяш, ул. Торфяников, д. 1 (т. 1 л.д. 55, 80-109).
Постановлением Правительства Челябинской области от 20.11.2009 N 297-П "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области" кадастровая стоимость участка 74:02:0201105:5 определена в размере 9 363 466 руб., что подтверждается письмом N 649 от 29.01.2015 (т. 2 л.д. 21), кадастровой справкой по состоянию на 01.01.2011 (т. 2 л.д. 1).
В первичной декларации за 2011 год сумма налога исчислена из действующей в тот период кадастровой стоимости.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 28.05.2013 по делу N А76-4651/2013, вступившим в законную силу 29.06.2013, установлена кадастровая стоимость земельного участка 74:02:0201105:5 в размере равной его рыночной стоимости 3 770 000 руб. (т. 1 л.д. 32-51).
13.09.2013 заявителем представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2011 год, где пересчет налога произведен начиная с 01.01.2011 (т. 1 л.д. 14).
По результатам проверки налоговым органом установлено уменьшение суммы налога, из-за занижения кадастровой стоимости земельного участка, вынесено решение N 7828 от 28.02.2014 об отказе в привлечении к ответственности, доначислен земельный налог в сумме 55 935 руб., предложено зачесть указанную сумму в счет переплаты (т. 1 л.д. 15-20).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области N 16-07/001593 от 23.05.2014 решение инспекции оставлено без изменений (т.1 л.д. 24-31).
Определением суда от 18.03.2015 произведена замена заявителя - открытого акционерного общества "Челябоблтоппром" на правопреемника - общество с ограниченной ответственностью "Челябоблтоппром" (т. 2 л.д. 91-92).
По утверждению подателя жалобы - Общества им правильно - в соответствии с судебным решением определена налоговая база, а признание решения законным повлечет двойное взимание налога.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности решения налогового органа и неверном применении заявителем измененной кадастровой стоимости участка при расчете земельного налога за 2011 год.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Статьей 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Постановлением Правительства Челябинской области от 20.11.2009 N 297-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области. Данными этой оценки плательщик руководствовался при составлении налоговой декларации 2011 года.
Пункт 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает определение кадастровой стоимости не только посредством проведения государственной кадастровой оценки, но и посредством установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 28.05.2013 по делу N А76-4651/2013, вступившим в законную силу 29.06.2013, установлена рыночная стоимость земельного участка в меньшем размере. В уточненной декларации общество произвело пересчет налога, распространив значение рыночной стоимость на 2011 год.
Заявителем не учтено, что установление судом рыночной стоимости земельного участка не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости земельного участка, а является основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Следовательно, кадастровая стоимость земельного участка, определенная решением суда как равная рыночной стоимости, не может распространяться на ранее возникшие правоотношения в налоговой сфере.
В соответствии с позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения органом кадастрового учета такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта и по состоянию на дату, указанную в решении суда.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что установленная решениями суда кадастровая стоимость земельного участка подлежит применению с момента вступления в законную силу решения суда, а решение инспекции является законным.
Судом обоснованно указано, что до вступления в законную силу решения подлежала применению кадастровая оценка земель, утвержденная постановлением Правительства Челябинской области от 20.11.2009 N 297-П "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области".
Доводы, указанные в апелляционной жалобе, не могут быть приняты судом во внимание, так как противоречат представленным в материалы дела документам.
Из содержания обжалуемого решения следует, что основанием отказа в привлечении к ответственности послужило отсутствие события налогового правонарушения.
Зачет возникшей в связи с подачей уточненной налоговой декларацией переплаты, а также иной имевшейся у налогоплательщика переплаты в счет доначисленного по решению налога осуществляется вне рамок камеральной налоговой проверки и правильность его применения не может рассматриваться в данном деле.
Не принимается довод общества об отсутствии у него сведений о кадастровой стоимости земельного участка в 2011 году и не определенности налоговой базы.
Первичная декларация за 2011 год была составлена с учетом данных постановления от 20.11.2009, а плательщик имел возможность узнать о размере земельного участка на сайте кадастрового органа, сделать туда письменный запрос. Внесение сведений о стоимости участка в информационную систему кадастрового органа в 2012 году не исключает обязанность по уплате земельного налога.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения, основания для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены судебного решения отсутствуют.
Не установлены нарушения, перечисленные в п.4 ст. 270 АПК РФ: имеется составленный в установленном порядке протокол судебного заседания, участники дела о рассмотрении извещены, судебные документы оформлены в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.03.2015 по делу N А76-22492/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Челябоблтоппром" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.А. Кузнецов |
Судьи |
В.В. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-22492/2014
Истец: ОАО "Челябоблтоппром"
Ответчик: МИФНС N 22 по Челябинской области