г.Москва |
|
09 июня 2015 г. |
Дело N А40-67769/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цымбаренко И.Б.,
судей: |
Москвиной Л.А., Якутова Э.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Сатаевым Д.Ш., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы, Правительства Москвы
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 12.03.2015 по делу N А40-67769/14 (72-531)
по заявлению ЗАО "Северная башня" (ОГРН 1027728007009, ИНН 7728267235)
к 1) Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве; 2) Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве; 3) Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве; 4) Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная государственная палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"; 5) Департаменту городского имущества г.Москвы; 6) Правительству Москвы
об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
при участии:
от заявителя: |
Алехин П.В. по дов. от 25.03.2015; |
от ответчиков: |
не явились, извещены; |
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Северная башня" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с уточненным в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004042:1007 по состоянию на 01.01.2013 в размере его рыночной стоимости, равной 616 807 000 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12.03.2015 заявленные требования удовлетворены.
Департамент городского имущества города Москвы и Правительство Москвы не согласились с решением суда и подали апелляционную жалобу, в которой просят решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований общества в полном объеме.
В отзыве на жалобу общество указывает на законность и обоснованность принятого по делу решения, полагая, что апелляционная жалобы удовлетворению не подлежит.
В судебном заседании представитель истца поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы, указанные в отзыве.
Представители ответчиков, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено без их участия.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Северная башня" является единственным арендатором земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004042:1007, расположенным по адресу: г.Москва, ул.Тестовская, вл.10, на основании договора аренды земельного участка от 19.01.2005 N М-01-511796 и дополнительного соглашения N М-01-511796 от 13.06.2012.
Согласно свидетельству от 13.03.2013 о государственной регистрации прав ЗАО "Северная башня" является собственником помещения общей площадью 103 302,7 кв.м. Согласно свидетельству от 22.02.2012 в общей долевой собственности ЗАО "Северная башня" находится помещение площадью 89, 1 кв.м., размер доли 9973/10000; иной участник общей долевой собственности - город Москва, размер доли в праве 27/10000.
Арендуемый земельный участок является государственным имуществом, собственность на которое не разграничена.
Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" с 01.01.2013 кадастровая стоимость указанного земельного участка установлена в размере 1 033 141 031, 25 руб.
Не согласившись с кадастровой стоимостью земельного участка, установленной Правительством Москвы с 01.01.2013, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение об удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Так, порядок оценки земель установлен ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации, редакция которой после введения в действие Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ предусматривает, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п.3 данной статьи, при этом государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, а в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" также предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 01.03.2011 N 281-О-О, физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, в том числе арендаторы земельных участков, в случаях, когда кадастровая стоимость используется для расчета годовой арендной платы, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Результаты определения кадастровой стоимости в соответствии со ст.24.19 Закона об оценочной деятельности могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Из анализа данной нормы следует, что арендатор земельного участка вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости такого участка или обратиться с иском в суд об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной в том случае, если размер арендной платы зависит от кадастровой стоимости и по условиям договора аренды подлежит изменению в случае изменения кадастровой стоимости.
При этом суд обоснованно указал, что обращаясь в судебном порядке за установлением кадастровой стоимости в размере рыночной, общество выбрало надлежащий способ защиты своего права.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, в том числе представленный обществом отчет Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "СИБИРЬ" об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка от 17.01.2014 N 461/12-13, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования общества подлежат удовлетворению.
Соответствие данного отчета требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности подтверждено экспертным заключением Экспертного совета НП СОО "СИБИРЬ" N 17/01/014 от 24.01.2014.
В соответствии с заключением эксперта N А-01-1495/11-14 по делу N А40-67769/14, выполненным ГУП МО "МОБТИ" на основании определения суда от 18.09.2014, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004042:1007, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Тестовская, вл.10, по состоянию на 01.01.2013 составляет 616 807 000 руб.
В данном экспертном заключении указано, что разница между стоимостью, определенной в отчете об оценке N 461/12-13 от 17.01.2014, и расчетами в экспертном заключении эксперта составляет 1,5%, что находится в рамках погрешности расчетов. Таким образом, определенные стоимости находятся в одном ценовом диапазоне.
Из заключения эксперта N А-01-1495/11-14 следует, что содержание отчета об оценке N 461/12-13 от 17.01.2014 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Закона об оценочной деятельности, а также требованиям федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Ответчики против результатов экспертизы доводов не заявили, эксперт предупрежден судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, свидетельствующие о недостоверности данного экспертного заключения основания отсутствуют.
Таким образом, суд первой инстанции, учитывая приведенные выше нормы, а также принимая во внимание правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, пришел к правильному выводу о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной в соответствии с экспертным заключением N А-01-1495/11-14 по делу N А40-67769/14.
При этом является необоснованной ссылка заявителей жалобы на п.26 Федерального стандарта оценки N 1, поскольку стоимости, определенные в отчете оценщика и заключении эксперта, в рассматриваемом случае не служат рекомендацией для целей совершения сделки, а являются основанием для корректировки кадастровой стоимости.
Также суд обоснованно указал, что по смыслу Постановления ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11 ответчиком по иску об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости может являться только орган, уполномоченный действующим законодательством вносить изменения в государственный кадастр недвижимости. В соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26.12.2011 N П/531 таким органом является ФГБУ "Федеральная кадастровая палата службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
При таких данных судебные расходы по уплате государственной пошлины правомерно взысканы судом с ФГБУ "Федеральная кадастровая палата службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в пользу заявителя.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Нормы материального права применены судом правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Ввиду изложенного, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным, обоснованным и не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 12.03.2015 по делу N А40-67769/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.Б. Цымбаренко |
Судьи |
Л.А. Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-67769/2014
Истец: ЗАО "Северная башня"
Ответчик: Департамент городского имущества города Москвы, Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости пр Управлении Росреестра по Москве, Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по г. Москве, Правительство г. Москвы, Правительство Москвы, Росреестр, Управление Росреестра по городу Москве, Управление Росреестра по Москве, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве
Третье лицо: ООО "Центр по оценке собственности, инвестиционных рисков Экспертиза", ООО "Центр по оценке собственности инвестиционных рисков Экспертиза"