Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10 июня 2015 г. N 06АП-2626/15
г. Хабаровск |
|
10 июня 2015 г. |
А80-35/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
от Государственного унитарного предприятия Чукотского автономного округа "Чукотснаб": представитель не явился;
от Отделения надзорной деятельности по Билибинскому району Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чукотскому автономному округу: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Отделения надзорной деятельности по Билибинскому району Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чукотскому автономному округу
на решение от 14.04.2015
по делу N А80-35/2015
Арбитражного суда Чукотского автономного округа
принятое судьей Овчинниковой М.Ю.
по заявлению Государственного унитарного предприятия Чукотского автономного округа "Чукотснаб"
к Отделению надзорной деятельности по Билибинскому району Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чукотскому автономному округу
о признании незаконным предписания
УСТАНОВИЛ:
государственное предприятие Чукотского автономного округа "Чукотснаб" (далее - заявитель, предприятие, ГУП ЧАО "Чукотснаб"), обратилось в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с заявлением от N 02-21/И286 к Отделению надзорной деятельности по Билибинскому району Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чукотскому автономному округу (далее - заинтересованное лицо, ГУ МЧС России по Чукотскому АО, Отделение надзорной деятельности, Управление) о признании незаконным предписания от 31.10.2014 N 140/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности и его отмене.
Решением от 14.04.2015 суд удовлетворил заявленные требованияю
Не согласившись с судебным актом, Управление обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением норм материального права, а также незаконностью и необоснованностью судебного акта и принять новое решение.
От предприятия поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия его представителя.
Управление, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимало участия в заседании суда апелляционной инстанции.
В своем отзыве ГУП ЧАО "Чукотснаб" просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции на основании положений части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения (приказа) от 02.10.2014 N 140 начальник отделения надзорной деятельности по Билибинскому району ГУ МЧС России по Чукотскому АО и старший инспектор отделения в период с 06.10.2014 по 31.10.2014 осуществили в отношении ГУП ЧАО "Чукотснаб" проверочные мероприятия в целях контроля исполнения (неисполнения) выданного ранее предписания от 21.10.2013 N 85/1/1.
В ходе проверки установлено неисполнение предписания от 21.10.2013 N 85/1/1, выразившееся в том, что на складе ГСМ "Дымный" Предприятие не провело в полном объеме работы по монтажу оборудования, а именно:
- РВС не оборудован автоматической установкой пожаротушения;
- территория склада не оборудована наружным и внутренним водопроводом для тушения пожаров;
- территория склада не оборудована автоматической установкой пожарной сигнализации с ручными пожарными извещателями;
- на территории склада не установлены резервные РВС для перекачки продуктов из одного резервуара в другой в случае аварийной ситуации;
- территория склада не обеспечена насосной станцией и сетью растворопроводов;
- территория склада не обеспечена сетью трубопроводов на нужды пожаротушения;
- на территории склада резервуары не оборудованы сухотрубами для подачи огнетушащих веществ.
Данные выводы основаны на том, что в ходе проверочных мероприятий Предприятием не были представлены проверяющим акты ввода в эксплуатацию установленного на объекте противопожарного оборудования.
По результатам проверки отделением надзорной деятельности Управления составлен акт от 31.10.2014 N 140 и Предприятию выдано новое предписание от 31.10.2014 N 140/1/1, которым на него возложена обязанность устранить все выявленные нарушения требований пожарной безопасности в срок до 01.06.2015.
Несогласие предприятия с вышеуказанным предписанием явилось основанием для обращения в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные ГУП ЧАО "Чукотснаб" требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) предметом внеплановой проверки является, в том числе, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами (пункт 1 части 2 статьи 10 Федеральный закон N 294-ФЗ).
Внеплановая выездная проверка проведена ОНД ГУ МЧС России по Чукотскому автономному округу на основании распоряжения от 02.10.2014 N 140 по контролю выполнения предписания от 14.10.2013 ГНП N 85/1/1., с соблюдением требований Федерального закона N 294-ФЗ.
Предписание от 31.10.2014 N 140/1/1 выдано начальником ОНД по Билибинскому району ГУ МЧС России по Чукотскому АО, следовательно, уполномоченным лицом в рамках его компетенции.
Из материалов дела следует, что проведенной проверкой во исполнение предписания ГПН N 85/1/1 от 14.10.2013 в ходе визуального осмотра склада ГСМ "Дымный" установлено, что предприятием проведена работа по установке на территории склада емкостей для хранения запаса воды на нужды пожаротушения, смонтирована насосная станция, проложены трубопроводы и смонтирована система пожаротушения. Таким образом, работы, которые было необходимо осуществить для его исполнения, выполнены в полном объеме, однако, на направленный в адрес юридического лица запрос от 28.10.2014 N 284 о предоставлении документов, подтверждающих ввод в эксплуатацию смонтированного оборудования, Предприятие документы не представило.
Данные факты зафиксированы в Акте проверки от 31.10.2013 N 140. На основании установленного, проверяющими сделан вывод, что на момент проверки пусконаладочные работы не проведены, следовательно, нарушения, указанные в предписании, не устранены. Акты ввода в эксплуатацию смонтированного оборудования не представлены, что и послужило основанием для выдачи нового оспариваемого предписания по своему содержанию, аналогичному предыдущему N 85/1/1 от 21.10.2013, с установлением новых сроков для его исполнения.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 03.04.2013 N 87 АА 029101 Предприятию на праве хозяйственного ведения принадлежит нефтебаза ГСМ, назначение: нежилое, складское, общая площадь 154,2 кв.м, общая протяженность 1376, 00 п.м, площадь сооружений - 1451,30 кв.м, общий объем - 13472 куб.и, адрес объекта: Чукотский автономный округ, Билибинский район, г. Билибино, участок "Дымный".
Согласно перечню объектов основных средств склада ГСМ "Дымный", являющегося приложением N 1 к договору купли-продажи имущества склада ГСМ "Дымный" от 26.08.2010 N Д-16/10 на территории склада ГСМ находятся 15 резервуаров металлических, из которых 1 составляет объем 5000 куб.м, остальные 3000 куб.м и менее.
Пунктами 8.1, 8.3, 8.7 СНиП 2.11.03-93 "Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы" (далее - СНиП 2.11.03-93) предписано, что:
- на складах нефти и нефтепродуктов следует предусматривать системы пенного пожаротушения и водяного охлаждения, особенности проектирования которого предусмотрены, приложением 3 к настоящим строительным нормам и правилам (п. 8.1);
- для наземных резервуаров нефти и нефтепродуктов объемом 5000 куб.м и более, а также зданий и помещений склада, указанных в пункте 8.5, следует предусматривать системы автоматического пожаротушения. На складах IIIа категории при наличии не более двух наземных резервуаров объемом 5000 куб. м допускается предусматривать тушение пожара этих резервуаров передвижной пожарной техникой при условии оборудования резервуаров стационарно установленными генераторами пены и сухими трубопроводами (с соединительными головками для присоединения пожарной техники с заглушками), выведенными за обвалование (п. 8.3);
- наземные резервуары объемом 5000 куб.м и более должны быть оборудованы стационарными установками охлаждения. Для резервуаров с теплоизоляцией из негорючих материалов допускается не присоединять стационарную установку охлаждения к противопожарному водопроводу, при этом сухие трубопроводы ее должны быть выведены за пределы обвалования и оборудованы соединительными головками и заглушками (пункт 8.7).
Оспариваемым предписанием Управление обязало Предприятие исполнить вышеуказанные пункты СНиП в отношении имеющегося на складе "Дымный" только одного резервуара емкостью 5000 куб.м.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Управление неправомерно обязало оборудовать автоматической установкой пожаротушения один резервуар, так как СНиП прямо указывает на то, что допускается пожаротушение резервуаров, если их количество не превышает 2 и передвижной пожарной техникой.
Таким образом, пункт 1 Предписания противоречит пункту 8.3 СНиП 2.11.03-93 и нарушает права заявителя в части обязания проведения работ по оборудованию РВС автоматической установкой пожаротушения.
Материалы дела не содержат доказательств, что на территории склада ГСМ участка "Дымный" установлено 2 и более резервуаров для нефтепродуктов объемом 5000 куб. м, при наличии которых данный пункт СНиП подлежит применению.
Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы ОНД по Билибинскому району ГУ МЧС России по Чукотскому АО о невозможности производить пожаротушение передвижной пожарной техникой, как необоснованные и не подтвержденные документально.
При этом пункты 8.1 и 8.7 СНиП 2.11.03-93 по первому пункту Предписания при их неисполнении по предыдущему предписанию, обязательны для исполнения.
Пунктом 4 оспариваемого предписания предприятию предписано в соответствии с пунктом 10.10 СНиП 2.11.03-93 установить на территории склада резервные РВС для перекачки продуктов из одного резервуара в другой в случае аварийной ситуации (склад ГСМ участок "Дымный")
В письменном отзыве Управление согласилось с мнением Предприятия, указав на то, что пункт 4 Предписания требует отмены.
Пунктами 8.10, 8.12, 8.16 СНиП 2.11.03-93 предусмотрено, что:
- расходы огнетушащих средств следует определять, исходя из интенсивности их подачи на 1 кв.м расчетной площади тушения нефти и нефтепродуктов (п. 8.10);
- общий расход воды на охлаждение подземных резервуаров (горящих и соседних с ним) следует принимать 20 л/с (п. 8.12);
- расчетную продолжительность охлаждения резервуаров (горящего и соседних с ним) следует принимать: наземных резервуаров при тушении пожара автоматической системой - 4 ч., при тушении передвижной пожарной техникой - 6 ч. (п. 8.16).
Для выполнения перечисленных норм Предприятие должно оборудовать территорию склада наружным и внутренним водопроводом с объемом и подачей воды по данным нормам.
В соответствии с пунктом 9.5 СНиП 2.11.03-93, склады нефти и нефтепродуктов должны быть оборудованы электрической пожарной сигнализацией с ручными пожарными извещателями, при расстановке которых следует учитывать требования СНиП 2.04.09-84.
Следовательно, на нефтяном складе на участке "Дымный" должна быть смонтирована и находится в исправном состоянии электрическая пожарная сигнализация.
Пунктом 10.10 СНиП 2.11.03-93 определено, что из наземных расходных резервуаров единичной и общей вместимостью более 1 куб.м для легковоспламеняющихся и 5 куб.м для горючих нефтепродуктов, устанавливаемых в производственных зданиях, должен предусматриваться слив в аварийный подземный резервуар или опорожнение их продуктовыми насосами в резервуары основной емкости склада.
В силу пункта 12 Приложения 3 (рекомендуемого) "Особенности проектирования систем пенного пожаротушения СНиП 2.11.03-93, при применении на складе нефти и нефтепродуктов стационарных систем автоматического и неавтоматического пожаротушения следует проектировать общую насосную станцию и сеть растворопроводов.
В пункте 13 этого же приложения указано, что сети противопожарного водопровода и растворопроводов (постоянно наполненных раствором или сухих) для тушения пожара резервуарного парка или железнодорожной эстакады, оборудованной сливоналивными устройствами с двух сторон, следует проектировать кольцевыми с тупиковыми ответвлениями (вводами) к отдельным зданиям и сооружениям (в том числе и к резервуарам, оборудованным установкой автоматического пожаротушения). Сети следует прокладывать за пределами внешнего обвалования (или ограждающих стен) резервуарного парка и на расстоянии не менее 10 м от железнодорожных путей эстакады.
СНиП 2.11.02.93 распространяются на склады нефти и нефтепродуктов и устанавливают противопожарные требования к ним.
Нормы СНиП не распространяются на: склады нефти и нефтепродуктов негражданского назначения, проектируемые по специальным нормам; склады сжиженных углеводородных газов; склады нефти и нефтепродуктов с давлением насыщенных паров более 93,1 кПа (700 мм РТ. Ст.) при температуре 20 гр. С; склады синтетических жирозаменителей; подземные хранилища нефти и нефтепродуктов, сооружаемые геотехнологическими и горными способами в непроницаемых для этих продуктов массивах горных пород, и ледогрунтовые хранилища для нефти и нефтепродуктов; резервуары и другие емкости для нефти и нефтепродуктов, входящие в состав технологических установок или используемые в качестве технологических аппаратов.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что нефтесклад на участке "Дымный", принадлежащий Предприятию, не попадает под исключения, на которые не распространяются нормы, установленные в СНиП 2.11.02.93.
Следовательно, предприятие эксплуатирующее склад ГСМ, должно соблюдать вышеизложенные требования, которые направлены на обеспечение требований пожарной безопасности.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) промышленная безопасность опасных производственных объектов (далее - промышленная безопасность) - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В силу пункта 1 статьи 2 Закона N 116-ФЗ - опасными производственными объектами в соответствии с указанным Законом являются предприятия или их цеха, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении N 1 к Закону.
В соответствии с пунктом 1 данного Приложения к опасным производственным объектам относятся, в том числе, объекты, на которых хранятся опасные вещества.
Установленное свидетельствует, что Предприятие эксплуатирует опасный производственный объект, на котором перерабатываются, хранятся, транспортируются опасные вещества, предусмотренные пунктом 1 приложения 1 к Закону N 116-ФЗ, в частности нефтепродукты.
Приложением 2 к настоящему закону установлен перечень опасных веществ, к которым относятся и горючие жидкости, находящиеся на товарно-сырьевых складах и базах. При количестве их от 1000 тонн и более, но менее 50000 тонн, они относятся к третьему классу опасности.
Ростехнадзор регистрирует опасные производственные объекты и ведет их государственный реестр (пункт 5.3.5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401).
Согласно приложению к Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07.04.2011 N 168 "Об утверждении требований к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов" (далее - Приказ) склады ГСМ идентифицируются по признаку хранения и транспортирования опасных веществ (пункт 8 Приказа).
Функционирование склада ГСМ невозможно без осуществления определенных технологических операций по приему, хранению и выдаче (отпуску) значительных объемов нефтепродуктов, являющихся легковоспламеняющимися и горючими жидкостями. Их эксплуатация связана с возможностью возникновения пожаров, аварий и чрезвычайных ситуаций, способных привести к гибели людей и значительному материальному ущербу.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона N 116-ФЗ к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях.
Из анализа статьи 1 Закона N 116-ФЗ следует, что техническое перевооружение опасного производственного объекта включает в себя проведение следующих из указанных работ:
- внедрение новой технологии, приводящее к изменению технологического процесса на опасном производственном объекте;
- автоматизация опасного производственного объекта или его отдельных частей, приводящая к изменению технологического процесса;
- модернизация применяемых на опасном производственном объекте технических устройств, приводящая к изменению технологического процесса на опасном производственном объекте;
- замена применяемых на опасном производственном объекте технических устройств, приводящая к изменению технологического процесса на опасном производственном объекте.
Следовательно, техническое перевооружение опасного производственного объекта должно отвечать одновременно двум критериям:
- проведение одного из перечисленных видов работ;
- изменение технологического процесса, вызванное проведением такой работы.
Федеральный закон N 116-ФЗ не раскрывает определений капитального ремонта и реконструкции опасного производственного объекта.
Понятия "реконструкция объектов капитального строительства" и "капитальный ремонт объектов капитального строительства" содержит статья 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
"Реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов;
реконструкция линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов;
капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов;
капитальный ремонт линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов".
Согласно части 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона N 116-ФЗ, техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация опасного производственного объекта осуществляются на основании документации, разработанной в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом законодательства о градостроительной деятельности. Если техническое перевооружение опасного производственного объекта осуществляется одновременно с его реконструкцией, документация на техническое перевооружение такого объекта входит в состав соответствующей проектной документации. Документация на капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности.
Согласно части 3 статьи 8 Закона N 116-ФЗ, в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта организации, разработавшие соответствующую документацию, в установленном порядке осуществляют авторский надзор.
В соответствии с частью 3.1 статьи 8 Закона N 116-ФЗ, соответствие построенных, реконструированных опасных производственных объектов проектной документации, требованиям строительных норм, правил, стандартов и других нормативных документов устанавливается заключением уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти или уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (части 4 статьи 8 Закона N 116-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенное, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительные плану земельного участка и проектной документации.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства (часть 10). В разрешении на ввод объекта в эксплуатацию должны быть отражены сведения об объекте капитального строительства в объеме, необходимом для осуществления его государственного кадастрового учета. Состав таких сведений должен соответствовать установленным в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" требованиям к составу сведений в графической и текстовой частях технического плана (часть 11 статьи 55 ГрК РФ).
Согласно изложенным выше требованиям, в том числе и в статье 8 Закона N 116-ФЗ документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта может разрабатываться самостоятельно, а также может входить в состав проектной документации на реконструкцию объекта.
Суд первой инстанции правомерно указал на то, что в Градостроительном кодексе Российской Федерации отсутствует какое-либо упоминание о техническом перевооружении объекта. Данный вид работ не подпадает под сферу регулирования Градостроительного кодекса РФ.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию оформляется только при проведении на объекте технического перевооружения одновременно с реконструкцией или его капитальным ремонтом.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно отклонил доводы Управления о том, что предприятие должно было представить в Управление документацию на ввод в эксплуатацию объекта в соответствии с требования статьи 55 Градостроительного кодекса РФ, ввиду следующего.
Предприятием на уч. Дымный произведены работы по техническому перевооружению склада ГСМ, а именно: в отношении противопожарного оборудования производился демонтаж существующего РВС-200, разработка грунтов, планировка площадей бульдозерами, устройство ленточных фундаментов, монтаж опорных стоек, лестниц, площадок с настилом, задвижек, усиливающего воротника, люка светового, теплоизоляция резервуаров, монтаж саморегулируемого нагревательного кабеля и т.п. (приложение N 1 к договору 77 от 24.04.2013); производство фундамента при установке контейнера блочно-модульной насосной пожаротушения, сборка и монтаж блок/бокса модульного здания насосной, сборка и монтаж трубопроводной обвязки внутри здания блок бокса, включая запорную арматуру, подключение бокса к сетям пожаротушения, пусконаладочные работы и т.п. (приложение N 1 к договору 78а от 26.06.2013); изготовление и установка оборудования для охлаждения резервуаров, установка оборудования для пожаротушения резервуаров, изготовление трубопроводов водопровода для охлаждения резервуаров, противопожарного водопровода и их прокладка, оборудование насосной станции пожаротушения, монтаж элементов резервуара вместимостью 5000 куб. м. и т.п. (приложение N 1 к договору N 79 от 24.04.2013).
Частью 1 статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ предусмотрено, что по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ в акте проверки указываются сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения.
Из положений частей 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Из материалов дела следует, что Управление, проводя внеплановую проверку по исполнению предыдущего предписания, факт проведения реконструкции или капитального ремонта опасного промышленного объекта в ходе проверки не устанавливало, в акте отсутствует указание на осуществление Предприятием каких-либо строительно-монтажных работ, а только отражено, что работы по монтажу оборудования выполнены в полном объеме. Какие-либо выводы о том, что Предприятие произвело капительный ремонт либо реконструкцию объекта, акт проверки не содержит.
Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих факт осуществления Предприятием капитального ремонта (строительство объекта капитального строительства) на территории склада ГСМ уч. Дымный.
Все представленные заявителем документы подтверждают проведение технического перевооружения объекта, а капитальное строительство осуществлено только на вспомогательных объектах, по которым оформляется соответствующая техническая документация, безотносительно ко всему объекту.
Суд первой инстанции правомерно указал на то, что поскольку Управлением не представлено достаточных и достоверных доказательств, подтверждающих факт проведения реконструкции или капитального строительства склада ГСМ, доводы Отделения надзорной деятельности о необходимости предоставления в ходе проведения внеплановой проверки акта приемки объекта капитального строительства, не состоятельны.
В качестве доказательств выполнения всех поименованных в предписании работ предприятием представлены договоры подряда на выполнение работ, акты о приемке выполненных работ:
- от 24.04.2013 N 77 по техническому перевооружению склада хранения ГСМ участка "Билибино" отделения "Дымный" "Монтаж РВС-500 противопожарного с теплоизоляцией";
- от 24.06.2013 N 78а по установке контейнера блочно-модульной насосной пожаротушения на территории склада хранения ГСМ участка "Билибино" отделения "Дымный";
- от 24.04.2013 N 79 по техническому перевооружению склада хранения ГСМ участка "Билибино" отделения "Дымный" "Устройство системы пожаротушения и охлаждения резервуарного парка";
- от 02.06.2014 N 23 по монтажу на складе хранения ГСМ участка "Билибино" отделения "Дымный" "Противопожарного РВС-500 N 2";
- от 10.07.2014 N 32 на монтаж системы пожаротушения на складе хранения ГСМ участка "Билибино" отделения "Дымный".
Из материалов дела следует, что в соответствии с проектной документацией, представленными договорами подряда, на складе ГСМ в 2013-2014 годах во исполнение предписания N 85/1/1 от 21.10.2013 произведено техническое перевооружение объекта и установлено противопожарное оборудование и исполнены пункты 2,3,5,6,7 в полном объеме. Данный факт установлен актом проверки N 140 от 31.10.2014.
Техническое перевооружение склада ГСМ, исходя из технических заданий, прилагаемых к договорам, производилось в отношении противопожарного оборудования в соответствии с проектной документацией, прошедшей экспертизу промышленной безопасности, что подтверждается заключением N 58/11/Х, выданным ООО "ЦЕЛЭКС".
Представленная проектная документация указывает на то, что она разработана на техническое перевооружение склада ГСМ п. Дымный ЗАО "Метролог". Из актов приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией: N 1 от 10.11.2014, N 1 от 10.11.2014, от 01.12.2014, от 25.11.2014 следует, что на объекте: склад ГСМ п. Дымный, согласно проектно-сметной документации, разработанной проектировщиком - ЗАО "Нефтебазстрой" (г. Самара) произведено строительство систем пожаротушения и охлаждения резервуарного парка, противопожарного РВС - 500 N 2 с теплоизоляцией, блочно-модульной насосной станцией пожаротушения, противопожарного РВС-500 N 1 с теплоизоляцией. Строительство производилось без разрешения соответствующих органов, как сооружения вспомогательного использования.
Выполненный объем работ по строительству объектов противопожарной защиты, должен обеспечивать в своей совокупности безопасность от возгорания всех объектов, расположенных на складе ГСМ.
Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, системы инженерно-технического обеспечения и сети инженерно-технического обеспечения объекта - склада ГСМ требуют проведения пусконаладочных работ в отношении установленного электрооборудования, испытаний оборудования и трубопроводов, системы пожарной сигнализации, оформления технической документации на ввод установленного оборудования по их результатам.
По смыслу статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Исполнимость является важным требованием к предписанию и одним из элементов его законности, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность (статья 19. 5 КоАП РФ).
Таким образом, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения; содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемое предписание не содержит требований к Предприятию о представлении документации, подтверждающей ввод в эксплуатацию оборудования, а предписывает повторно выполнить тот объем работ, который выполнен при исполнении предыдущего предписания, следовательно, у Управления не имелось законных оснований для выдачи оспариваемого повторного предписания.
Таким образом, суд первой инстанции, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения, оценив на основании положений статьи 71 АПК РФ представленные в материалах дела доказательства, правомерно признал оспариваемое предписание недействительным
Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб. в соответствии со статьей 110 АПК РФ, правомерно отнесены на Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чукотскому автономному округу.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права. Кроме того, данные доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 14.04.2015 по делу N А80-35/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А80-35/2015
Истец: ГУП Чукотского автономного округа "Чукотснаб"
Ответчик: ГУ Министерства Российской Федерации по делам обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чукотскому автономному округу, ГУ Министерства РФ по делам обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по ЧАО, Отделение надзорной деятельности по Билибинскому району Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чукотскому автономному окргугу