г. Москва |
|
10 июня 2015 г. |
Дело N А41-45222/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коротковой Е.Н.,
судей Бархатова В.Ю., Катькиной Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Айрапетян Н.М.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы ЗАО "Земельное общество "Тучковское", ОАО "Тучковский" на решение Арбитражного суда Московской области от 23 января 2015 года, принятое судьей Кулматовым Т.Ш., по делу N А41-45222/14 по исковому заявлению ЗАО "Земельное общество "Тучковское" и ОАО "Тучковский" к Администрации Рузского муниципального района Московской области, ООО "М-Консалт", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об установлении границ земельных участков, признании недействительными постановлений администрации, исключении записи о постановке на кадастровый учет земельных участков, признании недействительными договоры купли-продажи земельных участков, третьи лица: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области, ОАО "Банк "Санкт-Петербург", кадастровый инженер Морозов Павел Николаевич, ООО "МК-Руза", Дородько Валерия Владимировича, Попов Игорь Геннадьевич, Данилов Виктор Владимирович, Боровский Борис Николаевич,
при участии в заседании:
от ЗАО "Земельное общество "Тучковское" - Ковалев Д.А. по доверенности от 10.08.2014, Буров В.А. по доверенности 03.09.2014;
от ОАО "Тучковский" - Ковалев Д.А. по доверенности от 05.09.2014, Буров В.А. по доверенности 03.09.2014;
от Администрации Рузского муниципального района Московской области - Жулич Т.В. по доверенности N 4485 от 29.08.2014;
от ООО "МК-Руза" - Хохлов С.И. по доверенности от 08.08.2014;
от ООО "М-Консалт" - Хохлов С.И. по доверенности от 25.04.2014;
от Данилова В. В. - Хохлов С.И. по доверенности от 10.10.2014;
от Боровского Б.Н. - Хохлов С.И. по доверенности от 02.10.2014:
от остальных лиц - не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Земельное общество "Тучковское" и Открытое акционерное общество "Тучковский" обратились в Арбитражный суд Московской области к Администрации Рузского муниципального района Московской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и Обществу с ограниченной ответственностью "М-Консалт" с заявленными требованиями:
- установить границы земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:9:ЗУ1 площадью 21 049 кв.м, являющегося неотъемлемой частью многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:9, в границах, согласно межевому плану от 16.04.2014 по указанным характерным точкам;
- установить границы земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:19:ЗУ1 площадью 653 797 кв.м, являющегося неотъемлемой частью многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:19, в границах, согласно межевому плану от 16.04.2014, по указанным характерным точкам;
- установить границы земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:19:ЗУ1 площадью 587 480 кв.м, являющегося неотъемлемой частью многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:19, в границах, согласно межевому плану от 16.04.2014, по указанным характерным точкам;
- признать недействительным и не имеющим юридической силы с момента издания постановление Администрации Рузского района от 11.09.2013 N 2743 "О предварительном согласовании ООО "М-Консалт" места размещения промышленного квартала, добычи общераспространенных полезных ископаемых, разворотные площадки и осуществление торговой деятельности и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории;
- признать недействительным и не имеющим юридической силы с момента издания постановление Администрации Рузского района от 11.09.2013 N 2744 "О предварительном согласовании ООО "М-Консалт" места размещения промышленного квартала, добычи общераспространенных полезных ископаемых, разворотные площадки и осуществление торговой деятельности и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории;
- признать недействительным и не имеющим юридической силы с момента издания постановление Администрации Рузского района Московской области "О предоставлении ООО "М-Консалт" в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:19:0050409:334";
- признать недействительным и не имеющим юридической силы с момента издания постановление Администрации Рузского района Московской области "О предоставлении ООО "М-Консалт" в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:19:0050629:47";
- признать недействительным и не имеющим юридической силы с момента заключения договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:19:0050409:334, заключенный между Муниципальным образованием "Рузский муниципальный район Московской области" и ООО "М-Консалт";
- признать недействительным и не имеющим юридической силы с момента заключения договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:19:0050629:47, заключенный между Муниципальным образованием "Рузский муниципальный район Московской области" и ООО "М-Консалт";
- в целях полного восстановления прав ЗАО "ЗО "Тучковское" и ОАО "Тучковский" снять (аннулировать) в Государственном кадастре недвижимости запись о существовании кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 50:19:0050409:334 и 50:19:0050629:47.
В качестве третьих лиц в деле принимают участие Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области, ОАО "Банк "Санкт-Петербург", кадастровый инженер Морозов Павел Николаевич, Общество с ограниченной ответственностью "МК-Руза", Дородько Валерия Владимировича, Попов Игорь Геннадьевич, Данилов Виктор Владимирович, Боровский Борис Николаевич.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23 января 2015 года по делу N А41-45222/14 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционным жалобам ЗАО "Земельное общество "Тучковское" и ОАО "Тучковский", в которых истцы просят решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
Представитель истцов поддержали доводы, изложенные в апелляционных жалобах, в полном объеме, просили решение суда первой инстанции отменить, прекратить производство по делу в связи с неподведомственностью.
Представитель Администрации Рузского муниципального района Московской возражал против удовлетворения апелляционных жалоб, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Представитель ООО "МК-Руза", ООО "М-Консалт", Данилова В. В., Боровского Б.Н. возражал против удовлетворения апелляционных жалоб, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей остальных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru, сайте "Электронное правосудие" www.kad.arbitr.ru.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителей, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в результате преобразования совхоза "Тучковский" 26 июня 1992 года создано АОЗТ "Тучковское".
На основании постановления Главы администрации Рузского района от 25.12.1992 N 1418/23 АОЗТ "Тучковский" Администрацией Рузского района было выдано свидетельство о праве собственности на землю.
АОЗТ "Тучковское" 28 ноября 2000 года было преобразовано в СПК "Совхоз Тучковский".
На основании Постановления Главы администрации Рузского района N 1418/23 от 25.12.1992, Постановления Главы администрации Рузского района N 1440 от 25.08.1994, Постановления Главы Рузского района N 937 от 24.06.2002 СПК "Совхоз Тучковский" было выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок (свидетельство от 03.10.2002 серия ж50А N 080075) и в Едином государственном реестре прав была внесена запись о регистрации.
Также на основании Постановления Главы администрации Рузского района от 25.12.1992 N 1418/23 Администрацией Рузского района было выдано СПК "Совхоз Тучковский" свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок от 04.03.2003 (свидетельство о государственной регистрации серии 50АД N 003396), и 04.03.2003 была сделана запись о регистрации права в Едином государственном реестре прав.
На внеочередном общем собрании членов СПК "Совхоз Тучковский" 09.09.2003, оформленном протоколом N 1, было принято решение об учреждении ЗАО "Земельная компания "Тучковское" и о передаче земельного участка, принадлежащего совхозу на праве собственности, в качестве вклада в уставный капитал учреждаемого общества.
СПК "Совхоз Тучковский" 03.11.2003 было принято решение N 1 о создании ЗАО "Земельная компания "Тучковское", в качестве оплаты уставного капитала был передан земельный участок, принадлежащий СПК "Совхоз Тучковский" на праве собственности.
По актам приема-передачи от 05.03.2004 и от 19.03.2004 СПК "Совхоз Тучковский" был передан ЗАО "Земельная компания "Тучковское" в качестве оплаты уставного капитала земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:19.
На основании указанных актов, ЗАО "Земельная компания "Тучковское" получило свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок от 23.07.2004 серии 50АЖ N 183598, о чем в Едином государственном реестре прав была внесена запись.
ЗАО "Земельная компания "Тучковское" 10.08.2011 преобразовано в ЗАО "Земельное общество "Тучковское" (л.д. 61 т. 2).
В 2004 году в результате преобразования СПК "Совхоз Тучковский" было также создано ОАО "Тучковский", выдано свидетельство о государственной регистрации общества от 30.06.2004.
Согласно Уставу ОАО "Тучковский", оно является универсальным правопреемником СПК "Совхоз Тучковский". В соответствии с передаточным актом от 06.07.2004, утвержденным решением общего собрания членов СПК "Совхоз Тучковский", в уставный капитал ОАО "Тучковский" внесено право пользования земельным участком с кадастровыми номерами 50:19:0000000:9.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 09.12.2011 земельный участок с кадастровыми номерами 50:19:0000000:19 находится в собственности ЗАО "Земельное общество "Тучковское" (л.д. 59 т. 2).
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 17.06.2009, земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:9 принадлежит ОАО "Тучковский" на праве постоянного (бессрочного) пользования (л.д. 56 т. 2).
Земельные участки с кадастровыми номерами 50:19:0000000:9 и 50:19:0000000:19 с 1992 года состоят на кадастровом учете.
В соответствии с кадастровыми планами, кадастровыми выписками на земельные участки с кадастровыми номерами 50:19:0000000:9 и 50:19:0000000:19 они являются многоконтурными участками и их границы не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
В обоснование заявленных требований истцы ссылаются на то, что в границах земельных участков с кадастровыми номерами 50:19:0000000:19 и 50:19:0000000:9 полностью располагаются земельные участки с кадастровыми номерами 50:19:0050409:334 и 50:19:0050629:47.
Исследовав и оценив представленные доказательства, апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции о необоснованности заявленных требований соответствуют обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права и правильной оценке доказательств.
Из межевого плана земельного участка с кадастровыми номерами 50:19:0050409:334 следует, что данный участок сформирован на основании Постановления Администрации Рузского района от 11.09.2013 N 2743 "О предварительном согласовании ООО "М-Консалт" места размещения промышленного квартала, добычи общераспространенных полезных ископаемых, разворотные площадки и осуществление торговой деятельности и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории". Площадь участка составляет 500 000 кв.м, расположен в Московской области, Рузском районе, с/п Колюбакинское, вблизи д. Морево.
Из межевого плана земельного участка с кадастровыми номерами 50:19:0050629:47 следует, что данный участок сформирован на основании Постановления Администрации Рузского района от 11.09.2013 N 2744 "О предварительном согласовании ООО "М-Консалт" места размещения промышленного квартала, добычи общераспространенных полезных ископаемых, разворотные площадки и осуществление торговой деятельности и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории". Площадь участка составляет 500 000 кв.м, расположен в Московской области, Рузском районе, с/п Колюбакинское, вблизи д. Морево.
Постановлениями Администрации Рузского района Московской области земельные участки с кадастровыми номерами 50:19:0050409:334 и 50:19:0050629:47 переданы в собственность ООО "М-Консалт", заключены договоры купли-продажи.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; иными способами, предусмотренными законом.
Пунктами 1, 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" установлено, что в соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Права всех собственников подлежат судебной защите равным образом.
Споры, связанные с защитой права собственности и других вещных прав, рассматриваются судами в соответствии с подведомственностью дел, установленной Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, а также иными федеральными законами.
К искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Таким образом, описание границ земельного участка в установленном порядке и его постановка на кадастровый учет подтверждают существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими определить земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи, что позволяет земельному участку быть объектом сделок и участвовать в гражданском обороте.
Материалами дела установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:19:0000000:0019 и 50:19:0000000:9 являются ранее учтенными земельными участками.
В соответствии с частями 1, 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом. Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Из представленных в материалы дела кадастровых планов и выписок земельных участков с кадастровыми номерами 50:19:0000000:0019 и 50:19:0000000:9 усматривается, данные участки являются многоконтурными, их площади - ориентировочными и подлежат уточнению при межевании.
В силу частей 1, 7, 9 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ, который установил порядок определения границ земельных участков, принят в 2007 году.
Земельный участок с кадастровыми номерами 50:19:0000000:0019 находится в собственности ЗАО "Земельной общество "Тучковское" с 2011 года, при этом общество является универсальным правопреемником совхоза "Тучковский", который владел указанным участком еще с 1992-1994 годов. За этот период мер по установлению его границ и приведению сведений о данном участке в соответствие с действующим законом о кадастровом учете принято не было. При этом, описание местоположения границ объекта недвижимости в случае, если объектом недвижимости является земельный участок, является уникальной характеристикой участка, подлежащей внесению в Государственный кадастр недвижимости.
Земельный участок с кадастровыми номерами 50:19:0000000:9 находится на праве постоянного (бессрочного) пользования ОАО "Тучковский" с 2009 года, данный участок находился во владении правопредшественников общества с 1992-1994 годов, и своевременных мер по установлению его границ также не принималось.
Между тем, действовавшим на тот момент законодательством, в частности, Федеральным законом от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" допускалось внесение в государственный земельный кадастр сведений о площади и местоположении земельных участков как на основании данных о межевании, так и на основании сведений, представленных правообладателями земельных участков.
В целях реализации положений Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ и в связи с введением в действие Земельного кодекса Российской Федерации приказом Федеральной службы земельного кадастра от 02.10.2002 N П/327 утверждены Требования к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет.
В соответствии с пунктами 3 - 6 Требований и приложений N 1 - 5 к ним документы о межевании, представляемые для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, а также для внесения в государственный земельный кадастр уточненных сведений о ранее учтенных земельных участках оформляются в виде описания земельных участков (далее - описание), которое представляет собой документ, оформляемый на основании материалов межевания и (или) иной землеустроительной документации о формировании вновь образуемых земельных участков или уточнении сведений о ранее учтенных земельных участках. Описание должно содержать сведения о местоположении, площади, категории земель и разрешенном использовании земельных участков, а также описание границ земельных участков и их отдельных частей. Описание содержало чертеж земельных участков, описание границ с координатами XY и описание закрепления на местности условно обозначенных точек.
В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ при необходимости уточнить сведения о площади и (или) месторасположении границ земельного участка, уже прошедшего кадастровый учет, уточнение этих сведений осуществлялось по заявке правообладателя в порядке, установленном названным Законом для проведения кадастрового учета.
При этом допускалось проведение государственного кадастрового учета земельного участка исходя из его площади, уточненной по результатам межевания, если для проведения учета был представлен правоустанавливающий документ, содержащий не соответствующие межеванию сведения о площади участка (пункт 6.1 статьи 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ).
Таким образом, Федеральный закон от 02.01.2000 N 28-ФЗ предусматривал составление документов по определению границ земельных участков с описанием их координат. Федеральный закон от 02.01.2000 N 28-ФЗ предусматривал требования к основаниям и порядку уточнения площади и границ земельных участков, ранее прошедших кадастровый учет.
Следовательно, в случае, если в государственный земельный кадастр были внесены сведения о земельных участках без описания границ, правообладатели были вправе уточнить сведения о земельных участках путем составления описания с определением границ.
Исходя из изложенных положений, у истцов (их предшественников) была возможность уточнить и установить площадь и границы земельных участков, но они не воспользовались этим правом.
Действующим законом о кадастре не предусмотрена обязанность правообладателей ранее учтенных земельных участков устанавливать их границы, но определен состав документов, подтверждающих их местоположение.
Основным документом согласно данному закону является межевой план, с графической и текстовой частями. В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке; в текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (части 5, 6 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
Межевые планы спорных земельных участков, изготовленные на дату их постановки на кадастровый учет в границах, отсутствуют, что подтверждается также кадастровыми выписками на данный участок. В связи с этим невозможно достоверно установить его границы в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Представленные ЗАО "ЗО "Тучковское" в обоснование границ земельных участков документы (планшеты Всероссийского исследовательского сельскохозяйственного агрогеодезического института, чертежи, схемы) не содержат указание на характерные точки координат, текстовое описание границ земельного участка, указание на смежных землепользователей и (или) иные координаты смежных земельных участков, следовательно, не являются документами, содержащими все необходимые в силу действующих законов о земле сведения о местоположении границ данного участка.
Между тем, из кадастровых планов, кадастровых выписок участков с кадастровыми номерами 50:19:0000000:9 и 50:19:0000000:19 следует, что их границы не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Таким образом, в Государственном кадастре недвижимости имеются только сведения о том, что границы спорных участков не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Представленные истцами межевые планы, заключения специалистов о наложении земельных участков, не являются документами, которыми установлены границы участков, поскольку они основаны главным образом на документах, которые на настоящий момент не могут быть положены в основу таким выводам (материалах инвентаризации, планшетах Всероссийского исследовательского сельскохозяйственного агрогеодезического института, графических планах 1992 года), кроме того, сведения об этих границах не внесены в Государственный кадастр недвижимости.
Документы, положенные в основу представленных истцами заключений специалистов, не являются и юридически значимыми документами, безусловно и в соответствии с действующим законодательством свидетельствующими о местоположении границ спорных земельных участков.
Картографический материал, который прилагается к Техническому отчету по вычислению площадей земельных угодий совхоза "Тучковский" от 1990 года, не может служить доказательством определения границ земельных участков, принадлежащих заявителям, не только в связи с тем, что в нем отсутствует описание границ, но и в связи с тем, что в нем схематично отображены границы совхоза, которые в последующем были изменены путем уменьшения площади земель, предоставляемых в дальнейшем при реорганизации совхоза.
При этом, при изменении данных границ и площади земельных участков, принадлежащих истцам, никакого нового картографического материала не составлялось Не могут быть приняты по этим же основаниям в качестве доказательств материалы инвентаризации земель Рузского района Московской области от 1989-1990 гг., планшеты Всероссийского исследовательского сельскохозяйственного агрогеодезического института в масштабе 1:10000 и проекты землеустройства (перераспределения) земель совхоза Тучковский по состоянию на 1992 год Технический отчет по сводным материалам инвентаризации земель Рузского района Московской области 1990 года, подготовленный Центральным государственным проектным институтом по землеустройству, также не содержит никакого графического материала и описания границ земельных участков.
Не могут быть приняты в качестве доказательства материалы инвентаризации земель совхоза по состоянию на 1996 год, подготовленные Московским научно-исследовательским и проектно-изыскательским институтом земельных ресурсов и землеустройства, так как, они также не содержат описание границ земельных участков, находящихся в пользовании СПК Тучковский, в том числе не указаны координаты (поворотные точки), кроме того истцами не представлено доказательств того, что указанные материалы были утвержден в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 12.07.1993 N 659 "О проведении инвентаризации земель для определения возможности их предоставления гражданам", регулирующим в том момент процедуру проведения инвентаризации земель и утверждении результатов ее проведения.
Публичная кадастровая карта, содержащая описание особо ценных и ценных земель сельскохозяйственного назначения, содержит сведения только об особо ценных и ценных земель сельскохозяйственного назначения на территории Рузского муниципального района, границы сельскохозяйственных предприятий на указанной карте нанесены условно и не имеют картографического описания.
При данных обстоятельствах не может быть принято во внимание экспертное заключение N 18-э-2014 от 27.07.2014 (т. 2 л.д. 97), подготовленное кадастровым инженером, предоставленное в материалы дела истцами, так как выводы эксперта основываются на вышеуказанных документах.
Кроме того, согласно материалам настоящего дела, материалам ранее рассмотренных дел по данным участкам часть земель, ранее предоставленных совхозу "Тучковский" в Рузском районе Московской области и зафиксированная в планшетах Всероссийского исследовательского сельскохозяйственного агрогеодезического института, материалах инвентаризации земель Рузского района, неоднократно изымалась, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела ненормативные правовые акты, вынесенные Главой Рузского района, в том числе постановление от 05.04.1999 N 413, постановление от 28.06.1994 N 1026, постановление от 11.07.1994 N1111, и т. д. Сведений о незаконности постановлений об изъятии земель не имеется.
При вышеизложенных обстоятельствах, поскольку площадь земельных участков с кадастровыми номерами 50:19:0000000:19 и 50:19:0000000:9 является ориентировочной и подлежащей уточнению при межевании, не подтверждена соответствующими документами, доводы истцов о том, что в 2013 году администрацией было допущено изъятие частей их земель путем образования земельных участков с кадастровыми номерами 50:19:0050409:334 и 50:19:0050629:47, не могут быть приняты судом.
Вышеуказанные выводы подтверждаются судебной практикой по данной категории дел об установлении границ земельных участков, в том числе судебными актами по делам N А41-28919/11, N А41-28920/11 (по тем же земельным участкам), N А41-27484/13, N А41-4813/13 (по иным земельным участкам).
При данных обстоятельствах основания для удовлетворения заявленных требований истцов об установлении границ земельных участков истцов отсутствуют.
Из выводов судебной землеустроительной экспертизы, проведенной в рамках настоящего дела по определению суда первой инстанции, также следует, что границы земельных участков с кадастровыми номерами 50:19:0000000:19 и 50:19:0000000:9 исходя из имеющихся карт (схем) и иных документов, в соответствии с действующим законодательством невозможно, ввиду отсутствия согласованных границ и изменения законодательства. Также невозможно определить границы участков с кадастровыми номерами 50:19:0000000:19-ЗУ1 и 50:19:0000000:9-ЗУ1, поскольку невозможно определить границы участков с кадастровыми номерами 50:19:0000000:19 и 50:19:0000000:9, из которых они выделяются. Исходя из этого, не представляется возможным установить факт пересечения и его площадь между участками с кадастровыми номерами 50:19:0000000:19 и 50:19:0000000:9 и образованными администрацией земельными участками с кадастровыми номерами 50:19:0050409:334 и 50:19:0050629:47. В нем также указано, что на имеющихся материалах по образованию земельных участков с кадастровыми номерами 50:19:0000000:19 и 50:19:0000000:9 нельзя построить выводы о фактическом местоположении их границ.
Выводы указанного заключения экспертизы являются соответствующим действующему законодательству и не противоречат ему и лишь подтверждают факты установленные судом на основании других доказательств, представленных в материалы дела.
Таким образом, истцами не доказано фактическое местоположение и координаты границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:19:0000000:19 и 50:19:0000000:9, а также то, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:19:0050409:334 и 50:19:0050629:47 расположены на месте земельных участков с кадастровыми номерами 50:19:0000000:19 и 50:19:0000000:9.
Судом первой инстанции также верно установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:19:0050409:334 и 50:19:0050629:47 имеют категорию "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", то есть иную категорию, чем участки с кадастровыми номерами 50:19:0000000:19 и 50:19:0000000:9, имеющими категорию "земли сельскохозяйственного назначения". Сведений о том, что категория земель изменялась, в материалы дела не представлено. Указанный вывод также свидетельствует о том, что спорные участки не выделялись из земельных участков, принадлежащих истцам.
Земельные участки с кадастровыми номерами 50:19:0050409:334 и 50:19:0050629:47 образованы из земель, находящихся в неразграниченной государственной собственности. В соответствии со статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", согласие необходимо со стороны правообладателей земельных участков, смежных по отношению к образуемым участкам. В данном случае, согласно вышеизложенному, границы земельных участков с кадастровыми номерами 50:19:0000000:19 и 50:19:0000000:9 установить невозможно, поэтому не доказано то, что образованные администрацией участки являются смежными по отношению к земельным участкам истцов, и оформленные в соответствии с действующим законом документы о том, что они непосредственно примыкают к земельным участкам, принадлежащих истцам, отсутствуют.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) уполномоченных органов, если полагают, что оспариваемые действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений вышеуказанной статьи, основанием для принятия решения суда о признании незаконным действия (бездействия) уполномоченных органов является одновременное несоответствие этого действия (бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующими требованиями.
Согласно пункту 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) уполномоченных органов, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оснований для признания незаконными оспариваемых постановлений администрации об образовании, предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 50:19:0050409:334 и 50:19:0050629:47, и постановке их на кадастровый учет, не имеется, поскольку заявителями не доказана незаконность этих действий и нарушение этими действиями их прав и законных интересов.
В этой же связи требование истцов о снятии (аннулировании) в Государственном кадастре недвижимости записей о существовании кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 50:19:0050409:334 и 50:19:0050629:47 не подлежат удовлетворению.
Также не имеется оснований, предусмотренных статьями 166-168 Гражданского кодекса Российской Федерации, для признания недействительными договоров купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 50:19:0050409:334 и 50:19:0050629:47.
При данных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В апелляционных жалобах истцы ссылаются на нарушение судом норм материального и процессуального права.
По мнению истцов в решения судом сделан вывод о неоднократном изъятии площадей из земельных участков 50:19:0000000:9 и 50:19:0000000:19, не подтверждающийся материалами дела.
Между тем, в решении речь идет не об изменении площадей земельных участков 50:19:0000000:19 и 50:19:0000000:9, а об изменении площади территории, которой владел совхоз "Тучковский" и его правопреемники.
Согласно материалам настоящего дела, материалам ранее рассмотренных дел по данным участкам, часть земель, ранее предоставленных совхозу "Тучковский" в Рузском районе Московской области и зафиксированная в планшетах, материалах инвентаризации земель Рузского района, неоднократно изымалась, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела ненормативные правовые акты, вынесенные Главой Рузского района, в т.ч. постановление от 05.04.1999 N 413, постановление от 28.06.1994 N 1026, постановление от 11.07.1994 N 1111, и т.д. Сведений о незаконности постановлений об изъятии земель не имеется.
Данное обстоятельство подтверждается различием между площадью земель, предоставленных АОЗТ "Тучковское" после реорганизации совхоза "Тучковский" (3 056 га в собственность, 1 233 га в бессрочное пользование, и площадью земельных участков 50:19:0000000:19 (2 134, 1 га) и 50:19:0000000:9 (1 197 га) в настоящее время. Также данные обстоятельство подтверждается постановлениями об изъятиях из земель правопредшественников истца.
Истцы ссылаются на то, что вывод о неизменности категории земельных участков 50:19:0050409:334, 50:19:0050629:47 противоречит материалам дела.
Апелляционный суд считает, что вывод суда первой инстанции об отнесении земельных участков к категории земель промышленности соответствует материалам дела и отсутствии у них ранее иной категории соответствует материалам дела.
Земельным участкам 50:19:0050409:334, 50:19:0050629:47 изначально при их формировании была присвоена категория "земли промышленности" (постановления от 11.09.2013 N 2743, N 2744 (т. 1 л.д. 63- 64, 83-84)). Доказательств отнесения ранее спорной территории в установленном порядке к иной категории земель в материалах дела не имеется.
Атлас сельскохозяйственных земель не является надлежащим доказательством отнесения территории земельных участков 50:19:0050409:334, 50:19:0050629:47 к землям сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, доводы о наличии у спорной территории ранее иной категории могут носить лишь вероятностный характер. Доказательств, безусловно свидетельствующих о наличии у данной территории ранее иной категории земель, присвоенной ей с соблюдением порядка, установленного действовавшим на тот момент законодательством, не представлено.
В апелляционных жалобах истцы ссылаются на поручение судом экспертного исследования экспертам, которые, по мнению истцов, не обладают надлежащей квалификацией и находятся в какой-либо зависимости от ООО "М-Консалт.
Между тем, несогласие истцов с кандидатурами экспертов, которым было поручено проведение экспертного исследования судом первой инстанции, не может являться основанием для изменения или отмены судебного акта.
Выбор экспертного учреждения является прерогативой суда. Квалификация экспертов, которым суд поручил проведение экспертизы, подтверждена документами, представленными в материалы дела (т. 11 л.д. 34-53). Доводы истцов о наличии сомнений в объективности и беспристрастности экспертов, нахождении их в какой-либо зависимости от ООО "М-Консалт" не подтверждены материалами дела.
Заключение эксперта было оценено судом наряду с другими доказательствами по делу.
Согласно положениям частей 4 и 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта не имеет для суда заранее установленной силы и подлежит оценке наряду с другими доказательствами.
Суд оценивает доказательства, в том числе заключение эксперта, исходя из требований частей 1 и 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом по результатам оценки доказательств суду необходимо привести мотивы, по которым он принимает или отвергает имеющиеся в деле доказательства (часть 7 статьи 71, пункт 2 части 4 статьи 170 АПК РФ).
Судом первой инстанции подробно проанализирован представленный истцами картографический материал, а также внесудебное заключение N 18-Э-2014 от 27.07.2014 (т. 2 л.д. 97), предоставленное в материалы дела истцами.
В результате исследования доказательств суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о невозможности определения границ земельных участков 50:19:0000000:19 и 50:19:0000000:9.
Вынесение судом определения о назначении экспертизы без удаления в совещательную комнату не привело и могло привести к принятию неправильного решения, в связи с чем данное обстоятельство не может являться основанием для изменения или отмены судебного решения. Нормами АПК РФ не предусмотрена обязанность суда выносит определение о назначении экспертизы по результатам тайного совещания.
С учетом отсутствия сомнений в полноте и обоснованности заключения судебной экспертизы, проведенной в суде первой инстанции, судом апелляционной инстанции не установлено основания для назначения по делу судебной повторной и дополнительной экспертизы, в связи с чем в удовлетворении соответствующего ходатайства истцом было отказано.
Довод истцов о нарушении правил подведомственности также являются необоснованными.
В соответствии с частью 1 - 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).
Требования в настоящем деле заявлены юридическими лицами к юридическим лицам; каких-либо требований к физическим лицам в настоящем деле не заявлено.
Согласно части 3 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем к участию в деле будет привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения, так как не свидетельствуют о несоответствии выводов суда имеющимся в деле доказательствам и о неправильном применении норм права.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд считает, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 23.01.2015 по делу N А41-45222/14 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Короткова |
Судьи |
Н.Н. Катькина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-45222/2014
Истец: ЗАО "Земельное общество "Тучковское", ОАО "Тучковский", ООО "Международное агентство строительная экспертиза и оценка "Независимость"
Ответчик: ООО "М-Консалт" Россия,
Третье лицо: Борсковского Бориса Николаевича, Данилова Виктора Владимировича, Дородько Валерий Владимирович, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области, Морозов Павел Николаевич, ОАО "Банк "Санкт - Петербург", ОАО "Банк "Санкт-Петербург", ОАО "МК-Руза", Общество с ограниченной ответственостью "МК-Руза", Попова Игорь Геннадьевич, Управление Росреестра по Московской области, Администрация Рузского Муниципального района Московской области, ООО "М-Консалт", ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"
Хронология рассмотрения дела:
28.10.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-9489/15
24.09.2015 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-9489/15
10.06.2015 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-527/15
23.01.2015 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-45222/14