г. Владимир |
|
04 июня 2015 г. |
Дело N А39-7038/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.05.2015.
Постановление в полном объеме изготовлено 04.06.2015.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Мальковой Д.Г., судей Смирновой И.А., Захаровой Т.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Белах О.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу арбитражного управляющего Рыбкина Вадима Владимировича на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 24.03.2015 по делу N А39-7038/2014, принятое судьей Артамоновой Л.А., по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия о привлечении арбитражного управляющего Рыбкина Вадима Владимировича к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени судебного заседания,
установил:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия (далее - Управление Росреестра по РМ, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Рыбкина Вадима Владимировича (далее - арбитражный управляющий) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за невыполнение требований, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Решением от 24.03.2015 суд первой инстанции удовлетворил заявление Управления, привлек арбитражного управляющего Рыбкина Вадима Владимировича к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначил ему наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, арбитражный управляющий Рыбкин Вадим Владимирович обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 24.03.2015 и принять по делу новый судебный акт в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела.
В обоснование своих возражений заявитель указывает, что суд должен был признать административное правонарушение малозначительным и применить статью 2.9 КоАП.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу указало на законность и обоснованность принятого по делу решения и несостоятельность доводов заявителя.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие участвующих в деле лиц.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.1aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебного акта, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями статей 257-262, 266, 270, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, определением Арбитражного суда Республики Мордовия от 28.02.2014 по делу N A39-415/2014 в отношении должника ИП Кардавы К.Ш. введена процедура наблюдения до 29.05.2014, временным управляющим утвержден Рыбкин В.В., член НП "СРО арбитражных управляющих Центрального федерального округа".
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 29.05.2014 по делу N A39-415/2014 ИП Кардава К.Ш. признан несостоятельным (банкротом) и в отношении его имущества открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим утвержден Рыбкин В.В.
Определением от 02.09.2014 по делу N А39-415/2014 процедура конкурсного производства продлена до 29.01.2015.
12.09.2014 (вход. N 10634) в Управление поступило обращение Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Мордовия от 10.09.2014 N 05-15/09394, содержащее сведения о неисполнении Рыбкиным В.В. обязанностей арбитражного управляющего, предусмотренных Законом о банкротстве.
В отношении конкурсного управляющего ИП Кардавы К.Ш. Рыбкина В.В. 09.10.2014 Управлением было возбуждено дело об административном правонарушении. В период с 09.10.2014 по 05.12.2014 проведено административное расследование.
По результатам административного расследования Управление выявило в действиях арбитражного управляющего Рыбкина В.В. признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП, в связи с чем составило протокол об административном правонарушении и обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении его к административной ответственности.
Рассмотрев имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный апелляционный суд не находит правовых оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ предусмотрено, что неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на арбитражного управляющего в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.
Согласно пункту 1 статьи 68 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) временный управляющий обязан направить для опубликования в порядке, установленном статьей 28 Закона о банкротстве, сообщение о введении наблюдения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с Законом о банкротстве, включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации по результатам проведенного регулирующим органом конкурса между редакциями печатных изданий.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 1049-р в качестве официального издания, осуществляющего опубликование сведений, предусмотренных Законом о банкротстве, определена газета "Коммерсантъ".
Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ) ведется в сети Интернет с 01.04.2011 на сайтах www.bankruptcy.interfax-aki.ru, www.fedresurs.ru.
Приказом Минэкономразвития России от 05.04.2013 N 178 утвержден Порядок формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве и Перечня сведений, подлежащих включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее - Приказ N 178).
В соответствии с абзацем 2 пункта 1.3 Приказа N 178 сведения, содержащиеся в Реестре сведений о банкротстве, размещаются в сети "Интернет" по адресу: http://bankrot.fedresurs.ru.
Согласно абзацу 3 пункта 3.1 Приказа N 178 в случае если федеральным законом или иным нормативным правовым актом предусмотрено внесение (включение) в информационный ресурс сведений, подлежащих также опубликованию, но срок внесения (включения) сведений в информационный ресурс не установлен, соответствующие сведения вносятся (включаются) в информационный ресурс не позднее трех рабочих дней с даты возникновения обязанности по их опубликованию, установленной соответствующим федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
Судом первой инстанции установлено, что определением Арбитражного суда Республики Мордовия от 28.02.2014 по делу N A39-415/2014 в отношении должника ИП Кардавы К.Ш. введена процедура наблюдения. На официальном сайте Арбитражного суда Республики Мордовия (http://asrm.arbitr.ru/) определение от 28.02.2014 N А39- 415/2014 изготовленное в полном объеме, опубликовано 03.03.2014 10:10:37 МКС, т.е. арбитражный управляющий Рыбкин В.В. в срок до 06.03.2014 обязан был направить сведения для опубликования.
Однако, как следует из выписки с личного кабинета арбитражного управляющего ЕФРСБ, сообщение для опубликования сведений о введении наблюдения арбитражным управляющим направлено 03.04.2014, счет на оплату N 01-191365 выставлен 03.04.2014, однако оплата за публикацию сообщения N 25686 прошла только 12.05.2014.
Таким образом, временный управляющий ИП Кардавы К.Ш.
Рыбкин В.В. нарушил сроки направления сообщения о введении наблюдения для опубликования в ЕФРСБ и указанное арбитражный управляющий признал сославшись на формальный характер правонарушения.
В силу пункта 1 статьи 128 Закона о банкротстве опубликование сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства осуществляется конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном статьей 28 Закона о банкротстве. Конкурсный управляющийне позднее чем через десять дней с даты своего утверждения направляет указанные сведения для опубликования.
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 29.05.2014 по делу N А39-415/2014 ИП Кардава К.Ш. признан несостоятельным (банкротом) и в отношении его имущества открыто конкурсное производство. На официальном сайте Арбитражного суда Республики Мордовия (http://asrm.arbitr.ru/) решение от 29.05.2014, изготовленное в полном объеме, опубликовано 01.06.2014 12:04:32 МКС, т.е. арбитражный управляющий Рыбкин В.В. не позднее 11.06.2014 обязан был направить сведения для опубликования.
Как следует из заявки на публикацию от 16.06.2014, в газету "Коммерсантъ" о признании должника ИП Кардавы К.Ш. банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный управляющий нарушил срок направления сведений для опубликования в официальном издании.
Данное правонарушение арбитражный управляющий не оспорил, сославшись на недоработку сотрудников газеты " Коммерсантъ".
Исходя из пункта 1 статьи 143 Закона о банкротстве конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.
Собранием кредиторов ИП Кардавы К.Ш. от 27.05.2014 установлена периодичность представления отчета о своей деятельности не реже одно раза в три месяца.
Последнее собрание кредиторов состоялось 28.08.2014, следовательно, не позднее 28.11.2014 арбитражный управляющих обязан созвать следующее собрание кредиторов.
Однако, как следует из материалов дела, арбитражный управляющий нарушил периодичность представления отчета собранию кредиторов, назначив собрание на 05.12.2014 с повесткой дня "Отчет конкурсного управляющего".
Согласно пункту 1 статьи 142 Закона о банкротстве реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
В пункте 21 постановления пленума ВАС Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" сказано, что, применяя предусмотренные пунктом 1 статьи 71 и пунктом 1 статьи 142 Закона о банкротстве сроки для заявления требований кредиторов, следует учитывать, что в силу упомянутых норм они исчисляются с даты опубликования сведений о ведении соответствующей процедуры банкротства, под которой согласно пункту 1 статьи 28 Закона о банкротстве понимается публикация в официальном печатном издании, определенном регулирующим органом, а не включение а ЕФРСБ.
Публикация о признании должника ИП Кардавы К.Ш. банкротом и открытии в отношение его конкурсного производства в газете "Коммерсантъ" состоялась 26.09.2014, следовательно, дата закрытия реестра должна исчисляться исходя из даты публикации в газете "Коммерсантъ".
Согласно реестру требований кредиторов от 26.08.2014 реестр закрыт 28.08.2014, то есть с нарушением установленных сроков.
Также согласно пункту 2 статьи 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан: принять в управление имущество должника и провести его инвентаризацию; включить в ЕФРСБ сведения о результатах инвентаризации имущества должника в течение трех рабочих дней с даты ее окончания.
Из отчета конкурсного управляющего ИП Кардавы К.Ш. Рыбкина В.В. от 28.08.2014 следует, что 24.07.2014 проведена инвентаризация имущества должника.
Согласно ответу ЗАО "Интерфакс" от 05.12.2014 N 1Б1963 23.09.2014 11:311:39 МСК Рыбкин В.В. создал сообщение N 383862 о результатах инвентаризации имущества должника ИП Кардавы К.Ш. Публикация была произведена после поступления денежных средств на счет компании оператора ЕФРСБ и состоялась 25.09.2014.
Следовательно, арбитражный управляющий Рыбкин В.В. нарушил сроки включения сведений в ЕФРСБ сообщения о проведении инвентаризации.
Согласно пункту 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Из отчета конкурсного управляющего ИП Кардава К.Ш. Рыбкина В.В. от 28.08.2014 следует, что 22.08.2014 проведена оценка имущества должника. В ходе административного расследования Управление письмом от 10.11.2014 N 20-08/37387 запросило у ООО "Центр экспертизы и оценки" информацию следующего содержания: направлялся ли в электронной форме отчет об оценке конкурсному управляющему, предпринимались ли меры конкурсным управляющим, направленные на получение отчета об оценке в электронной форме.
Согласно ответу ООО "Центр экспертизы и оценки" от 14.11.2014 N 77 установлено, что арбитражному управляющему отчет в электронной форме не направлялся, до настоящего времени арбитражным управляющим Рыбкиным В.В. не предприняты меры на получение отчета об оценке в электронной форме от ООО "Центр экспертизы и оценки" и, как следствие, данный отчет не размещен на ЕФРСБ.
В соответствие с пунктом 4 статьи 13 Закона о банкротстве сообщение о проведении собрания кредиторов подлежит включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона, не менее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов.
27.05.2014 состоялось первое собрание кредиторов, созванное по инициативе арбитражного управляющего Рыбкина В.В. Принимая во внимание дату, на которую назначено проведение первого собрания кредиторов, сообщение о проведении 27.05.2014 первого собрания кредиторов должно было быть размещено в ЕФРСБ арбитражным управляющим Рыбкиным В.В. не позднее 12.05.2014. Однако согласно письму ЗАО "Интерфакс" от 05.12.2014 N 1Б1963 арбитражный управляющий сообщение N 284423 о проведении собрания кредиторов создал 16.05.2014, т.е. с нарушением 14 дневного срока.
Таким образом, как верно установлено судом первой инстанции, арбитражный управляющий Рыбкин В.В. не исполнил требование пункта 4 статьи 13 Закона о банкротстве в части своевременного размещения в ЕФРСБ сведений о проведении 27.05.2014 собрания кредиторов.
На основании приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 14.08.2003N 195 "Об утверждении типовых форм отчетов (заключений)
арбитражного управляющего", в отчете конкурсного управляющего должны содержаться сведения о формировании реестра требований кредиторов.
Из отчета конкурсного управляющего ИП Кардавы К.Ш. Рыбкина В.В. от 28.08.2014 следует, что сведения о формировании реестра требований кредиторов отсутствуют, в том числе отсутствует информация об опубликовании сообщения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства и дата закрытия реестра кредиторов.
Согласно пункту 2 статьи 143 Закона о банкротстве в отчете конкурсного управляющего должны содержаться сведения о сумме расходов на проведение конкурсного производства с указанием их назначения.
Согласно отчетам от 28.08.2014, 22.08.2014 проведена оценка имущества должника, но в данном разделе отчета не указанны расходы конкурсного управляющего, понесенные в результате проведения оценки.
Также не указаны сведения о сумме вознаграждения арбитражного управляющего за весь период конкурсного производства.
В соответствие пунктом 10 постановления Правительства РФ от 06.02.2004 N 56 "Об Общих правилах подготовки, организации проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитета кредиторов" (далее - Общие правила) арбитражный управляющий ведет протокол, в котором указываются: полное наименование и место нахождения должника - для юридического лица; фамилия, имя, отчество, паспортные данные и адрес - для физического лица.
Как следует из материалов дела, в протоколе от 28.08.2014 не отражены паспортные данные должника ИП Кардавы К.Ш.
Министерство Экономического развития Российской Федерации от 01.09.2004 N 235 утвердило типовые формы бюллетеня для голосования и журнала регистрации участников собрания кредиторов, изданного во исполнение постановления Правительства РФ от 06.02.2004 N56 "Об Общих правилах подготовки, организации проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитета кредиторов". Во исполнении данного приказа в бюллетенях для голосования участников собрания кредиторов указывается общее число голосов участника собрания кредиторов.
В нарушение данного пункта в бюллетенях для голосования от 28.08.2014 отсутствуют сведения об общем числе голосов участников собрания кредиторов.
Из абзаца 3 пункта 7 статьи 12 следует, что к протоколу собрания кредиторов должны быть приложены копии реестра требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов.
Судом первой инстанции установлено, что 27.05.2014 и 28.08.2014 конкурсным управляющим ИП Кардава К.Ш. Рыбкиным В.В. назначены и проведены собрания кредиторов. В материалах дела о банкротстве ИП Кардава К.Ш. имеются протоколы собраний кредиторов от 27.05.2014 и 28.08.2014, однако к протоколам приложены реестры требований кредиторов от 22.05.2014 и от 26.08.2014.
Вышеперечисленные обстоятельства по существу арбитражным управляющим не оспаривались как в суде первой, так и в суде апелляционной инстанции, в связи с чем в решении суда сделан правомерны и вывод о доказанности факта нарушения арбитражным управляющим действующего законодательства о банкротстве по указанным выше эпизодам, следвоательно, в действиях Рыбкина В.В. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Учитывая все вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что факт совершения Рыбкиным В.В. административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, подтвержден материалами дела.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело документы, суд установил, что арбитражный управляющий имел возможность исполнить надлежащим образом нормы и правила, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но не принял все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При этом оценка малозначительности деяния должна соотноситься с причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.
В определении от 21.04.2005 N 122-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что положения части 3 статьи 14.13 КоАП РФ, предусматривающие ответственность за правонарушения в области предпринимательской деятельности, направлены на обеспечение установленного порядка осуществления банкротства, являющегося необходимым условием оздоровления экономики, а также защиты прав и законных интересов собственников организаций, должников и кредиторов.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении арбитражного управляющего к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения правил, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), применяемых в период осуществления своих полномочий. При этом отсутствие последствий допущенного нарушения законодательства о банкротстве само по себе не является основанием для вывода о малозначительности правонарушения.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно не усмотрел малозначительности в допущенных Рыбкиным В.В. нарушениях требований Закона о банкротстве.
Процессуальных нарушений при составлении протокола об административном правонарушении Управлением допущено не было.
На дату принятия судом первой инстанции решения по делу годичный срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Доводы и аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции. Апелляционная жалоба отклоняется.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом не рассматривается, поскольку действующим законодательством не предусмотрена уплата государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 24.03.2015 по делу N А39-7038/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу арбитражного управляющего Рыбкина Вадима Владимировича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Д.Г. Малькова |
Судьи |
И.А. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-7038/2014
Истец: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия
Ответчик: арбитражный управляющий Рыбкин Вадим Владимирович
Третье лицо: НП "СРО АУ Центрального федерального округа"