г. Санкт-Петербург |
|
08 июня 2015 г. |
Дело N А56-17112/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей Н.И.Протас, В.М.Толкунова
при ведении протокола судебного заседания: В.А.Ганичевой
при участии:
от истца (заявителя): предст. Соколова А.Е. - доверенность N 04/15 от 12.01.2015
от ответчика (должника): предст. Кушнир Е.Е. - доверенность N 01-35-1485/14 от 19.12.2014
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7313/2015) Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.02.2015 по делу N А56-17112/2014 (судья Анисимова О.В.), принятое
по иску (заявлению) общества с ограниченной ответственностью "РН-Трейд"
к Комитету по печати и взаимодействию со средствами массовой информации
об оспаривании предписания
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "РН-Трейд" (ОГРН 1047855074299; далее - ООО "РН-Трейд", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации (ОГРН 1037869018219; далее - Комитет) от 02.12.2013 N 15-03-14158/13 о демонтаже рекламной конструкции, установленной без разрешения на установку рекламной конструкции.
Решением суда от 02.02.2015 заявленное Обществом требование удовлетворено, предписание Комитета от 02.12.2013 N 15-03-14158/13 о демонтаже рекламной конструкции, выданное ООО "РН-Трейд", признано недействительным.
Комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 02.02.2015 отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда о том, что флаг с информацией "Роснефть" не является рекламной конструкцией, фактическим обстоятельствам дела и нормам права, регулирующим спорные правоотношения. Как указывает податель жалобы, размещенная на флаге информация "Роснефть Sochi.ru" является товарным знаком (брендом) ОАО "НК "Роснефть". Товарный знак является мощным инструментом конкурентной борьбы, позволяет выделить конкретный товар от аналогов и закрепить за ним определенные ассоциации. Изображение на флаге товарного знака (средства индивидуализации юридического лица), правообладателем которого является ОАО "Роснефть", имеет рекламный характер, поскольку направлено на привлечение внимания неопределенного круга лиц к возможности приобрести товар именно конкретного производителя.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции, Комитетом при проведении проверки соблюдения требований Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе, Закон N 38-ФЗ) выявлено размещение конструкции - флага на газоне возле здания по адресу: Санкт-Петербург, пр. Культуры, д. 30, лит. А.
Посчитав, что спорная конструкция содержит сведения рекламного характера, Комитет выдал Обществу предписание от 02.12.2013 N 15-03-14158/13 о демонтаже рекламной конструкции, установленной без соответствующего разрешения на установку рекламной конструкции, в котором указано следующее: "Во исполнение пункта 10 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" демонтировать рекламную конструкцию (флаг), установленную по адресу: Санкт-Петербург, пр. Культуры, д. 30, литер А, без разрешения на установку рекламной конструкции, в соответствии со сведениями о рекламной конструкции N 90883".
Согласно сведениям о рекламной конструкции: вид конструкции - флаг; место размещения - газон; размер рекламного поля - 1,5 м х 1 м; высота/уровень размещения - 8 м; содержание и описание рекламы - "Роснефть Sochi.ru".
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, проанализировав материалы дела в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, пришел к выводу о том, что для установки на территории автозаправочной станции (АЗС) спорной конструкции не требуется специального разрешения.
Апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы, полагая, что судом правильно оценены все существенные обстоятельства дела с учетом применимого к рассматриваемым правоотношениям права.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 38-ФЗ реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется в силу части 1 статьи 19 Закона N 38-ФЗ владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований названной статьи.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания уполномоченного органа (часть 10 статьи 19 Закона N 38-ФЗ).
Исходя из содержания подпунктов 2, 5, 7 пункта 2 статьи 2 Закона N 38-ФЗ, данный Федеральный закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом; на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера; на информацию о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенную на товаре или его упаковке.
Статьями 9, 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) установлена обязанность продавца доводить до сведения потребителей фирменное наименование своей организации, место нахождение, режим работы, а также необходимую и достоверную информацию о реализуемых товарах.
Работа на автозаправочных станциях организуется в соответствии с Правилами технической эксплуатации автозаправочных станций, утвержденными Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 01.08.2001 N 229 (РД 153-39.2-080-01). В данных Правилах определено, что на автозаправочной станции должна быть размещена информация, в том числе о реализуемой продукции (ее перечень) с указанием розничных цен и оказываемых услуг, включая услуги по заправке автотранспортных средств работниками АЗС. Допускается нанесение фирменных знаков, символов, логотипов на зданиях, сооружениях, конструкциях автозаправочных станций, установка флагштоков с фирменными вымпелами, флагами организации. Нанесенные фирменные знаки, символы и т.д., установленные флагштоки с вымпелами, флагами не должны нарушать условий безопасности эксплуатации автозаправочных станций. Вся информация должна быть хорошо различима и читаема. Информация выполняется на русском языке. По усмотрению руководства автозаправочной станции информация может быть выполнена дополнительно на языках национального или межгосударственного общения (пункты 3.1, 3.3 Правил).
Согласно пунктам 1.2, 1.3 Правил положения и требования настоящего документа распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые автозаправочные станции, которые осуществляют обеспечение нефтепродуктами владельцев транспортных средств, водителей специального автотранспорта и автотранспорта специального назначения, а также для удовлетворения собственных нужд организаций и индивидуальных предпринимателей. Требования Правил обязательны для применения на всей территории России для организаций всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности и индивидуальных предпринимателей (в дальнейшем - организации), осуществляющих деятельность по эксплуатации АЗС.
Судом установлено, что конструкция, на демонтаж которой вынесено оспариваемое предписание, установлена Обществом во исполнение требований законодательства. Данная конструкция предоставляет клиентам автозаправочной станции информацию, позволяющую заблаговременно определить свою потребность в предлагаемых на автозаправочной станции услугах и, соответственно, произвести безопасный маневр в соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации.
Пунктом 13 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автозаправочные станции отнесены к объектам дорожного сервиса.
Наименования "Роснефть Sochi.ru" являются зарегистрированными товарными знаками согласно свидетельствам на товарные знаки N N 401809, 335189.
Согласно разъяснению, изложенному в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", судам следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.
К такой информации относятся, в частности, сведения, предоставляемые продавцом в соответствии со статьями 9, 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
Вопреки доводам подателя жалобы, отсутствие на флаге информации о режиме работы и месте нахождения организации не делает надпись "Роснефть Sochi.ru" рекламой. Размещение товарных знаков на конструкциях, относящихся к АЗС, правообладателем которых является непосредственно организация, разместившая такую информацию, является к тому же обычаем делового оборота. Более того, спорная конструкция находится непосредственно в месте оказания услуг (АЗС).
Таким образом, следует признать обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что размещенная непосредственно на территории автозаправочной станции конструкция в виде флага, содержащая информацию - "Роснефть Sochi.ru", с учетом специфики деятельности автозаправочной станции, рекламой не является, в связи с чем суд правомерно признал оспариваемое предписание Комитета недействительным, как не соответствующим Закону о рекламе.
Судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, дана надлежащая оценка обстоятельствам дела, не допущено нарушения процессуальных норм, в связи с чем оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Комитета не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02 февраля 2015 года по делу N А56-17112/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-17112/2014
Истец: ООО "РН-Трейд"
Ответчик: Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации