Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 11 сентября 2015 г. N Ф03-3793/15 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владивосток |
|
09 июня 2015 г. |
Дело N А51-3947/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 08 июня 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 июня 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.А. Бессчасной,
судей А.В. Пятковой, В.В. Рубановой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.С. Гребенюковой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Приморскому краю,
апелляционное производство N 05АП-4467/2015
на определение от 28.04.2015
судьи Е.М. Попова
по делу N А51-3947/2015 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Приморский цеолит" (ИНН 2505008742, ОГРН 1032500615410, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 02.04.2003)
о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Приморскому краю (ИНН 2540106044, ОГРН 1042504366288, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.09.2004) от 11.02.2015 года N 05-004/2015 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.,
третье лицо: Департамент по недропользованию по Дальневосточному Федеральному округу (Дальнедра),
при участии:
от ООО "Приморский цеолит" - представитель Семенова Т.О. по доверенности от 24.03.2015 сроком на 1 год,
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Приморскому краю - представитель Шкуренко А.В. по доверенности от 12.01.2015 N 1 сроком до 31.12.2015,
от Департамента по недропользованию по Дальневосточному Федеральному округу (Дальнедра) - представитель Романов В.П. по доверенности от 05.06.2015 N 09-6/425 сроком до 31.12.2015, паспорт;
слушатель Семенов О.Г.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Приморский цеолит" (далее - ООО "Приморский цеолит", заявитель, общество, предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Приморскому краю (далее - административный орган, управление) о признании незаконным и отмене постановления старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю от 11.02.2015 года N 05-004/2015 о назначении обществу с ограниченной ответственностью "Приморский цеолит" административного наказания, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора привлечен Департамент по недропользованию по Дальневосточному Федеральному округу (Дальнедра).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 28.04.2015 заявленные требования удовлетворены. Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю от 11.02.2015 года N 05-004/2015 о назначении ООО "Приморский цеолит" административного наказания, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 300 000 руб. признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятым решением, административный орган обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда 28.04.2015, управление просит его отменить, как незаконное, принятое при неправильном применении норм материального и процессуального права, и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.
В обоснование заявленных требований административный орган ссылается на то, что Техническим проектом отработки карьера "Цеолит" Чугуевского месторождения от 27.12.2013 предусмотрены геологоразведочные работы (пункты 11.1.14, 11.1.5) и, следовательно, разработка соответствующих проектов на проведение геологоразведочных работ на участке недр Чугуевского месторождения, утвержденных в установленном порядке. Тем самым, действующие с 2003 года лицензионные условия были приведены обществом в соответствие с требованиями утвержденного Технического проекта отработки карьера "Цеолит" (дата утверждения - 27.12.2013) на основании требований Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользовании. Недрами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 N 118.
По мнению, управления, никакой технической ошибки в действующих лицензионных условиях нет. В связи с этим, как полагает, управление, общество обязано на основании действующего технического проекта производить геологоразведочные работы и представлять необходимую отчетность в порядке и сроки, установленные действующими лицензионными условиями.
Как отмечает управление, отсутствие отвала и его оформление в соответствии с земельным законодательством РФ препятствует разработки карьера предприятием и влечет нарушение законодательства о недрах. Как считает административный орган типовой паспорт отвала, подписанный главным инженером предприятия не является правовым основанием, свидетельствующим о наличии оформленного законным порядком объекта капитального строительства
По мнению управления, представленная обществом в ходе проверки программа мониторинга состояния окружающей среды и производственного экологического контроля в пределах лицензионной площади участка "Южный" Чугуевского месторождения перлитов и цеолитов, согласованная в отделе геологии и лицензирования по Приморскому краю (Приморнедра) Департамента по недропользованию по ДВФО от 26.11.2014 не свидетельствует о проведении мониторинга обществом с момента оформления лицензии с 2003 года по день вынесения постановлении о назначении административного наказания. Управление считает, что обществу в соответствии с действующим законодательством РФ необходимо с 12.11.2003 по настоящее время проводить мониторинг состояния окружающей природной среды.
По мнению административного органа, если Инструкцией, утвержденной приказом Госгортехнадзора России от 24.11.1999 N 85 не предусмотрено согласование изменений в годовой план при уменьшении объемов добычи в связи со снижением покупательского спроса на добываемое сырье, следовательно, общество обязано было исполнить установленный объем добычи в соответствии с календарным графиком.
Общество, Департамент по недропользованию по Дальневосточному Федеральному округу в представленных в материала дела письменных отзывах, поддержанных в судебном заседании их представителями, с доводами апелляционной жалобы не согласны по основаниям указанным в отзывах, считают решение суда законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
В соответствии с приказом Управления Росприроднадзора по Приморскому краю от 06.11.2014 N 1199 проведена плановая выездная проверка соблюдения ООО "Приморский цеолит", расположенным по адресу: 692441, Приморский край, г.Дальнегорск, пр-кт 50 лет Октября, д. 32, требований законодательства РФ о недрах, природоохранного законодательства РФ, водного законодательства РФ, земельного законодательства РФ.
В ходе проведения проверки установлено, что ООО "Приморский цеолит" ведет добычу перлитов и цеолитового сырья на основании лицензии ВЛВ 01206 ТЭ на право пользования недрами с целью добычи перлитов и цеолитового сырья на участке Южный Чугуевского месторождения перлитов и цеолитов, расположенного в Чугуевском районе Приморского края, выданной Комитетом природных ресурсов и экологии Приморского края, зарегистрированной 12.11.2003 Территориальным агентством по недропользованию по Приморскому краю сроком действия до 01.01.2035, с дополнением N 1 от 23.09.2014.
В результате проверки выявлены следующие нарушения лицензионных условий по лицензии на право пользования недрами с целью добычи перлитов и цеолитового сырья серии ВЛВ 01206 ТЭ, зафиксированные в акте проверки от 19.12.2014 года N 1199, а именно:
l.He представлена ежеквартальная отчетность 2-гр, 7-гр за 3-й квартал 2014 года в Территориальный фонд геологической информации и Приморнедра (нарушение п. 9.1.2 лицензионных условий лицензии ВЛВ 01206 ТЭ с дополнением N 1; абз. 2 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах").
2.Не проводится эксплуатационная разведка предприятием в процессе отработки месторождения, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых и рациональное ведение эксплуатационных работ на участке недр Чугуевского месторождении по лицензии ВЛВ 01206 ТЭ (нарушение п.11 Технического проекта; п. 3 ст. 23, ст.22 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах").
3.Не разработаны и не утверждены в установленном порядке соответствующие проекты геолого-разведочных работ на участке недр Чугуевского месторождения (нарушение п.11 Технического проекта; п. 3 ст. 23 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах").
4.Предприятием не оформлены паспорта отвала на размещения пустых пород при ведении вскрышных работ в соответствии с требованиями действующего проекта отработки месторождения (нарушение п.4 Технического проекта; п. 2 абз. 2 ст. 22, п. 2 ст. 23 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах");
5.Предприятием не ведется мониторинг состояния окружающей природной среды и производственного экологического контроля в пределах лицензионного участка недр Чугуевского месторождения (нарушение п. 10.2 лицензионных условий лицензии ВЛВ 01206 ТЭ с дополнением N 1; п. 2 абз. 2 ст. 22, п. 2 ст. 23 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах");
6.Установлено отставание объемов добычи полезного ископаемого от утвержденных значений календарного графика "Плана развития горных работ на 2014 г." (нарушение п.5 лицензионных условий лицензии ВЛВ 01206 ТЭ с дополнением N 1; п. 2 абз. 2 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах").
Усмотрев в действиях ООО "Приморский цеолит" признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 20.01.2015 года N 05-004/2015.
По результатам рассмотрения материалов административного дела, старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю вынесено постановление от 11.02.2015 года N 05-004/2015 о назначении ООО "Приморский цеолит" административного наказания, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 300000 руб.
Заявитель, не согласившись с данным постановлением, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзывах на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу пункта 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относится, в том числе, наличие (отсутствие) события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно частям 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Как следует из пункта 2 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективной стороной данного административного правонарушения является пользование недрами с нарушениями условий лицензии. Бездействие, выразившееся в невыполнении условий лицензии на пользование недрами, без фактического пользования обладателем лицензии недрами, не является нарушением, ответственность за которое установлена вышеуказанной нормой Кодекса.
Привлечение к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, возможно только при условии фактического пользования недрами, а не наличия такого права.
Лицо, осуществляющее деятельность с нарушением условий лицензионного соглашения, может быть привлечено к административной ответственности в течение всего периода, пока деятельность не прекращена или нарушение не устранено.
Пунктом 1 статьи 11 Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) определено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Пунктами 3, 4 статьи 11 Закона о недрах установлено, что лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Виды пользования недрами определены в статье 6 Закона о недрах.
В соответствии со статьей 12 Закона о недрах лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать: данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии; данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; указание границ участка недр, предоставляемого в пользование; указание границ земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами; сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу); условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями; согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье соглашение о праве собственности на геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами; условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ; условия снижения содержания взрывоопасных газов в шахте, угольных пластах и выработанном пространстве до установленных допустимых норм при добыче (переработке) угля (горючих сланцев); порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.
Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону.
Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
В силу подпункта 10 пункта 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных в лицензии.
В соответствии с положениями статей 6, 11 Закона о недрах недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, соответственно допускается предоставление лицензии на несколько видов пользования недрами.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в частности в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.
Частью 2 пункта 2 статьи 20 Закона о недрах предусмотрено, что в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии, если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах, право пользования недрами может быть досрочно прекращено органами, предоставившими лицензию. Лицо, осуществляющее деятельность с нарушением условий лицензионного соглашения, может быть привлечено к административной ответственности в течение всего периода, пока деятельность не прекращена или нарушение не устранено.
Как следует из постановления от 11.02.2015 N 05-004/2015, основанием для привлечения общества к административной ответственности послужило в т.ч. то, что заявителем не была предоставлена ежеквартальная отчетность по формам 2-гр, 7-гр за 3-й квартал 2014 года в Территориальный фонд геологической информации Приморнедра (п.1); не проводится эксплуатационная разведка предприятием в процессе отработки месторождения, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых и рациональное ведение эксплуатационных работ на участке недр Чугуевского месторождения (п.2); не разработаны и не утверждены в установленном порядке соответствующие проекты геолого-разведочных работ на участке недр Чугуевского месторождения (п.3).
Вместе с тем, согласно Приказу Росстата N 371 от 17.09.2013 "Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральным агентством по недропользованию федерального статистического наблюдения за выполнением геологоразведочных работ" форма N 2-ГР имеет название "Сведения о выполнении геологоразведочных работ", форма N 7-ГР - "Сведения о выполнении геологоразведочных работ по их видам и группам полезных ископаемых".
Как следует из материалов дела, ООО "Приморский цеолит" геологоразведочные работы не проводит.
Согласно пункту 9.1.2 Условий пользования недрами участка Южный Чугуевского месторождения перлитов и цеолитов в Приморском крае (Дополнение N 1 к лицензии ВЛВ N01206 ТЭ от 23.09.2014) недропользователь обязан предоставлять в Территориальный фонд геологической информации Приморнедра ежеквартально (в течение 10 дней по окончании квартала) краткий информационный отчет о выполнении настоящих условий за период с начала года до окончания квартала, в том числе отчетность по формам 2-ГР, 7-ГР. Однако в пункте 4.2.2. Условий пользования недрами уточняется, что информационные отчеты предоставляются о проведенных работах. Условиями пользования недрами не предусмотрено проведение геологоразведочных работ на лицензионном участке ООО "Приморский цеолит", соответственно, как правильно указал суд первой инстанции, недропользователь не обязан разрабатывать и утверждать проекты геологоразведочных работ, а также проводить данные работы и предоставлять отчеты по Формам 2-ГР, 7-ГР.
Согласно пункту 1 Указаний по заполнению форм (Приказ Росстата N 371) сведения по форме федерального статистического наблюдения N2-ГР предоставляют юридические лица независимо от формы собственности, осуществляющие геологоразведочные работы. Геологоразведочные работы, обеспечивающие добычу полезных ископаемых и непосредственно связанные с эксплуатационной деятельностью горнодобывающего предприятия (рудничная, шахтная и промысловая геологическая служба), относятся к основной деятельности рудника (шахты, предприятия) и в отчетность по указанной форме не включаются.
Аналогичную правовую позицию выразил отдел геологии и лицензирования по Приморскому краю (Приморнедра) Департамента по недропользованию по Дальневосточному Федеральному округу в своем письме N 09-6/37 от 22.01.2015, дополнительно пояснив в письме от 26.03.2015 N 09-9/187 о том, что требование, установленное подпунктом а) пункта 9.1.2. Условий пользования недрами (приложение 5 к лицензии ВЛВ N 01206 ТЭ) о предоставлении отчетности по формам 2-ГР и 7-ГР является технической ошибкой, допущенной при подготовке Дополнения N1 к лицензии. В первоначальных условиях пользования недрами (приложение 3 к лицензии ВЛВ N01206 ТЭ) данное требование отсутствовало.
Кроме этого, в соответствии с пунктом 3.17 Основных положений. ГОСТ Р 8.645-2008 "Государственная система обеспечения единства измерений. Метрологическое обеспечение работ по геологическому изучению, использованию и охране недр в Российской Федерации", утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 15.10.2008 N 259-ст недропользование: выполнение работ, соответствующих лицензии на право геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых, использования и захоронения отходов производства, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Таким образом, своевременное представление статистической отчетности в легальное определение понятия "недропользование" не включено.
В силу подпунктов "б", "д" пункта 4 Постановления Правительства РФ от 12.05.2005 N 293 "Об утверждении Положения о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр" Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет государственный геологический надзор в том числе по вопросам выполнения условий недропользования, содержащихся в лицензиях на пользование недрами, технических проектах и иной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами; соблюдения установленного порядка представления государственной отчетности, а также геологической и иной информации о недрах в фонды геологической информации.
Судебная коллегия считает, что следует разграничивать такие вопросы надзора, как выполнение условий недропользования, содержащихся в лицензиях на пользование недрами, технических проектах и иной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, и соблюдение установленного порядка представления государственной отчетности. Вопрос о выполнении условий недропользования, содержащихся в лицензиях на пользование недрами, технических проектах и иной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, является самостоятельным направлением государственного геологического контроля.
Нарушение установленного порядка представления государственной статистической отчетности, не может быть квалифицировано по пункту 2 статьи 7.3 КоАП РФ, а должно быть квалифицированно по статье 13.19 КоАП РФ. При этом объективная сторона данного правонарушения заключается в нарушении порядка представления информации, необходимой для проведения статистических наблюдений, либо в представлении недостоверной, т.е. искаженной статистической информации. При этом имеется в виду представление только той информации, которая предусмотрена законодательством.
Нарушение порядка представления вышеуказанной информации может выражаться либо в непредставлении соответствующих отчетов и других данных, необходимых для проведения государственных статистических наблюдений, либо в нарушении сроков их представления.
Указанный вывод соответствует также правовой позиции Арбитражного суда Дальневосточного округа, изложенной в постановлении от 20.05.2015 N Ф03-1641/2015.
Административный орган в качестве нарушения также указывает, что обществом не оформлены паспорта отвала на размещение пустых пород при ведении вскрышных работ в соответствии с требованиями действующего проекта отработки месторождения.
Согласно пункту 4 Технического проекта отработки карьера "Цеолит" Чугуевского месторождения Приморского края от 27.12.2013 перед началом формирования отвала специалистами карьера должен быть выполнен паспорт отвала.
Между тем как следует из материалов дела вскрышные работы на карьере ООО "Приморский цеолит" не проводились. Месторождение обществу передано с достаточными запасами вскрытых пород предыдущим недропользователем - ООО ППК "Восток". Доказательств, обратного административным органом в материалы дела не представлено.
В техническом проекте указано на то, каким должен быть отвал, его характеристики (стр. 33 технического проекта). Типовой паспорт отвала ООО "Приморский цеолит" разработан и подписан главным инженером.
Административный орган в оспариваемом постановлении указывает на то, что предприятием в нарушение п. 10.2 лицензионных условий лицензии ВЛВ 01206 ТЭ с дополнением N 1 не ведется мониторинг состояния окружающей природной среды и производственного экологического контроля в пределах лицензионного участка.
Обязанность согласования Программы мониторинга состояния окружающей среды с Департаментом по недропользованию возникла у ООО "Приморский цеолит" в связи с утверждением дополнения N 1 к лицензионным условиям от 23.09.2014, согласно п. 10.2 которого, пользователь недр обязан проводить мониторинг окружающей среды (атмосферы, недр, водных объектов, почв, биоресурсов) в районе влияния предприятия по добыче полезных ископаемых, в соответствии с программой, согласованной в установленном порядке.
ООО "Приморский цеолит" утверждена "Программа мониторинга состояния окружающей природной среды и производственного экологического контроля в пределах лицензионной площади участка "Южный" Чугуевского месторождения перлитов и цеолитов", которая согласована Департаментом по недропользованию по ДФО 26.11.2014.
Согласно разделу 2 Программы мониторинга "Обоснование класса мониторинга", на карьере должен осуществляться мониторинг II класса, который включает в себя, стандартные наблюдения, связанные с платежами за добычу основного и попутных ископаемых и с компенсационными выплатами за ущерб окружающей среде, а также наблюдения за устойчивостью бортов карьера.
ООО "Приморский цеолит" в 2013-2014 гг. ежеквартально вносило плату за негативное влияние на окружающую среду. Представлена статистическая отчетность по форме 4-ОС за 2013 год. Представлена отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов за 2013 год, что нашло свое отражение в Акте проверки Росприроднадзора по Приморскому краю ООО "Приморский цеолит" N 1199 от 19.12.2014.
Обществом осуществляется проведение комплекса геологомаркшейдерских работ, достаточных для обеспечения безопасного ведения горных работ. Маркшейдерской службой своевременно выделяются опасные зоны, наносятся на горную графическую документацию, в установленном порядке уведомляются соответствующие службы предприятия. Составляются проекты безопасного ведения горных работ в опасной зоне. Вышесказанное подтверждается Актом проверки Дальневосточного управления Ростехнадзора ООО Приморский цеолит N 05П-11-16 от 08 мая 2014 года.
Мониторинг состояния атмосферного воздуха заключается в измерении концентраций загрязняющих веществ в приземном слое атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны (СЗЗ) и близко расположенных зон с последующим их сравнением с предельно допустимыми концентрациями (ПДК).
Частью 7.2 Программы мониторинга установлены контрольные точки, наименование загрязняющих веществ и количество плановых измерений в период времени по контролю за атмосферным воздухом во время работы источников загрязнения атмосферного воздуха. Периодичность установлена 2 раза в год (табл. 7.1), т.е. не менее 1 раза в 6 месяцев (стр. 64 Программы мониторинга).
Периодичность наблюдений для поверхностных водотоков устанавливается в соответствии с п.2.3. ГОСТ 17.1.3.07-82 (Гидросфера. Правила контроля качества воды водоемов и водотоков) в основные фазы водного режима. Основные фазы водного режима водотоков Приморского края: весеннее половодье, летняя межень, летне-осенние паводки, зимняя межень. Прямого воздействия на водотоки (организованный сброс сточных вод) общество не осуществляет. Основное воздействие на водные объекты возможно в теплый период года. Большинство рассматриваемых водотоков в меженные периоды пересыхает (перемерзает). Программа мониторинга предполагает проводить наблюдения 2 раза в год в периоды: весеннего половодья (апрель) и летне-осенних паводков (с августа по 15 сентября).
Частью 7.3. Программы мониторинга установлены контрольные точки, наименование загрязняющих веществ и количество плановых измерений в период времени по контролю за сбросами загрязняющих веществ в поверхностные воды. Периодичность установлена 2 раза в год (табл.7.2) т.е. не менее 1 раза в 6 месяцев ( стр.65 Программы мониторинга).
Периодичность отбора образцов почв установлена 1 раз в год в период активной вегетации (стр.59 Программы мониторинга). Геоботаническое обследование растительности в период активной вегетации. Периодичность 1 раз в год (стр.60 Программы мониторинга). Периодичность обследования животного мира 1 раз в год в летний период, (стр. 60 Программы мониторинга).
Учитывая, что Программа мониторинга была согласована 26.11.2014 года, контрольное время проведения анализов не было нарушено.
В тоже время, контроль производится во время осуществления работ. ООО "Приморский цеолит" приостановило производственную деятельность с 01.09.2014 и на момент проведения проверки предприятие не работало. (Приказ генерального директора ООО Приморский цеолит за N 1\09\2014 от 01.09.2014 года "О приостановке производственной деятельности").
Доказательством остановки работ обществом является вывод административного органа, так в качестве основания для привлечения заявителя к административной ответственности послужил вывод проверяющих о допущенном отставании объемов добычи полезного ископаемого от утвержденных значений календарного графика "Плана развития горных работ на 2014 год" (нарушение п.5 лицензионных условий).
Пунктом 5 Дополнения N 1 к лицензии ВЛВ N01206 ТЭ, зарегистрированного 23.09.2014 года предусмотрено, что уровень добычи минерального сырья устанавливается годовыми планами развития горных работ, согласованными в установленном порядке.
Инструкция по согласованию годовых планов развития горных работ утверждена постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 24.11.1999 года N 85 "Об утверждении Инструкции по согласованию годовых планов развития горных работ" (далее - Инструкция N 85).
Пунктом 31 Инструкции N 85 определено, что при выявлении в процессе ведения горных работ изменений геологических, гидрогеологических и горнотехнических условий разработки месторождения или отработки отдельных выемочных единиц, необходимые изменения вносятся в годовой план по согласованию с территориальным органом Госгортехнадзора России.
Как правильно указал суд первой инстанции, внесение согласованных изменений в годовой план при уменьшении объема добычи минерального сырья в связи со снижением покупательского спроса Инструкцией N 85 не предусмотрено, как не предусмотрено и соблюдение календарного плана горных работ в течение года. Предприятием утвержден и согласован в установленном порядке с органами Госгортехнадзора России план развития горных работ на Чугуевском месторождении перлитов и цеолитового сырья на 2014 год.
Поскольку объективной стороной указанного административного правонарушения является пользование недрами с нарушением условий лицензии. Бездействие, выразившееся в невыполнении условий лицензии, без установления факта пользования обладателем лицензии недрами, не может являться нарушением, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что в действиях (бездействии) ООО "Приморский цеолит" отсутствует событие вменяемого административного правонарушения, отсутствует объективная сторона правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
При этом суд первой инстанции обоснованно учел позицию Департамента по недропользованию по Дальневосточному Федеральному округу, как лица осуществляющего выдачу, оформление и регистрацию лицензий на пользование недрами, а также внесение изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр и переоформление лицензий в соответствии с Положением, утвержденным приказом Федерального агентства по недропользованию от 21.05.2007 N 569.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, в связи с чем, у управления не было правовых оснований для привлечения общества к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ и вынесения постановления N 05-004/2015 11.02.2015.
Таким образом, судебная коллегия приходит к вывод, что согласно пункту 2 статьи 22 Закона о недрах ООО "Приморский цеолит" обеспечивает соблюдение требований законодательства, а также утверждённых в установленном порядке стандартов (норм и правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, выполнение условий, установленных лицензией.
Согласно части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
В связи с отсутствием в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 2 статьи 7.3 КоАП РФ, заявленные ООО "Приморский цеолит" требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции, путем признания незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 05-004/2015 от 11.02.2015.
Остальные доводы апелляционной жалобы сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств и норм права, при этом не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Судебная коллегия, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
Таким образом, арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у апелляционного суда, располагающего такими же доказательствами по делу, что и суд первой инстанции, отсутствуют.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба общества не подлежит удовлетворению.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции.
Согласно части 4 статьи 208 АПК РФ, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 266-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 28.04.2015 по делу N А51-3947/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.А. Бессчасная |
Судьи |
А.В. Пяткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-3947/2015
Истец: ООО "ПРИМОРСКИЙ ЦЕОЛИТ"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Приморскому краю
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ ПО ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Хронология рассмотрения дела:
11.09.2015 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3793/15
22.07.2015 Определение Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3438/15
09.06.2015 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-4467/15
28.04.2015 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-3947/15