г. Москва |
|
09 июня 2015 г. |
Дело N А41-41427/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Коновалова С.А., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Ибрагимовым Э.А.,
при участии в заседании:
от ООО "Щелковский гурман": Павлова О.А. по доверенности от 24.02.2015,
от Управления Росреестра по Московской области: Горелова И.А. по доверенности от 10.03.2015,
от ФГБУ "ФКП Росреестра" в Московской области: не явился, извещен,
от третьих лиц: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Щелковский гурман" (ИНН 5050036795, ОГРН 1025006522683) на решение Арбитражного суда Московской области от 23 декабря 2014 года по делу N А41-41427/14, по иску ООО "Щелковский гурман" (ИНН 5050036795, ОГРН 1025006522683) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) в лице филиала в Московской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
третьи лица: администрация Щелковского муниципального района, Министерство экологии и природопользования Московской области, Правительство Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 16 по Московской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Щелковский гурман" (далее - истец, общество, ООО "Щелковский гурман") обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - ответчик, ФГБУ "ФКП Росреестра") и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - ответчик, Управление Росреестра по Московской области) с заявленными требованиями:
- установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 94000 кв.м, с кадастровым номером 50:14:040361:0008 по состоянию на 01.01.2013 равной его рыночной стоимости, а именно 55 146 040 рублей;
- обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:14:040361:0008 в размере 55 146 040 рублей.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены администрация Щелковского муниципального района, Министерство экологии и природопользования Московской области, Правительство Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 16 по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23 декабря 2014 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Щелковский гурман" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального права.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, ООО "Щелковский гурман" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:14:040361:0008 площадью 94000 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, Щелковский район, категория земель: земли особо охраняемых территорий, Медвежье-Озерский с.о., урочище Кисарово вблизи дер. Алмазово, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 28.10.2014 серии 50 АЖ N 403704 (т.1, л.д. 127).
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 26.11.2013 N 562-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов Московской области" утверждена, в том числе, новая кадастровая стоимость спорного земельного участка.
Как следует из актов определения кадастровой стоимости, на основании Распоряжения Минэкологии Московской области, в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:14:040361:0008 в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о кадастровой стоимости, установленной в размере 168 287 980 руб. 00 коп.
Не согласившись с указанными сведениями о кадастровой стоимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости общество обратилось к независимому эксперту-оценщику ИП Троицкому М.В., согласно отчетам которого рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2013 составила 40 984 000 руб. 00 коп., по состоянию на 01.01.2014 - 44 657 440 руб. 00 коп.
Согласно отчету об оценке N 14/Н-053, установлен размер рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2013, который составил 55 146 040 руб. 00 коп. (т.1, л.д. 211).
Заключением эксперта по проверке данных отчета оценки от 01.07.2014 N 14/Р-053, установлено, что указанный отчет соответствует требованиям закона об оценочной деятельности.
Ссылаясь на отчет об оценке N 14/Н-053, считая, что информация о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:14:040361:0008, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости, не соответствует рыночной стоимости, истец обратился в Арбитражный суд Московской области.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что заключением судебной экспертизы проверки отчета, проведенной ООО "ИОЛА. Объективная оценка", установлена недостоверность сведений, содержащихся в представленном истцом отчете, и не подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
Обжалуя решение суда первой инстанции, общество в своей апелляционной жалобе указывает, что информация о кадастровой стоимости спорного земельного участка, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости значительно завышена, в связи с чем дальнейшая эксплуатация земельного участка становится невозможной.
В судебном заседании апелляционного суда представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель Управления Росреестра по Московской области возражал относительно доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить в силе.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей ФГБУ "ФКП Росреестра" в Московской области и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Согласно постановлениям Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 20.06.2011 N 913/11, от 15.12.2011 N 12651/11, споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства, даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса РФ налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель, регулирующие Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (далее - Правила).
Согласно пункту 8 Правил в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. В зависимости от территориальной величины оценочных зон их границы совмещаются с границами земельных участков с учетом сложившейся застройки и землепользования, размещения линейных объектов (улиц, дорог, рек, водотоков, путепроводов, железных дорог и др.), а также границами кадастровых районов или кадастровых кварталов. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
Согласно пункту 9 Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил).
В силу части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, дата утверждения результатов определения такой стоимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. При этом статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющая налоговую базу по земельному налогу как кадастровую стоимость земельного участка, содержит отсылку к порядку определения кадастровой стоимости в соответствии с земельным законодательством.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель проводится на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки земель.
Как установлено в пункте 11 Правил, для проведения государственной кадастровой оценки земель Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель.
Распоряжением Минэкологии Московской области от 26.11.2013 N 562-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов Московской области.
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
При этом в пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
По смыслу вышеуказанных правовых норм следует, что кадастровая стоимость - это не что иное, как рыночная стоимость, учтенная для целей налогообложения.
Такой же позиции придерживается Конституционный суд Российской Федерации, который в своем Определении от 01.03.2011 N 275-0-0 указал, что в связи с изменениями законодательства РФ было определено понятие кадастровой стоимости, под которой теперь понимается "установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности". Действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В силу статьи 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.
Согласно статье 12 указанного закона, итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010 разъяснено, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в названном постановлении от 25.06.2013 N 10761, установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
При этом согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость, однако не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости. То есть рыночная стоимость определяется на дату проведения государственной кадастровой оценки, но применяется с момента внесения оспариваемой кадастровой стоимость в ГКН (а не с даты, по состоянию на которую проводилась оценка), соответствующие изменения в ГКН вносятся с момента вступления судебного акта в законную силу).
Согласно статье 24.20 Закона N 135-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
При этом согласно пункту 8 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" положения статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона), устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Как усматривается из отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:14:040361:0008 N 14/Н-053 размер рыночной стоимости участка по состоянию на 01.01.2013 составил 55 146 040 руб. 00 коп. (т.1, л.д. 211).
Нормами статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010, принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в отчете, подготовленном оценщиком по заказу общества, суд вправе назначить экспертизу этого отчета в целях его проверки при соблюдении правил Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, определением Арбитражного суда Московской области от 20.10.2014 назначена экспертиза оценки рыночной стоимости спорного земельного участка, проведение которой было поручено обществу с ограниченной ответственностью "ИОЛА. Объективная оценка".
Заключением экспертизы от 11.12.2014 N СЭ-63/2014 установлено, что рыночная стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером 50:14:040361:0008 составляет по состоянию на 01.01.2013 - 102 059 560 руб. 00 коп.
Суд первой инстанции, исследовав представленные отчеты, подготовленные ИП Троицким М.В. и заключение экспертизы с позиции статьи 71 АПК РФ, установил, что результаты оценки, содержащиеся в отчете N 14/Н-053, являются недостоверными.
При этом судом первой инстанции не дано мотивированного обоснования выбора им в качестве достоверного и достаточного доказательства именно заключения экспертизы от 11.12.2014 N СЭ-63/2014, проведенного ООО "ИОЛА. Объективная оценка".
Между тем, как следует из экспертного заключения от 11.12.2014 N СЭ-63/2014, проведенного ООО "ИОЛА. Объективная оценка", экспертом в качестве нормативного документа не использовался Федеральный стандарт оценки "Оценка недвижимости", утвержденный приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 N 611 "Об утверждении Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)", а использовались только Федеральные стандарты оценки NN 1-3 (т.1, л.д. 269-270).
При этом согласно пункту 2 ФСО N 7 настоящий Федеральный стандарт оценки развивает, дополняет и конкретизирует требования и процедуры, установленные ФСО N 1, ФСО N 2, ФСО N 3, и является обязательным к применению при оценке недвижимости.
Кроме того, экспертом нарушен п.19 ФСО N 1, а именно им указано: "учитывая недостаточное количество ретроспективной информации (на 01.01.2013), эксперт принял решение при определении рыночной стоимости оцениваемых земельных участков использовать актуальные на дату проведения исследования аналоги (декабрь 2014 года) с последующим внесением поправки на дату определения стоимости" (т.1, л.д. 276).
В соответствии с пунктом 19 ФСО N 1, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 256 "Об утверждении федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)" оценщик при проведении оценки не может использовать информацию о событиях, произошедших после даты оценки.
Апелляционный суд, оценив и исследовав представленное ООО "ИОЛА. Объективная оценка" в материалы дела экспертное заключение, приходит к выводу, что оно выполнено с нарушением правил и требований, установленных законодательством об оценочной деятельности.
В суде первой инстанции представителем истца заявлены возражения относительно приобщения к материалам дела указанного экспертного заключения, ввиду его необоснованности.
Учитывая наличие сомнений в обоснованности заключения эксперта, несогласие истца с результатами представленного ООО "ИОЛА. Объективная оценка" заключения от 11.12.2014 N СЭ-63/2014, судом первой инстанции в то же время вопрос о проведении повторной экспертизы не ставился.
Принимая во внимание, что экспертное заключение от 11.12.2014 N СЭ-63/2014, проведенное ООО "ИОЛА. Объективная оценка" явилось основанием для принятия обжалуемого решения, апелляционным судом по ходатайству истца определением от 01 апреля 2015 года по делу назначено проведение землеустроительной экспертизы, производство которой поручено эксперту ООО "Бизнес Консалтинг" Кокориной Елене Александровне.
27 апреля 2015 года от ООО "Бизнес Консалтинг" через канцелярию суда поступило экспертное заключение от 25 апреля 2015 года, согласно выводам которого рыночная стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером 50:14:040361:0008 по состоянию на 01.01.2013 составила 69 278 000 руб. 00 коп. (стр. 31 экспертизы).
Лицами, участвующими в деле, ни письменных, ни устных возражений относительно полноты, ясности, обоснованности, наличия противоречий в выводах эксперта не представлено.
Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено право определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, установленной на дату, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость.
Распоряжением Минэкологии Московской области от 26.11.2013 N 562-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов Московской области, применяемой с 01.01.2014, но установленной на дату оценки - 01.01.2013.
Апелляционный суд, оценив представленное ООО "Бизнес Консалтинг" экспертное заключение, учитывая отсутствие возражений относительно его обоснованности, приходит к выводу о том, что данный документ составлен в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также, что оснований для непринятия рыночной стоимости спорного земельного участка, установленной экспертным заключением не имеется.
Таким образом, апелляционный суд, учитывая выводы эксперта, изложенные в экспертном заключении от 25 апреля 2015 года, считает требования истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:14:040361:0008 в размере равном его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость, а именно по состоянию на 01.01.2013, подлежащим удовлетворению.
Требование заявителя об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:14:040361:0008 в размере равном его рыночной стоимости, удовлетворению не подлежит, поскольку такая обязанность у кадастрового органа возникает в силу закона при установлении такой стоимости в судебном порядке.
В постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010 разъяснено, что согласно пункту 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения органом кадастрового учета такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Согласно абз. 6 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В силу части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о государственном кадастре недвижимости кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Согласно пункту 2 указанной статьи полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
На основании приказов Росреестра от 11.03.2010 N П/93, от 26.12.2011 N П/531 полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, наделены федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации.
Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по г. Москве с 05.09.2011 переименовано в ФГБУ "ФКП Росреестра".
Согласно пункту 2 статьи 16 Закона о государственном кадастре недвижимости постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы).
Учитывая изложенные нормы, Управление Росреестра по Московской области не может быть признан уполномоченным органом, осуществляющим функции по внесению в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений о недвижимом имуществе, в связи с чем, удовлетворение требования истца к Управлению Росреестра по Московской области не приведет к восстановлению нарушенных прав и законных интересов общества.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований к Управлению Росреестра по Московской области.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что лицами, участвующими в деле, возражений относительно выводов, изложенных в экспертном заключении, подготовленном Кокориной Е.А., не заявлено, апелляционный суд полагает, что исковые требования ООО "Щелковский гурман" подлежат удовлетворению в части с учетом сведений о рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2013, указанных в экспертном заключении ООО "Бизнес Консалтинг".
Статья 101 АПК РФ предусматривает, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Согласно статье 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Расходы по оплате услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Согласно статье 112 АПК РФ установлено, что вопросы о судебных расходах решаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается дело по существу, или в определении.
В судебном заседании апелляционного суда представитель истца пояснил, что судебные издержки, которые были им понесены в связи с рассмотрением настоящего дела, остаются на ООО "Щелковский гурман".
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 23 декабря 2014 года по делу N А41-41427/14 отменить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 94 000 кв.м, кадастровый номер 50:14040361:0008 в размере равном его рыночной стоимости в сумме 69 278 000 рублей.
В удовлетворении остальной части требований и к Управлению Росреестра по Московской области отказать.
Председательствующий |
В.Ю. Бархатов |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-41427/2014
Истец: ООО "Щелковский гурман"
Ответчик: Управление Росреестра по Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Щелковского Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области
Третье лицо: Администрация Щелковского муниципального района Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области