город Ростов-на-Дону |
|
11 июня 2015 г. |
Дело N А32-10503/2014 |
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Мисника Н.Н., Тимченко О.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ильенко А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г. Сочи
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.04.2015 по делу N А32-10503/2014
по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
к Администрации г. Сочи
при участии третьих лиц: Министерства здравоохранения Российской Федерации; Федерального государственного бюджетного учреждения санаторий "Юность" Министерства здравоохранения России,
об обязании принять в муниципальную собственность жилые помещения,
принятое судьей Корейво Е.В.,
УСТАНОВИЛ:
территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - истец, ТУ ФАУГИ) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации города Сочи об обязании ответчика принять в муниципальную собственность муниципального образования г. Сочи (далее - ответчик, администрация) следующие жилые помещения: N 18, общей площадью 16,7 м?; N 20, общей площадью 27,8 м?; N 21, общей площадью 19,1 м?; N 22, общей площадью 68,6 м?; N 23, общей площадью 35,8 м?; N 24, общей площадью 34,8 м?; N26, общей площадью 22,1 м?; N 27, общей площадью 22,4 м?; N 28, общей площадью 21,6 м?; N 29, общей площадью 12,0 м?; N 30, общей площадью 12,8 м?; N 31, общей 2 площадью 9,3 м?; N 34а, общей площадью 22,4 м?, расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, Новороссийское шоссе, 6 дом N 12-а.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство здравоохранения Российской Федерации и Федеральное государственное бюджетное учреждение санаторий "Юность" Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.02.2015 иск удовлетворен.
Судебный акт мотивирован доказанностью того, что уполномоченный орган муниципального образования необоснованно уклонился от принятия в муниципальную собственность указанных объектов, являющихся в силу закона муниципальной собственностью.
Администрация обжаловала решение в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, просила решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, отказать в удовлетворении исковых требований.
Апелляционная жалоба мотивирована следующим: ТУ ФАУГИ не представлен полный пакет документов, предусмотренный частью 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ, в том числе выписки из реестра федерального имущества, копии выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также копии технических паспортов; отсутствуют доказательства направления администрацией в адрес территориального управления предложения о передаче объектов жилого фонда из федеральной собственности в муниципальную собственность; ТУ ФАУГИ не представлено доказательств достижения соглашения с иными собственниками общего имущества указанных объектов недвижимости о передаче общего имущества в муниципальную собственность.
В судебное заседание не явились лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства. Дело рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что 13.11.2013 ТУ ФАУГИ принято распоряжение N 566-р "О безвозмездной передаче имущества Федерального государственного бюджетного учреждения санаторий "Юность". Согласно приложению к названному распоряжению к передаче из федеральной собственности в собственность МО администрации предлагаются следующие жилые помещения: N 18, общей площадью 16,7 м?; N 20, общей площадью 27,8 м?; N 21, общей площадью 19,1 м?; N 22, общей площадью 68,6 м?; N 23, общей площадью 35,8 м?; N 24, общей площадью 34,8 м?; N26, общей площадью 22,1 м?; N 27, общей площадью 22,4 м?; N 28, общей площадью 21,6 м?; N 29, общей площадью 12,0 м?; N 30, общей площадью 12,8 м?; N 31, общей 2 площадью 9,3 м?; N 34а, общей площадью 22,4 м?, расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, Новороссийское шоссе, 6 дом N 12-а.
19.11.2013 заявитель направил главе администрации указанное выше распоряжение, а также передаточный акт, подписанный руководителем ТУ ФАУГИ в Краснодарском крае (т.1 л.д. 32). Указанное письмо получено администрацией 22.11.2013 (штамп на лицевой стороне письма). Согласно ответу департамента имущественных отношений администрации города Сочи от 12.12.2013 N 24651/0205-14 возможность приема спорных жилых домов в муниципальную собственность администрации будет рассмотрена после проведения обследования этих домов на предмет технического состояния. Также указано на недопустимость принятия распорядительных актов о передаче имущества в одностороннем порядке, без учета мнения муниципального образования.
Из содержания ответа департамента следует, что для рассмотрения вопроса о принятии в муниципальную собственность рассматриваемых домов администрация самостоятельно примет меры для обследования технического состояния домов. Претензий к представленным ТЦ ФАУГИ документам, а равно указаний на представление неполного документов в ответе департамента не содержится.
Ввиду длительного бездействия администрации, истец повторно 20.01.2014 направил указанное выше распоряжение, а также передаточный акт, подписанный руководителем ТУ ФАУГИ в Краснодарском крае. Данное письмо получено администрацией 27.01.2014 (штамп на лицевой стороне письма).
В дальнейшем администрацией не принято мер для оформления в муниципальную собственность указанного имущества. Бездействие администрации послужило поводом для обращения ТУ ФАУГИ в суд с настоящим иском.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ предписано безвозмездно передавать в муниципальную собственность находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, а его нахождение в федеральной собственности не допускается. Недопустимость нахождения в федеральной собственности жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры городов, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и их относимость к муниципальной собственности в силу прямого указания закона следует из пункта 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление Верховного Совета от 27.12.1991 N 3020-1), приложения N 3 к нему, а также содержащейся в пункте 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" рекомендации.
Таким образом, спорное имущество не может находиться в собственности Российской Федерации и подлежит безвозмездной передаче из федеральной собственности в собственность муниципального образования.
Решение о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, на основании соответствующего предложения органа местного самоуправления.
Указанное решение является основанием возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни (часть 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ). В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П сформулирован правовой подход, согласно которому установленный порядок безвозмездной передачи в муниципальную собственность находящегося в федеральной собственности имущества предполагает необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и не могут рассматриваться как позволяющие принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий.
Территориальное управление в соответствии с Положением, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 01.02.2005 N 37, наделено полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Краснодарского края.
Обязанность по обеспечению безвозмездной передачи до 01.01.2008 года в муниципальную собственность находящегося в федеральной собственности имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения, пунктом 3 части 7 статьи 85 Закона N 131-ФЗ возложена на Правительство Российской Федерации.
С учетом бездействия администрации, положения определения Конституционного Суда от 04.12.2007 N 828-О-П, согласно которому положения абзацев 6 и 7 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ предполагают необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления, и не могут рассматриваться, как позволяющие принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость передачи имущества для осуществления органом местного самоуправления своих полномочий, подлежат применению с учетом иных установленных обстоятельств дела.
Вместе с тем, указанное толкование положений Закона N 122-ФЗ Конституционным Судом РФ не может являться основанием для безоговорочного отказа органов местного самоуправления от принятия объектов в муниципальную собственность. При решении данного вопроса в силу его специфики, особенностей и значимости для обеспечения реализации публичных интересов всех уровней необходимо учитывать, как указал Конституционный Суд, объективную необходимость передачи имущества.
Согласно материалам дела, спорное имущество является объектом жилищного фонда, используется для проживания граждан на территории муниципального образования.
Данные объекты жилищного фонда требуют обеспечения соблюдения санитарных, градостроительных, пожарных и иных инженерно-технических норм, необходимых для комфортного и безопасного проживания граждан, пользующихся указанным имуществом в целях проживания.
Указанные вопросы в силу Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" являются вопросами местного значения.
В этой связи суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что объективная необходимость передачи спорного имущества в собственность муниципального образования обусловлена социальной необходимостью обеспечения прав граждан, проживающих в указанных жилых домах на территории муниципального образования, подведомственной администрации г. Сочи.
Кроме того, управление обратилось в арбитражный суд с заявлением именно с целью установить наличие (либо отсутствие) объективных причин для непринятия жилых помещений в муниципальную собственность. Спорное имущество, являющееся объектом жилищного фонда, не может находиться в федеральной собственности и подлежит передаче в муниципальную собственность в силу прямого указания закона (Постановление N 3020-1). Согласование позиций органов публичной власти должно осуществляться с учетом состава и назначения имущества, обеспечивать баланс интересов всех сторон правоотношения (в том числе Российской Федерации, общества, а также лиц, проживающих в жилом доме). Поэтому длительное бездействие органа местного самоуправления само по себе не может являться достаточным основанием для отказа в принятии объекта жилищного фонда в муниципальную собственность.
Довод администрации о том, что ТУ ФАУГИ представлен не полный пакет документов отклоняется, поскольку частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374, Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.07.2009 N 270 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по управлению государственным имуществом по исполнению государственной функции "Осуществление передачи имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность, принятие имущества из собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность" на территориальное управление не возложена обязанность предоставлять муниципальному образованию документы на имущество, передаваемое в муниципальную собственность.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме).
В соответствии с п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.05.2009 N 489-О-О отмечено, что к общему имуществу домовладельцев относятся помещения, предназначенные для обслуживания нескольких или всех помещений в доме и не имеющие самостоятельного назначения. Одновременно в многоквартирном доме могут быть и иные помещения, которые предназначены для самостоятельного использования. Они являются недвижимыми вещами как самостоятельные объекты гражданских прав, в силу чего их правовой режим отличается от правового режима помещений, установленного в пункте 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункте 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, доля в праве общей собственности на общее имущество здания не требует какой-либо передачи, поскольку возникает в силу закона у лица, приобретающего право собственности на жилое помещение в таком здании.
Следовательно ссылка заявителя на п. 1 ст. 246 ГК РФ не обоснована, поскольку основана на неверном толковании ее смысла и содержания, право на долю в общем имуществе здания является следствием возникновения права собственности на помещение в здании и не требует согласия иных собственников. По смыслу указанной статьи согласие иных собственников необходимо в случае предоставления общей собственности лицу, не являющемуся собственником помещения в данном здании.
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что бездействие администрации по приемке рассматриваемого имущества в муниципальную собственность является незаконным.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции допущено не было.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, а понесенные по ней судебные расходы распределяются в соответствии с нормами статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.04.2015 по делу N А32-10503/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
Н.Н. Мисник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-10503/2014
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
Ответчик: Администрация г. Сочи
Третье лицо: Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство здравоохранения РФ, ФГБУ Санаторий "Юность" Министерства здравоохранения России