город Омск |
|
15 июня 2015 г. |
Дело N А46-17363/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2015 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Золотовой Л.А., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4618/2015) Департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 13.03.2015 по делу N А46-17363/2014 (судья Пермяков В.В.), принятое по исковому заявлению Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613) к открытому акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 11" (ИНН 5406323202, ОГРН 1055406226237) о взыскании суммы задолженности по арендной плате в размере 5 756 754 руб. 99 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - Окишев Константин Владимирович, предъявлено удостоверение, по доверенности N Исх -ДИЛ/6669 от 09.04.2015 сроком действия на один год; Унжакова Ирина Сергеевна, предъявлен паспорт, по доверенности N Исх-ДИО/18786 от 17.11.2014 сроком действия на один год; после перерыва те же лица;
от открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" - Савиных Оксана Сергеевна, предъявлен паспорт, по доверенности N 03-03/437оф от 19.11.2014 сроком действия на один год; после перерыва то же лицо;
установил:
Департамент имущественных отношений Администрации города Омска (далее - Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 11" (далее по тексту - ОАО "ТГК N 11", ответчик) о взыскании суммы задолженности по арендной плате в размере 5 756 754 руб. 99 коп., а именно: по договору ДГУ/11-2520-С-П за период с 13.07.2012 по 31.12.2012 в сумме 58 863,86 руб., по договору ДГУ/11-2530-С-13 за период с 12.07.2012 по 31.12.2012 в сумме 2 832 656,3 руб., по договору ДГУ/11-2890-С-13 за период с 13.07.2012 по 31.12.2012 в сумме 586 213,47 руб., по договору ДГУ/11-2542-С-13 за период с 13.07.2012 по 31.12.2012 в сумме 302 448,09 руб., по договору ДГУ/11-2541-С-13 за период с 12.07.2012 по 31.12.2012 в сумме 4 672,67 руб., по договору ДГУ/11-2531-С-13 за период с 12.07.2012 по 31.12.2012 в сумме 622 656,20 руб., по договору ДГУ/11-2588-С-13 за период с 13.07.2012 по 31.12.2012 в сумме 1 002 461,37 руб., по договору ДГУ/11-2533-С-13 за период с 13.07.2012 по 31.12.2012 в сумме 257 336,01 руб., по договору ДГУ/11-2524-С-13 за период с 12.07.2012 по 31.12.2012 в сумме 89 447,02 руб.
Решением Арбитражного суда Омской области от 13.03.2015 по делу N А46-17363/2014 Департаменту отказано в удовлетворении иска ввиду его необоснованности.
Не согласившись с указанным судебным актом, Департамент обратился с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 13.03.2015 по делу N А46-17363/2014 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований.
В обоснование апелляционной жалобы истец указал, что в данном случае расчет арендной платы должен был производиться исходя из кадастровой стоимости земельного участка, принятой на 01.01.2012 постановлением Правительства Омской области от 26.09.2011 N 36-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Омской области" (далее по тексту - Постановление N 36-П), что соответствует требованиям постановления Правительства Омской области от 29.10.2008 N 179-П "Об утверждении Положения об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в городе Омске". В апелляционной жалобе Департамент указал, что если применять в расчете за 2012 год кадастровую стоимость земельных участков на 01.01.2012, то ответчику необходимо доплатить в бюджет города Омска 5 756 754 руб. 99 коп.
Общество в письменном отзыве на апелляционную жалобу решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали заявленные доводы.
В порядке статей 163, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании, состоявшемся 04.06.2015, был объявлен перерыв до 09.06.2015 до 11 час. 20 мин.
Информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальном сайте Восьмого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет".
В судебном заседании, состоявшемся после перерыва, представители сторон поддержали заявленные доводы.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителей сторон, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, между Главным управлением по земельным ресурсам Омской области (арендодатель) и ОАО "Территориальная генерирующая компания N 11" (арендатор) были заключены договоры аренды земельных участков N ДГУ/11-2520-С-13 от 20.12.2011, ДГУ/11-2530-С-13 от 26.12.2011, ДГУ/11-2542-С-13 от 29.12.2011, ДГУ/11-2589-С-13 от 14.12.2011, ДГУ/11-2541-С-13 от 26.12.2011, ДГУ/11-2531-С-13 от 26.12.2011, ДГУ/11-2488-С-13 от 14.12.2011, ДГУ/11-2533-С-13 от 26.12.2011, ДГУ/11-2524-С-13 от 26.12.2011 в редакции протоколов разногласий от 27.06.2012.
Земельные участки переданы ответчику по актам приема-передачи от 01.07.2012.
Указанные договоры прошли государственную регистрацию в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области 12.07.2012 и 13.07.2012.
В соответствии с пунктом 2.1 договоров аренды размер арендной платы определяется согласно расчету, произведенному в приложении N 3 к договору, а именно, в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 29.10.2008 N 179-П "Об утверждении Положения об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в городе Омске" по формуле: Ап=Кс*Сап/12, где АП - размер ежемесячной арендной платы, Кс - кадастровая стоимость земельного участка, Сап - ставка арендной платы, 12 - количество месяцев в году.
В соответствии с приложением N 3 к протоколу разногласий к договору аренды N ДГУ/11-2520-С-13 от 20.12.2011 расчет арендной платы был произведен по указанной формуле и на основании кадастровой стоимости земельного участка, равной 3 300 000 руб. по состоянию на 31.05.2012; размер арендной платы составил 5 500 руб. в месяц.
В соответствии с приложением N 3 к протоколу разногласий к договору аренды N ДГУ/11-2530-С-13 от 26.12.2011 расчет арендной платы был произведен по указанной формуле и на основании кадастровой стоимости земельного участка, равной 86 100 000 руб. по состоянию на 31.05.2012; размер арендной платы составил 143 500 руб. в месяц.
В соответствии с приложением N 3 к протоколу разногласий к договору аренды N ДГУ/11-2589-С-13 от 14.12.2011 расчет арендной платы был произведен по вышеуказанной формуле и на основании кадастровой стоимости земельного участка, равной 24 300 000 руб. по состоянию на 31.05.2012; размер арендной платы составил 40 500 руб. в месяц.
В соответствии с приложением N 3 к протоколу разногласий к договору аренды N ДГУ/11-2542-С-13 от 29.12.2011 расчет арендной платы был произведен по вышеуказанной формуле и на основании кадастровой стоимости земельного участка, равной 4 300 000 руб. по состоянию на 31.05.2012; размер арендной платы составил 7 166,67 руб. в месяц.
В соответствии с приложением N 3 к протоколу разногласий к договору аренды N ДГУ/11-2541-С-13 от 26.12.2011 расчет арендной платы был произведен по вышеуказанной формуле и на основании кадастровой стоимости земельного участка, равной 3 100 000 руб. по состоянию на 31.05.2012; в связи с этим размер арендной платы составил 5 166,67 руб. в месяц.
В соответствии с приложением N 3 к протоколу разногласий к договору аренды N ДГУ/11-2531-С-13 от 26.12.2011 расчет арендной платы был произведен по вышеуказанной формуле и на основании кадастровой стоимости земельного участка, равной 19 300 000 руб. по состоянию на 31.05.2012; в связи с этим размер арендной платы составил 32 166,67 руб. в месяц.
В соответствии с приложением N 3 к протоколу разногласий к договору аренды N ДГУ/11-2488-К-13 от 14.12.2011 расчет арендной платы был произведен по вышеуказанной формуле и на основании кадастровой стоимости земельного участка, равной 47 400 000 руб. по состоянию на 31.05.2012; в связи с этим размер арендной платы составил 79 000 руб. в месяц.
В соответствии с приложением N 3 к протоколу разногласий к договору аренды N ДГУ/11-2533-К-13 от 26.12.2011 расчет арендной платы был произведен по вышеуказанной формуле и на основании кадастровой стоимости земельного участка, равной 12 400 000 руб. по состоянию на 31.05.2012; в связи с этим размер арендной платы составил 20 666,67 руб. в месяц.
В соответствии с приложением N 3 к протоколу разногласий к договору аренды N ДГУ/11-2524-С-13 от 26.12.2011 расчет арендной платы был произведен по вышеуказанной формуле и на основании кадастровой стоимости земельного участка, равной 3 900 000 руб. по состоянию на 31.05.2012; в связи с этим размер арендной платы составил 6 500 руб. в месяц.
При заключении договоров аренды для расчета размера арендной платы сторонами применялась кадастровая стоимость земельных участков, внесенная в государственный кадастр недвижимости, что подтверждается имеющимися в деле кадастровыми паспортами земельных участков.
Департамент, ссылаясь на постановление Правительства Омской области от 29.10.2008 N 179-П "Об утверждении Положения об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в городе Омске" (далее по тексту - Постановление N 179-П), которым установлено, что арендная плата рассчитывается исходя из кадастровой стоимости на 1 января года, за который происходит платеж (в данном случае 01.01.2012), и наличие у Общества в связи с указанным задолженности по арендной плате в размере 5 756 754 руб. 99 коп., обратился в Арбитражный суд Омской области с настоящим иском.
Как было указано ранее, суд первой инстанции отказал истца в удовлетворении требований.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства и доводы сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что требования истца являются необоснованными и правильно судом первой инстанции оставлены без удовлетворения, исходя из следующего.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указаны основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Суд первой инстанции правильно квалифицировал правоотношения сторон как арендные, подлежащие регулированию в соответствии с разделом III, главой 34 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируется гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Статьей 22 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено право аренды земельных участков.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
На основании части 1 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).
В силу пункта 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату), в порядке, в сроки и в размере, определенные договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, то стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
Подобный подход соответствует разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды".
Статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом или договором (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В данном случае судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что земельные участки были переданы ответчику в аренду и находятся в его пользовании.
Таким образом, у ответчика возникло обязательство по внесению арендной платы.
Суд апелляционной инстанции установил и истцом не оспаривается, что Обществом обязательства по оплате арендной платы исходя из установленного сторонами при заключении договоров расчета арендной платы были исполнены надлежащим образом.
Проверив расчет ежемесячной арендной платы за аренду земельных участков (приложение N 3 к протоколу разногласий к договорам аренды), суд апелляционной инстанции находит его арифметически верным и соответствующим фактическим обстоятельствам, условиям договоров, а также составленным в соответствии с требованиями Постановления N 179-П.
При этом, доводы апелляционной жалобы отклоняются на основании следующего.
Как было указано, расчет размера арендной платы в данном случае произведен исходя их кадастровой стоимости земельных участков, внесенной в государственный кадастр недвижимости на момент заключения указанных договоров аренды.
При этом, апелляционным судом установлено, что в данном случае результаты определения кадастровой стоимости ответчиком были оспорены в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее по тексту - комиссия). Решением комиссии от 31.05.2012 кадастровая стоимость земельных участков, передаваемых в аренду, была пересмотрена и установлена в размере рыночной. Данное обстоятельство признано сторонами в судебном заседании.
Указанное повлекло внесение в государственный кадастр недвижимости новых сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков.
В силу части 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган документов в установленном этим Законом порядке.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В силу статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с абзацем 3 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11 также следует, что истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости).
Постановлением N 36-П утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Омской области на 1 января 2011 года.
Из имеющихся в материалах дела экспертных заключений на отчеты об определении рыночной стоимости земельных участков (т.3 л.д.5-31) следует, что стоимость объектов оценки определялась по состоянию на 01.01.2011, что соответствует вышеуказанным требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Таким образом, принимая во внимание указанное, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, суд апелляционной считает, что в данном случае отсутствует противоречие с постановлением N 179-П, поскольку рыночная стоимость устанавливается на ту же дату, что и кадастровая стоимость, в данном случае на 01.01.2011. С учетом того, что Постановление N 36-П вступило в силу с 01.01.2012 и действовало в спорный период (2012 год), рыночная стоимость земельных участков, определенная по состоянию на 01.01.2011, не изменилась. Однако, применяться для предусмотренных целей эта рыночная стоимость в качестве кадастровой могла только с момента внесения сведений в государственный кадастр недвижимости.
При этом, принятие 31.05.2012 комиссией решений об установлении кадастровой стоимости спорных земельных участков в размере их рыночной стоимости не означает, что кадастровая стоимость установлена по состоянию на 31.05.2012, исходя из содержания процитированных норм права.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в данном случае при расчете размера арендной платы сторонами при заключении договоров аренды правомерно использована кадастровая стоимость, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что ответчиком не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривается, поскольку Департамент на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Администрации города Омска оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 13.03.2015 по делу N А46-17363/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-17363/2014
Истец: Департамент имущественных отношений Администрации города Омска
Ответчик: ОАО "Территориальная генерирующая компания N 11"