г. Киров |
|
17 июня 2015 г. |
Дело N А82-17515/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Малых Е.Г.,
судей Савельева А.Б., Тетервака А.В.,
при ведении протокола судебного заседания Богатыревой Н.Н.,
при участии в судебном заседании:
представителя истцов Волкова С.Ф., от Яблоковой Е.Г. - по доверенности от 13.02.2015, от Галдеева Д.Л. - по доверенности от 14.02.2015.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Яблоковой Елены Григорьевны, Галдеева Дмитрия Львовича
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 17.04.2015 по делу N А82-17515/2013, принятое судом в составе судьи Украинцевой Е.П.,
по исковому заявлению Яблоковой Елены Григорьевны, Галдеева Дмитрия Львовича
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области (ОГРН: 1027700485757; ИНН: 7705401340),
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области (ОГРН: 1047600432219; ИНН: 7604071920)
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Некрасовского муниципального района, Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Ярославской области, федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технический инвентаризации", Шлепина Владимира Валентиновича, правительства Ярославской области, департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области, Мамедова Фикрата Арифа оглы
об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
установил:
Яблокова Елена Григорьевна, Галдеев Дмитрий Львович обратились в арбитражный суд с иском, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области (далее по тексту - Кадастровая палата), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области (далее по тексту -Управление Росреестра по Ярославской области) об установлении кадастровой стоимости земельного участка для обслуживания незавершенного строительством здания детского сада, категория земель: земли населенных пунктов, общей площадью 6000 кв.м., расположенного по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, р.п. Некрасовское, ул. Солнечная, кадастровый номер 76:09:160106:0103, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2008 г. в размере 2 407 000 руб., применении кадастровой стоимости данного земельного участка равной рыночной стоимости с 01.01.2008 г. по 31.12.2011 г. и обязании внести в государственный кадастр недвижимости изменения в сведения о кадастровой стоимости данного земельного участка.
Определениями Арбитражного суда Ярославской области от 04.02.2014 и от 16.02.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Некрасовского муниципального района, Межрайонная ИФНС России N 7 по Ярославской области, Федеральное государственное унитарное предприятие "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", Шлепин Владимир Валентинович, Правительство Ярославской области, Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области, Мамедов Фикрат Ариф оглы.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 17.04.2015 в иске отказано.
Истцы Яблокова Елена Григорьевна, Галдеев Дмитрий Львович с принятым решением суда не согласны, обратились во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просят решение отменить и принять новое об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
По мнению заявителей жалобы, решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права.
Заявители жалобы указывают на явное несоответствие удельных показателей кадастровой стоимости по видам разрешенного использования, в результате чего кадастровая стоимость земельного участка в период с 2008 по 2011 год уменьшилась в 6,5 раз, свидетельствует об изначально неправильной стоимости. Истцы ссылаются на выводы судебного эксперта в заключении по настоящему делу. Полагают, что установленные законодательством о налогах и сборах принципы налогообложения обосновывают наличие у истцов законного интереса в установлении надлежащей кадастровой стоимости земельного участка в период 2008 - 2011 годов.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривалось в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи.
Ответчики, третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей указанных сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 08.05.2007 между Сельскохозяйственным производственным кооперативом "Некрасовское" (продавец) и Яблоковой Еленой Григорьевной, Галдеевым Дмитрием Львовичем (покупатели) заключён договор купли-продажи, согласно которому продавец продал, а покупатели купили (по 1/2 доли каждый) двухэтажный кирпичный незавершённый строительством детский сад на 90 мест, общей площадью 667,4 кв.м., степень готовности 46%, расположенный на арендуемом земельном участке, находящемся по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, рп. Некрасовское, ул. Солнечная (пункты 1, 2 договора).
12.10.2007 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Некрасовского муниципального района (продавец) и Яблоковой Еленой Григорьевной, Галдеевым Дмитрием Львовичем (покупатели) заключён договор купли-продажи земельного участка, предметом которого является У доли (3 000 кв.м.) и У доли (3 000 кв.м.) земельного участка общей площадью 6 000 кв.м. с кадастровым номером 76:09:160106:0103 из земель населённых пунктов, расположенного по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, рп. Некрасовское, ул. Солнечная, предоставленного для обслуживания незавершённого строительством здания детского сада (пункт 1.1 договора).
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 14.11.2007 г. зарегистрировано право общей долевой собственности Яблоковой Елены Григорьевны, Галдеева Дмитрия Львовича (по 1/2 доли в праве) на указанный земельный участок, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 14.11.2007 серии 76АА 604143, серии 76АА 604142.
Согласно кадастровому плану от 07.09.2007 N 09/07-1-2690 земельный участок площадью 6 000 кв.м. под указанным объектом, расположенный по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, рп. Некрасовское, ул. Солнечная, сформирован с присвоением кадастрового номера 76:09:160106:0103; его кадастровая стоимость составила 25 860 рублей.
Впоследствии право собственности на спорный земельный участок приобретено Шлепиным Владимиром Валентиновичем, что следует из договора купли-продажи от 20.03.2012 г., заключенного с Яблоковой Еленой Григорьевной, Галдеевым Дмитрием Львовичем и зарегистрированного в установленном законом порядке 07.04.2012 года.
17.09.2013 г. на основании решения Шлепина Владимира Валентиновича о разделе земельного участка от 05.07.2013 г. Кадастровой палатой проведен кадастровый учёт в связи с образованием двух земельных участков путём раздела земельного участка с кадастровым номером 76:09:160106:0103. Земельный участок с кадастровым номером 76:09:160106:0103 разделён на два земельных участка: с кадастровым номером 76:09:160106:238, собственником которого является Шлепин Владимир Валентинович, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 22.01.2015 N 76/01/006/2015-332; с кадастровым номером 76:09:160106:239, собственником которого является Мамедов Фикрат Ариф-оглы, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 22.01.2015 N 76/01/006/2015-333.
По данным кадастровых справок о кадастровой стоимости земельного участка от 24.01.2014 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 76:09:160106:0103 составила 29 478 720 рублей по состоянию на 01.01.2010 г. и 01.01.2011 г., 4 568 700 рублей по состоянию на 01.01.2012 года.
Полагая, что результаты государственной кадастровой оценки стоимости ранее принадлежавшего им на праве собственности земельного участка являлись недостоверными и нарушают права и законные интересы, как налогоплательщиков, истцы обратились в суд с рассматриваемым иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя истцов, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения налога на недвижимость) и арендная плата. При этом статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющая налоговую базу по земельному налогу как кадастровую стоимость земельного участка, отсылает к порядку определения последней в соответствии с земельным законодательством.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных этим Кодексом и федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ в редакции, применимой к спорным правоотношениям, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 названной статьи - при расчете кадастровой стоимости в процентах от рыночной стоимости земельного участка). Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. При этом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Правительство Российской Федерации постановлением от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями и дополнениями) утвердило Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила). Согласно пунктам 1 и 9 названных Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр. На основании пункта 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки.
Таким образом, по итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что с 01.01.2012 вступили в силу результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области, утвержденные постановлением Правительства Ярославской области от 20.09.2011 N 702-п. Работы по оценке проведены по состоянию на 01.01.2010 года.
В спорный период (с 01.01.2008 по 31.12.2011 г.) кадастровая стоимость земельных участков на территории Некрасовского муниципального района Ярославской области определялась с использованием средневзвешенных по площади значений удельных показателей кадастровой стоимости земель, утвержденных постановлением Администрации Ярославской области от 24.12.2007 N 729-а "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области" ( с изм. и доп.).
Вместе с тем, следует учитывать, что пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Согласно позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком.
Исходя из правовой позиции, приведенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/2011 истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (Приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости"). При этом Правила не предусматривают специального порядка применения сведений о кадастровой стоимости земельного участка, установленных решением суда.
Материалами дела подтверждается, что принадлежащий ранее истцам на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 76:09:160106:103, расположенный по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, рп. Некрасовское, ул. Солнечная, поставлен на кадастровый учет 02.03.2007 года. Его кадастровая стоимость составила 29 478 720 руб. по состоянию на 01.01.2010 г. и 01.01.2011 г., 4 568 700 руб. по состоянию на 01.01.2012 года.
Заявленные истцами требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость за период с 01.01.2008 г. по 31.12.2011 года; требования направлены на защиту прав истцов как плательщиков земельного налога.
Однако действовавшее в указанный период (2008 - 2011 гг) законодательство о налогах и сборах (статьи 389 - 391 Налогового кодекса Российской Федерации), земельное законодательство (статьи 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации), законодательство об оценочной деятельности (статьи 24.12, 24.15, 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации") с учетом правовых позиций, изложенных в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, предусматривало, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется.
Статья 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ) предусматривает, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В силу пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 04.10.2014 N 284-ФЗ) в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Таким образом, действующее в настоящее время законодательство предусматривает применение кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения спора, ретроспективно, однако не ранее (для целей налогообложения) налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости.
При этом действующее налоговое законодательство (статьи 5, 391 Налогового кодекса Российской Федерации в его конституционно-правовом смысле предполагает, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, который в Налоговом кодексе Российской Федерации определен для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах (Постановление Конституционного Суда РФ от 02.07.2013 N 17-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 5 и статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Омскшина").
В данном случае заявители обратились с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости в суд общей юрисдикции и в арбитражный суд в 2013 году. При этом право собственности истцов в отношении земельного участка прекращено в апреле 2012 года.
Таким образом, для удовлетворения заявления истцов отсутствовали правовые основания.
Доводы заявителей апелляционной жалобы (с учетом ссылки заявителей на принятое судом общей юрисдикции по иному делу решения по иску налогового органа о взыскании задолженности по земельному налогу) по существу указывают на несогласие с применением в спорный период для целей налогообложения кадастровой стоимости, утвержденной постановлением Правительства Ярославской области от 20.09.2011 N 702-п. Однако такое несогласие само по себе не свидетельствует о наличии у истцов права на оспаривание кадастровой стоимости в период 2008 - 2011 годов в самостоятельном исковом порядке.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что при принятии решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, а следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 17.04.2015 по делу N А82-17515/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Яблоковой Елены Григорьевны, Галдеева Дмитрия Львовича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.Г. Малых |
Судьи |
А.Б. Савельев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-17515/2013
Истец: Галдеев Дмитрий Львович, Яблокова Елена Григорьевна
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЯО, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области
Третье лицо: Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Некрасовского муниципального района, Мамедов Фикрат Ариф-оглы, Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России N 7 по Ярославской области, Правительство Ярославской области, ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", Шлепин Владимир Валентинович, ЗАО "Ярославский центр недвижимости" Лапшин Вячеслав Геннадьевич