г. Санкт-Петербург |
|
17 июня 2015 г. |
Дело N А26-7523/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июня 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Кашиной Т.А.
судей Горбик В.М., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: Веселовой М.А.
при участии:
от истца (заявителя): Иванова О.Г. по доверенности от 12.01.2015 г.,
от ответчика (должника): Тельтевской Ю.А. по доверенности от 21.05.2015 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-8472/2015, 13АП-8474/2015) Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия, ООО "Форест-групп" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.02.2015 по делу N А26-7523/2014 (судья Шалапаева И.В.), принятое
по иску (заявлению) Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия
к ООО "Форест-групп"
о взыскании
установил:
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Форест-групп" (далее - ответчик, Общество) о взыскании 471 430,06 руб. задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка от 18.12.07 за 2013 год и по сроку платежа на 15 августа 2014 года.
В связи с погашением ответчиком задолженности по сроку платежа на 15 августа 2014 года, протокольными определением арбитражного суда от 10.12.14 принято уменьшение размера иска до 137 897,06 руб.. Одновременно, с учётом возражений ответчика, отказано в принятии к рассмотрению требования о взыскании 317 737 руб. задолженности по арендной плате по срокам оплаты на 15 сентября и 15 ноября 2014 года. Протокольным определением от 16.01.15 отказано в принятии увеличения размера иска до 831 624,28 руб. в связи с заявлением требования о взыскании задолженности по арендной плате за весь 2014 год.
Судом принято к рассмотрению требование Министерства о взыскании 137 897,06 руб. задолженности по арендной плате за 2013 год.
Общество обратилось со встречным иском об уменьшении арендной платы за 2013 год до 1 635 894,43 руб. (с учётом уточнения в судебном заседании 16.01.15).
Решением суда от 23.02.2015 в удовлетворении иска Министерства по отказано. В удовлетворении встречного иска общества с ограниченной ответственностью "Форест-групп" отказано.
Министерство и ООО "Форест-групп" обратились с апелляционными жалобами на указанное решение, в которых просят его отменить. Как считает Министерство, решение суда в части отказа в удовлетворении иска Министерства противоречит п.2.1 договора аренды лесного участка от 18.12.2007 г. Общество в апелляционной жалобе просит исключить из мотивировочной части решения суда вывод о действительности пункта 2.1 договора аренды лесного участка от 18.12.2007 г., устанавливающего повышающий коэффициент к арендной плате в размере 1,6.
Законность и обоснованность решения проверены апелляционным судом.
Как следует из материалов дела, 18.12.2007 между Государственным комитетом Республики Карелия (правопредшественник Министерства, арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Карелфинлес" (правопредшественник Общества, арендатор) заключен договор аренды лесного участка площадью 26677 кв.м, расположенного на территории Коткозерского участкового лесничества Олонецкого лесничества.
Размер и порядок внесения арендной платы согласованы сторонами в разделе 2 договора. Пунктом 2.1 договора размер арендной платы устанавливается с учётом вида использования лесов, размера участка, годового размера лесопользования на арендуемом лесном участке, действующих ставок платы за данный вид использования лесов и повышающего конкурсного коэффициента в размере 1,6. Повышающий конкурсный коэффициент установлен конкурсной комиссией.
Согласно пункту 2.4 размер арендной платы подлежит изменению в одностороннем порядке арендодателем в соответствии с изменением размера ставок платы за единицу объёма лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса РФ.
Из приложения к договору N 4 на 2013 год, предложенного к подписанию 24.01.13 следует, что размер годовой арендной платы определен исходя из годового объёма лесопользования, определенного в соответствии с Проектом освоения лесного участка (включая объём изъятия лесных ресурсов для создания лесной инфраструктуры - 0,3 тыс. куб. м), минимальных ставок арендной платы и ставок, превышающих минимальные (перечисляемые в региональный бюджет и определяемые посредством применения к минимальным ставкам конкурсного коэффициента).
По состоянию на начало 2013 года (24.01.13) размер годовой арендной платы, подлежащей перечислению в федеральный бюджет (в части минимальных ставок), определен в приложении 4, равным 1 402 417 руб.; подлежащей перечислению в региональный бюджет (в части, превышающей минимальные ставки) - равным 841 450 руб. При этом, как видно из расчёта к Приложению 4 на 2013 год (т.1 л.д.18), на начало года арендная плата определялась, исходя из средних ставок, выведенных по результатам уточненного расчёта арендной платы за 2012 год.
Размер годовой арендной платы определен с учётом объёма расчётной лесосеки на 2013 год, установленной Проектом освоения лесов, включая 0,3 тыс. куб. м на создание лесной инфраструктуры, всего 19,4 тыс.куб.м.
Суд первой инстанции, оценив условия договора аренды с учетом части 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации отклонил доводы Общества о ничтожности условия договора о применении повышающего коэффициента 1,6. При этом суд отказал Министерству во взыскании арендной платы, рассчитанной за недоосвоенный объём древесины по средним ставкам. В удовлетворении встречного иска также отказано, поскольку минимальный размер арендной платы был определен по правилам части 2 статьи 74 ЛК РФ и Постановления 310.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иным правовым актам (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно положениям частей 1, 2 статьи 94 ЛК РФ использование лесов в Российской Федерации является платным, за использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений. Размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 ЛК РФ настоящего Кодекса (часть 3 статьи 94 ЛК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 данной статьи. Ставки платы установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности". Ставки дифференцированы по крупности древесины, исходя из ее деления на четыре категории.
Частью 4 статьи 73 ЛК РФ предусмотрено, что для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются, соответственно, Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
В Постановлениях Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - Постановление N 73) и от 25.01.2013 N 13 "О внесении дополнений в Постановление N 73 выражена правовая позиция, в соответствии с которой "при рассмотрении споров, связанных со взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать следующее.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
Если федеральный закон, предусматривающий необходимость такого регулирования (пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации; далее - ЗК РФ, статья 73 ЛК РФ), вступил в силу после заключения договора аренды, то согласно пункту 2 статьи 422 ГК РФ условия этого договора об арендной плате сохраняют силу, поскольку в законе не установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений".
Наряду с этим в пункте 18 Постановления N 73 даны следующие разъяснения "судам следует учитывать, что по смыслу пункта 4 статьи 447 ГК РФ размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер арендной платы определяется по результатам проведения торгов.
Исходя из этого, в тех случаях, когда по результатам торгов определяется ставка арендных платежей, уплачиваемых периодически (торги на повышение ставки арендной платы), регулируемая арендная плата не применяется.
Согласно пункту 2 статьи 614 ГК РФ размер арендной платы в договоре аренды может быть установлен, в частности, в виде платежей, вносимых периодически или единовременно, а также может предусматриваться сочетание различных способов определения арендной платы. В связи с этим допускается установление арендной платы таким образом, когда государственное регулирование относится лишь к одному или нескольким элементам предусмотренного в договоре порядка определения размера арендной платы, при этом другие элементы платы определяются по результатам торгов, если это не противоречит порядку проведения торгов, установленному в соответствии с федеральным законом. Так, не является регулируемой та часть арендной платы, которая в соответствии с условиями торгов на право заключения договора аренды подлежит внесению дополнительно к периодическим платежам и размер которой определяется по результатам этих торгов (например, пункт 7 статьи 38.2 ЗК РФ). При этом размер другой части арендной платы, которая согласно договору аренды, заключенному по результатам таких торгов, подлежит внесению периодически, может определяться по правилам о регулируемой арендной плате.
В тех случаях, когда в соответствии с законом торги на право заключения договора аренды не проводились, условия договоров аренды государственного или муниципального имущества, предусматривающие взимание с арендатора дополнительно к регулируемой арендной плате платы за право на заключение договора аренды, являются ничтожными (статьи 168, 614 ГК РФ).
Как следует из материалов дела, договор от 18.12.2007 заключен в порядке приведения ранее заключенного договора от 04.08.2005 в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации.
Следовательно, размер арендной платы, превышающий минимальный размер арендной платы, установленный Постановлением N 310, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации; названный договор в указанной части не соответствует положениям статьи 424 ГК РФ и статьи 73 ЛК РФ и, как следствие, ничтожен в части размера арендной платы, превышающего минимальный размер арендной платы, установленный Постановлением N 310.
Согласно пункту 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 регулируемая арендная плата может применяться к договору, заключенному до вступления в силу этого федерального закона, только в том случае, если стороны такого договора связали изменение размера арендной платы с изменением нормативных актов, подлежащих применению к их отношениям.
Пунктом 3.1. договора N 3 от 04.08.2005 г. стороны установили необходимость использования лесного участка в соответствии с действующими нормативными актами РФ и Республики Карелия в области лесных отношений, пунктом 10.1.6.,10.1.7. стороны предусмотрели возможность изменения договора, в случае изменения лесного законодательства.
Пунктом 10.1.6. договора от 04.08.2005 г. было прямо предусмотрено, что изменение условий договора возможно в случае изменения порядка расчета, установления, взимания или размера арендной платы.
После введения в действие Лесного кодекса и принятия Постановления Правительства N 310, в связи с изменением методики расчета арендных платежей методика расчета арендной платы была изменена. Арендные платежи должны начисляться арендодателем, исходя регулируемых цен.
Следовательно, стороны были обязаны изменить порядок определения арендных платежей. Включение Министерством в новый договор условий о повышающем коэффициенте не соответствовало статье 73 ЛК РФ.
С учетом изложенного, вывод суда первой инстанции о действительности пункта 2.1 договора аренды от 18.12.2007 является необоснованным, а требование апелляционной жалобы Общества об исключении указанного вывода из решения суда - подлежащим удовлетворению.
Доводы Министерства о том, что арендная плата должна исчисляться за объем заготовки - 19 400 куб.м. в год с учетом объемов по созданию лесной инфраструктуры (300 куб.м.), обоснованно не приняты судом первой инстанции.
В силу статьи 13 Лесного кодекса РФ в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры (лесных дорог, лесных складов и других). Однако, создание лесной инфраструктуры не является самостоятельным видом использования лесов, предусмотренным статьей 25 Лесного кодекса. Создание лесной инфраструктуры допускается параллельно с заготовкой древесины при наличии такой необходимости.
Создание объектов лесной инфраструктуры является правом, а не обязанностью арендатора. Отсутствие необходимости создавать объекты лесной инфраструктуры в конкретном календарном году не должна влечь обязанности по рубке древесины. Иной подход будет противоречить принципу рационального использования лесов, поскольку подтолкнет арендатора к вырубке 300 куб.м. леса в отсутствие такой необходимости.
Договор аренды лесного участка также не содержит обязанности Общества по обязательному созданию лесной инфраструктуры. Пунктом 3.3.2. договора аренды лесного участка предусмотрено право Арендатора на создание объектов лесной инфраструктуры. При этом создание таких объектов является именно правом, а не обязанностью Арендатора.
Объем изъятия лесных ресурсов установлен Проектом освоения лесов, который в силу положений статей 12,88 Лесного кодекса Российской Федерации является основным документом, дающим право на осуществление заготовки древесины.
Пунктом 3 Состава проекта освоения лесов и порядок его разработки, утв.Приказом Рослесхоза от 29 февраля 2012 г. N 69 установлено, что Проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов.
Таким образом, нормативный акт разделяет между собой "использование лесов", как основной вид деятельности, и "создание лесной инфраструктуры".
Начисление арендной платы может производиться только за рубку древесины при использовании лесов. Сведения о ежегодной заготовке указаны в таблице N 16 Проекта освоения лесов, которая называется "Сведения о ежегодных объемах заготовки древесины". В 2013 году Обществу была разрешена заготовка в количестве 19 100 куб.м. древесины. Следовательно, требование Министерства об уплате арендной платы за 19 400 куб.м. неправомерно и обоснованно не удовлетворено судом.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Министерства.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.02.2015 года по делу N А26-7523/2014 изменить.
Исключить из мотивировочной части решения вывод о действительности пункта 2.1 договора аренды лесного участка от 18.12.2015, устанавливающего повышающий коэффициент к арендной плате в размере 1,6.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия - без удовлетворения.
Взыскать с Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия в пользу общества с ограниченной ответственностью "Форест-групп" 3 000 руб. расходов по госпошлине по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.А. Кашина |
Судьи |
В.М. Горбик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-7523/2014
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 октября 2015 г. N Ф07-277/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Государственное казенное учреждение Республики Карелия "Олонецкое центральное лесничество", Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия
Ответчик: ООО "Форест-групп"
Хронология рассмотрения дела:
08.07.2016 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 299-ПЭК16
26.10.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-277/15
17.06.2015 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-8472/15
23.02.2015 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-7523/14