г. Саратов |
|
18 июня 2015 г. |
Дело N А06-11042/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июня 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лыткиной О.В.,
судей Клочковой Н.А., Телегиной Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Акчуриной Р.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области", Астраханская область, г. Знаменск, (ИНН 3013000518, ОГРН 1023000804243) на решение Арбитражного суда Астраханской области от 26 февраля 2015 года по делу N А06-11042/2014 (судья Богатыренко С.В.),
по иску общества с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 3", Астраханская область, г. Знаменск, (ИНН 3013016035, ОГРН 1083022001358)
к администрации муниципального образования "Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области", Астраханская область, г. Знаменск, (ИНН 3013000518, ОГРН 1023000804243)
о взыскании убытков в виде неполученной платы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома по адресу: Астраханская область, г.Знаменск, пр-т 9 Мая, 6А в размере 168 руб. 57 коп.,
в отсутствие в судебном заседании представителей сторон, извещённых надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 3" (далее - ООО "Домоуправление N 3", истец) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с иском к администрации муниципального образования "Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области" (далее - администрация МО "ЗАТО Знаменск Астраханской области", ответчик) о взыскании убытков в сумме 225580 руб. 26 коп. в виде неполученной платы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов по адресам: Астраханская область, г. Знаменск, ул. Астраханская, 3; Астраханская, 4; Астраханская, 64 Астраханская, 6Б; Астраханская, 6В; Астраханская, 7; Астраханская, 7А; Астраханская, 8Б; Астраханская, 12; Астраханская, 5; Астраханская,6А; Астраханская, 8А; Астраханская, 9; Астраханская, 10А; Волгоградская, 22; Волгоградская, 34; Волгоградская, 36; Волгоградская, 38; Волгоградская, 42; Волгоградская, 44; Волгоградская, 46; Волгоградская, 24А; Волгоградская, 24; Волгоградская, 26; Волгоградская, 30; Янгеля, 1А; Янгеля, 1; Янгеля, 3; Янгеля, 4; Янгеля, 4Б; Янгеля, 7; Янгеля, 11; Янгеля, 17; Янгеля, 21; Янгеля, 23; Янгеля, 13; Янгеля, 15; Янгеля, 19; пр-т 9 Мая, 6; пр-т 9 Мая, 8; пр-т 9 Мая, 10; пр-т 9 Мая, 2А; пр-т 9 Мая, 6А; пр-т 9 Мая, 16А; пр-т 9 Мая, 14А; пр-т 9 Мая, 18.
Определением Арбитражного суда Астраханской области от 24 ноября 2014 года по делу N А06-11023/2014 в соответствии со статьёй 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исковые требования ООО "Домоуправление N 3" к администрации МО "ЗАТО Знаменск Астраханской области" о взыскании убытков в виде неполученной платы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома по адресу: г. Знаменск, пр-т 9 Мая, 6А в размере 174 руб. 43 коп. выделены в отдельное производство с присвоением делу самостоятельного номера N А06-11042/2014.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец заявил об уменьшении суммы исковых требований до 168 руб. 57 коп. Заявление принято судом к рассмотрению.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 26 февраля 2015 года по делу N А06-11042/2014 исковые требования удовлетворены в полном объёме: с МО "ЗАТО Знаменск Астраханской области" в лице администрации МО за счёт средств казны МО "ЗАТО Знаменск Астраханской области" в пользу ООО "Домоуправление N 3" взыскана задолженность по оплате за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома по адресу: Астраханская область, г. Знаменск, пр-т 9 Мая, 6А в размере 168 руб. 57 коп.
Администрация МО "ЗАТО Знаменск Астраханской области", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, отказать в удовлетворении исковых требований.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что при вынесении решения судом неполно исследованы все обстоятельства, имеющие значение для дела, которые суд считал установленными, неправильно применил нормы материального права.
Оспаривая решение суда, ответчик в жалобе указывает, что на момент заключения договора спорные квартиры были заселены жильцами, а потому обязанность по оплате за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома перед истцом лежала не на собственнике указанного имущества - МО "ЗАТО Знаменск Астраханской области", а на нанимателях.
Кроме того, администрация считает недоказанным размер понесённых убытков, поскольку в непродолжительный период незаселения нанимателями квартир работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома истцом не выполнялись, акты о выполнении работ истцом не представлены.
Также, по мнению апеллянта, истец в перечень единственных поставщиков, установленных статьёй 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), не входит, а потому заключение договора управления должно было осуществляться конкурентными способами в соответствии со статьёй 24 указанного закона.
Податель жалобы считает ошибочной ссылку суда в решении на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2011 N 4910/10 по делу N А71-9485/2009-Г3, а также определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.03.2011 N ВАС-17947/10, от 23.03.2011 N ВАС-3145/11, поскольку Закон N 44-ФЗ не действовал.
Также администрация не согласилась со ссылкой суда на пункт 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.1999 N 48, так как администрация не является коммерческой организацией. Также ссылку суда на применение статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации ответчик считает необоснованной, поскольку данная норма права утратила силу.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ООО "Домоуправление N 3" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители сторон в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Стороны заявили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей. Судом ходатайства рассмотрены и удовлетворены. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие надлежащим образом извещённых лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, согласно протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Астраханская область, г. Знаменск, пр-т 9 Мая, 6А, проведённому в форме очного голосования, способ управления многоквартирным домом изменён на непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме.
В качестве обслуживающей организации выбрано ООО "Домоуправление N 3". Принято решение о заключении с ООО "Домоуправление N 3" договора обслуживания.
Плата за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома установлена в сумме 11 руб. 90 коп. в месяц за 1 кв. м.
Между ООО "Домоуправление N 3" (обслуживающая организация) и собственниками жилых помещений, в том числе, администрацией ЗАТО Знаменск, 01 января 2013 года заключен договор N 03-13 на выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предметом которого является выполнение Обслуживающей организацией работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома N 6А по пр-ту 9 Мая, г. Знаменска, согласно Перечню работ и услуг, входящих в плату за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома (приложение N 2).
В соответствии с пунктом 5.2 договора размер платы за содержание и текущий ремонт определён общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме N 6А по пр-ту 9 Мая, г. Знаменска и составляет 11 руб. 90 коп. за 1 кв. м общей площади жилого помещения в месяц.
Сторонами согласован перечень работ и услуг, входящих в плату за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома.
01 января 2014 года сторонами заключено дополнительное соглашение N 1 к договору N 03-13 от 01.01.2013 на выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с которым пункт 5.2. договора изложен в новой редакции: "Размер платы за содержание и текущий ремонт определён общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме N 6А по пр-ту 9 Мая, г. Знаменска и составляет 11 руб. 50 коп. за 1 кв. м. общей площади жилого помещения в месяц".
Перечень работ и услуг, входящих в плату за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, изложен в новой редакции.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации N 796-р от 08 июня 2000 года о передаче в муниципальную собственность г. Знаменска объектов коммунально-бытового назначения, расположенных в г. Знаменск, жилые дома, расположенные в г. Знаменске, в том числе жилой дом по адресу: г.Знаменск, пр-т 9 Мая, 6А, переданы в муниципальную собственность МО "ЗАТО Знаменск Астраханской области". На основании данного распоряжения право муниципальной собственности на указанный дом в целом зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним без выдачи свидетельства о государственной регистрации прав.
Ответчику начислена плата за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома в указанный период в сумме 168 руб. 57 коп. из расчёта 11 руб. 50 коп. за 1 кв. метр площади указанной выше квартиры.
Однако ответчик в нарушение условий договоров управления, требований статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 30, статьи 153, пункта 1 статьи 39, пункта 1 статьи 155 и пункта 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, взятые на себя обязательства не выполняет, оплату за содержание общего имущества в многоквартирном доме не производит.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что обязанность по оплате услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в силу закона лежит на собственнике данного имущества.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации также установлено, что бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений.
Согласно статье 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
В силу пункта 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса и пунктов 16, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В пункте 28 правил указано, что собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.
Пунктом 29 правил установлено, что расходы за содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Согласно пункту 31 Правил, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Согласно пункту 32 Правил, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений размер платы за содержание и ремонт жилого помещения соответствует размеру платы за услуги и работы в соответствии с договорами, заключенными собственниками помещений с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы на основании решения (решений) общего собрания собственников помещений.
Таким образом, собственник жилых и нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества.
Из материалов дела следует, что собственником квартиры N 6, расположенной в жилом доме по адресу: Астраханская область, г. Знаменск, пр-т 9 Мая, 6А, является МО "ЗАТО Знаменск Астраханской области".
Статьёй 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что на момент заключения договора спорные квартиры были заселены жильцами, а потому обязанность по оплате за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома перед истцом лежала не на собственнике указанного имущества - МО "ЗАТО Знаменск Астраханской области", а на нанимателях, судом апелляционной инстанции отклоняется, как необоснованно заявленный, по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления и управомоченные ими лица несут расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке.
Частью 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения включает в себя плату за наем; плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту; плату за коммунальные услуги.
В силу части 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 указанной статьи названного Кодекса.
Обязанность по своевременному внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги нанимателями жилых помещений по договору социального найма также предусмотрена подпунктом 5 пункта 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, жилищное законодательство устанавливает обязанность нанимателей, проживающих в многоквартирных жилых домах по договорам социального найма, вносить плату за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи непосредственно управляющей организации в случае, если она осуществляет управление жилым домом.
Органы местного самоуправления несут соответствующие расходы только до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.2013 N 15066/12.
Удовлетворяя исковые требования, суд руководствовался справкой администрации МО "ЗАТО Знаменск Астраханской области", согласно которой в квартире N 6, расположенной в жилом доме по адресу: Астраханская область, г. Знаменск, пр-т 9 Мая, 6А, в период с 01.01.2014 по 09.01.2014 никто не зарегистрирован, договор найма не заключался.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что администрация МО "ЗАТО Знаменск Астраханской области", как собственник муниципального имущества, должна нести расходы за коммунальные услуги, текущий ремонт и содержание жилья по незаселенным квартирам.
Ссылку заявителя апелляционной жалобы на положения Закона N 44-ФЗ суд апелляционной инстанции считает несостоятельной по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ настоящий федеральный закон применяется к отношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено статьёй 112 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 114 Закона N 44-ФЗ настоящий Федеральный закон вступил в силу с 01.01.2014, однако спорные правоотношения между сторонами сложились до вступления его в законную силу, следовательно, данный закон к правоотношениям сторон не применим.
Довод ответчика о том, что истец не представил доказательств фактически оказанных услуг по содержанию и ремонту многоквартирного дома ввиду отсутствия актов выполненных работ, не является обоснованным, поскольку составление и направление актов выполненных работ не предусмотрено для такого вида обязательств.
Более того, в силу характера правоотношений по содержанию и ремонту общего имущества размер расходов управляющей компании и размер платы собственника помещений не совпадает, она не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у неё в связи с содержанием и ремонтом общего имущества по отношению к другому собственнику помещений.
Факт управления истцом многоквартирным домом заявителем апелляционной жалобы не обжалуется.
В решении суд обоснованно сослался на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2011 N 4910/10 по делу N А71-9485/2009-Г3, а также определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.03.2011 N ВАС-17947/10, от 23.03.2011 N ВАС-3145/11, так как указанные в них правовые позиции соответствуют вышеназванным нормам законодательства, в частности, положениям статей 210, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 36, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Довод администрации об ошибочном применении судом пункта 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.1999 N 48, так как администрация не является коммерческой организацией, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку в данном случае суд исходил из аналогии закона, подлежащего применению.
Довод апеллянта о необоснованном применении статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку данная норма права утратила силу, суд отклоняет ввиду следующего.
Судом установлено, что параграф 5 Гражданского кодекса Российской Федерации "Некоммерческие организации" утратил силу с 1 сентября 2014 года в связи с принятием Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Часть расчётного периода приходится на время действия статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Однако суд апелляционной инстанции исходит из того, что ошибочное применение в решении судом указанных положений с момента, когда статья 120 Гражданского кодекса Российской Федерации утратила силу, не привело к принятию неправильного судебного акта.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
При изложенных обстоятельствах апелляционная коллегия судей приходит к выводу о правомерности удовлетворённых судом исковых требований. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы привести к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено, в связи с чем основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют. Апелляционную жалобу администрации МО "ЗАТО Знаменск Астраханской области" следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 26 февраля 2015 года по делу N А06-11042/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.В. Лыткина |
Судьи |
Н.А. Клочкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-11042/2014
Истец: ООО "Домоуправление N 3"
Ответчик: Администрация МО "ЗАТО Знаменск Астраханской области", Администрация Муниципального образования "Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области"