Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 сентября 2015 г. N Ф04-24305/15 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Томск |
|
19 июня 2015 г. |
Дело N А27-1081/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июня 2015 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего М.Х. Музыкантовой
судей: Т.В. Павлюк, Л.Е. Ходыревой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Казариным И.М.
с использованием средств аудиозаписи
с участием в заседании
от заявителя: Опилат М.В. по доверенности от 26.08.2014 г., паспорт,
от заинтересованного лица: Клименко Д.В. по доверенности от 12.01.2015 г., удостоверение, Гончарова И.М. по доверенности от 10.06.2015 г.. удостоверение,
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 26 марта 2015 по делу N А27-1081/2015 (судья Семёнычева Е.И.)
по заявлению Открытого акционерного общества "Черниговец" (ОГРН 1024200646887, ИНН 4203001913, г. Березовский Кемеровской области, 652420)
к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области (ОГРН 1044205091435, ИНН 4205035918, г. Кемерово (650024), ул. Глинки, 19)
о признании недействительным решения от 25.09.2014 N 16 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения",
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Черниговец" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщика N 1 по Кемеровской области (далее - налоговый орган, Инспекция) от 25.09.2014 N16 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 26 марта 2015 г. требования ОАО "Черниговец" удовлетворены. Признано недействительным решение Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области от 25.09.2014 N 16 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения". Суд первой инстанции взыскал с Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области в пользу ОАО "Черниговец" 3000 рублей судебных расходов.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области отменить в полном объеме и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ОАО "Черниговец".
В обоснование доводов апелляционной жалобы Инспекция ссылается на нарушение судом материального и процессуального права, несоответствие выводов суда установленным обстоятельствам дела.
Подробно доводы налогового органа изложены в апелляционной жалобе.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит апелляционную жалобу налогового органа оставить без удовлетворения, решение суда - без изменения.
Подробно доводы Общества изложены в отзыве на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представители налогового органа поддержали доводы апелляционной жалобы, настаивали на ее удовлетворении.
В свою очередь, представитель заявителя просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области по результатам камеральной проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2014 года принято решение N 16 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", которым доначислено 928651 рублей налога на добавленную стоимость и отказано в привлечении к ответственности в связи с отсутствием события налогового правонарушения.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области от 25.12.2014 N 750 апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения, а решение N 16 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" утверждено.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворив заявленные Общество требования, принял по существу правильное решение, при этом выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно решению N 16 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", налоговый орган пришел к выводу о необоснованности применения налогоплательщиком налоговой ставки 0% по углю в количестве 1049,156 тонн, в связи с не предоставлением копий транспортных и товаросопроводительных документов с отметкой пограничных таможенных органов, подтверждающих факт вывоза товара за пределы территории Российской Федерации, в отношении 1049,156 тонн.
Согласно пункту 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, работ (услуг), вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии предоставления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации определен перечень документов, предоставляемых в налоговые органы для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов, если иное не предусмотрено п. 2 и 3 данной статьи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что при реализации товаров, предусмотренных п. п. 1 или 8 п. 1 ст. 164 Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы: контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товаров (припасов) за пределы таможенной территории Российской Федерации; выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара (припасов) на счет налогоплательщика в российском банке; грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации; копии транспортных, товаросопроводительных документов и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
При этом в силу пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации суммы налога, уплаченные поставщикам товаров (работ, услуг), используемых при производстве и (или) реализации экспортируемых товаров, подлежат вычету при соблюдении условий, установленных пунктом 3 статьи 172 Кодекса.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, во исполнение контрактов, заключенных ОАО "Черниговец" с фирмой VIR TRADE AG, Швейцария, Общество взяло на себя обязательства по поставке угля на условиях СРТ Российские порты (Инкотермс 2000). Право собственности на товар переходит к Покупателю с момента передачи товара первому перевозчику (пункт 5.1. контракта). Из пункта 6.1. контракта следует, что определение количество поставленного товара осуществляется в соответствии с данными ж.д. накладных.
Материалами дела подтверждается, что транспортировка проданного угля осуществлялась по схеме - от железнодорожной станции Западно-Сибирской железной дороги до Ейского морского порта. Уголь перевозился в ж/д вагонах, в морском порту уголь перегружался на склад, а в последующем, со склада морского порта уголь перегружался в морские суда и направлялся конечному получателю за пределы таможенной территории Российской Федерации.
В апелляционной жалобе и в суде первой инстанции налоговый орган указывает на отсутствие транспортных и товаросопроводительных документов с отметкой пограничных таможенных органов, подтверждающих факт вывоза товара за пределы территории Российской Федерации, в отношении 1049,156 тонн.
Однако, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела, суд первой инстанции правильно указал на то, что факт помещения отгружаемого на экспорт угля подтвержден отметками таможенной службы при погрузке вагонов на станции отправления. Уголь, согласно контракту, поставляется на условиях, когда право собственности на уголь переходит к покупателю на станции отправления.
Так, согласно акту ОАО "Ейский морской торговый порт" от 15.10.2013 в процессе погрузки по варианту "вагон - склад - судно" установлена недостача в количестве 2779,54 тонн от принятого портом от железной дороги количества груза без перевешивания. Количество недостачи составляет 3,15% от принятого портом от железной дороги количества груза, что входит в максимально допустимую сумму погрешности и при определении количества груза по осадке судна.
Естественная убыль - это товарные потери, обусловленные естественными процессами, вызывающими изменение количества товара.
Изменение количества товара может произойти за счет усушки, утруски, утечки, распыла и т.д. (пункт 132 раздела 2.7 Финансово-экономические показатели торговли главы 2 Стандартизированные термины с определениями ГОСТа Р 51303-99, принятого Постановлением Госстандарта РФ 11.08.1999 N 242-ст.).
В силу п. 2 Постановления Правительство Российской Федерации 12.11.2002 приняло Постановление N 814 "О порядке утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей" разработка и утверждение норм естественной убыли по топливно-энергетическому комплексу, включая транспортировку нефти, газа и продуктов их переработки магистральным трубопроводным транспортом, осуществляется Министерством энергетики Российской Федерации.
Однако, с момента введения в действие гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации указанные нормы естественной убыли не были утверждены.
Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" установлено, что впредь до утверждения норм естественной убыли в порядке, установленном п. п. 2 п. 7 ст. 254 Налогового кодекса РФ, применяются нормы естественной убыли, утвержденные ранее соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Данное положение распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2002.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 31.03.2003 N 95 утверждены Методические рекомендации по разработке норм естественной убыли, согласно которым под естественной убылью товарно-материальных ценностей следует понимать потерю (уменьшение массы товара при сохранении его качества в пределах требований (норм), устанавливаемых нормативными правовыми актами), являющуюся следствием естественного изменения биологических и (или) физико-химических свойств товаров.
К нормам естественной убыли относят, в том числе, допустимую величину безвозвратных потерь (естественную убыль), которую следует определять путем сопоставления массы товара, указанного отправителем (изготовителем) в сопроводительном документе с массой товара, фактического принятого получателем при транспортировке товарно-материальных ценностей.
Исходя из анализа вышеуказанных норм, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что потери (естественная убыль) возможны на протяжении всего процесса доставки груза (угля) от продавца к покупателю, в который включаются как перевозка, так и перегрузка груза, и правомерно отклонил доводы Инспекции в части того, что потери, связанные с перегрузкой товара, не являются естественной убылью, так как обусловлены не естественными процессами, вызывающими изменение количества товара.
Нормы естественной убыли антрацитов, каменных и бурых углей и брикетов из каменных и бурых углей при перевозках железнодорожным транспортом утверждены Постановлением Госснаба СССР от 11.08.1987 N 109.
Нормы естественной убыли антрацитов, каменных и бурых углей всех марок при морских перевозках и погрузочно-разгрузочных работах в порту, утверждены Постановлением Госснаба СССР от 29.03.1989 N 21.
В соответствии с Методическими рекомендациями Торгово-Промышленной Палаты СССР "Определение количества грузов по осадке судна" от 1988 года норма погрешности при определении количества грузов по осадке судна установлена в размере от 0.5% до 1,0% от количества груза в зависимости от грузоподъемности судна.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что потери в размере 1049,156 тонн - это нормативные потери, т.к. убытки определены в приделах норм естественной убыли и погрешности от принятого портом от железной дороги груза, которые связаны с транспортировкой и перегрузкой угля, а также определенных методом определения по осадке судна.
Таким образом, принимая во внимание способ транспортировки угля, его складирование в порту, хранение, перевалку по варианту "вагон-склад", "склад-борт судна", возможность обнаружения потерь не на каждом этапе, расчет погруженного на борт судна количества угля по осадке судна, недогруз по отдельным ГТД в размере 1049,156 тонн является естественной убылью в пределах ее норм от общего объема угля, отправленного на экспортным контрактам, заключенным ОАО "Черниговец" с фирмой VIR TRADE AG, Швейцария, через Ейский морской порт.
С учетом изложенного, проанализировав перечисленные выше нормы права в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Общество выполнило требования статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации о представлении документов, подтверждающих применение налоговой ставки 0% в отношении экспортируемых товаров, в том числе, по которым выявлены потери от недостачи и (или) порчи при транспортировке в пределах норм естественной убыли. В связи с чем, требования заявителя о признании недействительным обжалуемого решения подлежать удовлетворению.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы налогового органа о том, что акт не должен быть учтен в связи с тем, что составлен между портом и фирмой VIR TRADE AG, так как материалами дела подтверждается, что данный акт составлен в отношении угля, отправителем которого являлся ОАО "Черниговец" в адрес фирмой VIR TRADE AG; акт составлен комиссионно и заверен печатью ОАО "Ейский морской порт".
Более того факт поступления валютной выручки за отгруженный по контракту уголь в полном объеме подтвержден заявителем документально и не опровергнут налоговым органом.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Инспекцией не приведено доводов и доказательств, отвечающих требованиям статей 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и опровергающих выводы суда первой инстанции о праве Общества на возмещение НДС по спорному эпизоду, а изложенные в апелляционной жалобе обстоятельства и доводы относительно того, что представленные Обществом документы не могут служить безусловным доказательством наличия естественной убыли и свидетельствуют о поступлении оплаты за уголь, поставленный на экспорт в рамках заключенных контрактов на основании иных грузовых таможенных деклараций, были оценены судом первой инстанции и получили соответствующую правовую оценку, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 26.03.2015 года по делу
N А27-1081/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
М.Х. Музыкантова |
Судьи |
Т.В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-1081/2015
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 сентября 2015 г. N Ф04-24305/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Черниговец"
Ответчик: межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области