Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 17 ноября 2015 г. N Ф05-15809/15 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
19 июня 2015 г. |
Дело N А41-81962/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июня 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей Виткаловой Е.Н., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Леоновой И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Колбасный завод "Ирмит" - Дубинская С.М. представитель по доверенности от 03 июня 2015 года,
от заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Погонялина А.Н. представитель по доверенности от 18 мая 2015 года N 80-Д,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 06 апреля 2015 года по делу N А41-81962/14, принятое судьей Бирюковой Е.В., по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Колбасный завод "Ирмит" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на здание и обязании осуществить государственную регистрацию право собственности,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Колбасный завод "ИРМИТ" (далее - общество, ООО "КЗ "ИРМИТ") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, в котором просило:
- признать незаконным отказ управления от 29 сентября 2014 года N 12/059/2014-416 в государственной регистрации права собственности ООО "Колбасный завод "ИРМИТ" на здание, расположенное по адресу: Московская область, Мытищинский район, г. Мытищи, д. Бородино, Осташковское шоссе, д.59, стр.10Б;
- обязать управление осуществить государственную регистрацию право собственности ООО "КЗ "ИРМИТ" на здание, расположенное по адресу: Московская область, Мытищинский район, г. Мытищи, д. Бородино, Осташковское шоссе, д.59, стр.10Б.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06 апреля 2015 года заявленные требования ООО "КЗ "ИРМИТ" удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, управление обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильное применение норм материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель управления поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
Представитель ООО "КЗ "ИРМИТ" возражал по доводам апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 27 мая 2014 года ООО "КЗ "ИРМИТ" обратилось в управление с заявлением о государственной регистрации в упрощенном порядке права собственности, в соответствии с пунктом статьи 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122) на нежилое здание вспомогательного использования, расположенное на земельном участке, принадлежащем обществу на праве собственности, по адресу: Московская область, Мытищинский район, г.Мытищи, д.Бородино, Осташковское шоссе, д.59, стр.10Б.
В подтверждение создания заявленного к регистрации объекта недвижимости вспомогательного использования обществом были представлены установленные пунктом 3 статьи 25.3 Федерального закона N 122 документы, в том числе декларация об объекте недвижимого имущества от 26 мая 2014 года, содержащая описание заявленного к регистрации имущества и данные земельного участка, принадлежащего обществу на праве собственности, на котором построено заявленное к регистрации имущество.
Уведомлением от 10 июня 2014 года государственная регистрация была приостановлена с предложением представить дополнительные доказательства (сведения, документы) наличия оснований для проведения государственной регистрации.
Во исполнение уведомления регистратора обществом были представлены дополнительные документы, в том числе Техническое заключение по итогам обследования несущих конструкций здания, письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 09 февраля 2012 года N 14-910-ГЕ и др.
Сообщением от 29 сентября 2014 года N 12/059/2014-416 обществу отказано в государственной регистрации права на основании абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ.
Считая, что отказ управления является незаконным, ООО "КЗ "ИРМИТ" обратилось в Арбитражный суд Московской области с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу с абзацем первым части 1 статьи 2 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона N 122-ФЗ обязательность государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено лишь в судебном порядке.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона N 122-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ установлено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В силу пункта 3 статьи 25.3 Федерального закона N 122-ФЗ документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.
В порядке, установленном статьей 25.3 Федерального закона N 122-ФЗ осуществляется государственная регистрация прав на следующие объекты недвижимого имущества:
1) объект индивидуального жилищного строительства (жилой дом), создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке);
2) создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство.
Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения, запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе.
Согласно статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется при создании сооружений вспомогательного назначения.
В соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
4.1) капитального ремонта объектов капитального строительства;
5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Из содержания частей 1, 3 статьи 25.3 Федерального закона N 122-ФЗ следует, что документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимости и содержащее его описание, является декларация об объекте недвижимого имущества.
Согласно материалам дела отказ в регистрации права основан на абзацах 4 и 10 пункта 1 статьи 20 Закона, а именно: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, а именно: не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Как следует из материалов дела, 27 мая 2014 года общество обратилось в управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на здание, расположенное по адресу: Московская область, Мытищинский район, г. Мытищи, д. Бородино, ш. Осташковское, д. 59, стр. 10Б.
В подтверждение создания заявленного к регистрации объекта недвижимости вспомогательного использования обществом были представлены установленные пунктом 3 статьи 25.3 Федерального закона N 122 документы, в том числе декларация об объекте недвижимого имущества от 26 мая 2014 года, содержащая описание заявленного к регистрации имущества и данные земельного участка, принадлежащего обществу на праве собственности, на котором построено заявленное к регистрации имущество.
Согласно пункту 10 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Федеральный закон N 384-ФЗ) к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности отнесены здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с утвержденным приказом Росстандарта от 23 декабря 2010 года N 1059-ст национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 54257-210 "Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования" к сооружениям пониженного уровня ответственности относятся теплицы, парники, мобильные здания (сборно-разборные и контейнерного типа), склады временного содержания, бытовки вахтового персонала и другие подобные сооружения с ограниченными сроками службы и пребыванием в них людей.
Согласно письму от 29 сентября 2014 года N 12/059/2014-416 управление отказало в государственной регистрации права на том основании, что земельный участок, на котором расположено спорное имущество, имеет вид разрешенного использования: для размещения канализационно-насосной станции, водозаборного узла и объектов розничной торговли, в связи с чем не подпадает под предусмотренные положениями статьи 25.3 Федерального закона N 122-ФЗ виды разрешенного использования, кроме того представленная на государственную регистрацию и заявленная в качестве правоустанавливающего документа декларация об объекте недвижимого имущества от 26 мая 2014 года не соответствует требованиям действующего законодательства - приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 03 ноября 2009 года N 447 "Об утверждении формы декларации об объекте недвижимого имущества" (далее - Приказ N 447) в части указания названия объекта, реквизитов и наименования юридического лица.
Применительно к государственной регистрации в упрощенном порядке права собственности на строения и сооружения вспомогательного использования (объекты недвижимого имущества, для строительства, реконструкции которых в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство) статья 25.5 Закона о регистрации не предъявляет требования к виду разрешенного использования земельного участка, на котором создан такой объект недвижимого имущества.
В ходе судебного разбирательства установлено, что декларация, поданная обществом при заявлении к государственной регистрации права собственности на вышеуказанное здание, соответствует требованиям Приказа N 447 и содержит описание о заявленном к регистрации объекте недвижимости.
Указанное здание соответствует пункту 10 статьи 4 Федерального закона N 384-ФЗ и утвержденному Приказу Росстандарта от 23 декабря 2010 года N 1059-ст национальным стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 54257-210 "Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования".
Таким образом, довод апелляционной жалобы о том, что декларация не соответствует требованиям действующего законодательства - Приказу N 447 в части указания названия объекта, реквизитов и наименования юридического лица, отклоняется, поскольку противоречит фактическим обстоятельствам дела.
Основанием к отказу также явилось несоответствие вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен объект, не подпадающего под форму оформления в упрощенном порядке прав на недвижимое имущество, требованиям действующего законодательства.
Как следует из материалов дела, общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:12:0090228:0021, расположенного по адресу: Московская область, Мытищинский район, городское поселение Мытищи, д. Бородино, что подтверждается свидетельством о собственности для целей размещения водозаборного узла и РТП.
Согласно пункту 1 статьи 25.3 Федерального закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством РФ не требуется выдачи разрешения на строительство, являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном федеральным законом порядке.
В силу пункта 5 статьи 25.3 Федерального закона N 122-ФЗ истребование у заявителя дополнительного документа для государственной регистрации права собственности на указанный в пункте 1 настоящей статьи объект недвижимого имущества (разрешения на строительство, если таким объектом не является объект незавершенного строительства, документа, подтверждающего внесенные в декларацию об объекте недвижимого имущества сведения, или подобного документа) не допускается. При этом отсутствие этого документа не может являться основанием для приостановления государственной регистрации прав на такой объект недвижимого имущества или для отказа в данной государственной регистрации.
Приказом Минэкономразвития России N 447 утверждена форма декларации, предусматривающая внесение в графу "правообладатель объекта недвижимого имущества" сведения о юридическом лице.
Таким образом, с учетом пункта 10 статьи 4 Федерального закона N 384-ФЗ и утвержденного Приказа Росстандарта от 23 декабря 2010 года N 1059-ст национальным стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 54257-2010 "Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования" указанное имущество является объектом вспомогательного использования.
На основании пункта 3 части 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав содержится в статье 20 Закона о государственной регистрации.
Письмом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 09 февраля 2012 года N 14-910-ГЕ указано, что регистрация права собственности юридического лица на объект недвижимого имущества вспомогательного использования, в том числе здания пониженного уровня ответственности, для строительства которого в соответствии со статьей 51 ГрК РФ не требуется разрешения на строительство, производится в соответствии с порядком, установлено статьей 25.3 Федерального закона N 122-ФЗ, при этом не предъявляются какие либо требования к виду разрешенного использования земельного участка, на котором создан такой объект недвижимого имущества.
Допущенная опечатка в кадастровом номере земельного участка не может повлечь отказ в государственной регистрации права, поскольку действующее законодательство не предъявляет требований к земельному участку, с учетом того, что регистратор указал правильный кадастровый номер участка, и исходил при своем отказе из его разрешенного использования.
При этом, апелляционный суд принимает во внимание требования к единообразию в применении судами норм права (судебные акты по делам N А41-81957/14, А41- А41-82475/14, в том числе постановление Арбитражного суда Московского округа от 13 ноября 2014 года по делу N А41-13672/14 и др. со сходными обстоятельствами).
В соответствии с пунктом 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемый отказ управления от 29 сентября 2014 года N 12/059/2014-416 нарушает права и законные интересы предпринимателя в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем вышеуказанный отказ является незаконным и подлежит отмене.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться: указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов ООО "КЗ "ИРМИТ", суд первой инстанции правомерно обязал управление устранить допущенные нарушения путем обязания управления осуществить государственную регистрацию права собственности ООО "КЗ "ИРМИТ" на здание, расположенное по адресу: Московская область, Мытищинский район, г. Мытищи, д. Бородино, ш. Осташковское, д.59, стр.10Б.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 06 апреля 2015 года по делу N А41-81962/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-81962/2014
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 17 ноября 2015 г. N Ф05-15809/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Колбасный завод "Ирмит"
Ответчик: Мытищинский отдел Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области
Третье лицо: Управление Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Мытищинский отдел Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области