г. Санкт-Петербург |
|
22 июня 2015 г. |
Дело N А26-10903/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июня 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Баркановой Я.В., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Веселовой М.А.
при участии:
от истца: Нуйкина К.П., доверенность от 26.08.2014,
от ответчика: не явился, извещён,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9513/2015) Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.03.2015 по делу N А26-10903/2014 (судья Подкопаев А.В.), принятое
по заявлению ООО "Питкяранта-лес"
к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия
о признании незаконным отказов о приеме лесных деклараций и отказа в выделении дополнительного объема древесины на 2014 год,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Питкяранта-лес" (ОГРН: 1116324002541; место нахождения: 186810, Республика Карелия, г. Питкяранта, ул. Ленина, д. 31А, офис 312; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением, с учётом заявленных в порядке статьи 49 АПК РФ уточнений, о признании незаконными отказа Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия (ОГРН: 1071001000828; место нахождения: 185035; Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д.2/24; далее - Министерство) в выделении обществу с ограниченной ответственностью "Питкяранта-лес" дополнительного объема древесины на 2014 год за счет недоиспользованного объема древесины в 2011-2013 г.г., изложенного в письме N 2.2-21/10584 от 22 декабря 2014 г., а также отказов в приеме лесных деклараций от 18.12.2014 N 1417, от 18.12.2014 N 1418.
Решением суда от 10.03.2015 заявление Общества удовлетворено. Суд признал незаконным отказ Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия в выделении обществу с ограниченной ответственностью "Питкяранта-лес" дополнительного объема древесины на 2014 год за счет недоиспользованного объема древесины в 2011-2013 г.г., изложенный в письме N 2.2-21/10584 от 22 декабря 2014 г., а также отказы в приеме лесных деклараций от 18.12.2014 N 1417, от 18.12.2014 N 1418, как несоответствующие требованиям: Лесного кодекса РФ; Правилам заготовки древесины, утвержденным Приказом Федерального агентства лесного хозяйства N 337 от 01.08.2011; Порядку заполнения и подачи лесной декларации, утвержденному приказом Федерального агентства лесного хозяйства N 18 от 17.01.2012. Суд обязал Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Питкяранта-лес".
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению подателя жалобы, у Общества отсутствуют основания для получения дополнительного объема древесины за счёт недоосвоения за предыдущие годы, иное, как полагает Министерство, противоречит принципу платности лесопользования, поскольку Обществом был оплачен только фактический объем заготовленной древесины. Также податель жалобы указывает, что согласно разъяснениям Рослесхоза (письмо от 05.04.2013 N АЖ-10-27/3847) на выделяемый дополнительный объем древесины заполняется отдельная лесная декларация, к которой прилагается решение уполномоченного органа, в отсутствие данного решения Обществу правомерно отказано в приеме лесных деклараций. При этом, как отмечает Министерство, названное письмо Рослесхоза является обязательным для исполнения Министерством.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 18 декабря 2007 года между Государственным комитетом Республики Карелия по лесу (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Карелфинлес" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка общей площадью 8231 кв.м, расположенного в Ляскельском, Импилахтинском, Питкярантском лесничествах, с целью заготовки древесины. Срок действия договора установлен с 22.03.2006 по 31.12.2029, договор зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Республике Карелия 25.01.2008 за N 10-10-07/016/2007-058.
В связи с реорганизацией сторон договора, правопреемниками 02.09.2011 заключено дополнительное соглашение, которым определено, что арендодателем является Министерство, арендатором - ООО "Питкяранта-лес". Соглашение зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия 12.01.2012.
ООО "Питкяранта-лес" обратилось в Министерство с заявлением (зарегистрировано 18.12.2014) о выделении дополнительного объема древесины, заготавливаемой на основании договора от 18.12.2007 б/н, за счет недоосвоения лесосеки за предыдущие годы в соответствии с пунктом 10 Правил заготовки древесины. Общество также представило в Министерство две лесные декларации от 18.12.2014, в которых заявило о дополнительном объеме древесины (письма от 18.12.2014 N 47, N 48).
Письмом от 22.12.2014 Министерство отказало в предоставлении недоиспользованного за 2011-2013 годы объема древесины по тем основаниям, что у Общества по договору от 18.12.2007 имеется задолженность по арендной плате в размере 475 733 рубля.
Полагая указанные отказы незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, правильно применив нормы материального и процессуального права, удовлетворил иск.
Апелляционный суд, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Приказом Рослесхоза от 01.08.2011 г. N 337 утверждены Правила заготовки древесины. Согласно пункту 10 данных Правил, заготовка древесины осуществляется в пределах расчетной лесосеки лесничества (лесопарка) по видам целевого назначения лесов, хозяйствам и преобладающим породам. На лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, разрешается заготовка древесины в объеме, не совпадающем с допустимым объемом изъятия древесины по лесному участку, при условии, если суммарный объем древесины, заготовленной за последние 3 года, не превышает установленной расчетной лесосеки по лесничеству.
Условием выделения дополнительного объема является полное использование установленного на текущий год объема изъятия древесины по договору аренды или проекту освоения. Расчетная лесосека 2014 г. была полностью освоена Обществом.
Доказательств, подтверждающих превышение суммарного объема древесины, заготовленного обществом за последние 3 года, установленной расчетной лесосеки по лесничеству, в материалы дела не представлено.
Вместе с тем из пункта 10 Правил заготовки древесины не следует, что предоставление дополнительного объема ставится в зависимость от оплаты арендных платежей за предыдущие периоды.
Ссылка Министерства на письма Федерального агентства лесного хозяйства (письмо N НК-10-27/12001 от 06.10.2014 г. и письмо N АЖ-10-27/3347 от 05.04.2013 г.), в которых указано, что условием выделения дополнительного объема древесины является внесение в предыдущие годы арендной платы в полном объеме, предусмотренном договором аренды, исходя из установленного договором аренды и проектом освоения лесов годового объема изъятия древесины, правомерно была отклонена судом первой инстанции, поскольку данные письма не являются нормативными правовыми актами, не прошли регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации и нигде не опубликованы.
Таким образом, ни на момент подачи заявления о выделении дополнительного объема, ни на момент рассмотрения спора требования о полной оплате арендных платежей нормативным актом установлены не были.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства N 18 от 17 января 2012 года утвержден Порядок заполнения и подачи лесной декларации. Данным нормативным правовым актом установлены основания, по которым уполномоченный орган вправе отказать в приеме лесной декларации, однако, Порядком заполнения и подачи лесной декларации не установлено такого основания для отказа в приеме лесной декларации, как задолженность по арендной плате.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые отказы Министерства не соответствуют нормам лесного законодательства и нарушают права и законные интересы Общества, в связи с чем удовлетворил требования Общества.
Кроме того, доводы Министерства о наличии у Общества задолженности по договору аренды не нашли подтверждения в процессе рассмотрения апелляционной жалобы.
Также являются несостоятельными доводы Министерства о нарушении принципа платности лесопользования при выделении дополнительного объема древесины за счёт недоосвоения за предыдущие годы, поскольку Общество не заявляет о выделении дополнительного объема древесины в безвозмездном порядке. Занесенные в лесную декларацию сведения позволяют произвести начисление арендных платежей.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены или изменения принятого решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.03.2015 по делу N А26-10903/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Жиляева |
Судьи |
Я.В. Барканова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-10903/2014
Истец: ООО "Питкяранта-лес"
Ответчик: Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия
Хронология рассмотрения дела:
23.05.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-3182/16
06.10.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7255/15
22.06.2015 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-9513/15
10.03.2015 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-10903/14