Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 июня 2015 г. N 15АП-8198/15
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 сентября 2015 г. N Ф08-6431/15 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
22 июня 2015 г. |
дело N А32-37163/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Гуденица Т.Г., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой В.Ю.,
при участии:
от заявителя: представитель по доверенности от 11.06.2015 - Алексеев А.А., паспорт; представитель по доверенности от 19.01.2015 - Первушин С.В., паспорт.
от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 15.06.2015 - Каганова И.А., паспорт.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.04.2015 по делу N А32-37163/2014,
принятое судьей Хахалевой Н.В.,
по заявлению открытого акционерного общества "Международный аэропорт "Краснодар"
к заинтересованному лицу Северо-Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Международный аэропорт "Краснодар" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление, административный орган) от 29.09.2014 N 1361-46-25 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявленные требования мотивированы тем, что выводы о необходимости получения разрешения на строительства по мотиву капитальности возведенных строений надлежащими доказательствами не обоснованы, ссылается на судебную практику. Общество запрашивало разъяснения по данному вопросу у уполномоченного органа (Росавиации). Вспомогательные сооружения возводились в целях обеспечения гарантированного прибытия клиентских групп Олимпийских игр в соответствии с требованиями Транспортной схемы прибытия и убытия гостей ХХII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр в городе Сочи, в соответствии с которой международный аэропорт Краснодар определен резервным аэропортом. Указывает на вспомогательный характер возведенных сооружений.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.04.2015 заявленные требования удовлетворены. Решение основано на выводах судебной экспертизы. Суд указал, что пристроенные павильоны выполняют вспомогательную, обслуживающую функцию по отношению к основным зданиям аэровокзалов - предназначены для увеличения полезной площади основных залов вылета, а также для увеличения основных залов прилета, и не имеют самостоятельного назначения. Основные технологические процессы, а также службы обеспечения, остаются в существующих зданиях аэровокзалов.
Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на следующее. Основные конструктивные решения выполнены из железобетонных фундаментов и колонн с металлическими фермами и связями. Одним из этапов выполнения работ в соответствии с договором генерального подряда от 23.09.2013 N 15/13-МАКр является обустройство железобетонной плиты основания. Здание аэровокзала не относится к категории сооружений пониженного уровня ответственности, предназначено для обслуживания пассажиров, является помещением с массовым пребыванием людей, находится в зоне обеспечения транспортной и авиационной безопасности и относится к числу особо опасных и технически сложных объектов. На момент обращения в Росавиацию за разъяснениями проектная и рабочая документация отсутствовала, к запросу не прилагалась. Полагает, что событие и состав вменяемого обществу правонарушения подтверждается материалами дела.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда первой инстанции без изменения. Указывает, что выводы суда основаны на экспертном исследовании.
В судебном заседании участвующие в деле лица дали суду пояснения относительно обстоятельств и материалов дела, ссылались на доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.
Представителем Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору заявлено ходатайство о проведении повторной судебной экспертизы, которое было отклонено протокольным определением суда.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Краснодарской транспортной прокуратурой с привлечением специалистов Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Территориального управления Росимущества в Краснодарском крае была проведена проверка исполнения градостроительного законодательства и законодательства, регламентирующего использование федерального имущества открытым акционерным обществом "Международный аэропорт "Краснодар" по поручению Южной транспортной прокуратуры, а также в рамках рассмотрения обращения ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)".
Проведенной проверкой установлено, что открытое акционерное общество "Международный аэропорт "Краснодар" является заказчиком строительства объекта "Строительство сооружений вспомогательного использования для зданий аэровокзалов международных и внутренних воздушных линий, назначение: "нежилое", расположенном по адресу: г. Краснодар, ул. им. Е. Бершанской, д. 355".
Разработка рабочей документации и выполнение работ по строительству осуществлены обществом с ограниченной ответственностью "СтройФорт" на основании договора генерального подряда от 23.09.2013 N 15/13-МАКр на выполнение строительно-монтажных, пуско-наладочных и отделочных работ, работ по испытаниям инженерных систем, благоустройству прилегающей территории и сдаче в эксплуатацию объекта "Строительство сооружений вспомогательного использования для зданий аэровокзалов международных и внутренних воздушных линий, назначение "нежилое", расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. им. Е. Бершанской, д. 355". В соответствии со статьей 1 названного договора генерального подряда от 23.09.2013 N 15/13-МАКр выполнение работ осуществляется в два этапа: первый этап предусматривает выполнение комплекса работ по строительству вспомогательного сооружения для здания аэровокзала международных воздушных линий аэропорта Краснодар (Пашковский), второй - выполнение комплекса работ по строительству вспомогательного сооружения для здания аэровокзала внутренних воздушных линий аэропорта Краснодар (Пашковский).
Согласно информации, предоставленной по результатам проверки специалистами Северо-Кавказского управления Ростехнадзора, объекты "Терминал приема и вылета международных рейсов аэропорта "Краснодар" и "Терминал приема и вылета внутренних рейсов аэропорта "Краснодар" являются объектами капитального строительства (реконструкции). Основные конструктивные решения выполнены из железобетонных фундаментов и колонн с металлическими фермами и связями. Выполненные работы подтверждаются актами освидетельствования скрытых работ. Также, в ходе проверки административным органом установлено, что одним из этапов выполнения работ в соответствии с договором генерального подряда от 23.09.2013 N 15/13-МАКр является обустройство железобетонной плиты основания.
Как пояснили опрошенные в ходе проверки главный инженер ООО "СтройФорт" Муравьев С.В. и заместитель управляющего директора ОАО "Международный аэропорт "Краснодар" по капитальному строительству Герасимов А.В., обустройство железобетонной плиты основания производилось путем снятия части верхнего слоя асфальтного покрытия Перрона МС-5, устройства выравнивающей подсыпки из щебня и бетонной плиты пола. При этом, бетонная плита, являющаяся основанием объекта недвижимости Перрон МС-5, не демонтировалась, а использовалась в качестве основы для крепления вертикальных бетонных колонн и последующего монтажа на указанные колонны металлоконструкций. Указанные работы проводились как при выполнении работ по 1 этапу (строительство вспомогательного сооружения для здания аэровокзала международных воздушных линий аэропорта Краснодар (Пашковский), так и по 2 этапу (строительство вспомогательного сооружения для здания аэровокзала внутренних воздушных линий аэропорта Краснодар (Пашковский).
Таким образом, построенные сооружения для зданий аэровокзалов международных и внутренних воздушных линий аэропорта "Краснодар" (Пашковский) прочно связаны с землей, при строительстве указанных сооружений осуществлено изменение целевого назначения и характеристик (реконструкция) иного объекта недвижимости - перрона МС-5, часть конструкции которого использована в качестве элементов возведенных строений - основания для размещения колонн, бетонного основания пола аэровокзалов. Указанные объекты недвижимого имущества не являются сооружениями вспомогательного назначения, поскольку неразрывно связаны со зданиями аэровокзалов внутренних и международных воздушных линий аэропорта Краснодар (Пашковский), существовавшими до реконструкции, с которыми функционируют в рамках единого комплекса в целях обслуживания пассажиров и размещения служб аэропорта. Осуществляемые в данных зданиях процессы обслуживания пассажиров не носят вспомогательного характера по отношению к процедурам обслуживания пассажиров в ранее существовавших помещениях, а являются частью единого неразрывного технологического процесса.
В ходе проверки Северо-Кавказским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору установлено, что ОАО "Международный аэропорт "Краснодар" обращалось в Росавиацию с запросом о разъяснении необходимости получения разрешения на строительство сооружений вспомогательного использования, являющихся объектами некапитального строительства, для зданий аэровокзалов международных и внутренних авиалиний аэропорта Краснодар (Пашковский) (исходящий N 544 от 21.03.2013). По результатам рассмотрения указанного обращения предоставлен ответ об отсутствии необходимости получения разрешения на строительство указанных сооружений (исходящий N 6.04-795 от 22.03.2013).
По мнению административного органа, данный ответ не может свидетельствовать о выполнении ОАО "Международный аэропорт "Краснодар" требований Градостроительного кодекса Российской Федерации, обязывающих получить разрешение на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства.
Административным органом установлено, что выполнение всех строительных работ по возведению вышеназванных сооружений, предусмотренных договором строительного подряда от 23.09.2013 N 15/13-МАКр, завершено. Объект введен в эксплуатацию приказами управляющего директора ОАО "Международный аэропорт "Краснодар" от 01.04.2014 N 119 (ввод 1 этапа), от 12.07.2014 N 286/1 (ввод 2 этапа).
В связи с вышеизложенным, Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору пришло к выводу, что ОАО "Международный аэропорт "Краснодар" не получено разрешение на строительство объекта, строительные работы на объекте выполнены без указанного документа, что является нарушением части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По факту выявленного правонарушения, на основании постановления исполняющего обязанности Краснодарского транспортного прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 20.08.2014, Северо-Кавказским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору было вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 23.09.2014. Указанное определение было получено юридическим лицом 24.09.2014, входящий N 3154.
29.09.2014 Северо-Кавказским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в отсутствие надлежащим образом уведомленного законного представителя ОАО "Международный аэропорт "Краснодар", в присутствии представителя по доверенности от 24.09.2014 N 109 - Первушина С.В., в отношении юридического лица было вынесено постановление N 1361- 46-25 о привлечении заявителя к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде наложения штрафа в размере 500 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.
При рассмотрении дела апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда надлежит отменить в силу следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность должностных и юридических лиц за строительство, реконструкцию объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство.
Объективная сторона правонарушения состоит в совершении действий по строительству объекта без соответствующего разрешения.
Субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могут являться застройщик (заказчик по договору строительного подряда), поскольку в силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации на нем лежит обязанность по получению разрешения на строительство, а также иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например, подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство (абзац 2 пункта 6 постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
В силу части 1 и 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных статьей 51 Кодекса. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, могут являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо, соответствующие требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Как видно из материалов дела, общество является заказчиком строительства объекта "Строительство сооружений вспомогательного использования для зданий аэровокзалов международных и внутренних воздушных линий".
Для установления признаков капитальности возводимого объекта судом была назначена судебная экспертиза. Производство экспертизы поручено Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Ростовский государственный строительный университет".
При исследовании вопроса о капитальности объекта экспертами установлено следующее.
Возведенные сооружения вспомогательного использования по отношению к капитальным зданиям аэровокзалов внутренних и международных воздушных линий ОАО "Международный аэропорт "Краснодар", расположенных по адресу: Краснодар, ул. Евдокии Бершанской, 355 (Вокзал международных авиалиний, Литер: А, А1, а, а1, а7, а9, А2, а8, А3; Аэровокзал, Литер: А, А1, А2, А3, А4, А5, А6, а1, а2, а3) не обладают в совокупности признаками стационарности, материальности и долговечности. При этом эксперты указали следующее. Возведенные сооружения обладают признаком материальности: выполнены из долговечных строительных материалов, обладают признаком долговечности. По признаку стационарности экспертами указано следующее: при строительстве сооружений применены железобетонные колонны. Вместе с тем, при демонтаже-монтаже сооружений возможна замена железобетонных колонн на легковозводимые сборные металлические колонны. Таким образом, монтаж-демонтаж возведенных строений с колоннами невозможен, что подтвердил в судебном заседании и представитель общества.
Вопрос о том, относится ли конкретное имущество к категории недвижимого имущества, является правовым и должен разрешаться с учетом назначения этого имущества и обстоятельств, связанных с его созданием. В соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 N 11052/09, суд сам при рассмотрении спора должен дать квалификацию объекту, основываясь на установленных фактических обстоятельствах, определить, имеется ли самостоятельный объект недвижимого имущества, отвечающий признакам, указанным в пункте 1 статьи 130 Гражданского кодекса.
При этом суд использует, в том числе, фактические данные, установленные экспертами.
Дополнительно к изложенному выше суд апелляционной инстанции проанализировал представленную в материалы дела проектную и рабочую документацию и установил следующее.
Экспертами в заключении упомянуто наличие возведенной монолитной железобетонной стены толщиной 200 мм, разделяющей аэровокзалы международных и внутренних авиалиний аэропорта Краснодар (Пашковский) (т. 4 л.д. 67), возможность демонтажа указанной стены не проанализирована в заключении. Рабочей документацией предусмотрено обустройство монолитных железобетонных перегородок и плит перекрытия (т. 4 л.д. 68). Введенные в эксплуатацию строения оборудованы системами канализации, пожаротушения (смонтирована на монолитной железобетонной плите), безопасности.
Кроме того, из проектной и рабочей документации видно, что возведение терминалов осуществлено посредством демонтажа части конструктивных элементов здания аэровокзала (т. 4 л.д. 88, 89), за счет чего увеличилась площадь отдельных помещений ранее возведенного аэровокзала, что также ставит под сомнение возможность демонтажа возведенных строений без несоразмерного ущерба, сделанный экспертами.
Вместе с тем, в материалы дела представлено техническое заключение ГУП Краснодарского края "Краевая техническая инвентаризация - краевое БТИ" по определению принадлежности к недвижимому имуществу возведенных строений (т. 5 л.д. 117-130). Специалист предприятия установил, что строение является пристройкой к существующим зданиям аэровокзалов международных и внутренних воздушных линий, имеет монолитные железобетонные колонны d= 400 мм, капитальную монолитную железобетонную стену, монолитные железобетонные перегородки, в строении имеются коммуникации (канализация, водопровод, отопление).
Исходя из изложенного, с учетом выводов судебных экспертов, а также специалиста ГУП Краснодарского края "Краевая техническая инвентаризация - краевое БТИ", апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что возведенные сооружения имеются признаки объекта недвижимости (неразрывная связь с землей и невозможность его перемещения без несоразмерного ущерба его назначению).
Вывод суда первой инстанции о временном характере возведенных сооружений и отсутствии в силу этого необходимости получать разрешение на строительство апелляционная коллегия считает не соответствующим материалам дела. Вывод о том, что пристроенные павильоны выполняют вспомогательную, обслуживающую функцию по отношению к основным зданиям аэровокзалов - предназначены для увеличения полезной площади основных залов вылета, а также для увеличения основных залов прилета, и не имеют самостоятельного назначения; основные технологические процессы, а также службы обеспечения, остаются в существующих зданиях аэровокзалов содержится в заявлении общества, воспроизведен экспертами без исследования экспликаций возведенных строений.
В силу пункта 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
При применении пункта 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации под строениями и сооружениями вспомогательного характера следует понимать любые постройки за исключением основного здания, которые предназначены для обслуживания основного здания, имеют вспомогательный характер. В доктрине в качестве примеров указывают на такие объекты, как сарай, баня, летняя кухня, иные надворные постройки, теплицы, парники, навесы и т.д.
Для отнесения спорного строения к вспомогательным следует установить ряд обстоятельств:
- возведенное строение должно располагаться на земельном участке, отведенном для этого в установленном порядке, соответствовать строительным нормам и правилам и не нарушать прав и охраняемых законом интересов других лиц;
- следует учитывать фактическое целевое использование спорного строения, для отнесения его к вспомогательным оно должно использоваться исключительно для обслуживания действующего объекта;
- критерием является также невозможность самостоятельного использования для иной хозяйственной деятельности.
Из имеющихся в материалах дела экспликаций не следует, что возведенные терминалы к аэровокзалам внутренних и международных авиалиний используются исключительно для обслуживания действующего объекта. Напротив, в указанных сооружениях размещены в том числе: в терминале внутренних авиалиний - багажное отделение, зал прилета, зал вылета; в терминале международных авиалинии - багажное отделение, зал вылета, зал ожидания вылета, предполетный досмотр и т.д.
Экспертами не установлено, какие основные службы и службы обеспечения остаются в первоначально возведенном здании, и каким образом может эксплуатироваться первоначально возведенное здание в отсутствие возведенных сооружений.
Кроме того, суд учел довод общества, с которым согласились эксперты, о том, что временный характер сооружений подтверждается предполагаемым их использованием до возведения нового здания аэровокзала в 2018 году.
Между тем, указанный довод свидетельствует о том, что в момент возведения нового здания аэровокзала прекратит деятельность и первоначально возведенное здание, и спорные сооружения, что не может свидетельствовать о временном характере построек, а, напротив, доказывает неразрывную связь сооружений с основным зданием аэровокзала.
Таким образом, вспомогательный характер возведенных сооружений также опровергается представленными в материалы дела доказательствами.
В силу изложенного событие состав вмененного обществу правонарушения апелляционная коллегия полагает подтвержденным.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Апелляционная коллегия не принимает доводы общества о наличии разъяснений Росавиации об отсутствии необходимости получения разрешения на строительства при возведении спорных объектов. Как видно из представленной в материалы дела переписки, проектная документация в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган не предоставлялась, запрос касался возведения вспомогательных зданий, коими спорные объекты не являются.
Согласно части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При таких обстоятельствах наличие в действиях общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является доказанным.
Существенных процессуальных нарушений, допущенных при привлечении общества к административной ответственности судом не установлено, как и оснований для квалификации правонарушения в качестве малозначительного.
Срок давности привлечения к административной ответственности управлением не пропущен.
Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, носит характер длящегося правонарушения, поскольку заключается в длительном непрекращающемся невыполнении установленной законодательством обязанности, в частности в осуществлении строительства (реконструкции) объекта без соответствующего разрешения
Согласно пункту 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
Днем обнаружения является день составления акта проверки (протокола об административном правонарушении, постановления о возбуждении дела об административном правонарушении).
Федеральным законом от 02.07.2013 N 186-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части проведения экспертизы промышленной безопасности и уточнения отдельных полномочий органов государственного надзора при производстве по делам об административных правонарушениях" внесены изменения в часть 1 статьи 4.5 Кодекса, согласно которым (пункт 2 статьи 4) к нарушениям законодательства о градостроительной деятельности следует применять годичный срок давности.
Указанные изменения вступили в силу с 03.07.2013, то есть, до обнаружения административным органом административного правонарушения.
На дату обнаружения события правонарушения строительство объектов было завершено.
Объекты введены в эксплуатацию приказами управляющего директора ОАО "Международный аэропорт "Краснодар" от 01.04.2014 N 119 (ввод 1 этапа), от 12.07.2014 N 286/1 (ввод 2 этапа), соответственно, на дату вынесения оспариваемого постановления (29.09.2014) срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору подлежит удовлетворению, а решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.04.2015 - отмене на основании 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.04.2015 по делу N А32-37163/2014 отменить. В удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.09.2014 N 1361-46-25 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-37163/2014
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 сентября 2015 г. N Ф08-6431/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Международный аэропорт "Краснодар"
Ответчик: Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Третье лицо: Северо-Кавказское УФС по экологическому,технологическому и атомному надзору