город Ростов-на-Дону |
|
22 июня 2015 г. |
дело N А53-6250/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Смородиной Ю.А.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель по доверенности от 14.01.2014 г. Ардеев А.В.;
от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 27.01.2015 г. Степанцова Т.Б.;
от третьего лица: представитель по доверенности от 15.01.2015 г. Ларичкина Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального казенного учреждения "Управление социальной защиты населения Ленинского района города Ростова-на-Дону" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.05.2015 г. по делу N А53-6250/2015 по заявлению открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком",
заинтересованное лицо: Муниципальное казенное учреждение "Управление социальной защиты населения Ленинского района города Ростова-на-Дону",
третье лицо: Министерство труда и социального развития Ростовской области,
принятое в составе судьи Шапкина П.В.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" в лице Ростовского филиала (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным решения муниципального казенного учреждения "Управление социальной защиты населения Ленинского района города Ростова-на-Дону" (далее - управление) об отказе в оплате заявки на оплату компенсации стоимости путевок на сумму 141457,50 рублей, приобретенных в 2014 году на оздоровление детей граждан, работающих в ОАО "Ростелеком", выраженного в письме от 04.02.2015 г. N 727; об обязании устранить допущенные нарушения путем оплаты компенсации стоимости путевок.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство труда и социального развития Ростовской области (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 14 мая 2015 года заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным оспариваемое решение и обязал муниципальное казённое учреждение "Управление социальной защиты населения Ленинского района города Ростова-на-Дону" устранить допущенные нарушения прав путем оплаты обществу компенсации стоимости путевок на оздоровление детей работников общества на сумму 141457,50 рублей, приобретенных им в 2014 году. С управления в пользу общества взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей.
Судебный акт мотивирован тем, что требование муниципального казенного учреждения о необходимости оплаты путевок от имени Ростовского филиала ОАО "Ростелеком" не основано на нормах действующего гражданского законодательства, поскольку обособленное подразделение не обладает самостоятельной правоспособностью, отличной от правоспособности создавшего его юридического лица. Исполнение обязательств по оплате производится юридическим лицом. При этом суд указал, что министерство труда и социального развития Ростовской области какие-либо действия в отношении спорных правоотношений, повлекших для заявителя негативные последствия, не совершало, для получения компенсации согласно установленному порядку организации обращаются в орган социальной защиты населения, в связи с чем, министерством нарушение прав и законных интересов общества не допущено.
Не согласившись с принятым судебным актом, МКУ "Управление социальной защиты населения Ленинского района города Ростова-на-Дону" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в которой просит отменить решение, сославшись на то, что согласно постановлению Правительства Ростовской области от 20.01.2012 г. N 24 компенсация зачисляется на расчетные счета организаций, зарегистрированных и осуществляющих деятельность на территории Ростовской области, однако согласно представленному платежному поручению, плательщиком является ОАО "Ростелеком", находящееся на учете в г.Санкт-Петербурге, а не его Ростовский филиал, который состоит на учете в Ленинском районе г.Ростова-на-Дону и не является плательщиком по смыслу вышеуказанной правовой нормы. Следовательно, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Общество в своем отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, указав на то, что из платежного поручения следует, что оплата путевок произведена головной организацией именно за детей работников своего Ростовского филиала. Также указал, что в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Ростовской области от 20.01.2012 N 24, Ростовский филиал общества зарегистрирован на территории Ростовской области и обратился с заявлением о выплате компенсации по месту регистрации.
Министерство труда и социального развития Ростовской области в отзыве на апелляционную жалобу поддерживает доводы муниципального казенного учреждения, полагая, что филиал по тексту платежного поручения не является плательщиком, в связи с чем, ему правомерно и обоснованно отказано в зачислении компенсации.
Представитель управления в судебном заседании пояснил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. На вопрос суда пояснил, что единственным основанием для отказа в компенсации понесенных обществом расходов путевок для детей работников является то обстоятельство, что оплата за данные путевки были произведены не Ростовским филиалом ОАО "Ростелеком", а непосредственно ОАО "Ростелеком", г. Санкт Петербург, то есть головной организацией. При этом указал, что расхождений по стоимости путевок, расчету суммы компенсации нет, нарушений условий вышеназванного соглашения также обществом не допущено.
Представитель министерства в судебном заседании поддержал правовую позицию управления, просил апелляционную жалобу управления удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель общества в судебном заседании пояснил доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Как следует из материалов дела, Ростовский филиал открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" состоит на учете по адресу: г. Ростов-на-Дону, Ленинский район, пер. Братский, 47.
02.04.2014 г. между Ростовским филиалом общества и управлением заключено соглашение N 14 о взаимодействии по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей в городе Ростове-на-Дону (далее - соглашение).
Согласно пункту 1.2 соглашения организация обеспечивает отдых и оздоровление работников в 2014 году: 91 ребенок в загородных стационарных лагерях, 99 детей в санаторных оздоровительных лагерях.
Городской межведомственной комиссией в 2014 году установлена квота на выплату организации компенсации затрат на оздоровление детей граждан, работающих в организации в количестве: 91 путевка в загородные стационарные оздоровительные лагеря, 99 путевок в санаторные оздоровительные лагеря (пункт 1.3 соглашения).
Пунктом 2.4.1 соглашения установлено, что управление осуществляет прием заявок от общества на предоставление компенсации за приобретенные для детей работников путевки в установленные сроки.
В силу пункта 4.1 соглашения компенсация путевки предоставляется организации (обществу) в текущем финансовом году и за отчетный финансовый год при условии неполучения гражданами, работающими на предприятии путевок, компенсаций за самостоятельно приобретенные путевки в органах социальной защиты населения по месту регистрации детей.
Обществом на основании заключенных с ООО Туристическое агентство "Золотой берег" договоров N 43 от 22.09.2014 г. и N 44 от 13.10.2014 г. были приобретены путевки в детский оздоровительный лагерь "Орбита" п.Ольгинка Краснодарского края для детей своих работников (Ростовского филиала ОАО "Ростелеком") всего на сумму 403500 рублей, что подтверждается представленными в материалами дела копиями договорами, заявками, товарными накладными, счетами на оплату и платежными поручениями N 34251 от 09.10.2014 г. и N 81075 от 17.10.2014 г.
Ростовский филиал общества обратился в управление с заявкой о компенсации стоимости путевок на оздоровление детей за счет средств областного бюджета в сумме 141457,50 рублей.
Общество представило в управление списки детей, заявленных на оздоровление, платежные поручения, подтверждающие оплату организацией путевок, договоры на приобретение путёвок, информацию для получения компенсации стоимости путевок, списки, прошедших оздоровление детей, первичную бухгалтерскую документацию.
В ответ на данное обращение письмом управления от 04.02.2015 г. N 727 Ростовскому филиалу общества отказано в выплате компенсации на том основании, что не представлены документы, подтверждающие оплату путевок Ростовским филиалом общества. По мнению управления, приложенные к заявлению документы свидетельствуют о заказе и оплате путевок обществом в лице головной организации, которой присвоен КПП 771032001, а не Ростовским филиалом с КПП 616443001.
То есть, оплата путевок с расчетного счета в Нижегородском филиале ОАО АКБ "СВЯЗЬ-БАНК", открытого ОАО "Ростелеком", состоящем на учете в ином налоговом органе с КПП 771032001, а не обособленным подразделением - Ростовский филиал ОАО "Ростелеком", с КПП 616443001, состоящем на учете в ИФНС России по Ленинскому району г.Ростова-на-Дону, послужила основанием для отказа в компенсации стоимости путевок.
Не согласившись с указанным решением управления, выраженным в письме N 727 от 04.02.2015 г., общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.
Повторно исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы для признания ненормативного правового акта, решения (действия) недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
При этом, отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий является основанием для отказа в удовлетворения требований заявителя о признании соответствующего акта незаконным.
В соответствии с пунктом 4 статьи 13.2 Областного закона Ростовской области от 22.10.2004 г. N 165-ЗС "О социальной поддержке детства в Ростовской области" исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области на неограниченный срок передано, в том числе, полномочия по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей, за исключением детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в социально опасном положении, и одаренных детей, проживающих в малоимущих семьях.
В соответствии с Областным законом от 22.10.2004 г. N 165-ЗС "О социальной поддержке детства в Ростовской области" (пункт 3.1 статьи 13.5) и в целях организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей постановлением Правительства Ростовской области от 20.01.2012 г. N 24 утвержден Порядок расходования субвенций на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей согласно приложению N 1 (далее - Порядок).
Из пункта 6 Порядка следует, что расходование органами социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов субвенции осуществляется путем непосредственной закупки путевок либо предоставления компенсации за самостоятельно приобретенную путевку.
Предоставление компенсации за самостоятельно приобретенную путевку в санаторный лагерь, оздоровительный лагерь, расположенные на территории Российской Федерации (далее - путевка) осуществляется путем зачисления денежных средств на лицевые счета граждан, расчетные счета организаций, зарегистрированных и осуществляющих деятельность на территории Ростовской области (далее - организация), открытые в кредитных организациях. Оплата банковских услуг производится в размере до одного процента от зачисленной суммы.
Согласно пункту 7 Порядка межведомственные комиссии по организации отдыха и оздоровления детей муниципальных образований ежегодно на основании представленных органами социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов сведений о численности детей, нуждающихся в оздоровлении, составленных в соответствии с заявками граждан и организаций, устанавливают квоты на предоставление путевок, предоставление компенсации за самостоятельно приобретенные путевки в пределах лимитов бюджетных обязательств и доводят их до органов социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов.
Органы социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов доводят до организаций распределение квот на приобретение путевок, заключают с ними соглашения о взаимодействии по вопросу организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей с последующей компенсацией организациям части стоимости путевки.
Пунктом 11 Порядка установлено, что организациям, закупившим путевки, и организациям, имеющим на балансе санаторные лагеря, оздоровительные лагеря, органами социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов предоставляется компенсация затрат на оздоровление детей граждан, работающих в этих организациях, в размере 50 процентов стоимости путевки (далее - компенсация стоимости путевки), но не более средней стоимости путевки, рассчитанной Региональной службой по тарифам Ростовской области исходя из цен на путевки, сложившихся в санаторных лагерях, оздоровительных лагерях на территории Ростовской области.
При расчете компенсации стоимости путевки учитывается количество дней пребывания детей в санаторном лагере, оздоровительном лагере.
Компенсация стоимости путевки предоставляется организациям в текущем финансовом году и за отчетный финансовый год при условии неполучения гражданами, работающими в этих организациях, путевок, компенсаций за самостоятельно приобретенные путевки в органах социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов по месту регистрации детей по месту жительства.
В целях установления квот на предоставление компенсации стоимости путевки организации представляют в орган социальной защиты населения муниципального района (городского округа) по месту постановки на учет в налоговом органе:
заявку на компенсацию стоимости путевок на оздоровление детей за счет средств областного бюджета по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку;
списки детей, заявленных на оздоровление, по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.
Сроки представления документов устанавливаются органами социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов.
Для получения компенсации стоимости путевок организации, закупившие путевки, представляют:
платежные поручения, подтверждающие оплату организацией путевок, с отметкой банка или иной кредитной организации об их исполнении;
договоры на приобретение путевок;
информацию для получения компенсации стоимости путевок по форме согласно приложению N 3 к названному Порядку;
списки прошедших оздоровление детей по форме согласно приложению N 4 к названному Порядку;
обратные талоны к путевкам.
Представление недостоверных сведений является основанием для принятия решения об отказе в предоставлении компенсации стоимости путевок за счет средств областного бюджета.
Орган социальной защиты населения муниципального района (городского округа) запрашивает в порядке межведомственного взаимодействия, осуществляемого при предоставлении государственных и муниципальных услуг, сведения о постановке организаций, закупивших путевки, и организаций, имеющих на балансе санаторные лагеря, оздоровительные лагеря, на учет в налоговом органе (в том числе сведения о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения).
По смыслу указанного нормативного акта право на компенсацию за оплаченные услуги по оздоровлению детей имеют организации, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории Ростовской области, независимо от того, выражена ли эта деятельность в организационной форме юридического лица либо филиала юридического лица, зарегистрированного в налоговом органе по месту нахождения филиала. Если такие организации предоставят доказательства того, что они закупили путевки для организации отдыха детей своих работников, осуществляющих производственную деятельность в Ростовской области, предоставление компенсации за понесенные затраты будет иметь целевой характер.
В соответствии со статьей 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Согласно статье 55 Гражданского кодекса Российской Федерации филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
Таким образом, требование необходимости оплаты путевок от имени Ростовского филиала общества не основано на нормах действующего гражданского законодательства, поскольку обособленное подразделение не обладает самостоятельной правоспособностью, отличной от правоспособности создавшего его юридического лица. Исполнение обязательств по оплате производится юридическим лицом.
Пунктом 1.4 Положения о Ростовском филиале общества, утвержденного протоколом заседания Совета директоров общества от 15.03.2011 г. N 05 определено, что филиал участвует в хозяйственном обороте, во взаимоотношениях с государственными органами и органами местного самоуправления от имени общества на территории, которая образует зону действия филиала. Зона действия филиала: Ростовская область.
Как было указано выше, договоры N 43 от 22.09.2014 г. и N 44 от 13.10.2014 г. на приобретение экскурсионного продукта, заключались директором Ростовского филиала общества. Производя оплату по платежным поручениям от 09.10.2014 г. N 34251 и от 17.10.2014 г. N 81075 общество в назначении платежа указало, что оплата производится за Ростовский филиал по договору N 43 от 22.09.2014 г., по счёту N 96 от 22.09.2014 г. и по договору N 44 от 13.10.2014 г. по счёту N 100 от 13.10.2014 г., то есть данная оплата произведена за путевки, предоставленные детям работников именно Ростовского филиала общества.
В соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства Ростовской области от 20.01.2012 г. N 24 "О порядке расходования субвенций на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей" для последующей компенсации части стоимости путевки вышеуказанное соглашение о взаимодействии по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей в городе Ростове-на-Дону N 14 от 02.04.2014 г. с управлением также заключено Ростовским филиалом общества и подписано директором Ростовского филиала. При этом в самом соглашении в реквизитах общества указан расчетный счет и корсчет в Нижегородском филиале ОАО АКБ "СВЯЗЬ-БАНК", что соответствует с реквизитами, указанными в названных платежных поручениях N 34251 от 09.10.2014 г. и N 81075 от 17.10.2014 г.
Обращаясь с заявкой на компенсацию стоимости путевок на оздоровление 50 детей работников, общество руководствовалось квотой, предоставленной городской межведомственной комиссией, установившей компенсацию стоимости путевок для данного количества детей работников организации в соответствии с условиями соглашения.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемое решение управления, выраженное в письме от 04.02.2015 г. N 727 об отказе в оплате заявки общества на оплату компенсации стоимости путевок на сумму 141 457,50 рублей, приобретенных обществом в 2014 году на оздоровление детей граждан, работающих в Ростовском филиале общества является незаконным.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делу N А53-9550/14 от 28.11.2014 г. и определении Верховного суда Российской Федерации N 308-КГ15-7821 от 01.06.2015 г. поэтому делу между теми же сторонами с аналогичным предметом спора (за иной отчетный период).
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться в том числе указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В связи с изложенным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.05.2015 г. по делу N А53-6250/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Г.А. Сурмалян |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-6250/2015
Истец: ОАО МЕЖДУГОРОДНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ СВЯЗИ "РОСТЕЛЕКОМ", ОАО междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" в лице Территориального управления N1 Южного филиала
Ответчик: МКУ "Управление социальной зашиты населения Ленинского района г. Ростов-на-Дону", МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ"
Третье лицо: Министерство труда и социального развития Ростовской области