город Омск |
|
22 июня 2015 г. |
Дело N А70-15531/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июня 2015 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Киричёк Ю.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Рязановым И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3424/2015) общества с ограниченной ответственностью "ИшимТрансАвто" (далее - ООО "ИшимТрансАвто", Общество, заинтересованное лицо) на решение Арбитражного суда Тюменской области от 21.02.2015 по делу N А70-15531/2014 (судья Коряковцева О.В.), принятое
по заявлению Ишимского межрайонного прокурора Тюменской области (далее - прокурор, заявитель, административный орган)
к ООО "ИшимТрансАвто"
о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании представителей:
от ООО "ИшимТрансАвто" - представитель не явился, лицо о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
от Ишимского межрайонного прокурора Тюменской области - Мосолов Е.А. по поручению N 8-15-2015 от 06.05.2015 (удостоверение),
установил:
Ишимский межрайонный прокурор Тюменской области обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ИшимТрансАвто" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 21.02.2015 требование прокурора удовлетворено, ООО "ИшимТрансАвто" привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на то, что материалами дела подтверждается вина Общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения и опровергается довод заинтересованного лиц о том, что перевозка пассажиров в Ишимском муниципальном районе осуществляется не Обществом, а индивидуальным предпринимателем Лысенко Н.А., поскольку в материалах дела имеется договор, заключенный между ООО "ИшимТрансАвто" и индивидуальным предпринимателем Лысенко Н.А. на оказание услуг по перевозке пассажиров маршрутами N N 121, 202 в Ишимском межмуниципальном районе, согласно которому Общество обязуется в течение срока действия договора осуществлять бесперебойные перевозки пассажиров и багажа.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований прокурора, ссылаясь при этом на следующие обстоятельства.
Так, Общество указывает на то, что нарушения, за которые ООО "ИшимТрансАвто" привлечено к ответственности, являются нарушениями в сфере безопасности пассажирских перевозок и связаны с нарушением прав пассажиров, передвигающихся по маршрутам, однако в данном случае проверенные административным органом автобусы в период проверки находились в резерве и использовались для осуществления индивидуальных перевозок вне пределов маршрута, поэтому соблюдение в отношении таких автобусов правил, нарушение которых вменено Обществу, является необязательным.
Кроме того, заинтересованное лицо настаивает на том, что перевозчиком по маршрутам N 121, N 202 Ишимского муниципального района является индивидуальный предприниматель Лысенко Н.А., в то время как Общество привлечено только для оказания услуг по предрейсовому и послерейсовому осмотру и для оказания услуг механика.
До начала судебного заседания от прокурора поступило письменное возражение на апелляционную жалобу, которое остается в материалах дела, но судом апелляционной инстанции не принимается во внимание, поскольку отсутствуют доказательства его направления или вручения лицам, участвующим в деле (часть 1 статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В судебном заседании представитель административного органа не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ООО "ИшимТрансАвто" извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе, представителя в судебное заседание не направило, ходатайства об отложении судебного заседания по делу не заявляло.
Суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в соответствии со статьей 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя подателя жалобы.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителя административного органа, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ООО "ИшимТрансАвто" зарегистрировано в качестве юридического лица и осуществляет предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров на основании лицензии на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, от 26.04.2012 N АСС-72-32624 (л.д.33).
В связи с поступлением жалобы граждан Ишимской межрайонной прокуратурой с привлечением сотрудника Межмуниципального управления государственного автодорожного надзора по Тюменской области, ХМАО - Югре и ЯНАО проведена проверка соблюдения лицензионных требований при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом на территории г. Ишима и Ишимского района.
В ходе данной проверки 18.12.2014 установлено, что перевозки пассажиров по маршруту N 2(202) и 202 Стрехнино - Коркинская осуществляются Обществом без билетной продукции, при отсутствии графика движения по маршруту, схемы маршрута с указанием опасных участков. Административным органом также установлено, что внутри салонов автобусов Обществом не размещена информация с указанием наименования перевозчика, фамилии водителя, стоимости проезда, провоза багажа, адреса, телефона органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа, правил пользования транспортным средством, указателей мест для пассажиров с детьми и инвалидов, информации о страховке; над лобовым стеклом автобусов или и (или) по правой стороне кузова по ходу движения транспортного средства не указано наименование перевозчика.
Указанные обстоятельства зафиксированы в актах проверки (осмотра) автобусов N 50 и N 52 от 18.12.2014 (л.д.31, 32) в качестве нарушений требований статьи 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", пунктов 36, 37, 39, 42, 43 Правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112, пункта 62 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 15.01.2014 N 7.
В связи с выявлением обозначенных выше нарушений 23.12.2014 прокурором вынесено постановление о возбуждении в отношении ООО "ИшимТрансАвто" дела об административном правонарушении по признакам состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ (л.д.10-17).
На основании данного постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и в соответствии со статьёй 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о привлечении ООО "ИшимТрансАвто" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
21.02.2015 Арбитражный суд Тюменской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В силу положений подпункта 24 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ) деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит обязательному лицензированию.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ лицензионными требованиями является совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Согласно части 1 статьи 8 и пункту 2 части 4 статьи 1 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Особенности лицензирования могут устанавливаться федеральными законами.
Порядок лицензирования деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек определен Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденным постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 N 280.
В соответствии с подпунктами "з", "и" пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек к лицензионным требованиям отнесено соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" и Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Пунктом 62 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 15.01.2014 N 7, предусмотрено, что субъект транспортной деятельности, осуществляющий регулярные перевозки пассажиров, обязан:
1) обеспечить каждого водителя путевым листом; расписанием (графиком) движения по маршруту регулярных перевозок; схемой маршрута с указанием опасных участков;
2) осуществлять при выполнении перевозок контроль соблюдения расписания (графика) движения и норм предельной вместимости транспортных средств, соответствия пути движения транспортных средств установленным маршрутам регулярных перевозок.
Порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, в том числе требования к перевозчикам, фрахтовщикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, условия таких перевозок, а также условия предоставления транспортных средств для таких перевозок установлен Правилами перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 (далее - Правила перевозки).
Согласно пункту 36 Правил перевозки над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства указывается полное или краткое наименование перевозчика.
Пунктом 37 Правил перевозки предусмотрено, что внутри транспортного средства, используемого для регулярных перевозок пассажиров и багажа, размещается следующая информация:
а) наименование, адрес и номер телефона перевозчика, фамилия водителя, а при наличии кондуктора - также фамилия кондуктора;
б) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа;
в) номера мест для сидения, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых не указывается номер места для сидения;
г) стоимость проезда, провоза ручной клади и перевозки багажа;
д) указатели мест для пассажиров с детьми и инвалидов, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых указывается номер места для сидения;
е) указатели мест расположения огнетушителей;
ж) указатели мест расположения кнопок остановки транспортного средства;
з) указатели аварийных выходов и правила пользования такими выходами;
и) правила пользования транспортным средством или выписка из таких правил.
Проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам. Билет должен содержать обязательные реквизиты. Формы и обязательные реквизиты билетов представлены в приложении N 1. На билете допускается размещение дополнительных реквизитов (пункты 42, 43 Правил перевозки).
Между тем, административным органом в ходе проведения проверочных мероприятий установлено и подтверждается материалами дела, что Обществом при осуществлении соответствующей лицензируемой деятельности не соблюдаются обозначенные выше требования статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Так, факт осуществления Обществом деятельности по перевозке пассажиров с нарушением указанных выше требований подтверждается актами проверки (осмотра) автобусов N 50 и N 52 от 18.12.2014 (л.д.31, 32), письменными объяснениями свидетеля - работника ООО "ИшимТрансАвто" (л.д.72), путевым листом (л.д.73-74), а также договором от 01.01.2014, из которого следует факт наличия гражданско-правовых отношений между ООО "ИшимТрансАвто" и лицом, с которым заключен муниципальный контракт на осуществление перевозок пассажиров (л.д.63-64).
Таким образом, выводы суда первой инстанции о том, что Обществом допущены нарушения условий осуществления лицензируемой деятельности, а также о том, что в действиях заинтересованного лица имеется событие административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, являются обоснованными.
При этом доводы Общества, изложенные в апелляционной жалобе и заявлявшиеся в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, о том, что в момент проведения проверки проверяемые административным органом автобусы находились в резерве и не выполняли рейсы по маршрутам с целью перевозки пассажиров, обоснованно отклонены судом первой инстанции, как противоречащие имеющимся в материалах дела обстоятельствам, в силу следующего.
Так, в материалах дела представлен путевой лист от 18.12.2014, выданный ООО "ИшимТрансАвто" водителю Ляверу И.Р. на осуществление перевозок автомобилем ГАЗ 322132, государственный регистрационный номер АК 275 72 (л.д.73-74), который, в том числе, осматривался должностными лицами прокуратуры в ходе проведения проверочных мероприятий 18.12.2014 (см. акт осмотра от 18.12.2014 - л.д.31).
Кроме того, то обстоятельство, что проверенные административным органом транспортные средства в день проведения проверки использовались Обществом для осуществления перевозок пассажиров по установленным маршрутам, подтверждается объяснениями работников ООО "ИшимТрансАвто", полученными прокурором 18.12.2014 (л.д.71, 72).
При этом довод заинтересованно лица о том, что в момент осмотра автобусы не перевозили пассажиров и стояли вне пределов остановочного комплекса, не влияет на квалификацию действий и бездействия Общества в качестве образующих событие административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу пункта 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В то же время, доказательства, свидетельствующие о невозможности обеспечения Обществом исполнения при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров лицензионных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что заявителем доказан факт наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
При этом ссылки подателя апелляционной жалобы на то, что перевозчиком по маршрутам N 121, N 202 Ишимского муниципального района является индивидуальный предприниматель Лысенко Н.А., в то время как Общество привлечено только для оказания услуг по предрейсовому и послерейсовому осмотру и для оказания услуг механика, судом апелляционной инстанции во внимание не принимаются, как не опровергающие сформулированные выше выводы о том, что выявленное правонарушение совершено именно Обществом, поскольку в соответствии с договором от 01.01.2014, заключенным между ООО "ИшимТрансАвто" и индивидуальным предпринимателем Лысенко Н.А., на оказание услуг по перевозке пассажиров маршрутами NN 121, 202 в Ишимском межмуниципальном районе Общество обязалось в течение срока действия договора осуществлять бесперебойные перевозки пассажиров и багажа названными выше маршрутами (л.д.63-64), в том числе, с использованием транспортных средств ГАЗ 3322132, государственный знак АК 275 72, и ГАЗ 3322132, государственный знак АК 313 72 (см. приложение N 2 к договору от 01.01.2014 - л.д.66).
Соблюдение процедуры привлечения Общества к административной ответственности, а также наличие полномочий у административного органа на вынесение постановления о возбуждении дела об административном правонарушении установлено судом первой инстанции и лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Наказание правомерно, с учетом характера и степени общественной опасности правонарушения, отсутствия отягчающих ответственность обстоятельств, назначено судом первой инстанции в пределах санкции, установленной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в размере 30 000 руб.
Таким образом, при вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценены все доводы и представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по апелляционной жалобе не распределяются, поскольку в соответствии со статьей 204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 21.02.2015 по делу N А70-15531/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.П. Кливер |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-15531/2014
Истец: Ишимская межрайонная прокуратура, Ишимский межрайонный прокурор Тюменской области
Ответчик: ООО " ИшимТрансАвто "