Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 26 октября 2015 г. N Ф09-7118/15 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
25 июня 2015 г. |
Дело N А50-15484/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 июня 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.Л. Паньковой,
судей Л.Ф. Виноградовой, Ю.А. Голубцовой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кычевой С.В.,
при участии:
от истца - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае: Баев А.Н., доверенность от 12.01.2015,
от ответчика - Федерального государственного унитарного предприятия "Пермское протезно - ортопедическое предприятие" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации: Вирясова С.А., доверенность от 13.02.2015,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев апелляционную жалобу истца,
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 7 апреля 2015 года
по делу N А50-15484/2014,
принятое судьей Ю.Т. Султановой,
по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае
к Федеральному государственному унитарному предприятию "Пермское протезно-ортопедическое предприятие" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (ОГРН 1025900897890, ИНН 5904102510)
об обязании снести самовольную постройку,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Федеральному государственному унитарному предприятию "Пермское протезно-ортопедическое предприятие" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации об обязании снести самовольную постройку: нежилое здание с кадастровым номером 59:01:4311908:178, общей площадью 64,4 кв.м, расположенную на земельном участке, разрешенное использование: под промышленные объекты V класса вредности (с санитарно-защитной зоной не более 50 м), с кадастровым номером 59:01:4311908:6, общей площадью 10 322, 26 кв.м, расположенным по адресу: Пермский край, город Пермь, Свердловский район, бульвар Гагарина, 84.
В ходе рассмотрения дела истцом заявлено ходатайство об уточнении иска в части площади объекта - 64,6 кв.м.
Ходатайство об уточнении иска удовлетворено арбитражным судом на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением от 06 октября 2014 года производство по делу приостановлено в связи с назначением экспертизы по ходатайству истца.
Определением арбитражного суда от 26 марта 2015 года производство по делу возобновлено, в материалы дела поступило заключение эксперта Общества с ограниченной ответственностью "ЦентрЭкспертизыСтроительства" от 27 февраля 2015 года N 6/10-3/14.
Решением суда от 07.04.2015 в удовлетворении исковых требований отказано. С Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Центр экспертизы строительства" взысканы расходы, связанные с проведением экспертизы, в сумме 35 000, 00 руб.
Истец с решением суда не согласен, в связи с чем обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, исковые требования - удовлетворить. По мнению заявителя апелляционной жалобы, земельный участок под строительство спорного объекта никогда не отводился, разрешения на строительство и последующий ввод в эксплуатацию не выдавалось. Спорный объект является объектом капитального строительства согласно заключению эксперта. Объект является самовольной постройкой, поскольку его строительство было осуществлено в нарушение норм российского законодательства. Вывод суда о том, что объект является объектом вспомогательного назначения, необоснован, поскольку доказательств этому в материалы дела не представлено. С учетом характеристик, позволяющих отнести спорный объект к объекту капитального строительства, а также с учетом того, что к нему подведены инженерные коммуникации, он выполняет самостоятельное функциональное назначение, используется независимо от иных зданий и сооружений, находящихся на спорном земельном участке, также как и функционирование основного здания не зависит от этого объекта. Поскольку спорное помещение не относится к служебным строениям и сооружениям, то осуществленная ответчиком его постановка на технический, инвентаризационный учет с присвоением ему лит. "Г11" является незаконной. При этом данный довод истца судом первой инстанции не исследовался. Истцом представлены доказательства того, что сохранение спорного объекта нарушит его права и охраняемые законом интересы.
В судебном заседании представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что не согласен с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик указал на то, что доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, изложенные в суде первой инстанции, направлены на переоценку доказательств по делу и не могут быть приняты во внимание. Спорный объект не является самостоятельным строением, представляет собой часть планового административного нежилого здания предприятия Лит. "Г" и не может классифицироваться как самовольная постройка на основании ст. 222 ГК РФ. Доказательств того, что спорное строение создает опасность причинения вреда жизни и здоровью людей, пользователя, собственника земельного участка, в материалах дела не имеется. Избранный истцом способ защиты нарушенного права несоразмерен нарушению и выходит за пределы, необходимые для его применения. Доказательств того, что спорный объект не соответствует его категории, виду разрешенного использования земельного участка и используется для иной хозяйственной деятельности, в материалах дела не имеется. Отсутствуют правовые основания в пределах ст. 222 ГК РФ для удовлетворения заявленных истцом требований.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 05.04.2011 серии 59-ББ N 992111, выданного повторно, взамен свидетельства серии 59 БА N 403545 от 27.10.2006, земельный участок, разрешенное использование: под промышленные объекты V класса вредности (с санитарно - защитной зоной не более 50 м), общей площадью 10 322,26 кв.м, расположенный по адресу: г. Пермь, Свердловский район, бульвар Гагарина, 84, кадастровый (или условный) номер 59:01:4311908:6, принадлежит на праве собственности Российской Федерации.
Названный выше земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование Федеральному государственному унитарному предприятию "Пермское протезно-ортопедическое предприятие" Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 09 июня 2011 года серии 59-БГ N 061643.
Истец ссылается на то, что в целях осуществления функций контроля (проверки) сохранности и использования по назначению федерального имущества, переданного в хозяйственное ведение, выявил факт самовольного строительства в 2012 году объекта - павильона, навеса, который является объектом капитального строительства, технически описан, имеет кадастровый номер 59:01:4311908:178, инвентарный номер 23 675, общая площадь 64,6 кв.м, о чем составлен акт проверки сохранности, эффективности использования и использованию по назначению федерального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за ФГУП "Пермское протезно-ортопедическое предприятие" от 20 августа 2012 года.
Письмами от 03 октября 2013 года N 03-16271-09, от 28 марта 2014 года N 02-3235-09 истец уведомил ответчика о сносе указанного выше объекта. В связи с тем, что ответчик не исполнил указанное выше требование, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Истец, указывая на то, что спорный объект построен ответчиком без получения необходимых разрешений на строительство и согласия собственника земельного участка, который не предоставлялся для строительства спорного объекта, обратился в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Поскольку сторонами в дело представлены заключения с противоположными выводами по вопросу капитальности спорного объекта, судом первой инстанции назначена судебная экспертиза.
Согласно выводам эксперта, сделанным в заключении от 27.02.2015 N 6/10-3/14, объект: здание литер "Г11" с кадастровым номером 59:01:4311908:178 общей площадью 64,6 кв.м, расположенное на земельном участке, разрешенное использование: под промышленные объекты V класса вредности (санитарно - защитной зоной не более 50-м) с кадастровым номером 59:01:4311908:6 по адресу: Пермский край, Свердловский район, бульвар Гагарина, 84, является объектом капитального строительства.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что спорный объект относится к объектам недвижимого имущества.
Вместе с тем, вывод суда первой инстанции о том, что спорный объект является вспомогательным по отношению к кафе "Витамин", которое расположено на 1 этаже здания ортопедического предприятия, и не имеет самостоятельного назначения, является ошибочным в силу следующего.
Согласно акту проверки от 20.08.2012 помещения N N 69-91 первого этажа Лит. А1 здания ортопедического предприятия (Лит. А, А1) реконструированы под помещение кафе. Согласие собственника объекта на разрешение реконструкции отсутствует, так как обращение правообладателя в адрес Территориального управления поступило после проведения строительных работ. Выявлен объект - павильон, расположенный в границах домовладения. На момент проведения проверки данный объект достроен, на балансе предприятия не числится, техническая инвентаризация в отношении объекта не проведена. Кроме того, в акте указано на то, что часть подвальных помещений здания является защитным сооружением гражданской обороны.
В вышеуказанном заключении экспертом также отмечено, что к строению подведены инженерные коммуникации - системы центрального водоснабжения и канализации, система электроснабжения (проводка смешанного типа). Здание оборудовано санитарно - техническим, пожароохранным и охранным оборудованием.
Таким образом, из материалов дела не следует, что спорный объект является вспомогательным по отношению к кафе, расположенном в производственном здании ортопедического предприятия.
Кроме того, с собственником земельного участка строительство объекта согласовано не было. В установленном законом порядке разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию получено не было.
Следовательно, ссылки ответчика и вывод суда о том, что разрешения на строительство в данном случае не требовалось, являются несостоятельными.
Следует также отметить, что земельный участок с кадастровым номером 59:01:4311908:6, закрепленный за ответчиком на праве постоянного (бессрочного) пользования, не отводился последнему собственником для строительства спорного объекта.
В соответствии со ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
В пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что применяя статью 222 ГК РФ, судам необходимо учитывать следующее. Собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки.
В пункте 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 09.12.2010 N 143 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что принудительный снос самовольной постройки может быть осуществлен только на основании решения суда.
В пункте 4 названного Информационного письма разъяснено, что правом требовать сноса самовольной постройки наряду с собственником, субъектом иного вещного права на земельный участок, законным владельцем земельного участка, на котором возведена самовольная постройка, обладают и иные лица, права и охраняемые законом интересы которых нарушает сохранение самовольной постройки.
В силу последнего абзаца пункта 3 статьи 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку не может быть признано, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Из этой нормы закона следует, что правом на обращение в суд с требованием о сносе самовольной постройки обладает не только собственник или иной законный владелец соответствующего земельного участка, но и лица, права и законные интересы которых нарушены сохранением постройки, а также граждане, жизни и здоровью которых угрожает ее сохранение. Иное толкование положений статьи 222 ГК РФ означает отказ в судебной защите нарушенных прав и законных интересов этих лиц.
Исходя из положений ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
В силу ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также положений ст. 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство и реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации, а также иные предусмотренные названной статьей документы.
С учетом вышеизложенного, характеристик, которые позволяют отнести спорный объект к объекту капитального строительства, наличия подведенных инженерных коммуникаций - системы центрального водоснабжения и канализации, системы центрального водоснабжения и канализации, системы электроснабжения (проводка смешанного типа), оборудования здания санитарно - техническим, пожароохранным и охранным оборудованием, с учетом выполнения спорным объектом самостоятельного функционального назначения и использования его ответчиком независимо от иных зданий и сооружений, находящихся на спорном земельном участке, а также того, что функционирование основного здания не зависит от спорного объекта, исковые требования Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае о сносе самовольной постройке подлежат удовлетворению.
При изложенных обстоятельствах решение суда подлежит отмене п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 07.04.2015 по делу N А50-15484/2014 отменить.
Иск удовлетворить.
Обязать Федеральное государственное унитарное предприятие "Пермское протезно - ортопедическое предприятие" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (ОГРН 1025900897890, ИНН 5904102510) снести самовольную постройку: нежилое здание с кадастровым номером 59:01:4311908:178, общей площадью 64,4 кв.м, расположенную на земельном участке, разрешенное использование: под промышленные объекты V класса вредности (с санитарно - защитной зоной не более 50 м), с кадастровым номером 59:01:4311908:6, общей площадью 10 322,26 кв.м, расположенном по адресу: Пермский край, г. Пермь, Свердловский район, бульвар Гагарина, 84.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Г.Л.Панькова |
Судьи |
Л.Ф.Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-15484/2014
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 26 октября 2015 г. N Ф09-7118/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае
Ответчик: ФГУП "ПЕРМСКОЕ ПРОТЕЗНО-ОРТОПЕДИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ" МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ