Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 22 сентября 2015 г. N Ф05-12669/15 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
26 июня 2015 г. |
Дело N А40-6918/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Румянцева П.В.,
судей: Кольцовой Н.Н., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тер-Акопян Г.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "РЖД" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.04.2015 по делу N А40-6918/15, принятое судьей Лапшиной В.В.,
по заявлению ОАО "РЖД" (107174, г. Москва, ул. Н. Басманная, д. 2) к МТУ Ростехнадзора (123056, Москва, ул. Красина, д. 27, стр. 1)
об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности от 18.12.2014 г. N 758-Г/3.3-19/К-23, 759-Г/3.3-19/К-23
при участии:
от заявителя: |
Ерохин В.М. по дов. от 10.12.2014; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к МТУ Ростехнадзора о признании незаконными и отмене постановления от 18.12.2014 N 758-Г/3.3-19/К-23 о привлечении к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 9.4 и постановления от 18.12.2014 N 759-Г/3.3-19/К-23 о привлечении к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 14.04.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судом решением, ОАО "РЖД" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель апеллянта доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в период с 14.11.2014 по 21.11.2014, на основании Распоряжения от 23.10.2014 N 4727-р, в отношении ОАО "РЖД" была проведена выездная проверка ОАО "РЖД" при строительстве объекта капитального строительства "Организация ускоренного движения на участке Москва - пассажирская- Смоленская - Усово поездами типа "Аэроэкспресс". III этап. Реконструкция станции Фили".
Заказчиком при строительстве является ОАО "РЖД".
В ходе проверки выявлены нарушения требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований специальных технических условий при строительстве объекта капитального строительства, а именно:
1) Заказчик при осуществлении строительного контроля не выявил и допустил в период с 01.10.2013 по 01.04.2014 строительство объекта капитального строительства в отсутствие полученного в установленном порядке разрешения на строительство, что нарушает требования ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (подтверждается актами освидетельствования скрытых работ N 6 от 15.02.2014; N 3 от 24.02.2014; N 1П от 23.01.2014 и общим журналом работ);
2) Заказчик не зарегистрировал в органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление государственного строительного надзора общий журнал работ и специальные журналы работ ООО ГК "Валтекс", что нарушает требования ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, пп. 3,4,5 РД-11-05-2007 "Порядок ведения общего и или специального журнала учета выполненных работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства", утвержденного приказом Ростехнадзора от 12.01.2007 N 7;
3) Заказчик при осуществлении строительного контроля в нарушении проектной документации допустил производство работ по бетонированию стены на отметке тоннельной части подземного вестибюля бетоном марки В40, F300W12, вместо предусмотренного проектной документацией бетона марки В40, F75 W6, что нарушает требования проектной документации, том 4.3, раздел 4 "Здания, строения и сооружения, входящие в структуру линейного объекта", ч. 3, 6 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, ч. 4 ст. 53 Градостроительного кодекса РФ, пункты 2. 3,6 Положения об осуществлении строительного контроля, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 468;
4) Заказчик при осуществлении строительного контроля не выявил и допустил проведение сварочных работ без разработанного и согласованного в установленном порядке, проекта производства сварочных работ (ППСР), что нарушает требования ч. 6 ст. 52 градостроительного кодекса РФ, п. 3.2 СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве", ч. 2, пункты 2. 3,6 Положения об осуществлении строительного контроля;
5) Заказчик при осуществлении строительного контроля не выявил и допустил отсутствие договора на проведение периодических испытаний бетона по показателям прочности заключенный с аккредитованной лабораторией, что нарушает требования п. 4.11 СНиП 12-01-2004 "Организация строительства", ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, пункты 2. 3,6 Положения об осуществлении строительного контроля;
6) Заказчик при осуществлении строительного контроля не выявил и допустил отсутствие договора на контроль швов сварных соединений неразрушающими методами (радиографическим, ультразвуковым и пр.) в соответствии с ГОСТ 3242-79 заключенный с аккредитованной лабораторией, что нарушает требования п. 4.11 СНиП 12-01-2004 "Организация строительства", ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, пункты 2. 3,6 Положения об осуществлении строительного контроля.
По результатам проверки был составлен Акт проверки от 13.08.2014 N 593-Г/3.3-27/К-23.
По фактам выявленных административных правонарушений государственным инспектором отдела государственного строительного надзора в присутствии представителя ОАО "РЖД" Ерохина В.М. (по доверенности N НЮ-3-11/396) 10.12.2014 составлены протоколы об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ (протокол N 758-Г/3.3-27/К-23), по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ (протокол N 759-Г/3.3-27/К-23).
10.12.2014 были составлены протокол N 758-Г/3.3-27/К-23 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ и протокол N 759-Г/3.3-27/К-23 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
18.12.2014 уполномоченным должностным лицом МТУ Ростехнадзора вынесено постановление N 758-Г/3.3-19/К-23 о привлечении к административной ответственности ОАО "РЖД" на основании ч. 1 ст. 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 300.000 руб.
18.12.2014 уполномоченным должностным лицом МТУ Ростехнадзора вынесено постановление N 759-Г/3.3-19/К-23 о привлечении к административной ответственности ОАО "РЖД" на основании ч. 1 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 1.000.000 руб.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из следующего.
Частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
В силу ч. 1 ст. 53 ГрК РФ строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий.
Частью 4 ст. 53 ГрК РФ установлено, что в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации.
Факт нарушения обществом требований технических регламентов и проектной документации подтверждается материалами дела, в том числе: протоколом от 10.12.2014, актом проверки объекта капитального строительства от 21.11.2014 N 593-Г/3.3-27/К-23.
В соответствии с частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно части 3 статьи 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В соответствии с пунктом 4 статьи 52 ГрК РФ при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, застройщик или заказчик должен подготовить земельный участок для строительства и объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать лицу, осуществляющему строительство, материалы инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство. При необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.
В части 1 статьи 51 ГрК РФ указано, что разрешение на строительство - это документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также на их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ.
Согласно части 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных ст. 51 ГрК РФ.
Заказчиком при строительстве объекта является ОАО "РЖД".
Факт нарушения обществом строительства объекта в отсутствие полученного в установленном порядке разрешения на строительство, подтверждается в том числе: протоколом от 10.12.2014, актом проверки объекта капитального строительства от 21.11.2014 N 593-Г/3.3-27/К-23, актами освидетельствования скрытых работ N6 от 15.02.2014; N 3 от 24.02.2014; N 1П от 23.01.2014 и общим журналом работ.
В силу положений ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства, свидетельствуют о том, что у заявителя имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. При этом в деле не имеется и заявителем не представлено доказательств об отсутствии у него возможности для соблюдения нарушенных правил и норм.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что вина общества в совершении вмененных ему административных правонарушениях подтверждается материалами административных дел.
Доводы апелляционной жалобы, по существу, сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ. Данные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.04.2015 по делу N А40-6918/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
П.В. Румянцев |
Судьи |
Н.Н. Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-6918/2015
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 22 сентября 2015 г. N Ф05-12669/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО " РЖД", ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: Межрегиональное технологическое управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, МТУ Федеральной службы п экологическому, техноогическом и атомному надзору
Третье лицо: ОАО "РЖД"