г. Ессентуки |
|
24 июня 2015 г. |
Дело N А25-207/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июня 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Цигельникова И.А.,
судей: Афанасьевой Л.В., Белова Д.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивашиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край,
апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Карачаево-Черкесской Республике
на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 06.04.2015 по делу N А25-207/2015 (судья Гришин С.В.)
по заявлению федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (ОГРН 1037724007276, ИНН 7724261610) в лице Управления федеральной почтовой связи Карачаево- Черкесской Республики - филиала ФГУП "Почта России"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Карачаево-Черкесской Республике (ОГРН 1040900960671, ИНН 0914000028)
об оспаривании предписания от 22.12.2014 N ПОДФТ-09/123,
при участии в судебном заседании:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Карачаево-Черкесской Республике - представитель Рассолова Т.И. по доверенности от 21.01.2015 N 02-д, представитель Пожидаева О.В. по доверенности от 15.06.2015 N 04-д;
от федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" в лице Управления федеральной почтовой связи Карачаево-Черкесской Республики - филиала ФГУП "Почта России" - представитель Узденов Р.И. по доверенности от 04.03.2015 N 25.1.11-23/159,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" в лице Управления федеральной почтовой связи Карачаево-Черкесской Республики - филиала ФГУП "Почта России" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Карачаево-Черкесской Республике (далее Управление) о признании недействительным предписания от 22.12.2014 N ПОДФТ-09/123.
Решением суда от 06.04.2015 заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным предписание Управления от 22.12.2014 N ПОДФТ-09/123.
Не согласившись с решением суда, Управление обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе Управление просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В отзыве на апелляционную жалобу Предприятие просит оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании представители Управления поддержали позицию, изложенную в апелляционной жалобе. Представили суду копию приказа от 14.04.2014 N 58-п.
Представитель Предприятия возразил по существу доводов, изложенных в апелляционной жалобе Управления. Считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит частичному удовлетворению.
Как следует из материалов дела, на основании приказа руководителя Управления от 29.10.2014 N 89-нд в отношении Предприятия проведена плановая проверка на предмет соблюдения организациями федеральной почтовой связи порядка фиксирования, хранения и представления информации о денежных операциях, подлежащих обязательному контролю в соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 07.08.2001 N115-ФЗ (далее по тексту - Закон N115-ФЗ), а также организацией им внутреннего контроля в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в целях придания правомерного вида распоряжению денежными средствами, полученными в результате совершения преступления, то есть их перевод из теневой, неформальной экономики в экономику официальную (далее по тексту - ПОД/ФТ).
По результатам проведенной проверки составлен акт проверки от 25.12.2014 N А-09/ПОД/ФТ-122.
Предприятию выдано предписание об устранении выявленного нарушения от 22.12.2014 N ПОДФТ-09/123, согласно которому Предприятие в срок до 02.03.2015 должно устранить выявленные в ходе проверки нарушения.
Не согласившись с предписанием от 22.12.2014 N ПОДФТ-09/123, Предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно пункту 2 статьи 6 Закона N 115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.
Порядок определения и доведения до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, перечня таких организаций и лиц устанавливается Правительством Российской Федерации.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ установлен перечень сведений, подлежащих обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.
Управлением выявлены нарушения при оформлении Предприятием денежных переводов физическим лицам - получателям, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.
Как следует из материалов дела, в отношении денежных переводов в адрес указанных лиц операции по переводу были приостановлены сроком на 5 дней и в уполномоченный орган (Федеральную службу по финансовому мониторингу - далее по тексту Росфинмониторинг) были направлены сообщения формы 4-СПД.
По мнению Управления, операции по переводу денежных средств в данной ситуации не должны были приостанавливаться. Предприятие должно было направить сообщение в Росфинмониторинг не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что указанное требование (п. 1 предписания Управления) неисполнимо, поскольку не указано, какие конкретно действия и по каким операциям должны быть произведены Предприятием.
Однако суд апелляционной считает, что выводы суда в части неисполнимости пункта 1 обжалуемого предписания ошибочны.
В пункте 1 обжалуемого предписания указано: "Нарушение пункта 4 статьи 7 "Права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом" Закона ФЗ-115, а именно: документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции сведения, по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами".
Порядок и сроки направления информации в уполномоченный орган установлены Положением о предоставлении информации в Росфинмониторинг организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждённым постановлением Правительства РФ от 19.03.2014 N 209.
В соответствии с пунктом 3 Положения N 209 организации и индивидуальные предприниматели предоставляют в Росфинмониторинг в том числе следующую информацию: о подлежащих обязательному контролю операциях с денежными средствами или иным имуществом, предусмотренную абзацами вторым - восьмым подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ; о приостановленных в соответствии с пунктом 10 статьи 7 Федерального закона операциях с денежными средствами или иным имуществом.
Сроки представления информации регламентированы пунктом 4 Положения N 209.
Так, для информации, указанной в подпункте "а" пункта 3 Положения, срок определен в течение 3 рабочих дней, следующих за днем совершения соответствующей операции.
Для информации, указанной в подпункте "е" пункта 3 Положения, срок -незамедлительно.
Доказательств представления в Росфинмониторинг сведений о совершении в течение 3 рабочих дней, следующих за днем совершения соответствующей операции Предприятием, в материалы дела не представлено.
При этом судом первой инстанции не учтено, что Управление предопределило конкретные действия, которые Предприятие обязано было совершить в указанных целях.
Предпринятые Предприятием действия по приостановлению сроком на 5 рабочих дней 13 (тринадцати) переводов денежных средств не свидетельствуют о законности действий по соблюдению правил внутреннего контроля.
Таким образом, пункт 1 обжалуемого предписания исполним и не нарушает права и законные интересы Предприятия, поскольку законно возлагает на него обязанность по устранению допущенных нарушений.
В остальной части обжалуемого предписания судом первой инстанции установлено следующее.
В пункт 2 оспариваемого предписания от 22.12.2014 указано нарушение Предприятием требований пункта 10 Правил внутреннего контроля (далее - ПКВ), утвержденных приказом генерального директора ФГУП "Почта России" от 04.08.2014 N 242-п "Программа подготовки и обучения работников Предприятия в области ПОД/ФТ".
По мнению Управления, должностным лицом Предприятия нарушен п. 10.4 ПВК - не проведен дополнительный инструктаж со специальными должностными лицами (СДЛ) почтамтов при вступлении в силу утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2014 N 209 Положения "О предоставлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям, что повлекло непредставление в уполномоченный орган сведений о совершенных операциях, подлежащих обязательному контролю".
Согласно пункту 10.4 ПВК, утвержденных приказом генерального директора ФГУП "Почта России" от 04.08.2014 N 242-п, при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области ПОД/ФТ, а также при утверждении Предприятием новых или изменении действующих ПВК и издании новых распорядительных документов Предприятия в целях организации и осуществления внутреннего контроля, в ходе дополнительного инструктажа изучаются вступившие в силу такие изменения.
Как следует из журналов инструктажей, после вступлении в силу утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2014 N 209 Положения "О предоставлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами _", были проведены дополнительные инструктажи 15.04.2014 и 13.08.2014 в связи с принятием новых ПВК, в которых уже содержатся требования, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации N 209. Также проводился инструктаж 14.10.2014 в связи с внесением изменений и дополнений в ПВК от 04.08.2014.
Кроме того, предписанием указано на то, что следует провести инструктаж в соответствии с ПВК от 04.08.2014 по постановлению N 209, которое было принято ранее ПВК.
В этой части суд первой инстанции пришел к выводу, что требования ПВК могут действовать только в последующем после его принятия периоде.
После вынесения предписания отсутствует объективная необходимость проведения инструктажа по ранее принятому постановлению N 209.
В оспариваемом предписании от 22.12.2014 также указано на нарушение применения пункта 10 статьи 7 Закона N 115-ФЗ.
Так, в 22 сообщениях формы СПД-4 в уполномоченный орган о приостановлении операций перевода денежных средств "отправитель" не является физическим лицом, осуществляющим операцию с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с подпунктом 3 пункта 2.4 статьи 6 Закона N 115-ФЗ.
В перечне лиц, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с Законом N 115-ФЗ порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, находился во всех указанных случаях "Получатель", о чем имеется отметка в строке 124 СЭД, операция подлежит приостановке установленным порядком в месте оплаты перевода.
Предприятием нарушен пункт 47 (а) Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.2005 N 221 (далее по тексту - Правила), в части несоблюдения контрольных сроков осуществления почтовых переводов денежных средств по технологии ЕСПП в рамках продукта "Почтовый перевод России", утвержденных приказом ФГУП "Почта России" N 150-п от 21.04.2011. Электронные переводы денежных средств приостановлены в местах приема незаконно и отправлены с нарушением срока пересылки переводов.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что пункт 3 предписания неисполним, поскольку на момент вынесения предписания истекли сроки приостановления денежных переводов и все они отправлены в почтовые отделения по адресу получателя.
С учетом изложенного, апелляционную жалобу надлежит удовлетворить частично, решение суда первой инстанции в части признания недействительным пункта 1 предписания Управления от 22.12.2014 - отменить и в этой части отказать в удовлетворении требований Предприятия.
В остальной части выводы суда первой инстанции о недействительности предписания законны и обоснованы.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу удовлетворить частично.
Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 06.04.2015 по делу N А25-207/2015 о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Карачаево-Черкесской Республике от 22.12.2014 N ПОДФТ-09/123 в части обязания федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" в лице Управления федеральной почтовой связи Карачаево-Черкесской Республики - филиала ФГУП "Почта России" "документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами" отменить. В этой части отказать в удовлетворении требований федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" в лице Управления федеральной почтовой связи Карачаево-Черкесской Республики - филиала ФГУП "Почта России".
В остальной части решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 06.04.2015 по делу N А25-207/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.А. Цигельников |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-207/2015
Истец: Управление Федеральной почтовой связи Карачаево-Черкесской Республики - филиала ФГПУ "Почта России", ФГУП "Почта России"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Карачаево-Черкесской Республике
Третье лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Карачаево-Черкесской Республике, Федеральная сужба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций