г. Саратов |
|
26 июня 2015 г. |
Дело N А06-5315/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июня 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Клочковой Н.А.,
судей - Лыткиной О.В., Телегиной Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Малыбаевой Н.Р.,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Земельный геоинформационный центр" - Фадеева А.В. - представитель по доверенности от 15.12.2014,
иные лица, участвующие в деле - не явились, извещены надлежащим образом в порядке статьи 123 АПК РФ, что подтверждается уведомлениями о вручении почтовых отправлений (приобщены к материалам дела),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления земельных, имущественных отношений и архитектуры администрации муниципального образования "Енотаевский район" Астраханской области на решение Арбитражного суда Астраханской области от 1 апреля 2015 года по делу N А06-5315/2014, судья Н.Н. Колмаковой,
по иску Управления земельных, имущественных отношений и архитектуры администрации муниципального образования "Енотаевский район" Астраханской области, с. Енотаевка Астраханской области,
к обществу с ограниченной ответственностью "Земельный геоинформационный центр", г. Астрахань,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное государственное бюджетное учреждение "ФКП Росреестра" по Астраханской области, Бирюкова О.А., Бирюковой Л.А., Тавсултановой Н.Н., Каирова С.К., Кондратьева Е.А.,
об обязании исполнить обязательства по муниципальному контракту N 2 от 11.10.2013,
УСТАНОВИЛ:
Управление земельных, имущественных отношений и архитектуры администрации муниципального образования "Енотаевский район" (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Земельный геоинформационный центр" об обязании исполнить в полном объеме обязательства по заключенному муниципальному контракту N 2 от 11.10.2013.
До рассмотрения спора по существу истец уточнил исковые требования и просил суд обязать ответчика исполнить в полном объеме обязательства по заключенному муниципальному контракту N 2 от 11.10.2013, в том числе:
- постановке на государственный кадастровый учет с исправлением кадастровых ошибок земельного участка, расположенного по адресу: Астраханская область, Енотаевский район, с. Замьяны, ул. Комсомольская, 18;
- постановке, на государственный кадастровый учет с исправлением кадастровых ошибок земельного участка, расположенного по адресу: Астраханская область, Енотаевский район, с. Замьяны, ул. Комсомольская,16;
- постановке на государственный кадастровый учет с исправлением кадастровых ошибок земельного участка, расположенного по адресу: Астраханская область, Енотаевский район, с. Замьяны, ул. Комсомольская, 21;
- постановке на государственный кадастровый учет с исправлением кадастровых ошибок земельного участка, расположенного по адресу: Астраханская область, Енотаевский район, с. Замьяны, ул. Комсомольская, 19;
- постановке на государственный кадастровый учет с исправлением кадастровых ошибок земельного участка, расположенного по адресу: Астраханская область, Енотаевский район, с. Замьяны, ул. Молодежная, 50;
- постановке на государственный кадастровый учет с исправлением кадастровых ошибок земельного участка, расположенного по адресу: Астраханская область, Енотаевский район, с. Замьяны, ул. Молодежная, 48;
- постановке на государственный кадастровый учет с исправлением кадастровых ошибок земельного участка, расположенного по адресу: Астраханская область, Енотаевский район, с. Замьяны, ул. Молодежная, 42.
Уточнения исковых требований приняты судом первой инстанции, что не противоречит положениям статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 01 апреля 2015 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Управление земельных, имущественных отношений и архитектуры администрации муниципального образования "Енотаевский район" Астраханской области не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Земельный геоинформационный центр" в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение арбитражного суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о судебном заседании на сайте арбитражного суда, не обеспечили явку представителей в заседание суда апелляционной инстанции и суд, в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", рассмотрел дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в порядке статей 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 11.10.2013 между Управлением земельных, имущественных отношений и архитектуры администрации муниципального образования "Енотаевский район" (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Земельный геоинформационный центр" (подрядчик) заключен муниципальный контракт N 2, по условиям которого подрядчик по заданию заказчика принимает работы по формированию и постановке на государственный кадастровый учет земельных участков с исправлением кадастровых ошибок на территории муниципального образования "Замьяновский сельсовет" Енотаевского района Астраханской области (14 участков для строительства жилых домов усадебного типа) в соответствии с техническим заданием (приложение 1) и календарным планом (приложение 2).
Технические и другие требования к выполняемой работе содержатся в техническом задании на выполнение работ, которое является неотъемлемой частью контракта (Приложение N 1) (т. 1 л.д.18-19).
Пунктом 7 Технического задания определен состав работ:
- подготовительные работы, включающие в себя: сбор, изучение и анализ сведений о земельных участках, содержащихся в Государственном кадастре недвижимости, землеустроительной, градостроительной, геодезической, картографической и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации;
- исправление кадастровых ошибок;
- определение местоположения границ земельного участка и его площади с использованием высокоточного спутникового оборудования, прошедшего аттестацию и имеющего свидетельство о поверке;
- подготовка и согласование схем расположения земельных участков с управлением земельных, имущественных отношений и архитектуры администрации муниципального образования "Енотаевский район" Астраханской области;
- подготовка межевых планов на бумажном носителе, а также в электронном виде с использованием специализированных лицензионных программ;
- подача межевых планов в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии для постановки земельного участка на учет;
- получение кадастровых паспортов земельных участков и передача их заказчику.
Пунктом 11 Технического задания определено, что выходными материалами являются: Межевые планы земельных участков, кадастровые паспорта земельных участков.
Также в Техническом задании в пункте 9 указано, что работы проводятся исполнителем на основе имеющихся документов, сведений и информации в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", "Методическими рекомендациями по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства", Федерального закона "О саморегулируемых организациях".
В приложении N 2 к муниципальному контракту указано подробное содержание работ: формирование и постановка на государственный кадастровый учет земельных участков с исправлением кадастровых ошибок на территории муниципального образования "Замьянский сельсовет" Енотаевского района Астраханской области (14 участков для строительства жилых домов усадебного типа) (т. 1 л.д. 20).
Пунктом 2.1 контракта установлено, что подрядчик приступает к выполнению работ со дня подписания контракта и выполняет в срок, установленный согласно календарному плану (приложение N 2).
Пунктом 5.1 контракта установлена стоимость выполнения работ в размере 200 000 рублей.
Истец письмом от 06.02.2014 года N 301 запросил у ответчика информацию о состоянии работ по исполнению контракта (т. 1 л.д. 146).
14.02.2014 в адрес истца от ответчика поступило письмо N 46-01/14 от 11.02.2014 о невозможности продолжения работ по контракту и о приостановлении работ на основании пункта 2.3.2 контракта в связи с наложением границ семи земельных участков на границы земельных участков с кадастровыми номерами 30:03:060103:95, 30:03:060103:6; 30:03:060103:91; 30:03:060103:9, право собственности на которые зарегистрировано на третьих лиц (т. 2 л.д. 3-4).
Невозможность проведения работ ответчик мотивировал положениями Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", согласно которому с заявлением об исправлении кадастровой ошибки может обратиться только собственник земельного участка либо его доверенное лицо.
В ответ на данное письмо истец направил в адрес ответчика письмо от 21.02.2014 N 434, в котором указал ответчику, что предметом контракта являются не только работы по формированию и постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, но и исправление связанных с этим кадастровых ошибок и предложил ответчику организовать переговоры с собственниками земельных участков, у которых произошло наложение границ, о понуждении их обратиться с заявлением в компетентный орган об исправлении кадастровых ошибок (т. 2 л.д. 5).
Однако ответчиком данное письмо оставлено без ответа.
Письмом от 04.03.2014 года ответчик направил истцу счет, акт сдачи-приемки на выполненный объем работ и кадастровые паспорта на семь земельных участков (т. 1 л.д. 65-143) по адресам:
- Астраханская область, Енотаевский район, с. Замьяны, ул. Комсомольская, 12;
- Астраханская область, Енотаевский район, с. Замьяны, ул. Комсомольская, 14;
- Астраханская область, Енотаевский район, с. Замьяны, ул. Комсомольская, 13;
- Астраханская область, Енотаевский район, с. Замьяны, ул. Комсомольская, 15;
- Астраханская область, Енотаевский район, с. Замьяны, ул. Комсомольская, 17;
- Астраханская область, Енотаевский район, с. Замьяны, ул. Молодежная, 44;
- Астраханская область, Енотаевский район, с. Замьяны, ул. Молодежная, 46.
При этом ответчик самостоятельно, без согласования с истцом установил цену за выполненный объем работ в размере 100 000 руб.
28.03.2014 года истцом были получены счет, акт сдачи-приемки на выполненный объем работ и межевые планы на остальные семь земельных участков по адресам:
- Астраханская область, Енотаевский район, с. Замьяны, ул. Комсомольская,18;
- Астраханская область, Енотаевский район, с. Замьяны, ул. Комсомольская,16;
- Астраханская область, Енотаевский район, с. Замьяны, ул. Комсомольская, 21;
- Астраханская область, Енотаевский район, с. Замьяны, ул. Комсомольская, 19;
- Астраханская область, Енотаевский район, с. Замьяны, ул. Молодежная, 50;
- Астраханская область, Енотаевский район, с. Замьяны, ул. Молодежная, 48;
- Астраханская область, Енотаевский район, с. Замьяны, ул. Молодежная, 42.
При этом на кадастровый учет данные земельные участки поставлены не были, заявленные кадастровые ошибки не исправлены.
В связи с данным обстоятельством 28.04.2014 истец направил в адрес ответчика претензию N 654 о необходимости выполнения работ в полном объеме согласно контракту, а также о невозможности расчета по контракту в связи с неисполнением ответчиком обязательств (т. 1 л.д. 21).
Ответ на претензию от ответчика не поступил. Данные обстоятельства явились основанием для обращения истца в суд с настоящим требованиями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статья 307 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
На основании статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу положений статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Эффективная судебная защита нарушенных прав может быть обеспечена тем, что арбитражный суд, рассматривающий дело о взыскании по договору, оценивает обстоятельства, свидетельствующие о заключенности и действительности договора независимо от того, заявлены ли возражения или встречный иск (пункт 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 июля 2009 года N 57 "О некоторых процессуальных вопросах практики рассмотрения дел, связанных с неисполнением либо ненадлежащим исполнением договорных обязательств").
Заключенный сторонами государственный контракт от 5 октября 2012 года N 105 является договором подряда и регулируется, как общими положениями гражданского законодательства, так и нормами для отдельных видов обязательств, содержащихся в параграфе 1 главы 37 "Подряд" Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральном законе от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Государственный контракт не признан недействительным или незаключенным в установленном законом порядке.
По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (пункт 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В порядке пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными Федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.
Согласно статье 711 Гражданского кодекса Российской Федерации если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
В силу пункта 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом, и акт подписывается другой стороной.
Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.
В силу пункта 2 статьи 718 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда исполнение работы по договору подряда стало невозможным вследствие действий или упущений заказчика, подрядчик сохраняет право на уплату ему указанной в договоре цены с учетом выполненной части работы.
Согласно нормам части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Частью 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Как следует из материалов дела, предметом рассматриваемого муниципального контракта является проведение кадастровых работ в отношении 14 земельных участков, перечень которых определен в Приложении N 2.
Из технического задания следует, что общими целями и задачами работы является проведение работ по формированию земельных участков с целью постановки на государственный кадастровый учет с исправлением кадастровых ошибок.
Правоотношения в сфере кадастровых отношений регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту Закон о кадастре).
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона о кадастре каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
Частью 1 статьи 36 Закона о кадастре определено, что по договору подряда на выполнение кадастровых работ юридическое лицо обязуется обеспечить выполнение кадастровых работ по заданию заказчика этих работ и передать ему документы, подготовленные в результате выполнения этих работ с учетом требований Закона о кадастре, а заказчик этих работ обязуется принять указанные документы и оплатить выполненные кадастровые работы.
Частью 2 рассматриваемой нормы установлено, что в результате выполнения указанных в части 1 настоящей статьи кадастровых работ обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет объекта недвижимости или объектов недвижимости, об учете изменений объекта недвижимости, учете части объекта недвижимости или о снятии с учета объекта недвижимости. Объем подлежащих выполнению кадастровых работ определяется заказчиком кадастровых работ.
В соответствии со статьей 37 Закона о кадастре результатом кадастровых работ является межевой план.
На основании части 1 статьи 23 Закона о кадастре постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
В силу частей 1, 2 ст. 28 Закона о кадастре ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета.
Таким образом, постановка на кадастровый учет и исправление кадастровых ошибок законом отнесены к функциям Росреестра (его территориальных органов) и не могут в силу закона осуществляться иными юридическими лицами.
Кроме того, исправление ошибок в государственном кадастре недвижимости возможно в отношении сведений о земельном участке, уже поставленном на государственный кадастровый учет.
В соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости, государственные компании, лица, обладающие земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
Судом первой инстанции установлено и истцом не опровергнуто, что собственники земельных участков с кадастровыми номерами объектов 30:03:060103:95, 30:03:060103:6; 30:03:060103:91; 30:03:060103:9 отказались принимать меры к исправлению кадастровых ошибок в сведениях о принадлежащих им земельных участках.
В силу статьи 716 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить или при обнаружении иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что работы по постановке земельных участков по адресам: Астраханская область, Енотаевский район, с. Замьяны, ул. Комсомольская,16 (ЗУ2), 18 (ЗУ1), 19 (ЗУ4), 21 (ЗУ3), ул. Молодежная, 42 (ЗУ7), 48 (ЗУ6), 50 (ЗУ5) на государственный кадастровый учет с исправлением кадастровых ошибок выполнены быть не могут по независящим от исполнителя и заказчика обстоятельствам, о чем истец уведомлен с приложением обосновывающих документов.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, не опровергая их, сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных обстоятельств по делу, что, в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не может рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Оснований к переоценке выводов, сделанных арбитражным судом первой инстанции, у апелляционного суда в силу положений статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочий не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы привести к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено, в связи с чем, основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 01 апреля 2015 года по делу N А06-5315/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.А. Клочкова |
Судьи |
О.В. Лыткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-5315/2014
Истец: Управление земельных, имущественных отношений и архитектуры администрации муниципального образования "Енотаевский район", Упрвление земельных, имущественных отношений и архитектуры, муниципального образования "Енотаевский район"
Ответчик: ООО "Земельный геоинформационный центр"
Третье лицо: Бирюков О. А., Бирюкова Л. А., Каиров С. К., Кондратьев Е. А., Тавсултанова Н. Н., ФГБУ "ФКП Росреестра" по Астраханской области