город Воронеж |
|
26 июня 2015 г. |
Дело N А35-9086/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 июня 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Донцова П.В.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Выборновой И.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Проспект": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела.
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела.
от Комитета архитектуры и градостроительства г. Курска: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 14.04.2015 по делу N А35-9086/2014 (судья Матвеева О.А.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Проспект" (ОГРН 1064632051692) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области (ОГРН 1044637042614) о признании незаконным и отмене сообщения, третье лицо - Комитет архитектуры и градостроительства г. Курска,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Проспект" (далее - ООО "Проспект", заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области (далее - Управление Росреестра, регистрирующий орган, Управление) о признании отказа в государственной регистрации права собственности ООО "Проспект" на объект недвижимого имущества, расположенного по адресу: г, Курск, переулок Ахтырский, д. 13; выраженный в сообщении от 24 сентября 2014 года N 01/107/2014-987, незаконным; обязании Управления зарегистрировать право собственности ООО "Проспект" на недвижимое имущество: объект незавершенного строительства, расположенный по адресу: г, Курск, переулок Ахтырский, д. 13, кадастровый номер: 46:29:102154:1468.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 14.04.2015 заявленные требования удовлетворены. Принимая указанное решение, суд исходил из наличия оснований, предусмотренных статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Не согласившись с решением суда, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять новый судебный акт.
Ссылается на то, что на момент принятия решения об отказе в государственной регистрации отсутствовали правовые основания, позволяющие прийти к выводу об идентичности объектов строительства, указанных в двух разрешениях на строительство.
Доводы отзыва Общества на апелляционную жалобу сводятся к несогласию с ней. Просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
ООО "Проспект" 05.08.2014 обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства, расположенный по адресу: г. Курск, переулок Ахтырский д. 13, кадастровый номер: 46:29:102154:1468, площадью 609,8 кв.м.
На государственную регистрацию были представлены следующие документы: заявление о государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество, государственной регистрации законного владельца закладной от 05.08.2014; решение единственного учредителя от 28.06.2012; платежное поручение N 134 от 29.07.2014 на сумму 15 000 руб.; разрешение на строительство от 13.05.2014 N 46302000-2496 (в соответствии с которым ООО "Проспект" разрешается строительство объекта капитального строительства - "Административное здание по пер. Ахтырскому, 13 в г. Курске". Проектом предусматривается строительство одноэтажного здания с цокольным этажом прямоугольной формы с размерами 16,5x22,88-м. Общая площадь здания 609,8 кв.м. Строительный объем 3589,9 куб. метров. Площадь застройки 442,0 кв.м. Строительство ведется на земельном участке с кадастровым номером 46:29:102154:1023 площадью 1825кв.м. Срок действия разрешения до 13.12.2014.), договор аренды от 11.07.2012; копия Устава ООО "Проспект" от 15.10.2009; копия Свидетельства о постановке Общества на налоговый учет от 23.11.2006; копия Свидетельства о государственной регистрации юридического лица от 23.11.2006; копия доверенности полномочного представителя Общества: копия кадастрового паспорта объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: Курск, пер. Ахтырский д. 13; копия договора N 4123-12ю аренды земельного участка от 11.07.2012; копия решения Комитета по управлению имуществом Курской области от 25.06.2012 г. N 01-19/1499 "О предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Курск, пер. Ахтырский, 13 ООО "Проспект".
Ранее, в Управление Росреестра заявителем по собственной инициативе в материалы дела было представлено разрешение на строительство N ru 46302000-2219 от 31.05.2013 сроком действия до 31.05.2014, выданное комитетом архитектуры и градостроительства города Курска, в соответствии с которым ООО "Проспект" разрешается строительство объекта капитального строительства - административного здания по переулку Ахтырскому, 13 в городе Курске.
Как указано в разрешении на строительство, проектом предусматривается строительство одноэтажного здания с цокольным этажом прямоугольной формы со сторонами 23,74x23,74-м. В цокольном этаже здания располагается автопарковка на 3 маш/места.
Общая площадь здания 851,6 кв.м. Строительный объем 4656,6 куб. метров. Площадь застройки 530,1 кв.м. Строительство ведется на земельном участке с кадастровым номером 46:29:102154:1023 площадью 0,1825 га.
Управлением Росреестра 22.08.2014 принято решение о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с наличием причин, препятствующих государственной регистрации права собственности, изложенное в уведомлении от 22.08.2014 N 01/107/2014-987.
Управлением Росреестра 19.09.2014 принято решение об отказе в государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним, на основании абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, изложенное в сообщении 24.09.2014 N 01/107/2014-987.
Основанием для отказа в государственной регистрации послужил вывод регистрирующего органа о том, что наличие двух действующих разрешений на строительство с различными характеристиками объекта капитального строительства на одном и том же земельном участке, выданные одному и тому же застройщику, ставят под сомнения целостность и легитимность данных документов. Кроме того, Управлением указано, что представленный Устав общества с ограниченной ответственностью "Проспект" не имеет целостности документа (надлежащим образом не прошит, не пронумерован, не скреплен печатью), то есть по форме не соответствует требованиям действующего законодательства.
Не согласившись с данным отказом, ООО "Проспект" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании отказа в государственной регистрации права, изложенного в сообщении от 24.09.2014 N 01/107/2014-987, незаконным и обязании осуществить государственную регистрацию права.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативные правовые акты могут быть признаны недействительными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - закон о государственной регистрации) основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Статьей 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:
прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов;
правовая экспертиза документов и проверка законности сделки;
установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
Из пунктов 32, 33 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Приказом Минюста РФ от 01.07.2002 N 184, следует, что при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также устанавливается отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав (статьи 9, 13, 17 Закона).
Рекомендуется проводить правовую экспертизу документов в следующей последовательности:
проверка имеющихся в Едином государственном реестре прав записей по данному объекту недвижимого имущества;
проверка юридической силы правоустанавливающих документов, если правоустанавливающим документом является договор - также и проверка законности сделки;
проверка действительности иных документов, не являющихся правоустанавливающими, но необходимых для осуществления государственной регистрации, в том числе их соответствие установленным законодательством Российской Федерации требованиям;
проверка сведений о наличии (или отсутствии) в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, документов, свидетельствующих о наложении (снятии) арестов и иных запрещений, препятствующих государственной регистрации;
принятие решения по результатам правовой экспертизы: о государственной регистрации, о приостановлении государственной регистрации, об отказе в государственной регистрации.
Статья 20 Закона о государственной регистрации содержит основания для отказа в государственной регистрации, в том числе: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав.
Исходя из буквального толкования положений части 2 статьи 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется на основании правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположен объект незавершенного строительства, и разрешения на строительство, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для строительства создаваемого объекта требуется получение такого разрешения.
В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ, в редакции, действующей на дату выдачи разрешения) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно части 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В силу части 7 статьи 51 ГрК РФ застройщик направляет в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган заявление о выдаче разрешения на строительство.
Согласно пункту 19 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства.
Кроме того, государственным регистратором в соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона, статьи 6, статьи 7.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" с целью устранения сомнений и проведении комплексного исследования, направленного на определение соответствия представленных на регистрацию документов нормам и требованиям Закона о регистрации, Гражданского кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, ГрК РФ, был направлен запрос в уполномоченный орган - комитет архитектуры и градостроительства города Курска с просьбой предоставить надлежаще заверенную копию разрешения на строительство объекта капитального строительства - "Административное здание по пер. Ахтырскому, 13 в г. Курске".
Обществом на государственную регистрацию были представлены имеющийся у него правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен объект, а именно договор аренды земельного участка от 11.07.2012 N 4123-12ю.
В качестве правоустанавливающего документа на спорный объект незавершенного строительства заявителем была представлена копия разрешения на строительство N ru 46302000-2496 от 13.05.2014, выданного комитетом архитектуры и градостроительства города Курска, в соответствии с которой ООО "Проспект" разрешается строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства - административного здания по переулку Ахтырскому, 13 в городе Курске.
Как указано в разрешении на строительство, Проектом предусматривается строительство одноэтажного здания с цокольным этажом прямоугольной формы со сторонами 23,74x23,74-м. В цокольном этаже здания располагается автопарковка на 3 маш/места. Общая площадь здания 851,6 кв.м. Строительный объем 4656,6 куб. метров. Площадь застройки 530,1 кв.м. Строительство ведется на земельном участке с кадастровым номером 46:29:102154:1023 площадью 0,1825 га.
Срок действия разрешения до 31.05.2014.
Доказательствами, представленными в материалы дела, подтверждается, что по истечении срока действия разрешения на строительство N ru 46302000-2219 от 31.05.2013, и в связи с изменением проектной документации, ООО "Проспект" обратилось в Комитет архитектуры и градостроительства города Курска с просьбой выдать новое разрешение на строительство административного здания, расположенного по адресу: г. Курск. пер. Ахтырский, 13, кадастровый номер 46:29:102154:1023.
На основании указанного заявления комитетом архитектуры и градостроительства города Курска заявителю 13.05.2014 было выдано новое разрешение на строительство N ru 46302000-2496, которое заявителем и было представлено в регистрирующий орган при регистрации.
Письмом от 20.08.2014 N 3145/031.01-11 Комитет архитектуры и градостроительства города Курска направил в Управление Росреестра по Курской области надлежаще заверенную копию действующего на момент обращения государственного регистратора, разрешения на строительство N ru 46302000-2496 от 13.05.2014.
Указанное обстоятельство подтверждается также, представленным в материалы дела письмом комитета архитектуры и градостроительства города Курска от 12.09.2014 N 5709/03.1.01-11.
Таким образом, представленное разрешение на строительство N ru 46302000- 2496 от 13.05.2014 выдано уполномоченным на то органом местного самоуправления, не оспорено и не признано недействительным в судебном порядке, в связи с чем, и было представлено заявителем в регистрирующий орган, поскольку у разрешения на строительство Nru 46302000-2219 от 31.05.2013 истек срок действия.
Таким образом, доводы регистрирующего органа о наличии противоречивых сведений в представленных на государственную регистрацию документах не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения настоящего спора по существу.
Суд обоснованно отклонил доводы Управления Росреестра, указанные в оспариваемом сообщении N 01/107/2014-987, со ссылкой на требования ГОСТ Р 51141-98 "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения" о несоответствии по форме (надлежащим образом не прошит, не пронумерован, не скреплен печатью) представленного в Управление Росреестра Устава общества с ограниченной ответственностью "Проспект", поскольку указанный документ утратил силу с 01.03.2014 в связи с изданием Приказа Росстандарта от 17.10.2013 N 1185-ст, утвердившего ГОСТ Р 7.0.8-2013 "СИБИД. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения".
Таким образом, оснований для отказа заявителю в регистрации права собственности в связи с невозможностью идентификации или сомнений в возникновении права собственности, - у регистрирующего органа не имелось.
Отказ Управления в государственной регистрации права собственности ООО "Проспект" на объект недвижимого имущества, не соответствует требованиям статей 16,17,18,19,20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", и нарушает права и законные интересы заявителя ООО "Проспект".
Фактически данное решение препятствует реализации ООО "Проспект" права собственности на объект незавершенного строительства в целях осуществления предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом положений статьи 110 АПК РФ и результатов рассмотрения апелляционной жалобы, уплата госпошлины относится на заявителя апелляционной жалобы.
Поскольку Налоговым кодексом Российской Федерации органы государственной власти от уплаты государственной пошлины освобождены, вопрос о взыскании государственной пошлины с Управления судом не решается.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 14.04.2015 по делу N А35-9086/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок согласно части 1 статьи 275 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-9086/2014
Истец: ООО "Проспект"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области
Третье лицо: Комитет архитектуры и градостроительства г. Курска
Хронология рассмотрения дела:
15.02.2016 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3254/15
12.10.2015 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3518/15
26.06.2015 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3254/15
14.04.2015 Решение Арбитражного суда Курской области N А35-9086/14