г. Владивосток |
|
29 июня 2015 г. |
Дело N А51-34240/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 25 июня 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 июня 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Гуцалюк,
судей Н.Н. Анисимовой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края,
апелляционное производство N 05АП-5087/2015
на решение от 20.04.2015
судьи И.С. Чугаевой
по делу N А51-34240/2014 Арбитражного суда
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Березка" (ИНН 2536011858, ОГРН 1022501282022, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 31.10.2002)
к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.06.2007)
о признании незаконным бездействия,
при участии:
лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Березка" (далее - общество, ООО "Березка") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - Департамент), выраженного в непринятии решения по заявлению ООО "Березка" N 20-41341 от 18.09.2014 (с учетом уточнения заявленного требования в судебном заседании 15.04.2015 в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда приморского края от 20.04.2015 заявленные требования удовлетворены, бездействие Департамента, выраженное в непринятии в установленный законом срок решения по заявлению ООО "Березка" N 20-41341 от 18.09.2014, признано незаконным, как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации, в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Департамент обратился в суд с апелляционной жалобой на решение суда первой инстанции от 20.04.2015. Податель апелляционной жалобы считает решение арбитражного суда незаконным и необоснованным, подлежащим отмене. В обоснование доводов апелляционной жалобы настаивает на отсутствии в действиях Департамента факта бездействия. Обращает внимание суда на то, что Департаментом осуществлялись действия по проверке правовой возможности предоставления Обществу земельного участка, что является обязанностью уполномоченного органа, и вся информация об этих действиях своевременно направлялась в адрес ООО "Березка". Полагает, что из представленных в материалы деда документов нельзя прийти к выводу о нарушении прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, явку своих представителей в суд не обеспечили. Жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
В представленных в материалы дела письменных возражениях Общество с доводами апелляционной жалобы не согласилось. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению.
Из материалов дела коллегией установлено следующее:
Согласно свидетельству о государственной регистрации права 25-АБ 492342 от 23.11.2010, Обществу на праве собственности принадлежит здание административное с пристройками общей площадью 511,70 кв.м. (лит.А, А1 - пристройка, А2-пристройка), инв. N 05:401:002:000206910; этажностью:2, мансардный; назначение: нежилое, адрес объекта: Приморский край, г.Владивосток, ул.Нейбута, 125.
Указанный объект недвижимости расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:010043:712, площадью 1965 кв.м. Как следует из кадастрового паспорта земельного участка от 15.08.2014 N 25/00-14-30235, земельный участок с кадастровым номером 25:28:010043:712 имеет вид разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации административного здания (лит.А), с пристройками: А1- пристройка, А2-пристройка.
12.09.2014 общество направило в Департамент заявление (вх.N 20- 41341 вх.дата - 18.09.2014) о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 25:28:010043:712, площадью 1965 кв.м., расположенного по адресу: г.Владивосток, ул.Нейбута, 125, для дальнейшей эксплуатации административного здания с приложением оригинала кадастрового паспорта земельного участка, выписки из ЕГРП о правах на здание, о правах на земельный участок, уставные документы общества.
Непринятие Департаментом в установленные законом сроки решения по обращению Общества послужило основанием для обращения в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд первой инстанции руководствовался тем, что оспариваемое бездействие Департамента является необоснованным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений на нее, проверив в порядке статей 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств:
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 29 Земельного Кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно пункту 5 указанной статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержден Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок", действующим на момент обращения общества в Департамент.
Указанным перечнем предусмотрено предоставление заявителем выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящееся на приобретаемом земельном участке (пункт 4) или уведомления об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения (пункт 4.1) и копий документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации (пункт 4.2).
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 ЗК РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", При разрешении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами по их желанию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или с приобретением их в собственность на основании правил статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, необходимо руководствоваться следующим.
Рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ определено, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Пунктом 8 статьи 36 ЗК РФ установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона "О порядке рассмотрении обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006 N 59-ФЗ (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ) обращение, поступившее в государственной орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Как следует из положений статьи 12 Федерального закона N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня принятия письменного обращения.
Коллегия апелляционного суда считает необходимым отметить, что под бездействием понимается виновное пассивное поведение органа государственной власти, на которого в силу закона возложена обязанность по осуществлению определенных действий.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в рассматриваемом случае Обществом при обращении в Департамент были представлены: оригинал кадастрового паспорта земельного участка, выписки из ЕГРП о правах на здание, о правах на земельный участок, уставные документы общества и другие документы, предусмотренные указанным перечнем.
Указанные документы содержали все необходимые сведения, для совершения действий по принятию решения или отказа в принятии решения по заявлению общества.
Вместе с тем, в установленный пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ, в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, срок, действия по рассмотрению заявления общества и принятию по нему решения Департаментом совершены не были.
Делая данный вывод, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим:
Так, заявление общества поступило в Департамент 18.09.2014 вх.N 20-41341, что не оспаривается ответчиком, решение о предоставлении обществу в аренду испрашиваемого земельного участка принято Департаментом лишь 27.02.2015, что подтверждается представленным в материалы дела распоряжением Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 27 февраля 2015 года N 752-рз.
Таким образом, в период с 18.09.2014 по 27.02.2015 Департаментом допущено незаконное бездействие.
Доводы заявителя апелляционной жалобы об отсутствии в действиях Департамента факта бездействия подлежат отклонению, поскольку на момент обращения Общества в суд с заявленными требованиями о признании незаконными бездействия Общество не располагало сведениями о результатах рассмотрения его заявки, следовательно, Департаментом допущено бездействие, выразившееся в нерассмотрении в установленные пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса заявления общества.
Оспариваемое бездействие нарушило права и законные интересы заявителя, поскольку создало препятствия в реализации права на получение земельного участка на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур, в связи с чем общество было вынуждено обратиться в арбитражный суд и понести судебные издержки.
При этом, то обстоятельство, что 27.02.2015 Департаментом было принято решение по существу обращения Общества, не принимается судом в качестве доказательства отсутствия неправомерного бездействия, поскольку указанный письменный ответ был подготовлен за пределами установленного законом срока.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемое бездействие органов, осуществляющих публичные полномочия, не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании бездействия незаконным.
Требования Общества в указанной части удовлетворены арбитражным судом законно и обоснованно.
Пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. При выборе способа устранения нарушенного права арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
В рассматриваемом случае избрание способа защиты нарушенного права не представляется возможным, поскольку на момент принятия решения по делу обращение Общества Департаментом по существу уже было рассмотрено и издано распоряжение о предоставлении спорного земельного участка ООО "Березка" в аренду сроком на 49 лет.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерно отнесены судом на ответчика.
По существу, доводы апелляционной жалобы выражают несогласие Департамента с оценкой, данной судом обстоятельствам дела и доказательствам, и основаны на неправильном толковании норм права, что не опровергает правильность выводов суда и не может быть положено в основу отмены обжалуемого судебного акта.
Иная оценка ответчиком установленных судом фактов, равно как иное толкование им нормативных актов, не свидетельствует о наличии допущенной при рассмотрении дела судебной ошибке.
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда приморского края от 20.04.2015 по делу N А51-34240/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.В. Гуцалюк |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-34240/2014
Истец: ООО "Березка"
Ответчик: Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края