г. Тула |
|
29 июня 2015 г. |
Дело N А23-843/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.06.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.06.2015.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Капустиной Л.А., судей Тимашковой Е.Н. и Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никишкиной И.Ю., при участии от ответчик - городской управы города Калуги (г. Калуга, ОГРН 1024001179113, ИНН 4027017947) - Ермиловой Е.В. (доверенность от 04.02.2014), в отсутствие истцов - индивидуального предпринимателя Воробьева Андрея Ивановича (ОГРНИП 304402732000120), индивидуального предпринимателя Невзорова Виталия Ивановича (ОГРНИП 304402732000261), индивидуального предпринимателя Симонова Анатолия Алексеевича (ОГРНИП 304402732000283), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу городской управы города Калуги на решение Арбитражного суда Калужской области от 17.04.2015 по делу N А23-843/2015 (судья Аникина Е.А.), установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Воробьев Андрей Иванович, индивидуальный предприниматель Невзоров Виталий Иванович, индивидуальный предприниматель Симонов Анатолий Алексеевич (далее - предприниматели) обратились в Арбитражный суд Калужской области с иском к городской управе города Калуги (далее - управа) о взыскании неосновательного обогащения в размере 1 495 400 рублей (т. 1, л. д. 4).
Решением суда от 17.04.2015 (т. 1, л. д. 116) исковые требования удовлетворены. Суд сделал вывод о возникновении на стороне управы неосновательного обогащения в виде разницы между суммой фактически уплаченной арендатором арендной платы и суммой, подлежащей внесению в соответствии с требованиями постановления Правительства от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление N 582).
В апелляционной жалобе управа просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Оспаривая судебный акт, заявитель ссылается на то, что начисление арендной платы за пользование спорным земельным участком осуществлялось в соответствии с постановлениями управы от 29.12.2011 N 290-п, от 27.12.2012, N 448, от 18.12.2013 N 419-п. Указанные нормативные правовые акты являются действующими, в установленном законом порядке не признаны противоречащими законодательству и не отменены. Это обстоятельство подтверждается решением суда общей юрисдикции по делу N 2-8570/1/2014.
В дополнениях к апелляционной жалобе управа ссылается на то, что начисление арендной платы за пользование земельным участком осуществляется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Законом Калужской области от 06.02.2008 N 402-03 "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков" (действовал на момент начисление арендной платы), а также постановлениями "О ставках арендной платы и коэффициентах к ним для исчисления арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории муниципального образования "Город Калуга" от 29.12.2011 N 290-п, от 27.12.2012 N 448-п, от 18.12.2013 N 419-п. Отмечает, что индексы потребительских цен и ставки арендной платы применялись при начислении арендной платы в соответствии с действующим законодательством (Закон Калужской области от 06.02.2008 N 402-ОЗ "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков"). Обращает внимание на то, что утвержденные постановлением N 582 правила определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации (определениях Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2014 N 22-АПГ14-4 и от 13.05.2015 N 306-ЭС14-6558). Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что начисление арендной платы по договору осуществлялось в соответствии с действующим законодательством.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал свою позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Истцы, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем размещения информации на сайте суда, в суд апелляционной инстанции представителей не направили. С учетом мнения представителя управы судебное разбирательство проводилось в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя ответчика, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 10.09.2009 на основании распоряжения от 04.09.2009 N 9731-р между управлением архитектуры, градостроительства и земельных отношений (арендодатель) и ООО "Чистый мир" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 852/2009 (т. 1, л. д. 23-27), по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из состава земель населенных пунктов с кадастровым номером 40:26:000227:32 площадью 2 260 кв. метров, используемый для строительства здания торгово-офисного назначения, по адресу: г. Калуга, ул. Телевизионная - ул. Карла-Либкнехта (местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир - двухэтажное здание. Участок находится примерно в 32 м от ориентира по направлению на юг. Почтовый адрес ориентира: Калужская область, г. Калуга, ул. Телевизионная, д. 31) на срок три года.
Договор зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Калужской области (т. 1, л. д. 27).
В соответствии с пунктом 3.2 договора расчет арендной платы составляется ежегодно с учетом устанавливаемых на календарный год базовых ставок арендной платы и коэффициентов к ним с указанием суммы, сроков, реквизитов оплаты, подписывается арендатором и уполномоченным лицом со стороны арендодателя. Первоначальный расчет арендной платы за период, начиная с даты, указанной в пункте 2.2 договора, и до окончания текущего года выдается при заключении договора.
По условиям пункта 3.3 арендная плата за земельный участок вносится арендатором путем перечисления на расчетный счет, указываемый арендатору арендодателем в ежегодном расчете арендной платы. Арендная плата за земельный участок вносится следующим образом: за I квартал - до 1 апреля, за II квартал - до 1 июля, за III квартал - до 1 октября, за IV квартал - до 25 декабря текущего года.
Пунктом 5.3 договора стороны предусмотрели, что при превышении сроков строительства применяются превышающие коэффициенты к арендной плате в следующих размерах: от 5 лет до 10 лет - коэффициент 5, от 10 лет до введения объекта в эксплуатацию - коэффициент 10.
По акту от 01.12.2010 земельный участок передан арендатору (т. 1, л. д. 38).
На основании договора уступки от 01.12.2010 права и обязанности арендатора по договору аренды переданы предпринимателям (т. 1, л. д. 34-38).
Дополнительным соглашением от 13.03.2012 (т. 1, л. д. 33) срок действия договора продлен до 30.10.2015.
Согласно расчету арендной платы за период с 01.01.2012 по 31.12.2014 истцами было уплачено 2 056 829 рублей 55 копеек (т. 1, л. д. 42 - 70). Указанная оплата осуществлялась на основании нормативных актов, действующих на территории г. Калуги, которые предусматривали применение индексов потребительских цен, а также - применении повышенного коэффициента 5 как санкции за превышение сроков строительства.
Считая, что вследствие применения названных значений со стороны предпринимателей имела место переплата арендной платы за 2012 - 2014 годы в размере 1 495 400 рублей, что повлекло неосновательное обогащение управы, истцы обратились в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате ошибочно исполненного (пункт 4 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2000 N 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении").
Суд первой инстанции, удовлетворяя иск предпринимателей, исходил из того, что в рассматриваемом случае при определении размера арендной платы в соответствии с действующими в спорный период нормативными правовыми актами органа местного самоуправления размер арендной платы по договорам превысил предельный размер арендной платы, установленный постановлением N 582. При этом исходил из того, что коэффициент 5,0, установленный пунктом 7 раздела 2 приложения к постановлению управы от 27.12.2012 N 448-п "О ставках арендной платы и коэффициентах к ним для исчисления в 2013 году арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории муниципального образования "Город Калуга", по сути представляет собой санкцию за затягивание сроков строительства. Между тем федеральное законодательство (статья 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 15 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ (в редакции Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ) допускает применение такой санкции только в отношении жилищного строительства, относящегося к социально-значимым видам деятельности. В связи с этим, устанавливая повышающий коэффициент 5,0 ко всем видам строительства на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, управа нарушила требования вышеуказанного федерального законодательства, а значит, оснований для применения управой повышающего коэффициента не имеется.
Апелляционная инстанция считает такую позицию неверной.
Постановление N 582 подлежит к применению в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, а также земель, федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности только в части утвержденных этим постановлением основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков. При этом утвержденные этим нормативным правовым актом правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации.
Данная позиция сформирована Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 13.05.2015 N 306-ЭС14-6558 по делу N А12-1426/2014 и от 15.06.2015 N 310-ЭС15-1189 по делу N А14-12748/2013, а также в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014. Данный подход применена Арбитражным судом Центрального округа в постановлении от 17.06.2015 по делу N А54-5196/2014.
Согласно положениям пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
На основании пункта 3 этой же статьи, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Подпунктом "д" пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право управлять и распоряжаться собственностью субъекта Российской Федерации.
В связи с указанным начисление арендной платы за пользование земельными участками на территории Калужской области осуществляется на основании Закона Калужской области от 06.02.2008 N 402-ОЗ "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков" (действовал на момент начисления арендной платы), а также постановлений городской управы города Калуги "О ставках арендной платы и коэффициентах к ним для исчисления арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории муниципального образования "Город Калуга", утверждаемых ежегодно.
Постановлением управы от 29.12.2011 N 290-п утверждены ставки арендной платы и коэффициенты к ним для исчисления в 2012 году арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории муниципального образования "город Калуга". Согласно подпункту 5.2 пункта 5 раздела 1 постановления ставка арендной платы для земельных участков, предоставленных для строительства объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, автозаправочных станций, автостоянок (корме многоэтажных и подземных) определена в размере 1,3 % от кадастровой стоимости.
Аналогичный размер ставки установлен постановлениями управы от 27.12.2012 N 448-п "О порядке исчисления в 2013 году арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории муниципального образования "город Калуга"" (подпункт 5.2 пункта 5 раздела 1 постановления) и от 18.12.2013 N 419-п "О ставках арендной платы и коэффициентах к ним для исчисления в 2014 году арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории муниципального образования "город Калуга"" (подпункт 5.2 пункта 5 раздела 1 постановления).
В силу пунктов 3 названных постановлений размер арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории муниципального образования "город Калуга", определяется по следующей формуле: А=С+К+П+И1х_хИп.
Все вышеназванные постановления являются действующими, в установленном законом порядке не отменены.
Подобная формула расчета арендной платы была установлена и в Законе Калужской области от 06.02.2008 N 402-ОЗ "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков".
Следовательно, индексы потребительских цен и ставки арендной платы при начислении предпринимателям арендной платы применялись управой в соответствии с действующим законодательством.
Каких-либо доводов о том, что нормативные правовые акты, установившие индексы потребительских цен, не соответствуют принципам, определенным в постановлении N 582, в исковом заявлении не содержится.
Судебная коллегия не может согласиться и с позицией первой инстанции о неправомерности применения к арендной плате повышенного коэффтцтента 5 за нарушение сроков строительства нежилого объекта.
Применяя за 2014 год указанный повышающий коэффициент, управа основывалась на пункте 5.3 договора аренды и дополнительного соглашения к нему, а также пункте 7 раздела 2 приложения к постановлению управы от 18.12.2013 N 419-п "О ставках арендной платы и коэффициентах к ним для исчисления в 2014 году арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории муниципального образования "Город Калуга". Указанный повышающий коэффициент применен в связи с продлением срока строительства.
С учетом вышесказанного и того факта, что спорному договору аренды от 10.09.2009 земельный участок предпринимателям был предоставлен для строительства здания торгово-офисного назначения, сроком на три года, строительство в срок, установленный договором, не осуществлено, управа правомерно исчислила арендную плату за 2014 год, использовав коэффициент К2 в повышенном размере 5,0.
Аналогичная правовая позиция отражена в Обзоре судебной практики Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации судебной коллегии по административным делам, утвержденном Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 24.12.2014, в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2015 по делу N 306-ЭС14-6558, а также в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 17.06.2015 по делу N А54-5196/2014.
В соответствии с пунктом 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, понесенные расходы по уплате государственной пошлине по иску подлежат отнесению на предпринимателей.
Госпошлина по апелляционной жалобе управы не взыскивается, поскольку она подана лицом, освобожденным от ее уплаты (пункт 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46).
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 17.04.2015 по делу N А23-843/2015 отменить.
В удовлетворении исковых требований индивидуальных предпринимателей Воробьева Андрея Ивановича, Невзорова Виталия Ивановича, Симонова Анатолия Алексеевича отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.А. Капустина |
Судьи |
Е.Н. Тимашкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-843/2015
Истец: Воробьев Андрей Иванович, ИП Воробьев А. И., ИП Невзоров В. И., ИП Симонов А. А., Невзоров Виталий Иванович, Симонов Анатолий Алексеевич
Ответчик: Городская Управа г. Калуги