г. Томск |
|
29 июня 2015 г. |
Дело N А45-23397/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2015 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полосина А.Л.,
судей: Колупаевой Л.А., Марченко Н.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гальчук М.М. с использованием средств аудиозаписи
при участии в заседании:
от заявителя: Федченко С.С. на основании протокола от 09.07.2013 года, паспорт; Показаньева В.С. по доверенности N 02-2015 от 01.01.2015 года (сроком по 31.12.2015 года)
от заинтересованного лица: Королева В.В. по доверенности N 39 от 03.03.2015 года (сроком по 31.12.2015 года)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому Федеральному округу (N 07АП-4932/15)
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 09 апреля 2015 года по делу N А45-23397/2014 (судья Рубекина И.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Авиа-Сибирь" (ОГРН 1075402018361, ИНН 5402488436, г. Томск)
к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу (ОГРН 1095406039860, ИНН 5406553541, г. Новосибирск)
о признании незаконным и отмене предписания серия ЗС N 2014.5.07-26-СЛС от 02.10.2014,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Авиа-Сибирь" (далее по тексту -заявитель, ООО "Авиа-Сибирь", Общество) обратилось с Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу (далее по тексту - заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконным предписания серия ЗС N 2014.5.07-26-СЛС от 02.10.2014 года.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 09 апреля 2015 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требования, указывая, что при вынесении решения суд первой инстанции неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушил и неправильно применил нормы материального права, нарушил нормы процессуального права, что привело к принятию неправильного решения.
Подробно доводы заинтересованного лица изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы жалобы по изложенным в ней основаниям.
Общество в возражениях на апелляционную жалобу и его представители в судебном заседании, возражали против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу заинтересованного лица не подлежащей удовлетворению, поскольку оспариваемый ненормативный акт не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Письменный отзыв заявителя приобщен к материалам дела.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 02 октября 2014 года Управлением при проведении внеплановой документарной проверки соблюдения требований законодательства РФ, установленных правовыми актами в сфере деятельности гражданской авиации, в соответствии с распоряжением УГАН НОТБ СФО Ространснадзора от 02 сентября 2014 года N 419-р, в отношении Общества вынесено предписание серии ЗС N 2014.5.07-26-СЛС от 02 ноября 2014 года.
Указанным предписанием на заявителя возложена обязанность в срок до 02 ноября 2014 года, устранить следующие нарушения:
1. В нарушение статьи 8 Воздушного кодекса РФ, пункта 4 Федеральных авиационных правил "Сертификационные требования к физическим лицам, юридическим лицам, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки, процедуры сертификации", утвержденных приказом Минтранса России от 04.02.2003 года N 11, ООО "Авиа-Сибирь" производит эксплуатацию гражданских воздушных судов в коммерческих целях (предоставление услуг по осуществлению воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов), в отсутствии действующего сертификата эксплуатанта на выполнение коммерческих воздушных перевозок.
2. В нарушение части 1 статьи 9, статьи 62, статьи 100 Воздушного кодекса РФ, статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" ООО "Авиа-Сибирь" осуществляет воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов, не имея лицензию на осуществление подлежащего лицензированию, в соответствии с законодательством Российской Федерации, вида деятельности в области авиации (деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя); деятельность по перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
3. В нарушение статьи 114 Воздушного кодекса РФ, пункта 6.2 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденные приказом Минтранса России от 31.07.2009 года N 128, пункта 9 Федеральных авиационных правил "Требования к обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы. Порядок проведения сертификации", утвержденных приказом Минтранса России от 23.12.2009 года N 249 (далее по тексту - ФАП-128), ООО "Авиа-Сибирь", имея сертификат эксплуатанта на выполнение авиационных работ N АР_04_10_005, со сроком действия до 24.12.2016 года, осуществляет неустановленный Федеральными авиационными правилами вид авиационных работ "Транспортировка персонала и груза заказчика авиационных работ", в нарушение условий и ограничений, содержащихся в спецификации сертификата эксплуатанта, являющегося его неотъемлемой частью, в соответствии с которой заявитель может осуществлять только следующие виды авиационных работ: лесоавиационные работы, работы с целью оказания медицинской помощи (за исключением носилочных больных на воздушном судне Ми-2), строительно-монтажные, погрузочно-разгрузочные работы.
Считая выданное предписание незаконным и нарушающим права и интересы ООО "Авиа-Сибирь" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с соответствующим заявлением.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции принял правильное по существу решение.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, в силу указанной нормы требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения и действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, нарушающих права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом в порядке главой 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ с учетом особенностей административного производства.
В соответствии со статьей 5 Воздушного кодекса РФ воздушное законодательство регулирует отношения в области использования воздушного пространства, отношения, возникающие в связи с деятельностью в области авиации на территории Российской Федерации.
Согласно статье 20 Воздушного кодекса РФ авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию.
В силу пункта 1 статьи 21 Воздушного кодекса РФ авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации.
Гражданская авиация подразделяется на коммерческую гражданскую авиацию, используемую для предоставления услуг и (или) выполнения авиационных работ, и авиацию общего назначения, не используемую для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ (пункты 2, 3 статьи 21 ВК РФ).
Согласно части 1 статьи 8 Воздушного кодекса РФ обязательной сертификации подлежат юридические лица - разработчики и изготовители воздушных судов и другой авиационной техники; физические лица, юридические лица, осуществляющие и (или) обеспечивающие коммерческие воздушные перевозки, выполнение авиационных работ; юридические лица, осуществляющие техническое обслуживание и ремонт авиационной техники; аэродромы, аэропорты; образовательные учреждения и образовательные подразделения организаций, осуществляющие подготовку специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала; воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты, бортовое и наземное авиационное оборудование и другие объекты, а также юридические лица, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 61 Воздушного кодекса РФ под авиационным предприятием понимается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и (или) выполнение авиационных работ. Эксплуатант - гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта. Требования к эксплуатанту определяются федеральными авиационными правилами.
Как следует из материалов дела, ООО "Авиа-Сибирь" имеет действующее свидетельство эксплуатанта авиации общего назначения, выданное Западно-Сибирским МТУ ВТ ФАВТ 06.10.2011 N АОН0411014 и имеет сертификат эксплуатанта на выполнение авиационных работ, выданное Западно-Сибирским МТУ ВТ Росавиации 24.12.2013 года N АР_04_10_005.
В соответствии с Уставом Общество осуществляет в том числе следующие виды деятельности: деятельность воздушного пассажирского транспорта не подчиняющегося расписанию, деятельность воздушного грузового транспорта не подчиняющегося расписанию, деятельность воздушного пассажирского транспорта, не подчиняющегося расписанию; деятельность воздушного грузового транспорта, не подчиняющегося расписанию; аренда воздушного транспорта с экипажем; деятельность терминалов (аэропортов и т.п.), управление аэропортами и т.д.
25.08.2014 года, 26.08.2014 года, 27.08.2014 года, 29.08.2014 года, 30.08.2014 года Общество осуществляло эксплуатацию воздушных судов Ми-8Т с бортовыми номерами RA-24516 в целях перевозки на договорной возмездной основе пассажиров и грузов ООО "Региональная транспортная компания" по договору от 14.03.2011 года N 01/2011-П на выполнение авиационных работ, заключенному между ООО "Авиа-Сибирь" и ООО "Региональная транспортная компания".
В соответствии с пунктом 1.1 указанного Договора исполнитель ООО "Авиа-Сибирь" предоставляет воздушное судно типа Ми-8Т с экипажами и инженерно-техническим персоналом для выполнения авиационных работ, заявленных заказчиком - ООО "Региональная транспортная компания", а заказчик оплачивает стоимость работ, указанных в договоре.
Согласно статьям 784, 786 Гражданского кодекса РФ и статье 103 Воздушного кодекса РФ, воздушная перевозка пассажира выполняется на основании договора воздушной перевозки пассажира, сторонами которого являются перевозчик и пассажир.
В соответствии с пунктом 1 статьи 103 Воздушного кодекса РФ по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа - и провоз этого багажа.
В силу статьи 9 Воздушного кодекса РФ лицензированию подлежат отдельные виды деятельности в области авиации, а пунктами 22, 23 статьи 12 Закона N ФЗ-99 "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что в области авиации лицензируется только деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров и грузов.
По мнению Управления, ООО "Авиа-Сибирь" осуществляло деятельность по перевозкам пассажиров, багажа, грузов воздушным транспортом без лицензии, а также в отсутствие действующего сертификата эксплуатанта на выполнение коммерческих воздушных перевозок.
Между тем, как правомерно отмечено арбитражным судом, заявки, копии заданий на полет, списки, копии актов-отчетов и иные документы, представленные в материалы дела, не свидетельствуют о выполнении Обществом именно коммерческих перевозок, которые требуют лицензирования.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 05.05.2012 N 457 "О лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров и перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров, грузов включает работы и услуги по выполнению регулярных и (или) нерегулярных (чартерных) перевозок воздушным транспортом пассажиров, грузов.
В данном случае осуществляемая Обществом деятельность относится к гражданской авиации общего назначения, полеты осуществлялись в целях авиации общего назначения.
В целях правового регулирования использования воздушного пространства эксплуатантами гражданской авиации общего назначения приказом Минтранса России от 18.06.2003 года N 147 утверждены Федеральные авиационные правила "Эксплуатанты авиации общего назначения. Требования к эксплуатанту авиации общего назначения, процедуры регистрации и контроля деятельности эксплуатантов авиации общего назначения" (далее по тексту - ФАП).
На основании пункта 2 указанных Правил эксплуатант авиации общего назначения - гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов в целях авиации общего назначения и имеющие свидетельство эксплуатанта авиации общего назначения.
В соответствии со спецификацией сертификата эксплуатанта, ООО "Авиа - Сибирь" может осуществлять следующие виды авиационных работ: лесоавиационные работы, работы с целью оказания медицинской помощи (за исключением носилочных больных на воздушном судне Ми-2), строительно-монтажные, погрузочно-разгрузочные работы.
Согласно ГОСТ Р 54265-2010 Национальный стандарт Российской Федерации "Воздушный транспорт Авиационные работы. Классификация", введенному 01.07.2012 года приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2010 года N 1071, к авиации общего назначения относит авиационные транспортно-связные работы, включая транспортирование персонала заказчика (таб.1 п.11), транспортирование груза заказчика, авиационная буксировка объектов, воздушное патрулирование, наблюдение и авиационное обеспечение связи.
В материалы дела представлено письмо Департамента государственной политики в области гражданкой авиации Минтранса РФ от 16.10.2014 года, в котором указано, что согласно части 3 статьи 21 ВК РФ полеты, не вошедшие в список авиационных работ, согласно ФАП-128 и не являющиеся коммерческими воздушными перевозками, относятся к полетам в целях авиации общего назначения.
Более того, 29.12.2014 года Западно-Сибирское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Росавиации согласовало заявку эксплуатанта авиации общего назначения ООО "Авиа-Сибирь" на внесение изменений-уточнений в Руководство по производству полетов эксплуатанта авиации общего назначения от 06.10.2011 года.
В результате РПП дополнено пункты 8.18, 8.18.1, 8.18.2, согласно которым уточнено, что выполнение Обществом полетов по транспортированию персонала и грузов Заказчика относится к полетам в рамках авиации общего назначения.
Таким образом, выполнение Обществом авиационных транспортно-связных работ, не обладающих всей совокупностью признаков коммерческих воздушных перевозок, что, в свою очередь, исключает отнесение данного вида выполняемых полетов к коммерческим воздушным перевозкам пассажиров и, следовательно, данный вид полетов не требует лицензирования.
Кроме того, как следует из материалов дела на обращение Общества в Управление регулирования воздушных перевозок ФАВТ "Росавиация" с заявлением о предоставлении лицензии на деятельность по транспортированию персонала и грузов заказчика авиационной работы (граждан из мест чрезвычайных ситуаций) воздушным транспортом при выполнении транспортно-связных работ согласно таблице 1 ГОСТ Р 54265-2010, в адрес Общества поступило уведомление, из которого следует, что получение лицензии предусмотрено только для выполнения коммерческих воздушных перевозок.
На основании представленных в материалы дела документов, осуществляемые Обществом полеты в рамках названного договора, заявок, актов-отчетов к договору относятся к авиации общего назначения, выполнялись в соответствии с имеющимся у ООО "Авиа-Сибирь" действующим свидетельством эксплуатанта авиации общего назначения, выданным Западно-Сибирским МТУ ВТ ФАВТ 06.10.2011 года N АОН0411014.
Управлением в нарушении статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлено достаточных доказательств выполнения заявителем коммерческих воздушных перевозок.
Кроме того, по итогам рассматриваемой по настоящему делу проверки Управлением в отношении Общества составлялся протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1.2 КоАП РФ, который направлен для рассмотрения в Ленинский районный суд г. Томска.
Постановлением судьи Ленинского районного суда г. Томска от 23 декабря 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.2 КоАП РФ, прекращено производство по делу об административном правонарушении, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 20.12.2011 года N 29-П "По делу о проверке конституционности положения подпункта 3 пункта 2 статьи 106 ВК РФ в связи с жалобами ЗАО "Авиационная компания "Полет"" и ОАО "Авиакомпания "Сибирь" и ОАО "Авиакомпания "Ютэйр". При этом суд исходил из того, что в действиях ООО "Авиа-Сибирь" отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, отсутствуют документы, подтверждающие осуществление ООО "Авиа-Сибирь" коммерческих воздушных перевозок, а деятельность, осуществляемая Обществом, относится к авиации общего назначения, следовательно, выполнение ООО "Авиа-Сибирь" авиационных транспортно-связных работ не требует лицензирования.
Решением Томского областного суда делу N 77-35/2015 от 19.03.2015 года постановление суда по названному делу оставлено без изменения.
В соответствии с частью 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Проанализировав указанные выше обстоятельства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что предписание Управления серии ЗС N 2014.5.07-26-СЛС от 02 ноября 2014 года не соответствует вышеназванным нормам законодательства, и нарушает права и законные интересы Общества, поскольку на заявителя необоснованно возложена обязанность по совершению определенных действий, в связи с чем правомерно удовлетворил заявленные требования.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, изложенных в решении, и не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного, апелляционный суд считает, что судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Основания для переоценки обстоятельств, правильно оцененных судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 09 апреля 2015 года по делу N А45-23397/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Полосин А.Л. |
Судьи |
Колупаева Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-23397/2014
Истец: ООО "Авиа-Сибирь"
Ответчик: Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Хронология рассмотрения дела:
02.10.2015 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-24369/15
29.06.2015 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4932/15
09.04.2015 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-23397/14
04.12.2014 Определение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-23397/14