г. Москва |
|
30 июня 2015 г. |
Дело N А41-10221/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Игнахиной М.В.,
судей Виткаловой Е.Н., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Астафьевой А.В.,
при участии в заседании:
от ООО "ЭстейтЮниаль" - Фидоев Б.Х., представитель по доверенности от 24.06.2015,
от Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 6 по г. Москве и Московской области - Костина Н.В., представитель по доверенности от 08.04.2015 N206/09/3563,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 6 по г. Москве и Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 17.04.2015 по делу N А41-10221/15, принятое судьей Юдиной М.А., по заявлению ООО "ЭстейтЮниаль" к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 6 по г. Москве и Московской области о признании частично недействительными решений,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЭстейтЮниаль" (далее - общество, плательщик страховых взносов) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании недействительными решений Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 6 по г. Москве и Московской области (далее также - управление, орган Пенсионного фонда Российской Федерации) о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 12.08.2014 N 087 309 14 РК 0058777 в части взыскания штрафа в размере 90.597 руб. 05 коп., уменьшив сумму штрафа с учетом наличия смягчающих обстоятельств до 10 066 рублей 34 копеек, и N 087 309 14 РК 0058778 в части взыскания штрафа в размере 59 078 рублей 39 копеек, уменьшив сумму штрафа с учетом наличия смягчающих обстоятельств до 6 564 рублей 26 копеек (л.д. 63).
Решением Арбитражного суда Московской области от 17.04.2015 по делу N А41-10221/15 заявление ООО "ЭстейтЮниаль" удовлетворено. Признаны недействительными решение Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 6 по г. Москве и Московской области о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 12.08.2014 N 087 309 14 РК 0058777 в части привлечения к ответственности по ч. 1 ст. 46 ФЗ-212 в виде взыскания штрафа в размере 90 597 рублей 05 копеек, решение от 12.08.2014 N 087 309 14 РК 0058778 в части привлечения к ответственности по части 1 статьи 46 ФЗ-212 в виде взыскания штрафа в размере 59 078 рублей 39 копеек. С Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 6 по г. Москве и Московской области в пользу ООО "ЭстейтЮниаль" взысканы судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 3 000 рублей (л.д. 117-120).
Не согласившись с указанным судебным актом, управление обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств дела.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как усматривается из материалов дела, Начальником Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 6 по г. Москве и Московской области на основании актов камеральной проверки от 23.06.2014 N 08730930044153 (л.д. 16-19) и N 08730930044151 (л.д. 27-30) приняты решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 12.08.2014 N 087 309 14 РК 0058777 (л.д. 11-15) и N 087 309 14 РК 0058778 (л.д. 22-26), в соответствии с которыми ООО "ЭстейтЮниаль" привлечено к ответственности, предусмотренной части 1 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" за непредставление плательщиком страховых взносов в установленный ФЗ-212 срок расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам в размере 100 663 рублей 39 копеек и 65 642 рублей 65 копеек соответственно, а также обществу начислены пени по страховым взносам в общей сумме 1 282 рублей 40 копеек.
Не согласившись с решениями управления о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 12.08.2014 N 087 309 14 РК 0058777 в части взыскания штрафа в размере 90 597 рублей 05 копеек, уменьшив сумму штрафа с учетом наличия смягчающих обстоятельств до 10 066 рублей 34 копеек, и N 087 309 14 РК 0058778 в части взыскания штрафа в размере 59 078 рублей 39 копеек, уменьшив сумму штрафа с учетом наличия смягчающих обстоятельств до 6 564 рублей 26 копек, ссылаясь на уважительность причины пропуска срока для представления отчетности, тяжелое финансовое положение общества, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с вышеуказанным заявлением.
Суд первой инстанции, установив факт нарушения обществом положений Закона N 27-ФЗ, счел возможным применить положения статьи 44 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) и снизить размер штрафных санкций.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом суда первой инстанции.
Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон) регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее также - фонды обязательного медицинского страхования) на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В силу статьи 5 Закона плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: а) организации; б) индивидуальные предприниматели; в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Согласно пункту 9 статьи 15 Закона плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность: 1) не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам, предусмотренным настоящим пунктом, плательщик представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, установленные в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"; 2) не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также по расходам на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования, произведенным в счет уплаты этих страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Из материалов дела усматривается, что расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящих выплаты или иные вознаграждения физическим лицам, за 9 месяцев 2013 года и 2013 год представлены заявителем с нарушением вышеуказанных норм.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Закона непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
Из материалов дела следует, что факт совершения правонарушения плательщиком сборов не оспаривается, поэтому орган Пенсионного фонда Российской Федерации правомерно квалифицировал действия заявителя по несвоевременному представлению расчетов по пункту 1 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Вместе с тем, общество ходатайствовало о снижении размера взыскиваемого штрафа.
В силу пункта 1 статьи 44 Закона, в редакции, действующей до 01.01.2015, обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются: 1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; 2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; 3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения; 4) иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Согласно пункту 4 статьи 44 Закона обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 15.07.1999 N 11-П, от 12.05.1998 N 14-П, от 11.03.1998 N 8-П, санкции должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, компенсационного характера применяемых санкций, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии негативных последствий для бюджета, поскольку заявителем в орган Пенсионного фонда Российской Федерации представлены расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящих выплаты или иные вознаграждения физическим лицам за 9 месяцев 2013 г. и 2013 г.
Как усматривается из материалов дела представитель заявителя в заявлении и в судебном заседании ссылался на совершение правонарушения в связи тем, что аудиторская фирма ООО "АК-аудит", с которой у заявителя был заключен договор об оказании бухгалтерских услуг N К-114 (л.д. 76-80), вовремя не представила в орган Пенсионного фонда расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за вышеуказанные периоды в связи с кадровыми и экономическими трудностями.
Также из материалов дела следует, что на момент совершения правонарушения общество не знало об этом в связи с тем, что все ведение бухгалтерского учета осуществляло ООО "АК-аудит".
В материалах дела имеется письмо ООО "АК-аудит", в котором последнее признает, что несвоевременная сдача отчетности заявителя произошла по вине ООО "АК-аудит" (л.д. 10). Доказательств обратного заинтересованным лицом не представлено.
При этом, как правомерно установлено судом первой инстанции ранее плательщик страховых взносов не привлекался к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах.
Также судом апелляционной инстанции принимается во внимание, что заявитель является субъектом малого и среднего предпринимательства и отнесен к микро предприятиям, что подтверждается справкой о нахождении субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки Москвы сведений о получателе поддержки (л.д. 52).
С учетом изложенного суд в пределах предоставленной ему Законом N 212-ФЗ компетенции и с учетом соразмерности штрафа тяжести совершенного правонарушения снизил размер подлежащего взысканию штрафа в 10 раз, до 10 066 рублей 34 копеек по решению от 12.08.2014 N 087 309 14 РК 0058777, до 6 564 рублей 26 копеек по решению от 12.08.2014 N 087 309 14 РК 0058778.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал недействительными решения Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 6 по г. Москве и Московской области о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 12.08.2014 N 087 309 14 РК 0058777 и N 087 309 14 РК 0058778 недействительными в части привлечения ООО "ЭстейтЮниаль" к ответственности в виде взыскания штрафов в размере 90 597 рублей 05 копеек и 59 078 рублей 39 копеек соответственно.
Ссылка управления на отсутствие смягчающих обстоятельств, позволяющих уменьшить размер штрафа в 10 раз, несостоятельна.
Согласно части 4 пункта 1 статьи 44 Закона N 212-ФЗ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Соответственно, данной нормой установлен открытый перечень обстоятельств, которые могут быть признаны смягчающими ответственность за совершение правонарушения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 44 Закона N 212-ФЗ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
Из указанных норм следует, что орган контроля за уплатой страховых взносов при рассмотрении материалов проверки о правонарушении и определении размера штрафа должен выявлять и учитывать смягчающие ответственность обстоятельства в силу прямого указания закона.
Суд первой инстанции, исследовав обстоятельства совершенного Обществом правонарушения, а также оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, пришел к правильному выводу о наличии смягчающих ответственность обстоятельств.
Довод управления о неоднократности совершения аналогичных правонарушений, что подтверждается материалами дела N А41-13029/15, является несостоятельным.
Как усматривается из материалов дела в рамках дела N А41-13029/15 рассматривается заявление о признании недействительными решений о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда Московской области от 12.05.2015 по делу N А41-13029/15 в удовлетворении заявленных требований отказано. Данный судебный акт не вступил в законную силу.
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2015 принята к производству апелляционная жалоба на решение Арбитражного суда Московской области от 12 мая 2015 года по делу N А41-13029/15, назначено судебное заседание на 16.07.2015.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба управления удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 17 апреля 2015 года по делу N А41-10221/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Игнахина |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-10221/2015
Истец: ООО "ЭстейтЮниаль"
Ответчик: ГУ "Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 6 по г. Москве и Московской области"
Третье лицо: ГУ "Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 6 по г. Москве и Московской области"