Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 29 октября 2015 г. N Ф06-1351/15 настоящее постановление отменено
г. Саратов |
|
30 июня 2015 г. |
Дело N А12-3226/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июня 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.И. Антоновой,
судей Волковой Т.В., Луговского Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ахоновой Д.И.
при участии:
- от Администрации городского округа город Урюпинск Волгоградской области - Кудинова Елена Сергеевна, по доверенности N 96 от 25.02.2015 года, выданной на срок до 31.12.2015 года, паспорт обозревался;
- от Муниципального унитарного предприятия "Санитарная очистка" - директор Ванюков Алексей Владимирович, Кудинова Елена Сергеевна, по доверенности от 01.01.2015 года, выданной на срок по 31.12.2015 года, Иванов Владимир Леонидович, по доверенности от 01.01.2015 года, выданной на срок по 31.12.2015 года, паспорта обозревались.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области, Муниципального унитарного предприятия "Санитарная очистка", Администрации городского округа город Урюпинск Волгоградской области на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09 февраля 2015 года по делу N А12-3226/2014 (судья Прудникова Н.И.)
по исковому заявлению Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области (ИНН 3445070230, ОГРН 1043400433240, 400001, г. Волгоград, ул. Профсоюзная, 30)
к Муниципальному унитарному предприятию "Санитарная очистка" (ИНН 3438006795, ОГРН 1053457063802, 403111, Волгоградская область, г. Урюпинск, ул. Б.М.Мушкетовская.28)
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора:
администрации городского округа город Урюпинск Волгоградской области,
Комитет природных ресурсов и экологии Волгоградской области (ИНН 3442103030, ОГРН 1093459000557,400078, г. Волгоград, пр. Ленина,102)
о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области (далее - Управление Росприроднадзора по Волгоградской области, истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к Муниципальному унитарному предприятию "Санитарная очистка" (далее МУП "Санитарная очистка", ответчик) о взыскании 148761869,45 руб. платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов производства и потребления в пользу бюджета, в том числе за второе полугодие 2011 г. в размере 38615578,81 руб., за 2012 г. в размере 88422777,64 руб. и за 1 квартал 2013 г. в размере 21723513 руб.
Решением суда от 04.06.2014, оставленным в силе постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2014, в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30.10.2014 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04.06.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2014 по делу N А12-3226/2014 отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В постановлении кассационной инстанции указано, что при новом рассмотрении спора суду следует указать по какой причине не принят расчет, представленный управлением и сведения, полученные по результатам прокуратуры Урюпинского района, проанализировать в чем различия между расчетами, исследовать вопрос на основании каких документов учета предприятием составлен расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду представленных им в суд.
По ходатайству Министерства природных ресурсов и экологии Волгоградской области в связи переименованием определено надлежащим наименованием третьего лица считать Комитет природных ресурсов и экологии Волгоградской области.
По результатам повторного рассмотрения дела решением суда от 09.02.2015 с Муниципального унитарного предприятию "Санитарная очистка" (ИНН 3438006795, ОГРН 1053457063802) в доход бюджета (администратор поступлений в бюджет в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду - Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области) задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за второе полугодие 2011 г. в размере 1805312,71 руб., за 2012 г. в размере 3068124,75 руб. и за 1 квартал 2013 г. в размере 3400707,35 руб.
В остальной части иск оставлен без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом Управление Росприроднадзора по Волгоградской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в части отказа в удовлетворении требований истца отменить по основаниям, изложенным в жалобе.
В свою очередь, МУП "Санитарная очистка" а также Администрация, выступающая в деле в качестве третьего лица, обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить в полном объеме, по основаниям, изложенным в жалобах.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как усматривается из материалов дела, в качестве правового обоснования заявленных требований истец указывает, что на основании информации, поступившей из прокуратуры Волгоградской области, и распоряжения от 21.11.2013 N 178 Управлением Росприроднадзора по Волгоградской области была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требования законодательства в области охраны окружающей среды, в ходе которой установлено следующее.
МУП "Санитарная очистка" оказывает услуги муниципальному образованию, юридическим и физическим лицам по сбору, вывозу и утилизации твердых бытовых и промышленных отходов, осуществляет хозяйственную деятельность по адресам: г. Урюпинск, ул. Б. Мушкетовская, 28; г. Урюпинск, ул. Л. Чайкина 53; г. Урюпинск, пр. Ленина 48.
Администрацией городского округа город Урюпинск Волгоградской области предоставлен МУП "Санитарная очистка" в аренду земельный участок из земель населенных пунктов города Урюпинска Волгоградской области, площадью 136753 кв.м, расположенный по адресу: Волгоградская область город Урюпинск, микрорайон Гора Восточная,87, для временного складирования твердых бытовых отходов на основании договора аренды от 04.10.2013 N 43.
В ходе проверки установлено, что территория свалки по адресу г. Урюпинск, Гора Восточная 87 находится в искусственно созданном понижении рельефа в непосредственной близости от дороги и населенного пункта. Территория свалки не имеет гидроизоляции, ограждения, доступ к свалке является свободным. На момент осмотра места свалки установлены следы сжигания отходов с изоляцией горевшей массы отходов. Все отходы, размещенные на свалке, не отвечают требованиям санитарного и экологического законодательства и находятся несанкционированно.
Сведения для внесения в государственный реестр объектов размещения отходов предприятием не подавались.
Мониторинг за состоянием компонентов природной среды МУП "Санитарная очистка" как лицом, в пользовании которого находится объект размещения отходов, не ведется. Предприятием фактически осуществляется деятельность в отсутствие утвержденных в установленном порядке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Кроме того, в нарушение требований статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" отсутствует лицензия на размещение 4 класса опасности.
По результатам проведенной проверки управлением Росприроднадзора по Волгоградской области доначислена плата за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов производства и потребления в сумме 148 761 869руб.45 коп.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Полагая, что законодательство в сфере охраны окружающей среды не содержит норм, обязывающих вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в зависимости от того, является юридическое лицо собственником отходов или нет, суд первой инстанции исковые требования признал обоснованными. Вместе с тем, в виду отсутствия доказательств классности отходов равно как и количества последних в замере 8480,9 тонн, 2012 г. 18279,6 тонн и 1 квартал 2013 г. -4184, 7 тонн размещенных МУП "Саночитска" требования истца были удовлетворены частично: за второе полугодие 2011 г. в размере 1805312,71 руб., за 2012 г. в размере 3068124,75 руб. и за 1 квартал 2013 г. в размере 3400707,35 руб.
Между тем с вышеприведенными требованиями суда нельзя согласиться.
Статьей 1 Закона N 7-ФЗ установлено, что негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со ст. 3 Закона N 7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Статьей 16 Закона N 7-ФЗ установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются законом. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 г. N 632. Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 г. N 344. Минприроды Российской Федерации 26.01.1993 г. утверждены Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды.
В силу п. 2 Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 г. N 401, нормативное правовое регулирование по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 г. N 557 установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит уплате по итогам отчетного периода (календарный квартал) не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в установленном порядке возложена на физических и юридических лиц в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе N 7-ФЗ (включая размещение отходов производства и потребления).
Согласно ст. 1 Закона N 89-ФЗ, отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства и потребления, а также товары (продукция), утратившие потребительские свойства. Под размещением отходов понимается их хранение и захоронение, а под хранением отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.
В силу п. 4.4 Приложения N 1 к Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище и другое).
Статьей 12 Закона N 89-ФЗ определены требования к объектам размещения отходов. В частности к таким требованиям относятся: создание объектов размещения отходов на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; определение места строительства объектов размещения отходов на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; внесение объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов, ведение которого осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
То есть, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.11.2012 N 3281/12, плата за негативное воздействие на окружающую среду вносится однократно за отчетный период, в котором отходы образовались и были помещены в объекты хранения и не подлежит повторному (многократному) внесению за те же отходы в течение всего периода их хранения в месте размещения.
Как усматривается из материалов дела объем отходов, о взыскании платы за размещение которых заявлено в настоящем иске, переданы ответчику юридическими и физическими лицами на основании договоров, которые представлены ответчиком в материалы дела..
В соответствии с пунктом 1.1 договоров исполнитель по заданию заказчика обязуется оказать услуги по сбору, транспортировке и размещению твердых бытовых отходов, а заказчик оплачивает данные услуги на условиях донного договора.
При этом пунктом 1.2 договоров установлено, что собственником отходов, принимаемых исполнителем для размещения, является заказчик.
Материалами дела установлено, что контрагенты ответчика, в результате деятельности которых во 2-м полугодии 2011 г. 2012 г., 1 квартале 2013 г. образовались отходы, сбор и транспортировку которых производило МУП "Саночистка" на основании заключенных договоров, самостоятельно вносили плату за -негативное воздействие на окружающую среду. Денежные средства поступали от плательщиков в бюджеты всех уровней.
При этом факт внесения платы подтверждается и самим истцом.
В свою очередь в своих пояснения, представленных суду апелляционной инстанции Управление пояснило, что представленные ответчиком документы свидетельствуют о перечислении денежных средств не только за размещение отходов, но и за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, выбрасываемых стационарными и передвижными объектами, а также, за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты (п/п N N 132 от 19.10.2012, 80 от 15.08.2012, 35 от 23.04.2012, 153 от 30.03.2012 и т.д). Также среди представленных документов присутствуют копии чек-ордеров с нечитаемыми реквизитами платежа.
Таким образом, как указывает истец, удостоверить факт поступления денежных средств по всем представленным ответчиком платежным документам не представляется возможным.
Из всего объема представленных платежных поручений Управление признает поступление в бюджет по назначению "плата за размещение отходов" в спорный период лишь на сумму 121 704,91 руб.
В свою очередь следует отметить, что ответчик не является участником рассматриваемых правоотношений (по внесению платы), в связи с чем им были представлены платежные документы частично, полученные им от своих контрагентов.
При этом в подтверждение, что плата за размещение отходов производилась его контрагентом были представлены копии соответствующих договоров, которые приобщены к материалам дела.
Кроме того в материалы дела представлена структура тарифов по сбору, транспортировке и размещению ТБО за 2011-2013 гг., согласно которых в структуре тарифов ответчика не учитывается экологических платеж по контрагентам ответчика.
Согласно Положению, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. N 400 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370", Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, находящаяся в ведении Министерства природных ресурсов Российской Федерации, осуществляет контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы (пункт 6.3).
Аналогичное право территориальных органов Росприроднадзора закреплено в п. 5.3 Приказа Минприроды РФ от 30.03.2011 г. N 188 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по федеральному округу"
Так, согласно Письму Росприроднадзора от 15.10.2013 г. N АА-03-03-36/15272 "О направлении разъяснений" в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в связи с жалобой Общества с ограни- ченной ответственностью "Тополь" внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду является обязанностью той организации, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образовались отходы, в случае, если отходы были переданы специализированным организациям для размещения.
В соответствии с Информацией Росприроднадзора от 15.08.2014 г. "О порядке внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду", разъяснено следующее.
Статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Согласно ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон) плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В отношении определения плательщика платы за размещение отходов приоритетным является вопрос определения собственника отходов.
Статьей 4 Закона установлено, что отходы являются объектом права собственности. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 г. N 51-ФЗ (далее - Кодекс) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, действующим законодательством установлено, что плата за размещение отходов взимается с собственника отходов.
В соответствии со ст. 236 Кодекса собственник вправе отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество. При этом отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.
При этом передачу отходов организации, оказывающей услуги по их вывозу, размещению, необходимо отличать от передачи отходов с переходом права собственности, поскольку наличие только договора на оказание услуг по транспортировке, размещению отходов (мусора) не освобождает плательщиков от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, размер которой зависит от количества и класса опасности отходов.
Кроме того, следует отметить, что Федеральным законом от 21.07.2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" определена позиция законодателя по указанному вопросу.
Так, согласно ч. 1 ст. 16.1 названного Закона, плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее -лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
В части размещения отходов производства и потребления лицами, обязанными вносить плату, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы производства и потребления.
В виду изложенного у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований истца.
Следует также обратить внимание на то, что при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду истец исходил из того, что вся масса отходов рассчитывалась по 4 классу опасности, поскольку отнесение таковых к 5 классу опасности не подтверждена документально.
Аналогичные доводы содержатся и в апелляционной жалобе истца со ссылкой на биотестирование отходов ФБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" - "ЦЛАТИ по Волгоградской области N N 401-407 от 05.12.2013.
Между тем, анализ представленных тестирований не позволяет в полной мере прийти к выводу об отнесении всех отходов к 4 классу опасности равно как и определить соответствие объема таких отходов, использованных истцом при расчете.
При этом, следует отметить, что большая часть отходов, согласно результатам тестирования относится к 5 классу отходов (95%), что также опровергает доводы истца об отсутствии доказательств отнесения отходов к указанному классу опасности.
Доказательств обратного истцом не представлено.
С учетом изложенного при совокупности указанных выше обстоятельств решение суда подлежит отмене, а апелляционные жалобу МУП "Санитарная отчистка" и Администрации городского округа город Урюпинск Волгоградской области подлежат удовлетворению.
Судебные расходы, понесенные МУП "Санитарная отчистка" по оплате государственной пошлины подлежат возмещению Управлением Росприроднадзора по Волгоградской области по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09 февраля 2015 года по делу N А12-3226/2014 в части взыскания с Муниципального унитарного предприятия "Санитарная очистка" (ИНН 3438006795, ОГРН 1053457063802) в доход бюджета задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за второе полугодие 2011 г. в размере 1805312,71 руб., за 2012 г. в размере 3068124,75 руб. и за 1 квартал 2013 г. в размере 3400707,35 руб. и в части взыскания государственной пошлины в размере 40121 руб. отменить. В иске в отменной части отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09 февраля 2015 года по делу N А12-3226/2014 оставить без изменения.
Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области в пользу Муниципального унитарного предприятия "Санитарная очистка" (ИНН 3438006795, ОГРН 1053457063802) судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3000 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.И. Антонова |
Судьи |
Т.В. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-3226/2014
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области
Ответчик: МУП "Санитарная очистка"
Третье лицо: Администрация городского округа город Урюпинск Волгоградской области
Хронология рассмотрения дела:
28.01.2022 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-11881/2021
22.03.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-19533/17
20.01.2017 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-14089/16
18.10.2016 Определение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-3226/14
14.09.2016 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-8913/16
25.02.2016 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-600/16
29.10.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1351/15
30.06.2015 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2887/15
09.02.2015 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-3226/14
30.10.2014 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-16230/13
20.08.2014 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-6624/14
04.06.2014 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-3226/14