г. Москва |
|
30 июня 2015 г. |
Дело N А41-9685/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Туда-Сюда" - Стригиной Г.С. (представителя по доверенности от 16.02.2015),
от Министерства транспорта Московской области - Абрамова С.В. (представителя по доверенности от 25.12.2014), Титова С.В. (представителя по доверенности от 25.12.2014),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Туда-Сюда" на решение Арбитражного суда Московской области от 17.04.2015 по делу N А41-9685/15, принятое судьей Денисовым А.Э. в порядке упрощенного производства,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Туда-Сюда" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства транспорта Московской области (далее - министерство) от 12.01.2015 серии 50 АА N 013919 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной статьей 10.2 Закона Московской области от 05.10.2006 N 170/2006-ОЗ "Об административной ответственности за правонарушения на автомобильном и наземном электрическом транспорте в Московской области" (далее - Закон об ответственности на транспорте), в виде 70 000 рублей штрафа.
Решением Арбитражного суда Московской области от 17.04.2015 в удовлетворении требования отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение им обстоятельств по делу, неправильное применение норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители управления в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке упрощенного производства с применением норм статей, содержащихся в главе 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Согласно статье 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
С учетом изложенного судебное разбирательство проведено судьей апелляционного суда единолично.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Министерство 11.12.2014 в период с 09 часов 00 минут до 18 часов 00 минут на основании задания от 11.12.2014 N 609 провело мониторинг по пресечению деятельности нелегальных пассажирских перевозок, в ходе которого выявило, что водители транспортных средств, принадлежащих обществу, следуя по межсубъектному маршруту без номера "ст. Нахабино - ст.м. Митино" производили посадку-высадку пассажиров, то есть осуществляли перевозку пассажиров на территории Московской области по маршруту, не включенному в реестр маршрутов регулярных перевозок Московской области, при этом взимая с пассажиров провозную плату за проезд (служебная записка, протокол об административных правонарушениях с приложенными фотографиями).
Также 11.12.2014 опрошены пассажиры, которые пояснили, что при посадке в салон транспортного средства они оплатили проезд (40 рублей), личные документы при посадке не показывали, транспортное средство останавливалось на всех остановочных пунктах для посадки пассажиров.
По данному факту министерство 29.12.2014 составило в отношении общества протокол об административном правонарушении и. 12.01.2015 вынесло постановление серии 50 АА N 013919 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной статьей 10.2 Закона об ответственности на транспорте, в виде 70 000 рублей штрафа.
Отказывая обществу в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене названного постановления управления, суд первой инстанции признал доказанным наличие в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, порядок привлечения его к административной ответственности - соблюденным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона Московской области от 27.12.2005 N 268/2005-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Московской области" (далее - Закон об организации транспортного обслуживания населения) перевозчик пассажиров обязан: выполнять перевозки пассажиров в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Московской области, правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, условиями заключенных договоров (пункт 2); соблюдать требования иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Московской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области (пункт 9).
Частью 3 статьи 16 Закона об организации транспортного обслуживания населения установлено, что открытие и изменение маршрута регулярных перевозок удостоверяется паспортом маршрута.
Маршрут считается открытым с момента его регистрации в реестре маршрутов регулярных перевозок Московской области.
Форма паспорта муниципальных и межмуниципальных маршрутов, порядок его заполнения и регистрации в реестре маршрутов регулярных перевозок Московской области утверждается уполномоченным органом Московской области.
В данном случае маршрут без номера "ст. Нахабино - ст.м. Митино" в Реестр маршрутов регулярных перевозок Московской области не внесен.
Статьей 10.2 Закона об ответственности на транспорте предусмотрена ответственность за осуществление перевозок пассажиров по маршруту (маршрутам), не включенному (не включенным) в Реестр маршрутов регулярных перевозок Московской области.
Факт вмененного обществу административного правонарушения подтверждается материалами дела, в том числе служебной запиской Главного специалиста ТО N 9 УРАТК МТ МО Жидких А.В., протоколом об административном правонарушении от 11.12.2014, объяснениями пассажиров, фотоматериалом.
Ссылка общества на то, что министерство не вправе привлекать к ответственности перевозчика за нарушения, допущенные при осуществлении перевозок по межсубъектным маршрутам, является несостоятельным.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве транспорта Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 28.11.2007 N 905/28 (далее - Положение о Министерстве), министерство является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере транспортно-дорожного комплекса Московской области, в том числе транспортного обслуживания населения, проводящим единую государственную политику, осуществляющим координацию деятельности в указанной сфере иных центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области, образованных для реализации отдельных функций государственного управления Московской области.
Согласно пункту 12.92 Положения о Министерстве, в полномочия Министерства входит составление протоколов об административных правонарушениях на автомобильном, в том числе легковом такси, и наземном электрическом транспорте в Московской области.
В соответствии с пунктом 12.93 Положения о Министерстве, в полномочия Министерства входит рассмотрение дел об административных правонарушениях на автомобильном, в том числе легковом такси, и наземном электрическом транспорте в Московской области.
В соответствии со статьями 15, 16 Закон об ответственности на транспорте составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных указанным Законом об ответственности на транспорте уполномочены должностные лица центрального исполнительного органа государственной власти Московской области, проводящего единую государственную политику и осуществляющего исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере транспортного обслуживания населения (Министр Правительства Московской области, уполномоченные министром Правительства Московской области первые заместители министра Правительства Московской области, заместители министра Правительства Московской области, начальники управлений, заместители начальников управлений, заведующие отделами, заместители заведующих отделами, заведующие отделами в управлениях, заместители заведующих отделами в управлениях, консультанты, главные специалисты и ведущие специалисты).
Территориальные отделы Управления регионального административно-транспортного контроля являются структурными подразделениями Министерства транспорта Московской области.
Таким образом, вопреки утверждению заявителя, протокол об административном правонарушении составлен, и дело об административном правонарушении рассмотрено уполномоченными должностными лицами в рамках полномочий, предоставленных им действующим законодательством.
Довод общества о том, что федеральным законодательством определены правила и требования, а также ограничения в сфере пассажирских перевозок автомобильным транспортом, за несоблюдение которых установлена административная ответственности (статья 14.1 КоАП РФ), а в данном случае региональным законодателем установлены дополнительные ограничения в одной из сфер лицензионной деятельности, что противоречит федеральному законодательству, отклоняется апелляционным судом, как основанный на неправильном толковании норм материального права.
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий (часть 3 статьи 11 Конституции Российской Федерации).
В силу пункт "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации административное, административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом в соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в пункте 39 части 2 статьи 26.3 установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно, относится решение вопросов установления административной ответственности за нарушение законов и иных правовых нормативных актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 1.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации.
К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях - в соответствии с положениями статьи 1.3 КоАП РФ - относится установление: 1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; 2) перечня видов административных наказаний и правил их применения; 3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
К предметам ведения субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях подпунктом 1 пункта 1 стасть 1.3.1 КоАП РФ отнесено установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 24.03.2005 N 5"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснил, что субъектом Российской Федерации не может быть установлена административная ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных законами и другими нормативными актами Российской Федерации (пункт 1 постановления).
Таким образом, Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство предоставляет право субъектам Российской Федерации осуществлять собственное правовое регулирование в области установления административной ответственности за нарушения законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Организация транспортного обслуживания населения на территории Московской области регулируется Законом об организации транспортного обслуживания населения
Статьей 7 Закона об организации транспортного обслуживания населения установлено, что решения об открытии, изменении или закрытии межмуниципальных, межсубъектных маршрутов автомобильного и городского наземного электрического транспорта принимает уполномоченный орган Московской области.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 12 Закона об организации транспортного обслуживания населения перевозчик пассажиров обязан выполнять перевозки пассажиров в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Московской области, правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, условиями заключенных договоров.
В силу пункта 1 части 2 статьи 12 Закона об организации транспортного обслуживания населения перевозчик обязан получить в установленных законодательством случаях и порядке разрешение на право работы по маршруту.
Статьей 3 Закона об организации транспортного обслуживания населения установлено, что разрешение на право работы по маршруту (удостоверение допуска к работе по маршруту) - это документ, удостоверяющий допуск перевозчиков к транспортному обслуживанию автомобильным и городским наземным электрическим транспортом по конкретному маршруту регулярных перевозок.
Согласно части 3 статьи 12 Закона об организации транспортного обслуживания населения перевозчик не вправе: 1) без предварительного согласия с уполномоченным органом отменить назначенные по маршруту регулярных перевозок рейсы или изменить расписание движения; 2) выполнять пассажирские перевозки при отсутствии разрешения на право работы по маршруту (удостоверения допуска к работе по маршруту) или аннулированном разрешении на право работы по маршруту (удостоверении допуска к работе по маршруту), если наличие разрешения на право работы по маршруту (удостоверения допуска к работе по маршруту) является обязательным условием выполнения перевозок пассажиров и багажа.
Статьей 22 Закона об организации транспортного обслуживания населения, а именно ее частями 1, 2, 5 установлено, что выполнение пассажирских перевозок по маршрутам регулярного сообщения осуществляется при наличии действующего разрешения на право работы по маршруту (удостоверения допуска к работе по маршруту), выданного соответствующим уполномоченным органом. Разрешение на право работы по маршруту (удостоверение допуска к работе по маршруту) выдается на основании договора, заключенного уполномоченным органом с перевозчиком на выполнение пассажирских перевозок по маршруту регулярного сообщения. Одновременно с разрешением на право работы по маршруту (удостоверением допуска к работе по маршруту) перевозчику выдаются маршрутные карты (карточки допуска).
В соответствии с абзацем 1 части 2 статьи 29 Закона об организации транспортного обслуживания населения юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие пассажирские перевозки по маршрутам регулярного сообщения, обязаны получить разрешение на право работы по маршруту в порядке, установленном данным законом.
Закон об организации транспортного обслуживания населения также был предметом абстрактного нормоконтроля. Решением Московского областного суда от 02.03.2007, оставленным без изменения определением Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2007 N 4-Г07-22, установлено, что Закон об организации транспортного обслуживания населения в том числе нормы закона, предусматривающие выполнение пассажирских перевозок при наличии действующего разрешения, выдаваемого на основании договора, заключенного уполномоченным органом с победившим в конкурсе перевозчиком, не противоречит федеральному законодательству.
При этом в определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2007 указано, что оспариваемые положения Закона об организации транспортного обслуживания населения о выполнении пассажирских перевозок при наличии действующего разрешения не противоречат в том числе Федеральному закону 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), поскольку вопросы организации пассажирских перевозок по конкретным маршрутам нормами федеральных законов не регулируются.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривавший вопрос о принятии к рассмотрению жалобы заявителя, оспаривавшего конституционность положений пункта 1 части 2 и пункта 2 части 3 статьи 12 Закон об организации транспортного обслуживания населения и части 2 статьи 12 Закона об ответственности на транспорте, в определении от 26.05.2011 N 741-О-О высказал свою позицию о том, что указанные статьи, являясь элементом механизма организации регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом на территории Московской области, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя.
Таким образом, введение Законом об организации транспортного обслуживания населения необходимого для осуществления пассажирских перевозок документа - действующего разрешения на право работы по маршруту (удостоверения допуска к работе по маршруту), введение обязанности перевозчика получить указанный документ, введение запрета выполнять перевозки в случае отсутствия данного документа, а также запрета перевозчику отменять без предварительного согласования с уполномоченным органом назначенные по маршруту регулярных перевозок рейсы, самовольно изменять установленный маршрут или изменять расписание движения по конкретным маршрутам - признано не противоречащим федеральному законодательству.
Установление административной ответственности субъектов данных правоотношений за нарушение указанных положений Закона об организации транспортного обслуживания населения является гарантией его исполнения.
Как следует из преамбулы Закона об ответственности на транспорте, данный Закон устанавливает административную ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц за правонарушения на автомобильном и наземном электрическом транспорте (за исключением железнодорожного транспорта), осуществляющем регулярные перевозки по муниципальным, межмуниципальным, межсубъектным маршрутам, а также на грузовом автомобильном транспорте при перевозке грузов и пассажиров на территории Московской области.
В том числе Законом об ответственности на транспорте установлена административная ответственность за неисполнение статей 12, 22, 29 Закона об организации транспортного обслуживания населения.
Так, например, за неисполнение требований пункта 2 части 3 статьи 12 Закона об организации транспортного обслуживания населения установлена административная ответственность статьей 12 Закона об ответственности на транспорте; требований пункта 1 части 3 статьи 12 Закона об организации транспортного обслуживания населения - статьями 10, 10.2, 11 Закона об ответственности на транспорте.
Таким образом, диспозиция указанных статей содержит конкретные действия, которые не подпадают под состав ни одного из административных правонарушений, установленных КоАП РФ, в том числе ст. 14.1 КоАП РФ, на которую ссылаются обществом.
Так, статья 14.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица (ч. 1), осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательна (обязательно) (ч. 2); осуществление предпринимательской деятельности с нарушением, грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) (ч. 3, ч. 4).
Специальное разрешение (лицензия) - это специальное разрешение на право осуществления индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности, которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом (пункт 2 статьи 3 Закона о лицензировании).
Наличие лицензии позволяет осуществлять конкретный вид деятельности, но для осуществления перевозок по регулярным маршрутам в Московской области общество должно - в соответствии с Законом об организации транспортного обслуживания населения - осуществлять перевозку пассажиров по маршруту (маршрутам), включенному в Реестр маршрутов регулярных перевозок Московской области. За отсутствие установленного указанным Законом об организации транспортного обслуживания населения требования и предусмотрена административная ответственность Законом об ответственности на транспорте.
Лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров являются требования, установленные статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Анализ указанных норм позволяет сделать вывод о том, что ни статьи 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", ни Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта", ни пунктом 4 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом не содержат тех требований, за нарушение которых установлена административная ответственность оспариваемыми нормами Закона об ответственности на транспорте.
Учитывая изложенное апелляционный суд приходит к вывод о том, что положения Закона об ответственности на транспорте, устанавливающие административную ответственность за нарушение норм, установленных Законом об организации транспортного обслуживания населения, не противоречат статьям 1.3, 1.3.1 КоАП РФ, как на это указывает общество.
Доводы заявителя о том, что он (фрахтовщик) осуществлял перевозку пассажиров по договору фрахтования, предметом которого является перевозка пассажиров заказчика (фрахтователя) транспортными средствами по маршруту без номера "ст. Нахабино м. Митино", не принимаются судом.
При этом суд руководствуется следующим.
Указанным договором предусмотрено, что перевозчик обязуется перевозить пассажиров заказчика по заявкам. Положений относительно оснований перевозки пассажиров договоры не содержат.
В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно статье 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав транспорта) перевозки пассажиров и багажа подразделяются на регулярные перевозки; перевозки по заказам; перевозки легковыми такси.
Уставом транспорта и Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 (далее - Правила N 112), установлены требования, предъявляемые к регулярным перевозкам и к перевозке пассажиров и багажа по заказу.
Правила осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа установлены в главе 3 Устава транспорта. В соответствии со статьей 19 Устава транспорта регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования.
В соответствии с разделом II "Регулярные перевозки" Правил N 112 регулярные перевозки осуществляются по расписаниям. Расписание содержит интервалы отправления транспортных средств, в том числе по периодам времени суток, или временной график отправления транспортных средств от остановочного пункта. Проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам.
Вопросы перевозки пассажиров и багажа по заказам регламентированы главой 4 Устава транспорта, в соответствии с которой перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.
По мнению общества, договор перевозки по своей природе является договором фрахтования.
Согласно статье 787 Гражданского кодекса по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.
Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами.
В части 1 статьи 27 Устава транспорта указано, что перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.
Частью 2 названной статьи Устава транспорта оговорено, что договор фрахтования, указанный в части 1 данной статьи, должен включать в себя: 1) сведения о фрахтовщике и фрахтователе; 2) тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости - количество транспортных средств); 3) маршрут и место подачи транспортного средства; 4) определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство; 5) сроки выполнения перевозки; 6) размер платы за пользование транспортным средством; 7) порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае, если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц).
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 Гражданского кодекса).
Из положений названных норм следует, что договор фрахтования заключается в пользу третьих лиц (пассажиров) и договором перевозки не является.
Кроме того, норма статьи 27 Устава транспорта является императивной, следовательно, в соответствии со статьей 422 Гражданского кодекса договор фрахтования должен содержать в себе все предусмотренные данной нормой условия.
Вместе с тем в представленном договоре на автотранспортную пассажирскую перевозку отсутствуют обязательные условия, предусмотренные положениями Устава транспорта.
В данном случае к данным отношениям сторон не применимы нормы о договоре фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров по заказу в связи с тем, что сторонами не были согласованы все существенные условия данного договора, предусмотренные частью 2 статьи 27 Устава транспорта.
Согласно части 4 указанной статьи при отсутствии необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров и багажа по заказу договор фрахтования заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа. Реквизиты и порядок заполнения такого заказа-наряда устанавливаются правилами перевозок пассажиров.
В разделе III "Перевозка пассажиров и багажа по заказу" Правил N 112 указано, что договором фрахтования может предусматриваться использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц или неопределенного круга лиц. Договор фрахтования, предусматривающий использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц, устанавливает порядок допуска этих лиц к посадке в транспортное средство в соответствии с пунктом 92 указанных Правил. Посадка лиц, определенных договором фрахтования, в транспортное средство, предоставленное для заказной перевозки пассажиров и багажа, осуществляется при предъявлении указанными лицами фрахтовщику документов (служебного удостоверения, экскурсионной путевки и другое), удостоверяющих их право на проезд в этом транспортном средстве, и (или) в соответствии со списком пассажиров, представленным фрахтовщику фрахтователем. Договор фрахтования может заключаться в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, оформляемого фрахтовщиком. Указанный заказ-наряд должен содержать обязательные реквизиты, которые определены в приложении N 4 Правил. Транспортное средство, предоставляемое для перевозки пассажиров и багажа по заказу, оформляется табличками с надписью "Заказной", размещаемыми: а) над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла; б) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства; в) на заднем окне транспортного средства. Над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства указывается краткое наименование фрахтовщика.
Таким образом, отличительными признаками регулярных перевозок от заказных являются: наличие публичного договора как основание перевозки, осуществление перевозки согласно установленному расписанию по маршруту регулярного сообщения в соответствии с паспортом маршрута, на основании разрешительных документов, выдаваемых уполномоченным органом в сфере организации регулярных пассажирских перевозок.
Следовательно, для осуществления перевозок пассажиров определенного круга лиц по договору фрахтования не требуются договор на транспортное обслуживание населения на территории Московской области, заключаемый по результатам конкурса; разрешение на право работы по маршруту; карточка допуска; договор об организации пассажирских перевозок с автовокзалом; паспорт автобусного маршрута.
Из путевых листов, на основании которых общество осуществляло перевозки, административный орган сделал вывод, что заявитель осуществлял систематические перевозки пассажиров по маршруту без номера "ст. Нахабино м. Митино" по расписанию.
В соответствии с постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте" (далее - Постановление N 78) путевой лист автобуса (форма N 6) является первичным документом по учету работы автобуса. Выдаваемый путевой лист должен содержать порядковый номер, дату выдачи, наименование организации, которой принадлежит автобус, сведения о техническом состоянии автобуса при "выезде" и "возврате" с подписями водителя и механика о сдаче и приеме автобуса в исправном состоянии, расходе топлива, показаниях спидометра, состоянии здоровья водителя и т.д.
Согласно форме путевого листа автобуса, установленной Постановлением N 78, проставление подписи механика предусмотрено в четырех местах: при разрешении на выезд технически исправного автобуса, при приеме автобуса при возвращении, а также при заверении показаний спидометра при выезде автобуса и при его возвращении.
Из содержания путевых листов следует, что в них проставлены подписи диспетчера, однако подписи уполномоченного лица, подтверждающие техническую исправность автобуса при выезде и принятии автобуса при возвращении с линии, показания спидометра (одометра) при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку не заверены штампами или подписями уполномоченных лиц.
Кроме того, в данной форме также предусмотрен раздел "Количество часов работы", в который входят подразделы а) на линии, б) по заказу, в) в простое, г) плановый резерв, д) неплановый резерв, е) в простое по заказу, ж) в ремонте.
В представленных в материалы дела путевых листах сведения раздела "Количество часов работы" отсутствуют, при этом в соответствии с пунктом 15 "д" Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 N 15, установлено, что рабочее время водителя состоит, в том числе из времени стоянки в местах посадки и высадки пассажиров.
Кроме того, согласно указаниям по применению и заполнению форм, приведенным в Постановлении N 78 путевой лист действителен только на один день или на одну смену и оформляется для выполнения заказа одной организации.
Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов установлены Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" (далее - Приказ N 152).
Пунктами 4-7 Приказа N 152 предусмотрено, что сведения о сроке действия путевого листа включают дату (число, месяц, год), в течение которой путевой лист может быть использован, а в случае если путевой лист оформляется более чем на один день - даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован.
В соответствии с пунктом 8 Приказа N 152 на путевом листе допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом или городским наземным электрическим транспортом.
Все путевые листы оформляются в одном экземпляре диспетчером или иным уполномоченным лицом и выдаются на руки водителю при условии сдачи предыдущего полученного им путевого листа. Затем соответствующие строки путевого листа заполняются механиком и водителем, и водитель приступает к работе. Если автотранспортное средство используется для перевозки пассажиров и грузов по заказу, заказчик также заполняет путевой лист, вписывая в него сведения о выполнении заказа. Оформленный надлежащим образом путевой лист сдается диспетчеру, который проверяет правильность его заполнения. Путевые листы передаются в бухгалтерию организации по реестру, который составляется диспетчером. В таком реестре указываются номера путевых листов, дата их получения и сдачи водителем, а также иные сведения. При этом унифицированной формы реестра нет, поэтому организация может разработать такой документ самостоятельно, отразив использование форм документов, разработанных самостоятельно, в приказе по учетной политике организации, и образцы форм помещаются в приложении к приказу.
В силу пунктов 9, 17, 18 Приказа N 152 путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом для осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом. Собственники (владельцы) транспортных средств обязаны регистрировать оформленные путевые листы в журнале регистрации путевых листов. Оформленные путевые листы должны храниться не менее пяти лет.
В данном случае, общество не представило акты сдачи-приемки оказанных услуг, подписанные уполномоченными представителями сторон и скрепленные печатями организаций заказчика и перевозчика, заказ-наряды, представленные при проведении проверки водителями, не содержат необходимых сведений и подписей уполномоченных лиц, а также сведений, вносимых в них заказчиком. Доказательств оплаты установленной договором фрахтования платы, платежные поручения и приходные ордера, подтверждающие оплату услуг фрахтования заявителем не представлено.
Ссылка общества на заказ-наряды от 26.11.2014, договор фрахтования от 09.09.2014 N 10, платежное поручение от 12.12.2014 N 7 представленные обществом в материалы дела не могут быть принятыми, поскольку указанные документы не содержат подтверждения существования данных правоотношений на момент проведения проверочных мероприятий.
Кроме того, представленные заявителем заказ-наряды не содержат указаний на договор фрахтования, не содержат сведений о том, осуществляются перевозки определенного или неопределенного круга лиц, доказательства оплаты установленной договором фрахтования платы, платежные поручения и приходные ордера подтверждающие оплату услуг фрахтования заявителем не представлены.
Ссылка общества на платежное поручение от 12.12.2014 N 7 также несостоятельна, поскольку в соответствии с указанным платежным поручением произведена оплата транспортных услуг по договорам от 18.07.2014 N 01, 05, 06, 07, 08, 09, 10, 11, 13 за ноябрь месяц 2014 года, при этом подтверждение оплаты транспортных услуг по договору фрахтования от 09.09.2014 N 10 в материалах дела отсутствует.
Из пояснений лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых судом обстоятельствах, следует, что пассажиры осуществляли посадку в автобус и высадку из автобуса на остановочных пунктах по пути следования автобуса по маршруту.
Достоверно установлено, что пассажиры вносили плату за проезд.
В силу пункта 5 статьи 27 Устава транспорта в случае, если договором фрахтования предусматривается предоставление транспортных средств для перевозки неопределенного круга лиц, взимание платы с указанных лиц не допускается.
При проверке установлен факт взимания платы с пассажиров при перевозке по заказу.
Между тем из имеющихся в материалах дела документов не следует, что круг лиц, для перевозки которых заключался договор, был определенным.
Доказательств, с достоверностью подтверждающих действительное осуществление на транспортных средствах общества заказных перевозок пассажиров, последним суду не представило.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что общество под видом заказных перевозок фактически организовывало и осуществляло регулярные пассажирские перевозки автомобильными транспортами по маршруту без номера "ст. Нахабино м. Митино", без участия в конкурсе и без оформления соответствующих разрешительных документов, что противоречит требованиям Устава транспорта, Правил N 112, Закона об организации транспортного обслуживания населения.
Требования КоАП РФ к порядку, назначению наказания и сроку давности привлечения к административной ответственности соблюдены. Оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным не усматривается.
Из доводов общества, материалов дела оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 17.04.2015 по делу N А41-9685/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья |
Шевченко Е.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-9685/2015
Истец: ООО "ТУДА-СЮДА"
Ответчик: Территориальный отдел N 9 Управление административно-транспортного контроля Министрества транспорта Московской области
Третье лицо: Госадмтехнадзор по МО, Министерство транспорта МО, Территориальный отдел N 9 Управление административно-транспортного контроля Министрества транспорта Московской области