г. Томск |
|
01 июля 2015 г. |
Дело N А03-24699/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июля 2015 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего: Кайгородовой М.Ю.
Судей: Стасюк Т.Е.
Ярцева Д.Г.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мацкевич М.Г. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от истца: представителя Трофимовича С.В. по поручению от 28.05.2015 года N 08-385-2013,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае: без участия (извещено),
от ответчиков: без участия (извещены),
от третьих лиц: без участия (извещены),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Завьяловский рыбопромышленный комплекс" на решение Арбитражного суда Алтайского края от 13 марта 2015 года по делу N А03-24699/2013 (судья Бояркова Т.В.)
по иску Заместителя прокурора Алтайского края, г. Барнаул в защиту прав публичного образования - Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае, (ОГРН1092221004040, ИНН2221172516), г. Барнаул
к администрации Баевского района Алтайского края (ОГРН 1022202149936, ИНН 2233001152), с. Баево,
к обществу с ограниченной ответственностью "Завьяловский рыбопромышленный комплекс" (ОГРН1112261000774, ИНН2241000120), с. Харитоново,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: 1) Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Алтайскому краю, 2) Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае, 3) Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края, Верхне-Обского водного бассейнового управления Федерального агентства водных ресурсов в лице отдела водных ресурсов по Алтайскому краю, 4) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю,
о признании договора аренды земельного участка недействительным;
самостоятельные исковые требования Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае об истребовании из чужого незаконного владения ООО "Завьяловский рыбопромышленный комплекс" водный объект - пруд, находящийся непосредственно на реке Пайва, в границах земельного участка с кадастровым номером 22:03:010101:1373, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир: с. Верх-Пайва, участок находится примерно в 500 м. от ориентира по направлению на север, расположенного на территории муниципального образования Верх-Пайвинский сельсовет Баевского района Алтайского края. Обязать ООО "Завьяловский рыбопромышленный комплекс", в течении 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу, передать Территориальному управлению истребуемый объект по акту приема- передачи. Снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 22:03:010101:1373, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир: с. Верх-Пайва, участок находится примерно в 500 м. от ориентира по направлению на север, расположенного на территории муниципального образования Верх-Пайвинский сельсовет Баевского района Алтайского края,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Алтайского края обратился, в защиту прав публичного образования - Российской Федерации, в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае, в арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к администрации Баевского района Алтайского края, к обществу с ограниченной ответственностью "Завьяловский рыбопромышленный комплекс", о признании недействительным договора аренды земель сельскохозяйственного назначения N 57, заключенного 18.09.2012 года между Администрацией Баевского района Алтайского края и обществом с ограниченной ответственностью "Завьяловский рыбопромышленный комплекс".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Алтайскому краю, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае, Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края, Верхне-Обское водное бассейновое управление Федерального агентства водных ресурсов в лице отдела водных ресурсов по Алтайскому краю, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Алтайскому краю.
При рассмотрении дела Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае обратилось в суд с самостоятельными исковыми требованиями.
Определением от 23 декабря 2014 года суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица с самостоятельными требованиями на предмет спора, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае, с требованиями об истребовании из чужого незаконного владения общества с ограниченной ответственностью "Завьяловский рыбопромышленный комплекс" водный объект - пруд, находящийся непосредственно на реке Пайва, в границах земельного участка с кадастровым номером 22:03:010101:1373, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир: с. Верх-Пайва. Участок находится примерно в 500 м. от ориентира по направлению на север, расположенного на территории муниципального образования Верх-Пайвинский сельсовет Баевского района Алтайского края, обязании общество с ограниченной ответственностью "Завьяловский рыбопромышленный комплекс", в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу, передать Территориальному управлению истребуемый объект по акту приема- передачи и снятии с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 22:03:010101:1373, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир: с. Верх-Пайва. Участок находится примерно в 500 м. от ориентира по направлению на север, расположенный на территории муниципального образования Верх-Пайвинский сельсовет Баевского района Алтайского края.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 13 марта 2015 года исковые требования прокурора и самостоятельные исковые Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае удовлетворены. Признан недействительным договор N 57 аренды земель сельскохозяйственного назначения, заключенный 18.09.2012 между администрацией Баевского района и обществом с ограниченной ответственностью "Завьяловский рыбопромышленный комплекс".
Истребован из чужого незаконного владения общества с ограниченной ответственностью "Завьяловский рыбопромышленный комплекс", с.Харитоново Завьяловского района - водный объект - пруд, находящийся в границах земельного участка с кадастровым номером 22:03:010101:1373.
Суд обязал общество с ограниченной "Завьяловский рыбопромышленный комплекс", с.Харитоново Завьловского района в течение 10 дней с момента вступления в силу решения суда передать Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае, г. Барнаул пруд, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 22:03:010101:1373 по акту приема-передачи.
Снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 22:03:010101:1373.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Завьяловский рыбопромышленный комплекс" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении исковых требований отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована ссылками на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела.
По мнению апеллянта, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что спорный договор является ничтожной сделкой.
Полагает, что отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Апеллянт считает, что спорный пруд относится к водоемам аккумулятивного типа, основное питание за счет атмосферных осадков, и не имеет гидрологической связи с речной системой.
Полагает, что спорный пруд нельзя отнести к водным объектам.
Считает, что спорный пруд не является гидрографической сетки реки Пайва, следовательно, не может являться федеральной собственностью.
Указывает на то, что пруд создан искусственно, для орошения.
По мнению заявителя жалобы, Администрация Баевского района Алтайского края действовала в пределах своих полномочий.
Апеллянта также ссылается на отсутствие полномочий у заместителя прокурора на предъявление настоящего иска.
Прокуратура в отзыве на апелляционную жалобу, а так же ее представитель в суде апелляционной инстанции, возражают против ее доводов, просят оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае в отзыве на апелляционную жалобу полагает решение законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От иных лиц отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Ответчики и третьи лица явку представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили.
Дело по апелляционной жалобе рассмотрено в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие ответчиков и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Обсудив доводы жалобы, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого судебного акта в полном соответствии с требованиями статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены либо изменения исходя из следующих обстоятельств.
Как видно из материалов дела, на основании постановления администрации Баевского района Алтайского края от 18.09.2012 N 587 "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Завьяловский рыбопромышленный комплекс" в аренду земельного участка с кадастровым номером: 22:03:010101:1373" 18.09.2012 между администрацией Баевского района (далее - арендодатель) и ООО "Завьяловский рыбопромышленный комплекс" (далее - арендатор) заключен договор N 57 аренды земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с пунктом 1.1. договора арендодатель сдает, а арендатор принимает по акту приема-передачи в пользование на условиях аренды земельный участок земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на который не разграничена с разрешенным использованием "для сельскохозяйственного производства" общей площадью 263525 кв. м, с государственным кадастровым номером 22:03:010101:1373, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир: с. Верх-Пайва.
Участок находится примерно в 500 м от ориентира по направлению на север, расположенный на территории муниципального образования Верх- Пайвинский сельсовет Баевского района Алтайского края.
Срок действия договора установлен на 25 лет, с даты его подписания сторонами (п. 2.1 договора).
Договор аренды зарегистрирован Управлением Росреестра по Алтайскому краю 22.10.2012 за N 22-22-36/007/2012-477, что подтверждается уведомлением 03.04.2013.
Земельный участок передан в пользование обществу с ограниченной ответственностью "Завьяловский рыбопромышленный комплекс" по акту приема-передачи от 18.09.2012.
Полагая, что договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения с государственным кадастровым номером 22:03:010101:1373, который представляет собой водный объект, находящийся непосредственно на реке Пайва, являющийся неотъемлемой частью гидрографической сети указанной реки, заключен лицом, не уполномоченным на распоряжение земельным участком, на котором расположен водный объект, поскольку такие земли являются объектами федеральной собственности, ссылаясь на то, что администрация Баевского района, вышла за пределы своих полномочий, Заместитель прокурора Алтайского края в защиту прав публичного образования - Российской Федерации, в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае полагая, что, расположенный на переданным в аренду земельном участке пруд, не может рассматриваться как изолированный водный объект, поскольку расположен непосредственно на реке, поскольку пруд, как водный объект, относится к федеральной собственности, а в силу закона земельный участок, на котором находится пруд, сформирован ненадлежащим образом и подлежит снятию с государственного кадастрового учета, обратилось с самостоятельными требованиями об истребовании из чужого незаконного владения и снятия с государственного кадастрового учета спорного земельного участка.
Удовлетворяя исковые требования истца и Территориального управления, суд первой инстанции оценил представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, и руководствуясь положениями статей 209, 301, 608 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 5, 8 26, Водного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что пруд, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 22:03:010101:1373, представляет собой водный объект, находящийся непосредственно на реке Пайва, являющейся притоком реки Кулунда, не может рассматриваться как изолированный водный объект, поскольку расположен на водотоке реки Пайва, относится к собственности Российской Федерации.
Не согласиться с данными выводами у суда апелляционной инстанции оснований не имеется исходя из следующего.
Как видно из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, спорный земельный участок находится в федеральной собственности.
Данное обстоятельство подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, а так же экспертным заключением.
Экспертизой установлено, что рассматриваемый водоем - пруд - расположен на временном водотоке - реке Пайва и относится к русловым водоемам аккумулятивным типа, основное питание которого осуществляется за счет атмосферных осадков и в незначительной степени подземных вод. Водный режим рассматриваемого водоема соответствует водному режиму реки.
По типу водного режима - относится к Алтайскому типу, который характеризуется значительным половодьем в апреле, формирующемся в основном за счет таяния снега, и длительной летне-осенней зимней меженью.
В зимний период происходит перемерзание; в период межени, с количеством осадков меньше среднегодовой нормы, река пересыхает.
Плотина на водоеме, расположенного в 500 м на север от села Верх-Пайва относится к гидротехническим сооружениям.
Согласно сведениям публичной кадастровой карты, размещенной в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 13 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" на официальном сайте Росреестра в сети "Интернет", на спорном земельном участке располагается поверхностный водоем, непосредственно связанный с рекой Пайва, т.е. являющийся частью этой реки.
Таким образом, пруд, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 22:03:010101:1373, представляет собой водный объект, находящийся непосредственно на реке Пайва, являющейся притоком реки Кулунда.
Подпункт 2 пункта 2 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации относит реки к поверхностным водным объектам. В силу пункта 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации все реки на территории Российской Федерации относятся к собственности Российской Федерации (федеральной собственности).
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что пруд, расположенный на земельном участке, переданный в аренду ответчику, не может рассматриваться как изолированный водный объект, поскольку расположен на водотоке реки Пайва, и соответственно, в силу закона отнесен к федеральной собственности.
Доводы апеллянта о том, что спорный пруд относится к водоемам аккумулятивного типа, является искусственно созданным для орошения, подлежат отклонению, как несостоятельные, поскольку опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Как следует из экспертного заключения, выполненного по результатам назначенной судом судебной экспертизы, рассматриваемый водный объект - пруд на реке Пайва, расположенный примерно в 500 метрах от ориентира - села Верх-Пайва - по направлению на север, входит практически полностью в территорию земельного участка с государственным кадастровым номером 22:03:010101:1371.
Кроме того, рассматриваемый водный объект - пруд - является искусственным водоёмом, образованным путём перегораживания плотиной русла реки Пайва и относится к водоемам руслового типа.
В соответствии с определением, приведенным в "Общей гидрологии", данный водоём является водохранилищем (мелководное водохранилище площадью не более 1 кв. км.). Рассматриваемый пруд, водотоки реки Пайва, образуют часть земной поверхности, покрытой поверхностными водами, относятся к водным объектам, которые связаны между собой территориально и функционально.
Судом установлено, что сам пруд, находящийся непосредственно на реке, является неотъемлемой частью гидрографической сети реки Пайва, имеет гидравлическую связь с иными поверхностными объектами и его береговая линия не является замкнутой.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что спорный пруд, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 22:03:010101:1373, представляет собой водный объект, находящийся непосредственно на реке Пайва, являющейся притоком реки Кулунда.
Полномочия по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 26 Водного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4.1.1 Положения об управлении природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края, утвержденного постановлением администрации Алтайского края от 18.01.2008 N 18, полномочия по предоставлению водных объектов, находящихся в собственности Алтайского края, а также водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Алтайского края, отнесены к компетенции данного органа.
С учетом изложенного суд пришел к обоснованному выводу о том, что у Администрации Баевского района Алтайского края не имелось полномочий по распоряжению земельным участком, на котором расположены объекты федеральной собственности.
Доводу ответчика, что признания договора аренды недействительной сделкой невозможно без признания не законным, акта органа местного самоуправления, на основании которого заключен оспариваемый договор в принятом судебном акте дана надлежащая оценка, сомневаться в правильности которой у судебной коллегии апелляционного суда оснований не имеется.
Доводы апеллянта о том, что у Администрации имелись полномочия на заключение спорного договора аренды, подлежит отклонению, как несостоятельный, основанный на неверном толковании норм права.
При изложенных обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении требований заместителя прокурора.
А поскольку требования прокурора о признании недействительным договора N 57 аренды земель сельскохозяйственного назначения, заключенный 18.09.2012 между администрацией Баевского района и обществом с ограниченной ответственностью "Завьяловский рыбопромышленный комплекс", удовлетворены, суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении самостоятельных требований Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае об истребовании из чужого незаконного владения общества с ограниченной ответственностью "Завьяловский рыбопромышленный комплекс" водного объекта - пруд, находящегося непосредственно на реке Пайва.
Усомниться в правильности выводов суда первой инстанции, у апелляционной инстанции оснований не имеется.
Ссылка апеллянта на отсутствие полномочий у заместителя прокурора на предъявление настоящего иска, отклоняется как основанная на неверном толковании норм права.
Право прокурора на обращение в арбитражный суд с иском о признании недействительной сделки, в интересах муниципального образования, предусмотрено статьей 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 27, 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" и абзацем 3 части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований, причем отличительным моментом является субъектный состав этих сделок.
Объем гражданской правоспособности юридического лица определяется его организационно-правовой формой. В связи с этим право прокурора на предъявление иска в отношении сделок, заключенных указанными в приведенной норме организациями, обусловлено его действием в защиту интересов государства - собственника имущества или участника, имеющего долю в уставном капитале перечисленных организаций.
По смыслу Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе", Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.05.2011 N 16402/10 прокурор вправе требовать признания недействительными сделок, совершенных государственными и муниципальными унитарными предприятиями, в целях защиты публичной собственности и иных публичных интересов.
Учитывая, что в настоящем деле прокурор выступает в защиту публичного интереса, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что прокурор обратился в суд в рамках законодательно предоставленных ему полномочий.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что предъявляя иск в порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор действовал в соответствии с предоставленными ему законом полномочиями в целях защиты публичных интересов.
В целом, приведенные в апелляционной жалобе доводы подлежат отклонению, поскольку выражают несогласие с выводами суда первой инстанции об оценке установленных обстоятельств, аналогичны доводам, которые рассмотрены и оценены арбитражным судом и не опровергают правильное применение судом первой инстанций норм материального права.
Иное толкование заявителем жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Арбитражный суд принял законный и обоснованный судебный акт, всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений норм процессуального права.
Выводы, содержащиеся в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для его отмены, в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция не усматривает.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 13 марта 2015 года по делу N А03-24699/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Завьяловский рыбопромышленный комплекс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий |
М.Ю. Кайгородова |
Судьи |
Т.Е. Стасюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-24699/2013
Истец: Прокуратура Алтайского края
Ответчик: Администрация Баевского района., ООО "Завьяловский рыбопромышленный комплекс"
Третье лицо: Верхне-Обское водное бассейное управление Федерального агентства водных ресурсов в лице отдлеа водных ресурсов по Алтайскому краю, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае, Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды АК, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по АК