20 сентября 2007 г. |
Дело N А82-15828/2006-7 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2007 г.
Постановление в окончательной форме изготовлено 20 сентября 2007 г.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.Г. Поляковой
судей Л.В. Губиной, О.П. Кобелевой
при ведении протокола судебного заседания С.Г. Поляковой
при участии представителей сторон
от истца: Гусева Я.Л., по доверенности,
от ответчиков: не явились,
от третьего лица: не явился,
рассмотрев апелляционную жалобу ответчика Администрации Некоузского муниципального района Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области
от 10.07.2007 г. по делу N А82-15828/2006-7,
принятое судом в составе судьи В.Н. Попкова,
по иску Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к Администрации Некоузского муниципального района Ярославской области,
Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Некоузского муниципального района
третье лицо: Территориальное Управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ярославской области
об обязании принять в муниципальную собственность объекты коммунально-бытового назначения,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "Российские железные дороги", ОАО "РЖД", истец) обратилось с иском в Арбитражный суд Ярославской области к Администрации Некоузского муниципального района Ярославской области, Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Некоузского муниципального района (далее соответственно: Администрация Некоузского МР ЯО - ответчик, заявитель; КУМИ Администрации Некоузского МР - ответчик) с требованием об обязании принять в муниципальную собственность по актам приема-передачи объекты коммунально-бытового назначения, среди которых (с учетом уточнений):
1. объекты, расположенные по адресу: Ярославская обл., Некоузский район, станция Волга:
* разводящая сеть,
* наружный водопровод,
* башня водонапорная,
* здание комплекса по обезжелезованию воды,
* водонапорная линия водокачки,
* скважина артезианская;
2. объекты, расположенные по адресу: Ярославская обл., Некоузкий район, станция Родионово:
* здание насосной станции водокачки,
* здание башни водонапорной водокачки,
* скважина артезианская N 1,
* скважина артезианская N 2,
* сеть разводящая и напорный водопровод,
* линия самотечная водокачки.
Исковые требования ОАО "Российские железные дороги" основаны на статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениях Постановления Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.1991 г. "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", Федерального закона N 29-ФЗ от 27.02.2003 г. "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", совместного Распоряжения Минимущества РФ, Минфина РФ, МПС РФ N 1499-р/110а/Т-92р от 08.04.2004 г. "О перечнях объектов, не подлежащих приватизации в составе имущества и имущественных комплексов организаций федерального железнодорожного транспорта, включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2003 г.".
Требования истца мотивированы тем, что ответчик в нарушение норм действующего законодательства, а также обязательств заключенных договоров о передаче в муниципальную собственность Некоузского муниципального района Ярославской области спорных объектов водоснабжения отказывается принимать объекты коммунально-бытового назначения в муниципальную собственность.
К участию в деле в силу требований статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации было привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Территориальное Управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ярославской области (далее - ТУФА УФИ по Ярославской области, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 10.07.2007 г. по делу N А82-15828/2006-7 исковые требования ОАО "Российские железные дороги" удовлетворены: суд первой инстанции обязал Администрацию Некоузского муниципального района Ярославской области принять по актам приема-передачи в муниципальную собственность Некоузского муниципального района Ярославской области от ОАО "РЖД" спорные объекты коммунально-бытового назначения. В иске к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Некоузского муниципального района решением арбитражного суда отказано.
При вынесении решения суд первой инстанции исходил из того, что Администрация Некоузского МО Ярославской области обязана принять в муниципальную собственность спорные объекты водоснабжения, являющиеся объектами коммунально-бытового назначения.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Администрация Некоузского МР ЯО обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ярославской области от 10.07.2007 г. по делу N А82-15828/2006-7 отменить полностью и вынести по делу новый судебный акт.
Заявитель с вынесенным решением суда первой инстанции не согласен, указывает, что спорные объекты коммунально-бытового назначения не могут быть переданы в муниципальную собственность, так как данные объекты не идентифицированы; имеют значительный износ и не могут нормально функционировать; не установлены границы земельных участков, на которых расположены объекты; отсутствуют землеустроительные дела и кадастровые планы.
Администрация Некоузского МР ЯО связывает невозможность передачи объектов водоснабжения в муниципальную собственность с принадлежностью земельных участков, на которых расположены объекты, федеральной собственности.
Кроме того, заявитель обращает внимание апелляционного суда на то, что Постановление Правительства Российской Федерации N 235 от 07.03.1995 г., на которое ссылается суд первой инстанции, Постановлением Правительства Российской Федерации N 437 от 14.07.2006 г. признано утратившим силу.
ОАО "Российские железные дороги" в отзыве на апелляционную жалобу N НОДЮ-11/_1012 от 17.09.2007 г. отклоняет доводы заявителя жалобы; просит решение Арбитражного суда Ярославской области от 10.07.2007 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Некоузского МР ЯО - без удовлетворения.
Третье лицо письмом N 5796 от 04.09.2007 г. сообщило, что правовая позиция по настоящему делу изложена в отзыве на исковое заявление N 376 от 23.01.2007 г., ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления.
Администрация Некоузского МР ЯО представило заявление N 1113 от 17.09.2007 г., в котором просило рассмотреть апелляционную жалобу без участия представителя Администрации.
КУМИ Администрации Некоузского МР отзыв на апелляционную жалобу не представил, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил; о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствие с пунктом 1 статьи 266, пунктом 1 статьи 123, пунктами 1, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба заявителя рассматривается в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле (ответчиков и третьего лица).
Законность вынесенного решения арбитражного суда Ярославской области от 10.07.2007 г. по настоящему делу проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции полагает, что основания для отмены вынесенного судом первой инстанции решения отсутствуют в силу следующего.
Как следует из материалов дела, истец, обращаясь с настоящим исковым заявлением, просил обязать Администрацию Некоузского МР ЯО принять в муниципальную собственность Некоузского муниципального района Ярославской области объекты водоснабжения, относящиеся к объектам коммунально-бытового назначения, подлежащим передаче в муниципальную собственность.
Апелляционный суд, оценивая представленные доказательства в их совокупности, анализируя позиции сторон настоящего спора, пришел к выводу о правомерности решения суда первой инстанции об удовлетворении требований истца в силу следующего.
В соответствии с постановлением Правительства РФ N 585 от 18.09.2003 г. было создано Открытое акционерное общество "Российские железные дороги".
Пунктом 7 указанного постановления Правительства РФ N 585 от 18.09.2003 г. предписано Министерству имущественных отношений Российской Федерации совместно с Министерством путей сообщения Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации утвердить перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущества федерального железнодорожного транспорта, указанного в пункте 2 настоящего Постановления, и принять решение о дальнейшем использовании таких объектов, в том числе осуществить передачу в установленном порядке объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не подлежащих приватизации в составе имущества федерального железнодорожного транспорта, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность.
Во исполнение указанного положения Минимуществом РФ, МПС РФ и Минфином РФ издано распоряжение N 1499-р/110а/Т-92р от 08.04.2004 г. "О перечнях объектов, не подлежащих приватизации в составе имущества и имущественных комплексов организаций федерального железнодорожного транспорта, включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2003 г.".
В силу пункта 2 распоряжения N 1499-р/110а/Т-92р от 08.04.2004 г. ОАО "Российские железные дороги" осуществляет содержание указанных в пункте 1 распоряжения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения до их передачи в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность.
Пунктом 3 названного распоряжения предписано Территориальным управлениям Минимущества России, органам субъектов Российской Федерации по управлению государственным имуществом, наделенным полномочиями территориальных органов Минимущества России, с участием ОАО "РЖД" осуществить передачу в установленном порядке объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, согласно приложению N 1 к настоящему распоряжению, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность.
Как установлено судом первой инстанции, перечисленные в исковом заявлении объекты водоснабжения, относятся к объектам коммунально-бытового назначения, и входят в перечень объектов, подлежащих передаче в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность.
В соответствии с приложением N 1 к распоряжению N 1499-р/110а/Т-92р от 08.04.2004 г. между истцом (ОАО "Российские железные дороги") и ответчиком (Администрацией Некоузского МО ЯО) были заключены договоры N НОДЮ-835 от 20.10.2005 г. и N НОДЮ-879 от 10.11.2005 г. о передаче в муниципальную собственность Некоузского муниципального округа Ярославской области объектов водоснабжения, находящихся на балансе Ярославской дистанции водоснабжения (л.д. 82-83, 84-86 т. 1):
1. расположенных по адресу: Ярославская обл., Некоузский район, станция Волга:
* разводящая сеть,
* наружный водопровод,
* башня водонапорная,
* здание комплекса по обезжелезованию воды,
* водонапорная линия водокачки,
* скважина артезианская;
2. расположенных по адресу: Ярославская обл., Некоузкий район, станция Родионово:
* здание насосной станции водокачки,
* здание башни водонапорной водокачки,
* скважина артезианская N 1,
* скважина артезианская N 2,
* сеть разводящая и напорный водопровод,
* линия самотечная водокачки.
Пунктами 2.2.1 договоров N НОДЮ-835 от 20.10.2005 г. и N НОДЮ-879 от 10.11.2005 г. предусмотрена обязанность Администрации Некоузского МО Ярославской области принять в муниципальную собственность объекты водоснабжения по актам приема-передачи формы ОС-1.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации N 8 от 10.01.1993 г. "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" и пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от N 235 07.03.1995 г. "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" предусмотрено, что передаче в муниципальную собственность подлежат объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включенных в состав приватизируемого имущества предприятий.
Таким образом, не включенные в состав приватизируемого имущества спорные объекты отнесены законом к муниципальной собственности и на органах местного самоуправления лежит обязанность по их принятию. Отсутствие надлежащего оформления передачи спорных объектов в муниципальную собственность не может служить основанием для отказа от приобретения собственником вещных прав на данные объекты.
Порядок передачи объектов в муниципальную собственность установлен пунктом 5 постановления Правительства РФ N 235 от 07.03.1995 г., в силу которого органы местного самоуправления, в муниципальную собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов оформляют необходимую техническую документацию и акты приема-передачи.
Принимая во внимание, что ответчик от принятия объектов коммунально-бытового назначения, несмотря на требование истца, уклоняется, арбитражный суд Ярославской области правомерно удовлетворил требование ОАО "Российские железные дороги" о возложении обязанности на Администрацию Некоузского МР ЯО принять данные объекты.
Возражения ответчика относительно применения судом первой инстанции положений утратившего на момент рассмотрения спора в суде Постановления Правительства Российской Федерации N 235 от 07.03.1995 г. отклоняются апелляционным судом, так как решение о передаче в муниципальную собственность спорных объектов, в том числе договоры N НОДЮ-835 от 20.10.2005 г. и N НОДЮ-879 от 10.11.2005 г. о передаче в муниципальную собственность Некоузского муниципального округа Ярославской области объектов водоснабжения подписаны ранее принятия Постановления Правительства Российской Федерации N 437 от 14.07.2006 г., которым признано утратившим силу Постановление N 235 от 07.03.1995 г.
При этом Порядок передачи объектов в муниципальную собственность не предусматривает передачу только технически исправных объектов, приемка последних производится независимо от их технического состояния.
С учетом изложенного доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что объекты коммунально-бытового назначения не могут быть переданы в муниципальную собственность, так как данные объекты не идентифицированы; имеют значительный износ и не могут нормально функционировать; не установлены границы земельных участков, на которых расположены объекты, - являются несостоятельными, не основанными на нормах действующего законодательства. Вышеназванные нормативные акты ограничений приема-передачи объектов коммунально-бытового назначения в муниципальную собственность не содержат, выполнения каких-либо предварительных условий для такой передачи не предусматривают.
Обстоятельства по определению судьбы земельных участков, на которых расположены спорные объекты, а также последующей государственной регистрации прав на данные объекты, не являются предметом настоящего судебного разбирательства, не препятствуют разрешению настоящего иска, а также не влияют на обязанность органов муниципальной власти принять в собственность вышеуказанные объекты недвижимости.
Объекты водоснабжения, обозначенные в исковом заявлении, подлежат безусловной передаче в муниципальную собственность. Доводы заявителя жалобы о невозможности передачи объектов водоснабжения в муниципальную собственность в связи с их нахождением на земельных участках, находящихся в федеральной собственности, не основаны на требованиях закона.
На основании вышеизложенного апелляционный суд считает, что решение арбитражного суда Ярославской области является правомерным, основанным на полном, всестороннем исследовании представленных доказательств, правильном применении норм права, Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьями 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 10.07.2007 г. по делу N А82-15828/2006-7 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Администрации Некоузского муниципального района Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья |
С.Г. Полякова |
Судьи |
Л.В. Губина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-15828/2006
Истец: ОАО "Российские железные дороги", Северная железная дорога - филиал ОАО "РЖД"-, Ярославское отделение Северной железной дороги - филиал ОАО "РЖД"
Ответчик: Администрация Некоузского муниципального округа Ярославской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Некоузского муниципального района
Третье лицо: Территориальное Управление Федерального агенства по управлению федеральным имуществом по Ярославское области
Хронология рассмотрения дела:
20.09.2007 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3289/07