3 июля 2015 г. |
Дело N А83-3676/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.07.2015.
В полном объёме постановление изготовлено 03.07.2015.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Чертковой И.В., судей Мунтян О.И., Тарасенко А.А.,
при ведении протокола и аудиозаписи секретарем судебного заседания Саютиной Ю.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" в лице филиала государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" "Ялтинский торговый порт" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 1 апреля 2015 года по делу N А83-3676/2014 (судья Потопальский С.С.)
по иску государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" в лице филиала государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" "Ялтинский торговый порт" к частному предприятию "Морское Агентство "Транзит-Экспресс"
о взыскании 95 673,97 руб.
установил:
государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымские морские порты" в лице филиала государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" "Ялтинский торговый порт" обратилось в хозяйственный суд Республики Крым с исковыми требованиями к частному предприятию "Морское Агентство "Транзит-Экспресс" о взыскании 95 673,97 руб.
Исковые требования мотивированы наличием задолженности у ответчика по портовым сборам, за оказанные услуги в период с июня 2014 по сентябрь 2014, предоставленные Ялтинским торговым портом.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 15.01.2015 исковое заявление принято к производству суда.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 01.04.2015 в удовлетворении иска отказано.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался тем, что такая услуга, как использование гидротехнических сооружений порта пассажирами судов прибрежного каботажного плавания законодательством не предусмотрена, истец и ответчик договорных отношений в части эксплуатации или использования каких-либо гидротехнических сооружений порта пассажирами судов ответчика, а также на предоставление услуг по швартовке не имеют; услуги радиосвязи, стоимость электроэнергии и питьевой воды документально не подтверждаются.
Не согласившись с указанным решением суда, истец обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа во взыскании задолженности по корабельному сбору, по услугам за использование гидротехнических сооружений порта, швартовки (отшвартовки), за обеспечение радиосвязью, за электроэнергию и питьевую воду, НДС, исковые требования удовлетворить частично, взыскать с ответчика корабельный сбор в сумме 3223,32 руб., задолженность по услугам за использование гидротехнических сооружений порта в сумме 76681,44 руб., швартовки (отшвартовки) в сумме 5718,37 руб., обеспечение радиосвязью - 995,50 руб., стоимость электроэнергии -122,20 руб., в т.ч. НДС, питьевой воды - 60,58 руб., НДС в сумме 152,39 руб.
От ответчика 02.06.2015 года поступили отзыв на апелляционную жалобу и дополнения к отзыву на апелляционную жалобу.
В судебном заседании 02.06.2015 представитель истца просил апелляционную жалобу удовлетворить, отменить решение суда первой инстанции.
Представители ответчика 02.06.2015 возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
В судебном заседании был объявлен перерыв с 02.06.2015 до 09.06.2015.
Оспаривая решение суда только в части отказа во взыскании задолженности по корабельному сбору, за услуги швартовки (отшвартовки), пользования гидротехническими сооружениями, радиосвязи, стоимости электроэнергии и питьевой воды, НДС, полагает, что услуги по швартовке приняты ответчиком по актам без замечаний, в связи с чем фактически сложились договорные отношения по возмездному оказанию услуг, доказательством оказания услуг радиосвязи является выписка из вахтенного журнала, подтверждающего отход и подход к причалу Ялтинского порта теплоходов ответчика, согласно справкам (подписанным с обеих сторон), из колонки N 5 в августе 2014 дважды была произведена бункеровка водой, начисление электроэнергии производится путем выставления счета за фактическое использование электроэнергии.
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалована только часть решения и при этом лица, участвующие в деле, не заявили соответствующих возражений, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части на основании части 5 статьи 268 АПК РФ и пункта 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции".
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ответчик на теплоходах "Санта-Барбара" и "Шторм", которые принадлежат ему на праве собственности (свидетельства о праве собственности от 07.02.2002 и от 14.10.2003 )(т.2 л.д.14,20), организовывал морские прогулки в акватории Ялтинского торгового порта. Письменный договор между истцом и ответчиком,регулирующий данные отношения, заключен не был.
В период навигации за июнь - сентябрь 2014 года ответчик осуществлял подходы к причалам Ялтинского торгового порта и к причалам портопунктов, что подтверждается справками (актами выполненных работ) о предоставлении услуг судам сторонних организаций, подписанных представителем Ялтинского торгового порта.
Часть данных справок (актов выполненных работ) подписаны представителем судовладельца, а часть - не подписаны.
Согласно произведенным расчетам истца задолженность за оказанные услуги, а также по портовым сборам составила за июнь 2014 года в размере 37860,63 руб., за июль 2014 года в размере 80310,49 руб., за август 2014 года в размере 68222,84 руб., за сентябрь 2014 года в размере 21420,03 руб.
Общая сумма задолженности составила 220460,93 руб.
На оплату услуг истец выставил в адрес ответчика счета (т.2 л.д.42-45,48,51)..
Ответчик произвел частичную оплату выставленных счетов 16.07.2014 в размере 20917,42 руб., 18.06.2014 - 45915,18 руб., 19.08.2014 -4191,16 руб., 23.09.2014 - 12805,66 руб., 23.09.2014 - 25791,90 руб., 27.10.2014 - 15165,64 руб. Общая сумма оплаты составила 124786,96 руб.
14.10.2014 Ялтинский торговый порт направил претензию, в которой уведомил, что по состоянию на 25.09.2014 за ответчиком числится задолженность в размере 89419,58 руб. Просил в пятидневный срок с момента получения претензии погасить существующую задолженность (л.д.10 т.1).
Однако ответчиком указанная задолженность оплачена не была, по состоянию на 17.11.2014 за ответчиком числится задолженность в размере 95673,97 руб.
Наличие задолженности у ответчика перед государственным унитарным предприятием Республики Крым "Крымские морские порты" в лице филиала государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" "Ялтинский торговый порт" послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с требованием о взыскании образовавшейся задолженности.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что истец обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании 3462,16 руб. долга по оплате корабельного портового сбора. Корабельный сбор по теплоходу "Санта-Барбара" начислен за июнь 2014 года согласно выставленного счета N 214 от 30 июня 2014 года за заход теплохода в портопункты "ЛГ" и "ВМС"(т.2 л.д.43). Согласно апелляционной жалобы истец обжалует решение суда первой инстанции в части отказа во взыскании корабельного сбора в сумме 3223,32 руб.
В силу статьи 19 Федерального закона "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 261-ФЗ от 08.11.2007 (далее - Закон N 261-ФЗ) оказание в морских портах услуг по использованию отдельных объектов инфраструктуры морского порта, а также по обеспечению безопасности мореплавания в морском порту и на подходах к нему осуществляется на платной основе (портовые сборы). Портовые сборы подлежат уплате администрации морского порта, хозяйствующему субъекту, осуществившим оказание соответствующих услуг в морском порту. В морском порту могут устанавливаться следующие портовые сборы: корабельный; канальный; ледокольный; лоцманский; маячный; навигационный; причальный; экологический, транспортной безопасности акватории морского порта.
В соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" Федеральная служба по тарифам Российской Федерации издала приказ от 20.12.2007 N 522-т/1 ( в ред. от 24.12.2009) "Об утверждении ставок портовых сборов и правил их применения в морских портах Российской Федерации" (далее - Правила).
Согласно пунктов 3.1 и 3.3 Правил корабельный сбор взимается за вход и выход судна из порта и оплачивается в каждом порту захода один раз в течение календарного года при первом входе в порт и выходе из порта.
Во исполнение предписания части 4 ст.19 Закона N 261-ФЗ Министерством транспорта Российской Федерации (далее - Министерство), являющимся согласно пункту 1 Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N395, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, утвержден Перечень портовых сборов, взимаемых в морских портах Российской Федерации (приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 31.10.2012 N387), в который включены 64 морских порта с указанием конкретных портовых сборов, в них взимаемых. Согласно указанному Перечню в порту Ялта взимаются следующие сборы: корабельный, лоцманский, маячный, навигационный, экологический, транспортной безопасности акватории морского порта (п.64 введен приказом Минтранса России от 06.11.2014 N306).
Учитывая то обстоятельство, что постановление Государственного Совета Республики Крым от 28.05.2014 N 2178-6/614 "О ставках портовых сборов (сборов за услуги с судов) в морских портах Республики Крым" принято с целью обеспечения деятельности и функционирования морских портов в Республике Крым на переходный период, до принятии нормативных правовых актов, регулирующих данные вопросы, а также в целях обеспечения безопасности мореплавания и порядка в морских портах Республики Крым и на подходах к ним, до издания приказа Минтранса России N 306 от 06.11.2014, о включении в Перечень портовых сборов, взимаемых в портах Российской Федерации пункта 64 морского порта Ялта, в период навигации судов ответчика с июня по сентябрь 2014 года, применяется порядок взимания портовых сборов, утвержденный постановлением Госсовета Республики Крым N 2178-6/14 28.05.2014.
В соответствии с указанным порядком с судов корабельный сбор взимается за каждый вход судна в порт Ялта, операционную акваторию причала, а также выход из порта, операционной акватории причала (раздел 2 п.1).
Оформление судна на вход и выход из морского порта осуществляет капитан морского порта. Как явствует из судовой роли, имеющейся в материалах дела (т.2 л.д. 19), на ней имеются отметки капитана морского порта Севастополь о разрешении на выход теплохода "Санта-Барбара" из порта Севастополь в порт Ялта от 14 мая 2014 г., капитана Ялтинского морского торгового порта о приходе 16 мая 2014 года теплохода "Санта-Барбара" в порт Ялта. В июне 2014 года теплоход "Санта-Барбара" в порт Ялта не заходил, поскольку уже находился в порту в указанный период. Теплоход "Санта-Барбара" покинул порт Ялта в сентябре 2014 года. Истец не предоставил доказательств захода в порт Ялта теплохода "Санта-Барбара" в июне 2014 года.
Таким образом, исковые требования в этой части не подлежат удовлетворению.
Исковые требования в части взыскания 76681,44 руб. за услуги использования гидротехнических сооружений порта пассажирами судов прибрежного каботажного плавания за июнь- сентябрь 2014 года также не подлежат удовлетворению.
В соответствии с приказами N 31 от 30.05.2014, N 78 от 27.06.2014, N 148 от 05.08.2014 директора филиала ГП "КМП" "Ялтинский торговый порт" установлены и введены в действие тарифы на услуги по использованию гидротехнических сооружений порта пассажирами судов прибрежного каботажного плавания сторонних лиц и физических лиц на причалах филиала и приписных портопунктов.
Статьей 19 Федерального закона "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 261-ФЗ от 08.11.2007 определено, что оказание в морских портах услуг по использованию отдельных объектов инфраструктуры морского порта, а также по обеспечению безопасности мореплавания в морском порту и на подходах к нему осуществляется на платной основе (портовые сборы). Портовые сборы подлежат уплате администрации морского порта, хозяйствующему субъекту, осуществившим оказание соответствующих услуг в морском порту. При этом могут устанавливаться следующие портовые сборы: корабельный; канальный; 3 ледокольный; лоцманский; маячный; навигационный; причальный; экологический, транспортной безопасности акватории морского порта.
Статьей 4 Закона о морских портах определено, что причал относится к объектам инфраструктуры морского порта, что причал - это портовое гидротехническое сооружение, предназначенное для стоянки и обслуживания судов, обслуживания пассажиров, в том числе посадки их на суда и высадки их с судов, осуществления операций с грузами.
Таким образом, оказание услуг по использованию причалов осуществляется на платной основе с взиманием причального сбора (портового сбора).
Согласно статье 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" гидротехническими сооружениями являются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
По смыслу пункта 2.4 Приказа ФСТ России от 08.10.2013 N 184-т/5 "Об утверждении Правил применения сборов (тарифов) с судов за услуги субъектов естественных монополий в речных портах и по использованию инфраструктуры внутренних водных путей" причальный сбор - это плата, взимаемая с судна, стоящего у причала (с учетом габаритов судна).
Таким образом, экономическая природа платы за пользование гидротехническими сооружениями в портах и причальный сбор одинакова.
Причальный сбор взимается исключительно в случаях, предусмотренных нормативными актами (часть 4 статьи 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; далее - ФЗ N 261-ФЗ с учетом постановления Государственного Совета Республики Крым от 28.05.2014 "О ставках портовых сборов (сборов за услуги судов) в морских портах Республики Крым" и статьи 23 Федерального Конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя").
Законодательство Российской Федерации не предусматривает плату судовладельцев за использование гидротехнических сооружений, подразумевая, что вся полнота финансового бремени судовладельца в связи с использованием причалов в портах входит в причальный сбор, который взыскивается в случаях, установленных частью 4 статьи 19 ФЗ N 261-ФЗ.
Таким образом, исковые требования в этой части необоснованны.
Исковые требования в части взыскания задолженности в сумме 5718,37 руб. за услуги по швартовке (отшвартовке) в июне 2014 года подлежат удовлетворению частично в сумме 3358,78 руб. на основании следующего.
В силу ст.19 Федерального закона N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Правил применения портовых сборов в морских портах Российской Федерации, утвержденных приказом ФСТ России от 20.12.2007 N 522-т/1 сборы в морских портах, к которым относятся в том числе услуги по проведению швартовых операций, взимаются с владельца судна.
В соответствии с указанной нормой швартовые операции относятся к эксплуатационным услугам и сбор за их оказание взимается с владельца судна, в отношении которого осуществляется швартовка (отшвартовка) в порту, если иное не предусмотрено соглашением сторон. Доказательств, что иное предусмотрено соглашением сторон, в материалы дела не представлено. Ответчик является владельцем судов.
Перечень портовых сборов, взимаемых непосредственно в каждом морском порту, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Ставки портовых сборов и правила их применения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях (части 4 и 5 статьи 19 Закона N 261-ФЗ).
Кроме того, в морских торговых портах могут оказываться и иные услуги, которые выполняются на возмездной и договорной основе.
В соответствии с Общими правилами плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, утвержденными приказом Минтранса РФ от 20.08.2009 г. N 140, с изменениями и дополнениями от 22.03.2010 г., (п. 86) швартовка судов - это маневрирование судов для постановки к причальному устройству (причалу), другому гидротехническому сооружению, другому судну; отшвартовка судов - это маневрирование судов для отхода от причального устройства (причала), другого гидротехнического сооружения, другого судна; перешвартовка судов - это перемещение судов, при котором происходит смена причального устройства (причала).
Как отмечено в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.01.2013 N 37-О на нарушение конституционных прав и свобод статьей 19 Федерального закона "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в портах может быть предусмотрена плата за услуги швартовщиков, морских агентов (тарифы на них определяются самостоятельно организациями, оказывающими эти услуги); другие услуги, которые оказываются судам в зависимости от потребности (от ремонтных работ до организации экскурсий членам экипажа и прочее).
В соответствии с пунктом 2.1 Устава государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" истец создан с целью организации и осуществления перевозок пассажиров _морским транспортом, вспомогательной и дополнительной транспортной деятельности. Согласно пункту 3.2.2 Положения о филиале ГУП РК "КМП" "ЯТП" филиал осуществляет деятельность по постановке судов к причалу, осуществление швартования судов в порту (т.1л.д.119,136).В связи с чем суд пришел к выводу о том, что обязанность по оказанию услуг судам на подходах и непосредственно в акватории морского торгового порта Ялта при швартовке судов возникла у истца в силу закона.
Истец утверждает, что судовладелец фактически осуществлял судоходство в акватории и в зоне ответственности Ялтинского торгового порта в июне 2014 года, в связи с чем истцом были оказаны ответчику услуги швартовки и отшвартовки. Ответчиком данный факт не оспаривается.
Письменный договор между истцом и ответчиком,регулирующий данные отношения, заключен не был.
На оплату услуг истец выставил в адрес ответчика счета (т.2 л.д.42-45,48,51).
Факт оказания истцом услуг по швартовке (отшвартовке) судов ответчика и их принятие подтверждается справками (актами выполненных работ) об оказании услуг судам сторонних организаций, которые подписаны представителем порта и капитанами судов без возражений (т.1л.д.22,24,25,27,29, 96-98,99-101,104-112).
Справки (акты выполненных работ), которые не содержат подписи капитана судна, а указание представителя порта на отказ от подписи уполномоченного лица ответчика не может служить достоверным доказательством вышеуказанного отказа, поскольку отказ должен оформляться комиссионным актом, не могут быть приняты судом в качестве надлежащего доказательства предоставленных услуг истцом (т.1 л.д. 23,26,28,29,91-94). В соответствии со ст.71 Кодекса торгового мореплавания капитан судна в силу своего служебного положения признается представителем судовладельца.
Из представленных актов усматривается, что с тарифами порта на оказанные услуги капитаны судов ознакомлены.
Из материалов дела следует, что тарифы на швартовку (отшвартовку) утверждены приказом директора филиала ГП РК "КМП" "Ялтинский торговый порт "Об изменении тарифов на услуги порта" от 30.05.2014 N 8 (л.д.151 т.12).
Указанный локальный акт в установленном порядке не оспорен.
При этом услуга по швартовке (отшвартовке) не входит в Перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 N 293 "О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей", что соответствует приведенной выше правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации.
При этом суд учитывает, что Ялтинский торговый порт привлекал конкретных лиц для оказания услуг по швартовке (отшвартовке),что подтверждается договорами подряда и дополнительными соглашениями к ним, актами приема-передачи выполненных работ по договорам подряда ( т.3 л.д.29-46), перечнем трудовых договоров и выпиской из них (т.3 л.д.47-48). Кроме того, согласно утвержденному штатному расписанию от 29.05.2014 (приказ N 1) количество береговых рабочих в портопунктах составляет 13 единиц, в пассажирском комплексе - 3 единицы (т.2 л.д.61).
Доводы ответчика о том, что справки (акты выполненных работ) об оказанных услугах имеют изъяны, не могут быть приняты судом, поскольку пороки формы (название порта и т.п.) не опровергают реального оказания услуг по швартовке (отшвартовке).
Таким образом, факт оказания портом спорных услуг ответчику подтверждается материалами дела на сумму 3335,78, в связи с чем исковые требования в этой части подлежат удовлетворению.
Исковые требования в части взыскания задолженности за предоставление услуг радиосвязи за июнь и август 2014 года в сумме 995,50 руб. подлежат удовлетворению на основании следующего.
Согласно решениям Международной конвенции электросвязи и Руководству по радиосвязи морской подвижной службы, раздел IV пункт 1363 "всякая передача в полосе 156.25 - 156.875 Мгц способна причинить вредные помехи разрешенным передачам станций морской подвижной службы на частоте 156.8 Мгц запрещается". Разрешенными передачами на частоте 156.8 Мгц (16 канал) являются: передача сигналов бедствия, вызов одного судна другим с последующим переходом на другую частоту. Для радиообмена между судами, диспетчерской порта и службой портнадзора выделены каналы 10, 12, 14.
Таким образом, доводы ответчика о неиспользовании им каналов радиосвязи, выделенных для радиообмена с диспетчерской порта,10,12,14 являются несостоятельными и противоречащими действующему законодательству.
Согласно приказу от 30.05.2014 N 17, пункту 3 приказа от 27.06.2014 N 81 "О введении тарифов на услуги порта", с 01.07.2014 тариф на услуги по обеспечению радиосвязью сторонних судов длинною менее 50 м в размере 18 руб. 00 коп., пункта 7 приказа N 148 Ялтинского торгового порта "об изменении тарифов на услуги порта", с 01.08.2014 г. тариф на услуги по обеспечению радиосвязью сторонних судов длинною менее 50 м в размере 15 руб. 25 коп. без НДС за каждый подход и отход судна от причала порта.
Право на оказание услуг радиосвязи подтверждается лицензией N 269350 на пользование радиочастотным ресурсом, а также частотно-территориальным планом размещения радиоэлектронного средств Ялтинского порта.
Доказательством оказанных услуг радиосвязи является выписка из вахтенного журнала, подтверждающего отход и подход к причалу порта теплоходов ответчика, которые априори сопровождаются использованием капитаном судна каналов радиосвязи с диспетчерской порта и службой портнадзора (л.д.80-83 т.2).
На момент подачи иска за ответчиком числилась задолженность по услугам за радиосвязь в общей сумме 2290,75 руб., из них оплачено 1295,25 руб., что не оспаривается сторонами.
В соответствии со статьей 15 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" законодательство Российской Федерации о налогах и сборах применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 01.01.2015.
До 01.01.2015 на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, в том числе по установлению налоговых льгот, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулируются нормативными правовыми актами соответственно Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 23 N 6-ФКЗ нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя действуют на территориях соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Республики Крым, нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта города федерального значения Севастополя.
Нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, противоречащие Конституции Российской Федерации, не применяются.
Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11.04.2014 N 2010-6/14 "Об утверждении Положения об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходный период" предусмотрено, что в соответствии со статьей 15 указанного закона, до 01.01.2015 на территории Республики Крым отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, в том числе по установлению налоговых льгот, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действии (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулируются в порядке, действовавшем на 21.02.2014, если иное не предусмотрено настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами Республики Крым.
Указанный акт Государственного Совета Республики Крым не оспорен и не признан недействительным.
Согласно положениям пункта 11 постановления Кабинета Министров Украины "О портовых сборах" от 12.10.2000 N 1544 предусматривалось начисление НДС на сумму портовых сборов.
В соответствии с пунктом 197.9 статьи 197 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 N 2755-VI освобождаются от налогообложения операции по поставке услуг, которые предоставляются иностранным и отечественным судам, осуществляющим международные перевозки пассажиров, их багажа и грузов и оплачиваются ими в соответствии с законодательством Украины портовыми сборами. Следует указать, что пунктом 197.9 статьи 197 Налогового кодекса Украины предусмотрен исчерпывающий перечень операций по поставке товаров, работ и услуг, которые освобождаются от НДС.
Учитывая, что суда ответчика - суда прибрежного каботажного плавания, истец правомерно начислял НДС на портовые сборы и обоснованно руководствовался постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11.04.2014 N 2010-6/14 "Об утверждении Положения об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходный период", а также ФКЗ.
Истец также просит взыскать с ответчика за услуги по бункеровке питьевой водой судна "Санта-Барбара" на сумму 60,58 руб., стоимость электроэнергии в сумме 122,20 руб. и НДС в сумме 152,39 руб.
Начисление за бункеровку пресной водой производится за фактическую выдачу на судно питьевой воды на основании предоставленных начальником пассажирского комплекса справок о выдаче воды, приказа N 14 от 30.05.14, приказа N 86 от 27.06.14.
Судну ответчика в августе 2014 года дважды была произведена бункеровка водой. Согласно справкам, подписанным обеими сторонами, о выдаче питьевой воды из колонки N 5 выдано 2,5 куб.м воды по цене снабжающей организации 24,23 руб. за 1 куб. без НДС, на общую сумму 60,58 руб. без НДС. НДС в размере 18% - 10,90 руб. Указанная задолженность была выставлена в счете N 95 от 31.08.15.
Начисление стоимости электроэнергии производится за фактическое использование электроэнергии на основании поданных гл.энергетиком ежемесячных заявок об объемах переданной потребителю электроэнергии, приказов N 10 от 30.05.14, N 86 от 27.06.14
Ответчик в июне 2014 года подал заявку-акт на подключение к береговому электропитанию теплохода "Шторм". В данной заявке зафиксированы показания на момент подключения и отключения с проставлением подписи капитана судна Григорович Г.В. В заявке судовладелец гарантировал оплату потребленной электроэнергии по действующим тарифам порта. В связи с этим истцом был выставлен счет на оплату.
НДС в сумме 152,39 по счету N 439 от 30 сентября 2014 года начислен за потребленную электроэнергию и воду.
Таким образом, материалами дела подтверждается задолженность ответчика за услуги по бункеровке питьевой водой в сумме 60,58 руб., за полученную электроэнергию в сумме 122,20 руб. и НДС в сумме 152,39 руб.
Однако, в период рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции ответчик оплатил задолженность за услуги по бункеровке питьевой водой в сумме 60,58 руб., за полученную электроэнергию в сумме 122,20 руб. и НДС в сумме 152,39 руб. (т.4 л.д.2-4).
В связи с этим суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в этой части.
При изложенных обстоятельствах арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене частично на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Взысканию подлежит сумма в размере 4331,28 руб., в т.ч. задолженность за услуги швартовки (отшвартовки) в размере 3335,78 рублей., за услуги радиосвязи в размере 995,50 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 1 апреля 2015 года по делу N А83-3676/2014 отменить в части отказа во взыскании задолженности в сумме 4331,28 руб.
Взыскать с частного предприятия "Морское Агентство "Транзит-Экспресс" (ОКПО 20667338, 298602) в пользу государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" (ОГРН 1149102012620 ИНН 9111000450) в лице филиала государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" "Ялтинский торговый порт" (ОГРН 1149102012620 ИНН 9111000450) задолженность в размере 4331,28 руб., судебные расходы по государственной пошлине за рассмотрение искового заявления в размере 173,25 руб., за подачу апелляционной жалобы в сумме 149,43 руб.
В остальной части решение оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Черткова |
Судьи |
А.А. Тарасенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-3676/2014
Истец: Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты", ГУП Республики Крым "Крымскте морские порты" в лице филиала "Ялтинский торговый порт"
Ответчик: Матящук Тамара Ивановна, Частное предприятие "Морское Агентство "Транзит-Экспресс"