8 февраля 2006 г. |
Дело N А82-10833/2006-29 |
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.М. Ольковой,
судей Г.Г.Буториной, А.В.Караваевой
при ведении протокола судебного заседания судьей Т.М.Ольковой
без участия представителей сторон
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского хозяйства "Березка" Березки Г.М.
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 03.11.06. по делу N А82-10833/2006-29, принятое судьей Мухиной Е.В.
по заявлению главы крестьянского хозяйства "Березка" Березки Г.М.
к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ по Даниловскому муниципальному округу Ярославской области
о признании недействительным требования об уплате недоимки и пени,
установил:
Глава крестьянского хозяйства "Березка" Березка Г.М. (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ по Даниловскому муниципальному округу Ярославской области (далее - Пенсионный фонд, ответчик) о признании недействительным требования от 28.03.2006 г. N 139 об уплате недоимки по страховым взносам и пени в сумме 1855 руб. 44 коп. в срок до 12.04.2006 г.
Решением суда первой инстанции от 03.11.2006 заявленные требования удовлетворены частично, суд признал незаконным оспариваемое решение Пенсионного фонда в сумме 618 руб.48 коп., т.е. в части уплаты страховых взносов и пени на накопительную часть трудовой пенсии. В удовлетворении остальной части заявленных требований заявителю отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным требования Пенсионного фонда о взыскании с него страховых взносов и пени на страховую часть трудовой пенсии в сумме 1236 руб. 96 коп., заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 03.11.2006 г. в обжалуемой части и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя, судом неправильно применены нормы материального права, в частности, Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Заявитель и ответчик в судебное заседание не явились о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в отсутствие их представителей.
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения в обжалуемой части, учитывая при этом, что лица, участвующие в деле, возражений не заявили.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене в обжалуемой части по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, крестьянское (фермерское) хозяйство "Березка", созданное и возглавляемое гражданином Березкой Григорием Михайловичем, 1940 года рождения, зарегистрировано Управлением муниципальным имуществом Администрации Даниловского муниципального округа Ярославской области от 25.08.92 и в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 г. N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" приобрело статус юридического лица.
Положениями статьи 23 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
Крестьянское (фермерское) хозяйство, образованное до введения в действие части 1 Гражданского кодекса РФ, является юридическим лицом до момента регистрации изменений его правового статуса по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" предусмотрено, что крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.90 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", вправе сохранять статус юридического лица на период до 01.01.2010 (п. 3 ст. 23 Закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ).
На такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", а также нормы иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.
Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон о пенсионном страховании) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 7 названного закона застрахованные лица - это лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств, а согласно части 2 указанной статьи право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется в случае уплаты страховых взносов в соответствии с настоящим Федеральным законом.
На основании статьи 3 Закона о пенсионном страховании страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
На основании пункта 1 статьи 28 названного Закона страховые взносы в виде фиксированного платежа уплачивают страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 Закона, а именно индивидуальные предприниматели, адвокаты и приравненные к ним в целях названного Закона частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы.
В силу пункта 4 статьи 28 Закона о пенсионном страховании порядок и сроки уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, определяются Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 N 148 утверждены Правила исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа.
Эти Правила согласно пункту 1 распространяются на глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств.
Таким образом, независимо от того, в какой форме крестьянские (фермерские) хозяйства осуществляют деятельность крестьянские (фермерские) хозяйства с правами юридического лица и крестьянские (фермерские) хозяйства без образования юридического лица), главы хозяйств уплачивают страховые взносы в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии в установленном порядке.
Как следует из материалов дела, страховые взносы за 2005 г. главой крестьянского (фермерского) хозяйства "Березка" Березкой Г.М. не уплачены.
За несвоевременную уплату взносов главе крестьянского (фермерского) хозяйства "Березка" Березке Г.М. Пенсионным фондом начислены пени за период с 11.01.2006 г. по 28.03.2006 г. в сумме 55 руб. 44 коп., в том числе на страховую часть трудовой пенсии 36 руб. 96 коп., на накопительную часть трудовой пенсии 18 руб. 48 коп.
28.03.2006 г. ввиду неуплаты главой крестьянского (фермерского) хозяйства "Березка" в установленные законом сроки страховых взносов в виде фиксированного платежа за 2005 г. Пенсионным фондом вынесено требование N 139 об уплате недоимки по страховым взносам и пени в общей сумме 1855 руб. 44 коп.(л.д.3).
Посчитав названное требование недействительным, глава крестьянского (фермерского) хозяйства "Березка" обжаловал его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции частично признал незаконным оспариваемое решение Пенсионного фонда в сумме 618 руб. 48 коп., соответствующей размеру страховых взносов и пени на накопительную часть трудовой пенсии, поскольку год рождения Березки Г.М.- 1940, в связи с чем обязанность по уплате страховых взносов и пени на накопительную часть трудовой пенсии у него отсутствует. В удовлетворении остальной части заявленных требований заявителю отказано.
Выводы суда соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В силу статей 22 и 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 167-ФЗ страхователи, производящие в 2005 году выплаты физическим лицам, не должны уплачивать страховые взносы по установленным данными статьями тарифам на финансирование накопительной части трудовой пенсии за лиц определенной возрастной группы, а именно 1966 года рождения и старше, и, соответственно, эти лица право на накопительную часть трудовой пенсии не приобретают.
Устанавливая такую дифференциацию применительно к взиманию страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии (в зависимости от возраста застрахованного лица), законодатель исходил из необходимости обеспечить к моменту достижения пенсионного возраста и назначения пенсии формирование достаточных для выплаты этой части пенсии пенсионных накоплений, для чего требуется соответствующий временной период.
Такое понимание обязанности по уплате страховых взносов лицами, достигшими определённого возраста, дано Конституционным Судом Российской Федерации в ранее принятом определении от 12.04.2005 N 164-О. Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации индивидуальные предприниматели 1966 года рождения и старше (а в 2002 - 2004 годах - мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше) для приобретения пенсионных прав должны уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа в размере, установленном статьей 28 Закона N 167-ФЗ, лишь в части, направляемой на финансирование страховой части трудовой пенсии.
Конституционно-правовой смысл пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", заложенный в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2005 N 164-О, в силу статьи 6 Федерального Конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" является общеобязательным и исключает любое иное их толкование в правоприменительной практике.
Следовательно, нормативные положения пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", рассматриваемые в системной связи с положениями его статей 22 и 33, а также пункта 3 статьи 6, статьи 7, пункта 5 статьи 8, пункта 9 статьи 14 и пунктов 5 и 6 статьи 15 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не могут истолковываться как возлагающие на всех страхователей, в т.ч. глав крестьянского хозяйства - независимо от того, к какой возрастной группе они относятся, - обязанность уплачивать направляемую на финансирование накопительной части трудовой пенсии часть страхового взноса в виде фиксированного платежа.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что у главы крестьянского (фермерского) хозяйства "Березка" Березки Г.М. 1940 года рождения отсутствовала обязанность уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа за 2005 г., направленные на финансирование накопительной части трудовой пенсии в сумме 600 руб. и пени за их несвоевременную уплату в сумме 18 руб.48 коп., в связи с чем, правомерно признал оспариваемое постановление в этой части незаконным и отменил его.
Доводы заявителя жалобы о том, что он не должен уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа направленные на финансирование страховой части трудовой пенсии, в связи с получением пенсии по старости, не основаны на действующем законодательстве.
Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не освобождает индивидуальных предпринимателей, являющихся пенсионерами, и приравненных к ним лиц, от уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа. Это связано с тем, что реализация прав граждан на трудовую пенсию находится во взаимосвязи с уплатой страховых взносов.
Статьей 17 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон о трудовых пенсиях) установлен порядок определения, перерасчета, индексации и корректировки трудовых пенсий.
Пункт 3 статьи 17 Закона о трудовых пенсиях во взаимосвязи со статьями 3, 10 данного Закона и статьей 7 Закона о пенсионном страховании устанавливает, что в случае продолжения трудовой деятельности застрахованными лицами после назначения пенсии им по их заявлению производится перерасчет размера страховой части трудовой пенсии по старости (по инвалидности) при условии, что ими уплачиваются страховые взносы в ПФ РФ.
Пунктом 10 статьи 17 Закона о трудовых пенсиях установлен порядок перерасчета накопительной части трудовой пенсии.
Из вышеуказанных норм следует вывод о том, что с момента назначения трудовой пенсии лицу, ранее зарегистрированному в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя, не прекращается его обязанность по уплате страховых взносов, которые продолжают учитываться на его индивидуальном лицевом счете и в связи с уплатой которых производится перерасчет размера пенсии.
Обязанность по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа не ставится Законом о пенсионном страховании в зависимость от факта ведения предпринимательской деятельности и получения дохода, а также от желания индивидуального предпринимателя производить в дальнейшем перерасчет пенсии. Обязательство по уплате страховых взносов возникает в силу закона.
Данная позиция поддерживается Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в информационном письме от 11.08.2004 г. N 79.
Таким образом, обжалуемое требование Пенсионного фонда в части взыскания с главы КФХ Березки Г.М. страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии за 2005 г. в сумме 1200 руб. и пени за их несвоевременную уплату в сумме 36 руб. 96 коп. является законным и обоснованным.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции находит решение суда в обжалуемой части законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 03.11.06г. N А82-10833/2006-29 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Т.М.Олькова |
Судьи |
Г.Г.Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-10833/2006
Истец: Глава К(Ф)Х "Березка" Березка Григорий Михайлович
Ответчик: ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Даниловскому муниципальному округу Ярославской области