г. Киров |
|
27 июля 2007 г. |
Дело N А29-581/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.07.2007.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.07.2007.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лысовой Т.В.
судей: Буториной Г.Г., Ольковой Т.М.
при ведении протокола судебного заседания судьей Лысовой Т.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми на решение Арбитражного суда Республики Коми от 08.05.07г. по делу N А29-581/2007, принятое судьей Василевской Ж.А.
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Комиавиатранс"
к Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми по деятельности филиала N 7
о признании незаконными решения N 183 от 30.11.2006 года, требования N 235 от 30.11.2006 года, решения N 353 от 30.11.2006 года в части,
при участии в заседании:
от ответчика- Кирин А.В. по доверенности N 82 от 27.12.2006 г.,
установил:
ФГУП "Комиавитранс"" (далее - заявитель, ФГУП) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением (с учетом уточнения) о признании незаконными:
- решения филиала N 7 Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (далее - ответчик, ФСС) от 30.11.2006 г N 183 о направлении требования об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование от несчастных случаев на производстве и профильных заболеваний и пени;
- требования ФСС от 30.11.2006 г. N 235 об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и пени;
- решения ФСС от 30.11.2006 г. N 353 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем на цели обязательного социального страхования, в части непринятия к зачету расходов в размере 20406,65 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 08.05.2007 г. заявленное требование удовлетворено частично, суд признал недействительным решение ФСС от 30.11.2006 г. N 353 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования, в части непринятия к зачету расходов страхователя - ФГУП "Комиавиатранс" в сумме 20406,65 руб. В остальной части требований заявителю отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда в части удовлетворенных требований, Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 08.05.2007 г. в удовлетворенной части отменить и отказать заявителю в удовлетворении требования, мотивируя тем, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, указывает на то, что фактически суд своим решением изменил порядок финансирования и компенсаций по обязательному социальному страхованию лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
ФГУП находит решение суда в обжалуемой части законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.
Заявитель, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя заявителя.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 16 часов 30 минут - 16.07.2007 г.
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения в обжалуемой части, учитывая при этом, что лица, участвующие в деле, возражений не заявили.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что ФСС проведена документальная выездная проверка расходов на цели обязательного социального страхования, произведенных страхователем - ФГУП "Комиавиатранс" за период с 01.01.2003 г. по 31.12.2005 г.
В ходе проверки установлено, что расходы на выплату пособия для санаторно-курортного лечения лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, отнесены на счет обязательного социального страхования, тем самым нарушен пункт 1.1 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной постановлением Фонда социального страхования от 09.03.2004 г. N 22. Данное нарушение привело к перерасходу средств ФСС в сумме 20406,65 руб.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 20.10.2006 г. N 454 с/с (л.д.30-35 том 1).
По результатам проверки, 30.11.2006 г. ФСС принято решение N 353 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования (л.д.29 том 1).
Не согласившись с названным решением ФСС в части непринятия к зачету расходов на цели обязательного социального страхования в сумме 20406,65 рублей, Общество обжаловало его в арбитражный суд.
Признавая недействительным решение ФСС от 30.11.2006 г. N 353 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования, в части непринятия к зачету расходов страхователя - ФГУП "Комиавиатранс" в сумме 20406,65 рублей, суд первой инстанции сделал вывод о том, что страхователь правомерно отнес расходы по выплате пособий по временной нетрудоспособности "чернобыльцам" в 2004 г. на цели обязательного социального страхования и предъявил эти расходы к зачету в счет единого социального налога.
Проанализировав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции считает выводы суда ошибочными, а решение суда от 08.05.2007 г. в обжалуемой части подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", пункта 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101, не принимаются к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства РФ.
Расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами, к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Согласно пункту 16 Положения о Фонде социального страхования РФ, утвержденного постановлением Правительства от 12.02.1994 г. N 101, расходование средств государственного страхования осуществляется в соответствии с инструкцией.
Инструкция о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования утверждена постановлением Фонда социального страхования РФ от 09.03.2004 г. N 22 (далее - Инструкция).
Так из пункта 2.5 названной Инструкции следует, что страхователи-работодатели, являющиеся плательщиками единого социального налога, осуществляют расходы по обязательному социальному страхованию в счет начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд, т.е. начисленная страхователем сумма единого социального налога уменьшается на сумму произведенных страхователем расходов на обязательное социальное страхование, указанных в пункте 2.1 Инструкции. При этом в пункте 1.1 Инструкции установлено, что расходы на оплату льгот и компенсаций по обязательному социальному страхованию лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (пособия по государственному социальному страхованию в размерах, превышающих установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственном социальном страховании, санаторно - курортное лечение работающих, санаторно - курортное лечение и оздоровление детей, выплата денежной компенсации в случае невозможности предоставления путевки), осуществляются за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном нормативными правовыми актами.
Таким образом, льготные выплаты по обязательному социальному страхованию лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, должны осуществляться страхователями-работодателями не за счет единого социального налога, а за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с пунктами 1, 11 статьи 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991 г. N 1244-1 (в редакциях, действовавших в 2004 г.) для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, предусмотрено бесплатное ежегодное обеспечение санаторно-курортным лечением, а также выплата пособия по временной нетрудоспособности на период санаторно-курортного лечения. Финансирование данных расходов осуществляется из федерального бюджета (статья 5 названного выше закона), что также следует из Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 г." от 08.12.2003 г. N 166-ФЗ.
В ходе выездной документальной проверки ФГУП "Комиавиатранс" ревизорами филиала N 7 регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми установлено, что расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности за период санаторно-курортного лечения гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, произведены страхователем вопреки вышеуказанным нормам права не за счет средств федерального бюджета, в связи с чем, данные расходы в сумме 20406,65 рублей не были приняты ФСС к зачету в счет начисленного единого социального налога.
Заполнение расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (формы 4-ФСС РФ, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 01.12.2003 N 130) в нарушение Порядка заполнения расчетной ведомости, утвержденного Письмом Фонда социального страхования Российской Федерации от 29.12.2003 г. N 02-18/06-8422, а именно, не указание в графе 5 таблицы 3 "расходы на цели обязательного социального страхования с начала года" выплат, произведенных сверх установленных норм лицам, пострадавшим от радиационных воздействий, в случаях установленных законодательством, и граф 5 и 6 вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС таблицы 8 "расшифровка выплат, произведенных сверх установленных норм лицам, пострадавшим от радиационных воздействий, в случаях, установленных законодательством", влечет за собой нецелевое финансирование выплаты пособий по временной нетрудоспособности за период санаторно-курортного лечения гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС не за счет целевых ассигнований из федерального бюджета, выделенных на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот ( пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы. Изложенное позволяет суду апелляционной инстанции прийти к выводу, что обжалуемое решение суда об удовлетворении требований о признании недействительным решения ФСС от 30.11.2006 г. N 353 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования, в части непринятия к зачету расходов страхователя - ФГУП "Комиавиатранс" в сумме 20406,65 рублей, принято в результате неправильного применения норм материального права, в частности, Федерального закона " Об основах обязательного социального страхования" от 16.07.1999 г. N 165, Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991 г. N 1244-1 и Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования утверждена постановлением Фонда социального страхования РФ от 09.03.2004 г. N 22, что в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
С учетом указанного, решение суда от 08.05.2007 г. в обжалуемой части следует отменить и принять в этой части новое решение по делу.
В удовлетворении требования о признании незаконным решения ФСС от 30.11.2006 г. N 353 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем на цели обязательного социального страхования, в части непринятия к зачету расходов в размере 20406,65 руб. заявителю отказать.
В части взыскания с ответчика госпошлины по делу в сумме 2000 руб. также подлежит отмене, ввиду отказа в удовлетворении заявленных требований.
Поскольку в удовлетворении второго самостоятельного требования о признании недействительным решения ФСС от 30.11.2006 г. N 353 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования, в части непринятия к зачету расходов страхователя - ФГУП "Комиавиатранс" в сумме 20406,65 руб., заявителю отказано, то госпошлина по делу в этой части в сумме 2000 руб. относится на ФГУП "Комиавиатранс" и подлежит взысканию с него в доход федерального бюджета.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе составляет 1000 руб. и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ также относится на ответчика - ФГУП "Комиавиатранс" и подлежит взысканию с него в пользу заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 08.05.2007 г. по делу N А29-581/2007 в обжалуемой части отменить.
Принять новое решение в этой части.
В удовлетворении требования о признании незаконным решения ФСС от 30.11.2006 г. N 353 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем на цели обязательного социального страхования, в части непринятия к зачету расходов в размере 20406,65 руб. заявителю отказать.
Взыскать с ФГУП "Комиавитранс" в доход федерального бюджета госпошлину по делу в сумме 2000 руб.
Взыскать с ФГУП "Комиавитранс" в пользу Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми расходы по госпошлине по апелляционной жалобе в сумме 1000 руб.
Выдать исполнительные листы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Т.В. Лысова |
Судьи |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-581/2007
Истец: ФГУП "Комиавиатранс"
Ответчик: ГУ- РО Фонд социального страхования РФ по РК филиал N7