г. Киров |
|
27 октября 2010 г. |
Дело N А29-13119/2005 |
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сандалова В.Г.,
судей: Дьяконовой Т.М., Кобелевой О.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Красноперовой С.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя уполномоченного органа Малышевой И.В., действующей на основании доверенности от 16.03.2010,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы в лице межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Коми
на определение Арбитражного суда Республики Коми от 26.07.2010 по делу N А29-13119/2005 (Ж-33331/2010), принятое судом в составе судьи Антоник В.Н.,
по жалобе Федеральной налоговой службы в лице межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Коми
о признании действий конкурсного управляющего государственного предприятия "Отдельный военно-строительный участок N 190 ВСУ ФСК России" Паролло Александра Владимировича незаконными
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) государственного предприятия "Отдельный военно-строительный участок N 190 ВСУ ФСК России",
установил:
в рамках дела о банкротстве государственного предприятия "Отдельный военно-строительный участок N 190 ВСУ ФСК России" (далее - ГП "ОВСУ N 190 ВСУ ФСК России", должник) Федеральная налоговая служба в лице межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Коми (далее - Инспекция, уполномоченный орган, налоговый орган, заявитель жалобы) обратилась с жалобой о признании незаконными действий конкурсного управляющего должника Паролло Александра Владимировича (далее - конкурсный управляющий), выраженных в подписании акта сдачи - приемки выполненных работ по договору на оказание услуг без разногласий и заключении договора на оказание услуг от 03.02.2010 с Афанасьевой Мариной Александровной.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 26.07.2010 в удовлетворении жалобы Инспекции на действия конкурсного управляющего ГП "ОВСУ N 190 ВСУ ФСК России" Паролло А.В. отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, уполномоченный орган обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит (с учетом уточнения требований) определение арбитражного суда от 26.07.2010 отменить и принять по делу новый судебный акт. Признать действия конкурсного управляющего Паролло А.В., выраженные в подписании акта сдачи-приемки выполненных работ по договору на оказание услуг с Афанасьевой М.А. без разногласий незаконными, нарушающими права и законные интересы Российской Федерации как кредитора должника. Признать действия конкурсного управляющего Паролло А.В., выраженные в подписании договора на оказание услуг от 03.02.2010 с Афанасьевой М.А., незаконными, нарушающими права и законные интересы Российской Федерации как кредитора должника.
По мнению заявителя жалобы, судом первой инстанции неправильно истолкован закон, неправильно применены нормы материального права, а также неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Заявитель считает, что в нарушение действующего законодательства конкурсный управляющий Паролло А.В. подписал акт сдачи-приемки выполненных работ по договору на оказание услуг без разногласий, тогда как в данном акте имеются пункты, выполнение которых не требовалось или которые явно не выполнялись.
Сведения о расходах на проведение конкурсного производства, отраженные в отчете по состоянию на 01.10.2009 полностью совпадают со всеми последующими отчетами.
Работа по подготовке предложения о передаче объектов соцкультбыта в Администрацию MP "Удорский" уже была проделана предыдущим конкурсным управляющим Жигаловым В.И. От администрации был получен ответ об отказе в принятии имущества (20.06.2008 и 25.11.2008) в связи с тем, что данные объекты являются заброшенными более 14 лет назад военным городком и не могут относиться к социально-значимым (определение Арбитражного суда Республики Коми от 25.02.2009).
В этой связи, уполномоченный орган также полагает, что не было необходимости в подготовке и направлении запроса в отдел по управлению муниципальным имуществом MP "Удорский" относительно прописки и проживания в жилом фонде, принадлежащем ГП "ОВСУ N 190 ВСУ ФСК России".
Заключение договора на оказание услуг от 01.06.2009 по охране имущества должника уполномоченный орган считает нецелесообразным, в связи с чем, 12.04.2010 была направлена жалоба в Арбитражный суд Республики Коми на действия конкурсного управляющего Паролло А.В., выраженные в подписании данного договора.
Афнанасьева М.А. также занималась проверкой договора на оценку имущества от 01.08.2009 N 01/08-2009, согласовала его подписание, тогда как в договоре содержались условия, заведомо нарушающие права и законные интересы кредитора и должника (например, условие об уплате процентов за несвоевременную оплату услуг по договору).
Пункты 3.8., 3.10. акта сдачи-приемки выполненных работ заявитель находит необоснованными, поскольку от привлеченного лица не требовалось никаких дополнительных действий по устранению замечаний уполномоченного органа от 29.06.2009 к отчету конкурсного управляющего, а 01.10.2009 собраний кредиторов не было, следовательно, и замечаний не могло быть.
Кроме того, в пункте 3.11. акта указано, что в октябре 2009 года Афанасьева М.А. занималась подготовкой информации для арбитражного управляющего по вопросам замечаний уполномоченного органа от 28.08.2009 к отчету конкурсного управляющего. Вместе с тем, работу по привлечению независимого оценщика в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" обязан проводить сам конкурсный управляющий. При этом согласно акту договор с оценщиком был подписан 01.08.2009, то есть каких-либо дополнительных сведений для конкурсного управляющего не требовалось. На дату проведения собрания недостача ТМЦ не была подтверждена. Следовательно, какой-либо новой информации Афанасьева представить не могла.
Сведения по замечаниям уполномоченного органа от 12.10.2009 к отчету конкурсного управляющего имелись у конкурсного управляющего и не требовали дополнительных затрат времени привлеченного лица (пункт 3.12. акта).
Отчеты конкурсного управляющего с 01.10.2009 не менялись, то есть в них отражались одни и те же сведения, следовательно, привлеченное лицо никакой информации конкурсному управляющему не представляло (пункт 3.13. акта).
Документы, подтверждающие полномочия и уровень квалификации лица, привлеченного для проведения идентификации ТМЦ, и сам договор с привлеченным лицом, запрашиваемые на собрании кредиторов 12.10.2009, запрошены повторно, соответственно, пункты 3.12., 3.14. акта также нельзя считать обоснованными.
Кроме того, налоговый орган отмечает, что организация с 27.10.2006 и по настоящее время производственную деятельность не осуществляет, что подтверждается актом камеральной налоговой проверки от 30.11.2009 N 08-18/3133. Имеющееся имущество в аренду не сдается, в качестве привлеченного лица числится один специалист-бухгалтер. Следовательно, начисление заработной платы производилось непосредственно самому привлеченному специалисту, выплаты же не производились вообще. Бухгалтерская и налоговая отчетность за весь период представлялась без изменений. Учитывая, что сроки представления отчетности - один раз в квартал, уполномоченный орган считает, что конкурсному управляющему исходя из принципов разумности и добросовестности целесообразней было привлекать бухгалтера на определенный период именно для составления отчетности. При привлечении бухгалтера только для составления отчетности, конкурсная масса должника была бы уменьшена на 30 000 руб. (отчетность за полугодие, 9 месяцев 2009 года, годовая отчетность - 3*10 000=30 000 руб.). В то время как заключение договора с установлением ежемесячной оплаты повлекло за собой уменьшение конкурсной массы на 80 000 руб.
При этом факт некачественного выполнения услуг Афанасьевой М.А. как бухгалтера подтверждается решением камеральной налоговой проверки от 14.01.2010 N 08-18/675.
Поскольку стоимость услуг по договору была определена именно с учетом всех работ, которые были включены в акт сдачи-приемки выполненных работ (договор и акт составлялись уже после фактического выполнения работ), вывод суда о том, указанные в жалобе виды работ, которые не были выполнены специалистом, не могут повлиять на стоимость работ, заявитель находит неправомерным. Считает, что подписание акта без разногласий дает в дальнейшем право Афанасьевой М.А. требовать вознаграждение по договору, что, в свою очередь, утверждает уполномоченный орган, приведет к уменьшению конкурсной массы должника и, как следствие, снижению возможности погашения кредиторской задолженности.
Таким образом, при анализе акта сдачи-приемки выполненных работ привлеченным лицом в ноябре, декабре 2009 года никакая деятельность не осуществлялась, в большей части работ, указанных в акте, не было необходимости, либо они не могли проводиться привлеченным лицом, следовательно, привлеченное лицо приобрело право на получение вознаграждения в размере 20 000 руб. без оказания каких-либо услуг.
Конкурсный управляющий в отзыве на апелляционную жалобу считает, что действия конкурсного управляющего по привлечению специалиста не противоречат выше названным нормам права, поэтому оснований для признания их неправомерными не имеется. Доказательства выполнения привлеченным лицом в интересах должника мероприятий в ходе конкурсного производства, представлены в материалы дела. Доказательств того, что привлеченный специалист осуществлял деятельность, не связанную с ведением в отношении должника конкурсного производства, а также подтверждающих неразумность привлечения арбитражным управляющим данного специалиста, уполномоченным органом как заявителем не представлено.
При этом конкурсный управляющий указывает, что трудовой договор от 01.06.2009 с Афанасьевой МА. приказом от 03.02.2010 N 1 признан был недействующим с момента заключения (определение Арбитражного суда Республики Коми от 03.02.2010). Учитывая, что работа в соответствии с трудовым договором Афанасьевой МА. уже была выполнена и, соответственно, должна быть оплачена, с 03.02.2010 был заключен договор на оказание услуг по сопровождению процедуры банкротства, условиями которого предусмотрено, что действие договора распространяются на отношения сторон, возникшие с 01.06.2009.
Предыдущим конкурсным управляющим не были предоставлены сводные данные о текущих обязательствах должника, в связи с этим возникла необходимость в восстановлении этих сведений: возникновение обязательств, погашение, остаток задолженности. В ходе проведения этой работы были изучены имеющиеся бухгалтерские документы за весь период конкурсного производства. Работа по восстановлению и формирование сведений о текущих расходах по состоянию на 30.09.2009, восстановление документов, информации о возникновении платежей, анализ платежных документов в части оплаты текущих платежей по видам расходов была произведена в августе-сентябре 2009 года. В декабре 2009 года сведения были сформированы уже с учетом изменений за октябрь-декабрь 2009 года по статьям: вознаграждение арбитражного управляющего, вознаграждение привлеченных лиц, текущие налоговые обязательства, оценка. Поскольку за период с 01.10.2009 по 31.12.2009 движения денежных средств не было, данные в отчетах о движении денежных средств оставались неизменными. Однако текущие обязательства увеличились (возросла текущая задолженность). Именно эти данные были подготовлены исполнителем и предоставлены.
Замечания уполномоченного органа, сделанные к каждому собранию, требовали уточнения информации, оценки обоснованности претензий и замечаний. На каждом последующем собрании кредиторов конкурсный управляющий предоставлял уполномоченному органу пояснения, которые были подготовлены на основании информации, предоставленной привлеченным лицом.
Так как, акт сдачи-приемки выполненных работ был подготовлен в феврале 2010 года, при его составлении были допущены несоответствия проведенной работы и периодов выполнения. Так, подготовка информации для арбитражного управляющего по вопросам замечаний уполномоченного органа от 28.08.2009 к отчету конкурсного управляющего была фактически осуществлена в сентябре 2009 года (пункт 3.11.), а подготовка информации для арбитражного управляющего по вопросам замечаний уполномоченного органа от 12.10.2009 - в октябре 2009 года. Замечания уполномоченным органом были представлены 12.10.2009 на собрании кредиторов по отчету, составленному по состоянию на 01.10.2009.
Конкурсный управляющий также отмечает, что договор на оказание услуг от 01.06.2009 по охране имущества с ООО "Авто Диагностический центр" был предметом разбирательства в Арбитражном суде Республики Коми при рассмотрении очередной жалобы уполномоченного органа.
При рассмотрении жалобы арбитражный суд не нашел в действиях конкурсного управляющего Паролло А.В. нарушений требований Закона о банкротстве, а также действий (бездействия) направленных против интересов должника, кредиторов и общества.
Конкурсный управляющий в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие конкурсного управляющего.
Законность определения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее и заслушав представителя уполномоченного органа, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения определения суда исходя из нижеследующего.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Республики Коми от 27.10.2006 должник признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введено конкурсное производство.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 21.05.2009 конкурсным управляющим должника утвержден Паролло А.В.
В соответствии со статьей 32 Закона о банкротстве, частью 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным данным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Статьей 60 названного Закона предусмотрена возможность защиты прав и законных интересов конкурсных кредиторов путем обжалования конкретных действий (бездействия) арбитражного управляющего в целях урегулирования разногласий, восстановления нарушенных прав.
Обращение в арбитражный суд заявителя обусловлено характером нарушения его прав и вытекает из подлежащих применению норм материального права, следовательно, кредитор должен доказать факт нарушения конкурсным управляющим норм законодательства о банкротстве и указать, какие именно его права и законные интересы нарушены.
Основной круг обязанностей (полномочий) конкурсного управляющего, невыполнение которых является основанием для признания действий конкурсного управляющего незаконными, определен в статье 129 Закона о банкротстве.
В соответствии со статьей 131 Закона о банкротстве в целях правильного ведения учета имущества должника, которое составляет конкурсную массу, конкурсный управляющий вправе привлекать бухгалтеров, аудиторов и иных специалистов.
Возможность привлечения конкурсным управляющим для обеспечения осуществления своих полномочий на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника также предусмотрена пунктом 3 статьи 24 названного Закона.
Пунктом 6 статьи 24 Закона установлено общее положение о добросовестности и разумности действий конкурсного управляющего при исполнении своих обязанностей в интересах должника, кредиторов и общества.
Как свидетельствуют материалы дела, в процессе конкурсного производства конкурсный управляющий ГП "ОВСУ N 190 ВСУ ФСК России" Паролло А.В. заключил срочный трудовой договор от 01.06.2009 N 1 с бухгалтером Афанасьевой М.А.
Вступившим в законную силу определением Арбитражного суда Республики Коми от 03.02.2010 действия конкурсного управляющего по подписанию данного трудового договора признаны незаконными (л.д.-68-71). При этом судом не исследовался объем фактически выполненных специалистом работ, а сделан вывод именно о неправомерности заключения трудового договора в условиях процедуры банкротства.
В этой связи конкурсный управляющий заключил договор на оказание комплекса услуг по сопровождению процедуры банкротства в отношении ГП "ОВСУ N 190 ВСУ ФСК РФ" с Афанасьевой М.А. от 03.02.2010 (л.д.-7-8).
В пункте 1.2. договора установлено, что перечень оказываемых специалистом услуг включает в себя услуги делопроизводителя, юриста и бухгалтера.
Согласно пункту 3.1. договора стоимость услуг составляет 10 000 руб. в месяц.
Объем работ, выполненных данным специалистом, с расшифровкой бухгалтерских услуг и услуг делопроизводителя подробно изложен в подписанном сторонами акте выполненных работ от 03.02.2010 (л.д.-9-11), в соответствии с которым услуги по договору выполнены в период с 01.06.2009 по 31.01.2010 на сумму 80 000 руб.
Отказывая в удовлетворении жалобы уполномоченного органа, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что привлечение бухгалтера при проведении конкурсного производства являлось необходимым, поскольку у предприятия имеются активы, подлежащие учету, что подтверждается отчетом конкурсного управляющего (л.д.-19-43) и усматривается из определения Арбитражного суда Республики Коми о продлении срока конкурсного производства от 16.02.2010 (л.д.-66-67), которым установлено, что у должника имеются внеоборотные активы в размере 10 527 920 руб., в том числе основные средства в размере 10 527 920 руб. (рыночная стоимость - 4 395 000 руб.), оборотные активы в размере 844 484 руб. 47 коп. (с учетом запасов в размере 510 248 руб. 77 коп.), дебиторская задолженность в размере 334 235 руб.
Доказательств, того, что Афанасьева М.А. осуществляла деятельность, не связанную с ведением в отношении должника конкурсного производства, а также подтверждающих неразумность привлечения арбитражным управляющим специалиста, заявителем не представлено.
Арбитражный суд обоснованно учел, что установленная в договоре от 03.02.2010 стоимость услуг бухгалтера, не превышает среднего заработка в данном регионе, квалификация привлеченного конкурсным управляющим специалиста подтверждается представленными дипломами и сертификатами. При этом за период осуществления конкурсным управляющим Паролло А.В. своих обязанностей иных специалистов им не привлекалось.
Уполномоченный орган не доказал, что установление в договоре стоимости оказанных услуг в сумме 10 000 руб. в месяц является неразумным, необоснованным и не соответствует объему работ, необходимых в стадии конкурсного производства.
Исходя из изложенного, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что указанная в акте сдачи-приемки работ от 03.02.2010 стоимость выполненных бухгалтером - делопроизводителем работ в сумме 80 000 руб. (пункт 2 акта) не выходит за пределы разумности с учетом длительности их выполнения, объема фактически проведенной работы и имеющихся у должника активов.
Оснований для признания данного вывода суда неправильным у апелляционной инстанции не имеется.
Доказательства недобросовестного исполнения конкурсным управляющим своих обязанностей в материалы дела уполномоченным органом не представлены.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правомерный вывод, что действия конкурсного управляющего не противоречат Закону о банкротстве и не повлекли нарушение прав и законных интересов уполномоченного органа. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы заявителя не принимаются судом апелляционной инстанции во внимание ввиду их несостоятельности и необоснованности. По существу доводы налогового органа сводятся к переоценке представленных доказательств, правильно оцененных судом. Суд первой инстанции подробно и обоснованно оценил правомерность привлечения специалиста, и у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для переоценки указанных выводов.
С учетом изложенного, апелляционный суд приходит к выводу, что обжалуемое определение суда является законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает оснований для его отмены или изменения в соответствии со статьей 270 АПК РФ. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба налогового органа удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Коми от 26.07.2010 по делу N А29-13119/2005 (Ж-33331/2010) оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы в лице межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
В.Г. Сандалов |
Судьи |
Т.М. Дьяконова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-13119/2005
Истец: Федеральная налоговая служба России, Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Коми, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N6 по Республике Коми
Ответчик: Жигалов В.И. - конкурсный управляющий, ГП "ОВСУ N190 ВСУ ФСК РФ"
Третье лицо: ФСБ Республики коми, ФГУ Ертомский лесхоз", Управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по РК, Управление регистрационной службы по РК, Рогачев Е.А., ГУ РО Фонд социального страхования Филиал N 6, ГП Отдельный военно-строительный участок N 190 ВСУФСК России
Хронология рассмотрения дела:
30.07.2014 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-5093/14
24.07.2014 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-13119/05
13.05.2014 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1790/14
07.04.2014 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-13119/05
07.04.2014 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1783/14
31.03.2014 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1789/14
31.03.2014 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-13119/05
02.10.2013 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-13119/05
29.11.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7154/12
29.09.2011 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-5333/11
28.09.2011 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-13119/05
12.09.2011 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-13119/05
14.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-174/11
27.10.2010 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-5739/10
08.04.2010 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1365/10
29.06.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3762/2007
29.06.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2386/09
31.03.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А29-13119/2005
09.02.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3762/2007
09.02.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-45/09
29.01.2008 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4958/07
30.10.2007 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3762/07
27.10.2006 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-13119/05