21 июня 2007 г. |
Дело N А82-14689/2004-14 |
(Дата объявления резолютивной части постановления).
24 июля 2007 года
(дата составления постановления в полном объеме)
Постановление изготовлено в полном объеме 27.07.2007.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.И. Черных,
судей: М.В. Немчаниновой, Л.Н. Лобановой,
при ведении протокола судебного заседания судьей Л.И. Черных,
при участии в заседании:
представителей Инспекции: Пивоваровой Т.В. по доверенности от 09.01.2007 г., Захаровой О.В. по доверенности от 09.01.2007 г.,
представителя Общества: Аниськина М.А. по доверенности от 12.12.2006 г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
ОАО "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 12 марта 2007 года по делу N А82-14689/2004-14, принятое судьей М.В. Сурововой,
по заявлению Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Ярославской области
к ОАО "Российские железные дороги"
о взыскании 104925531 рублей налоговых санкций,
треть лицо:
Межрегиональная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Ярославской области обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о взыскании с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" 104925531 рублей налоговых санкций, в деле участвует третье лицо: Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 6.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 04.11.2004 г. дело передано на рассмотрение в Арбитражный суд Ярославской области.
Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Ярославской области в Арбитражном суде Ярославской области в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнила заявленные требования, согласно которым сумма взыскиваемых налоговых санкций составляет 15298721 рублей.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 12.03.2007 г. требования заявителя удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу решением, ОАО "Российские железные дороги" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым отказать Инспекции в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что судом нарушены нормы материального права. По его мнению, ОАО "Российские железные дороги" с момента утверждения сводного передаточного акта является правопреемником прав и обязанностей ФГУП "Северная железная дорога", чье имущество внесено в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта и обязано уплатить штраф, если ФГУП "Северная железная дорога" МПС РФ было привлечено к налоговой ответственности до 30.09.2003 г. - дня утверждение сводного передаточного акта; выводы суда относительно толкования статьи 9.3 Вводного закона необоснованны, поскольку в силу пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Ярославской области в отзыве на апелляционную жалобу не согласна с доводами заявителя апелляционной жалобы.
Межрегиональная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6 поддерживает доводы Инспекции, о месте и времени слушания дела извещена, просит рассмотреть дело в отсутствие ее представителей.
Представители ОАО "Российские железные дороги" и Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Ярославской области в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу.
Законность судебного акта Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке и пределах, предусмотренных статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Ярославской области провела выездную налоговую проверку ФГУП "Северная железная дорога" МПС России и его обособленных подразделений, результаты которой оформила сводным актом от 26.03.2004 г. N 1.
Рассмотрев материалы проверки, в ходе которой Инспекцией был установлен ряд нарушений, повлекших неполную уплату налогов, заместитель руководителя Инспекции принял решение от 28.04.2004 г. N 2 о привлечении Предприятия к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 122, статьей 123, пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа всего в размере 104925531 рублей.
Налогоплательщику предложено уплатить в срок, указанный в требовании от 07.05.2004 г. N 59, указанную сумму налоговых санкций.
Не согласившись с решением налогового органа, налогоплательщик обжаловал его в арбитражный суд.
Судебными актами Арбитражного суда Ярославской области (первой и апелляционной инстанции), Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа по делам N А82-5803/04-14, А82-5804/04-14, А82-5805/04-14 и А82-4114/04-14 решение Инспекции от 28.04.2004 г. N 2 и требование от 07.05.2004 г. N 59 были признаны частично недействительными.
С учетом состоявшихся судебных актов размер налоговых санкций составляет 15298721 рублей, в том числе по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации: 7065409 рублей по налогу на добавленную стоимость, 24137 рублей по налогу на пользователей автомобильных дорог, 7842 рублей по налогу с владельцев транспортных средств, 41337 рублей по налогу на имущество, 21592 рублей по земельному налогу, 5223 рублей по плате за пользование водными объектами, 210 рублей по налогу на рекламу, 1560 рублей по целевым сборам на содержание милиции, 19008 рублей по сборам на нужды образовательных учреждений, 1521 рублей по сборам на уборку территорий, 1400 рублей по сборам на право торговли, 45023 рублей по налогу с продаж, 1583 рублей по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы, 9370 рублей по налогу на добычу полезных ископаемых, 18105 рублей по плате за пользование недрами, 192849 рубле по налогу на прибыль, 88 рублей по единому налогу на вмененный доход, 825819 рублей 98 копеек по единому социальному налогу; по статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неперечисление налога на доходы физических лиц в размере 7016644 рублей 41 копеек.
Таким образом, по настоящему делу Инспекцией, с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявлено требование о взыскании с Общества 15298721 рублей налоговых санкций.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Ярославской области руководствовался статьей 9.3 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", статьей 50 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 57 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходил из того, что для возложения обязанности по уплате штрафов на правопреемника решение о привлечении к налоговой ответственности должно быть принято до регистрации вновь возникших юридических лиц или прекращения деятельности присоединенного юридического лица, имея ввиду, что с этого момента все права и обязанности реорганизованных лиц перешли к их правопреемникам, и решение о привлечении к налоговой ответственности не может быть принято ни в отношении правопреемника, которое не совершало налоговых правонарушений, ни в отношении уже несуществующих юридических лиц.
Рассмотрев апелляционную жалобу, Второй арбитражный апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, факт совершения ФГУП "Северная железная дорога" МПС России налоговых правонарушений, ответственность за которые предусмотрена в пункте 1 статьи 122, статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа всего в размере 15298721 рублей, установлен вступившими в законную силу судебными актами: решением Арбитражного суда Ярославской области от 18.01.2005 г. по делу N А82-5803/04-14, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.05.2005 г. и постановлением суда кассационной инстанции от 26.09.2005 г., решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.04.2005 г. по делу А82-5804/04-14, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.08.2005 г. и постановлением суда кассационной инстанции от 12.12.2005 г., решением Арбитражного суда Ярославской области от 01.04.2005 г. по делу N А82-5805/04-14, измененным постановлением апелляционной инстанции от 04.08.2005 г. и частично отмененным постановлением суда кассационной инстанции от 31.10.2005 г., решением Арбитражного суда Ярославской области от 27.05.2005 г. по делу N А82-4114/04-14, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.10.2005 г. и частично отмененным постановлением суда кассационной инстанции от 30.01.2006 г.
Таким образом, с учетом части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность привлечения Предприятия к налоговой ответственности в указанном размере считается доказанной.
Обстоятельств, исключающих вину Предприятия в совершении налоговых правонарушений либо смягчающих ответственность, судом не установлено.
Уточненный расчет налоговых санкций ответчик не оспаривает. Порядок взыскания рассматриваемых налоговых санкций, предусмотренный статьями 45, 69, 115 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым органом соблюден.
Из материалов дела видно, что Общество не согласно с уточненными требованиями Инспекции по единственному основанию: на его взгляд, неправомерно взыскание штрафов с юридического лица, которое не совершало налоговых правонарушений, за которые эти санкции применены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 50 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно абзацу 2 пункта 2 данной статьи на правопреемника (правопреемников) реорганизованного юридического лица возлагается также обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации.
Из приведенной нормы следует, что обязанность по уплате штрафов, наложенных на реорганизованное юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений, возлагается на его правопреемника, если штрафы наложены до завершения реорганизации юридического лица.
Согласно статье 9.3 Федерального закона от 31.07.1998 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов реорганизованного юридического лица его правопреемником (правопреемниками), предусмотренные пунктами 1, 2, 3, 9, 10 и 11 статьи 50 части первой Кодекса, применяются также при исполнении обязанности по погашению задолженности, образовавшейся в связи с неуплатой налогов, сборов, пеней и штрафов организациями федерального железнодорожного транспорта, имущество которых вносится в порядке приватизации в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта на железнодорожном транспорте, этим хозяйствующим субъектом с даты утверждения сводного передаточного акта.
Из материалов дела видно, что ФГУП "Северная железная дорога" МПС России, имущество которого внесено в соответствии с Федеральным законом от 27.02.2003 г. N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 г. N 585 "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта на железнодорожном транспорте - ОАО "Российские железные дороги", которое включено в Единый государственный реестр юридических лиц 23.09.2003 г., соответствующий сводный передаточный акт утвержден 30.09.2003 г., прекратило свою деятельность и исключено из Единого государственного реестра юридических лиц 18.05.2004 г.
Решение о привлечении ФГУП "Северная железная дорога" МПС России к налоговой ответственности принято Инспекцией 28.04.2004 г., то есть до завершения реорганизации и прекращения его деятельности.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обязанность по уплате спорных штрафов, наложенных на Предприятие за совершение налоговых правонарушений, возлагается на Общество.
Суд апелляционной инстанции не усматривает неустранимых сомнений, противоречий и неясностей правовых норм, применяемых в рассматриваемой ситуации, поэтому не принимает ссылку заявителя на пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Ярославской области правомерно взыскал с Общества 15298721 рублей налоговых санкций.
С учетом изложенного апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Ярославской области правильно, нарушении норм процессуального права, являющихся в любом случае основанием к отмене судебного акта, суд не допустил.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя и не подлежит взысканию в связи с ее уплатой.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 12.03.2007 г. по делу N А82-14689/2004-14 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в установленном порядке в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
М.В. Немчанинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-14689/2004
Истец: Межрайонная инспекция МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам Ярославской области, Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Ярославской области
Ответчик: ОАО "РЖД", ОАО "РЖД" в лице филиала Северная железная дорога, ОАО "Российские железные дороги"
Третье лицо: Межрегиональная инспекция МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 6, Межрегиональная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6, Инспекция ФНС России N 8 по ЦАО г. Москвы