г. Вологда |
|
02 июля 2015 г. |
Дело N А05-13878/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 02 июля 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Виноградовой Т.В. и Мурахиной Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Леоновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Коряжме Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 февраля 2015 года по делу N А05-13878/2014 (судья Полуянова Н.М.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Крона" (место нахождения: 165651, город Коряжма, Архангельская область, улица Кирова, дом 27а; ОГРН 1042901402390; ИНН 2905007736; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительными решений Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Коряжме Архангельской области (место нахождения: 165650, город Коряжма, Архангельская область, улица Гоголя, дом 24; ОГРН 1022901141713; ИНН 2905006683; далее - учреждение, фонд) от 10.09.2014 N 039 021 14 РВ 0000257 по результатам рассмотрения акта выездной проверки от 08.08.2014 N 03902114АВ0000354 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части начисления недоимки, пеней и штрафа по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, в том числе занижения облагаемой базы в сумме 30 510 руб., недоимки в размере 6102 руб., пеней в размере 1003 руб. 57 коп., штрафных санкций в размере 1220 руб. 40 коп., решения от 10.09.2014 N 039 021 14 РВ 0000257/ПУ по результатам рассмотрения акта выездной проверки от 08.08.2014 N 03902114АВ0000354 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части начисления штрафа за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, в том числе финансовой санкции в размере 1798 руб. 51 коп.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 17 февраля 2015 года заявленные требования удовлетворены. Кроме того, с учреждения в пользу общества взысканы расходы по уплате госпошлины в размере 4000 руб.
Учреждение с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что сумма оплаты путевки и лечения в закрытом акционерном обществе "Санаторий "Нижне-Ивкино" (далее - ЗАО "Санаторий "Нижне-Ивкино"), возмещенная работнику, связана с исполнением работником своих трудовых обязанностей, не входит в число выплат, подлежащих исключению из базы обложения страховыми взносами. Считает обоснованным привлечение общества к ответственности за представление недостоверных сведений в отношении Пеньевской Н.А.
Общество в отзыве отклонило доводы жалобы, просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, ходатайствуют о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей, в связи с этим разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании решения фонда от 03.06.2014 в отношении общества проведена выездная плановая проверка.
В ходе проверки фондом установлено, что в нарушение части 1 статьи 7, части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ, Закон о страховых взносах) в базу для начисления страховых взносов за 2012 год не включена сумма оплаты путевки и лечения в ЗАО "Санаторий "Нижне-Ивкино", возмещенная работнику Пеньевской Н.А. по авансовому отчету от 31.01.2012 N 1, в размере 30 510 руб.
Результаты проверки фонд изложил в акте выездной проверки от 08.08.2014 N 039 021 14 АВ 0000354, в котором указал на выявленные правонарушения и на возможность привлечения общества к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ, за неполную уплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в виде штрафа в размере 20 % неуплаченной суммы страховых взносов и частью третьей статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) за предоставление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета несут ответственность в виде штрафа в размере 5 % от суммы страховых взносов, начисленных к уплате за последние 3 месяца отчетного периода. В случае несогласия с фактами, изложенными в акте, с выводами и предложениями проверяющего, плательщик страховых взносов вправе представить в течение 15 дней со дня получения акта письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. Копия акта проверки получена по доверенности Пеньевской Н.А. 08.08.2014.
Рассмотрев акт выездной проверки, другие материалы проверки, фонд принял решение от 10.09.2014 N 039 021 14 РВ 0000257 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ, в виде штрафа в сумме 1289 руб. 85 коп., а также начислил пени в размере 1070 руб. 54 коп. Обществу предложено уплатить 6102 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Решение получено 11.09.2014 Пеньевской Н.А. по доверенности.
Также фондом принято решение от 10.09.2014 N 039 021 14 РВ 0000257/ПУ о привлечении общества к ответственности, предусмотренной частью третьей статьи 17 Закона N 27-ФЗ, за предоставление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в виде штрафа в сумме 1798 руб. 81 коп. Решение получено Пеньевской Н.А. 11.09.2014 по доверенности.
Не согласившись с указанными решениями, общество обратилось в суд с заявлением.
Судом первой инстанции принято решение об удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная коллегия считает данный судебный акт законным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ организации, производящие выплаты и другие вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
В силу части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 данного Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
В силу пункта 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В силу статьи 56 ТК РФ трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определённую этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
В соответствии со статьёй 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) состоит из вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационных выплат (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 135 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. При этом системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Из приведенных норм законодательства следует, что производимые работодателем своим работникам выплаты (вознаграждения), в том числе в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), включаются в базу для исчисления страховых взносов тогда, когда они могут быть расценены как вознаграждение работников в связи с выполнением ими трудовых обязанностей.
В то же время выплаты, производимые работодателем в пользу или в интересах работника не за результаты труда, а по иным основаниям, не могут быть отнесены к выплатам, подлежащим включению в базу для исчисления страховых взносов, так как это противоречит правовой природе понятия оплаты труда, сформулированного в ТК РФ.
Как обоснованно указано судом первой инстанции, сам по себе факт наличия между работодателем и его работниками трудовых отношений не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
В отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15 и 16 ТК РФ регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор, согласно статье 40 ТК РФ, регулирует социально-трудовые отношения.
Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. Следовательно, такие выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 мая 2013 года N 17744/12.
Как следует из материалов дела и пояснений представителя общества, оплата путевки на санаторно-курортное лечение работнику Пеньевской Н.А. произведена на основании Положения о дополнительных социальных гарантиях от 17.13.2011, пунктом 3.1 которого предусмотрено, что при условии стабильного финансового положения в организации, после утверждения собранием учредителей, по решению руководителя предоставляются дополнительные социальные гарантии работнику во время работы его в организации, в том числе компенсация за пользование платными медицинскими услугами санаторно-курортного обслуживания в виде возмещения расходов полностью либо частично оплаченных путевок.
Документы, подтверждающие возмещение работнику Пеньевской Н.А. расходов на приобретение путевки санаторно-курортного лечения в ЗАО "Санаторий "Нижне-Ивкино" за счет нераспределенной прибыли прошлых лет представлены заявителем в материалы дела.
Поскольку оплата стоимости путевок на санаторно-курортное лечение является единовременной выплатой социального характера, не гарантирована конкретным работникам, осуществляется за счет чистой прибыли общества, имеет своей целью оздоровление, которое не зависит от трудовых успехов работника, не является средством вознаграждения за труд, то есть не носит систематический характер, не зависит от трудового вклада работника, сложности, количества и качества выполняемой работы, уровня общих и специальных знаний работника, не исчисляется исходя из установленных окладов, периода трудового стажа, не предусмотрена трудовым договором с работником, производится работнику в силу статуса сотрудника организации, то она не относится к оплате труда.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции поддерживает вывод обжалуемого решения о том, что фонд неправомерно включил в облагаемую базу по страховым взносам выплаты по предоставлению работнику Пеньевской Н.А. мер социальной поддержки по оплате путевки на санаторно-курортное лечение.
Поскольку фонд не доказал законность и обоснованность суммы доначисленных страховых взносов за 2012 год, начисление пеней за несвоевременную уплату страховых взносов, а также привлечение к ответственности по части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ являются неправомерными.
Согласно статье 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ страхователи представляют в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Статья 11 Закона N 27-ФЗ обязывает страхователей представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В силу пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 6) сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; 7) сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; 8) другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии; 9) суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы; 10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы. Вместе с указанными сведениями страхователь представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
Согласно части третьей статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к страхователю применяются финансовые санкции в виде взыскания 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах.
К числу сведений, которые страхователь обязан представлять, относятся, в частности, сумма заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, а также сумма начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования. Другими словами, страхователь обязан представить сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных.
Вывод о недостоверности сведений в отношении указанного в решении N 039 021 14 РВ 0000257/ПУ работника в связи с оплатой путевки санаторно-курортного лечения Пенсионный фонд сделал, основываясь исключительно на установленном в ходе проверки факте занижения обществом базы для исчисления страховых взносов и выводе об исчислении обществом страховых взносов в меньшем размере, чем это требуется в соответствии с положениями Закона N 212-ФЗ.
Однако обязанности страхователя по предоставлению сведений о выплатах, не включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, которые им не начислялись, Закон N 27-ФЗ не предусматривает.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.10.2012 N 7828/12, от 14.05.2013 N 17744/12.
При указанных обстоятельствах требования общества удовлетворены обоснованно, подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие выводы суда, изложенные в обжалуемом решении.
Дело рассмотрено судом первой инстанции без нарушения норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Основания для отмены решения суда отсутствуют, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы учреждения отказано, однако в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации оно освобождено от уплаты госпошлины в качестве истца и ответчика при обращении в арбитражный суд, госпошлина не взыскивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 февраля 2015 года по делу N А05-13878/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Коряжме Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-13878/2014
Истец: ООО "Крона"
Ответчик: ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. КОРЯЖМЕ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ