г. Чита |
|
6 июля 2015 г. |
Дело N А19-20195/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 6 июля 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Никифорюк Е.О., Ячменёва Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 марта 2015 года по делу N А19-20195/2014 (суд первой инстанции - Красько Б.В.),
установил:
индивидуальный предприниматель Скидан Юрий Васильевич (ИНН 380400366880, ОГРНИП 304380431700357, далее - заявитель, ИП Скидан Ю.В.) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (ИНН 3808214087, ОГРН 1103850013772, далее - ответчик, ТУФАУГИ по Иркутской области) о признании незаконными действия государственного органа, выразившиеся в требовании письмом исх. N ШЕА-38/10485 от 29.09.2014 о предоставлении дополнительных документов для принятия решения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 38:34:016001:522 в собственность заявителю и для подготовки проекта договора купли-продажи земельного участка, как несоответствующие Земельному кодексу Российской Федерации, признании незаконным бездействия государственного органа, выраженное в непринятии в установленный статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации срок решения по заявлению от 07.09.2014 о предоставлении в собственность Скидану Юрию Васильевичу земельного участка с кадастровым номером 38:34:016001:522, и в отсутствие подготовленного и направленного в адрес Скидана Юрия Васильевича проекта договора купли-продажи данного земельного участка, как несоответствующие Земельному кодексу Российской Федерации, признании незаконным бездействия государственного органа, выразившегося в уклонении от приемки из аренды земельного участка с кадастровым номером 38:34:0160016140 по истечении договора аренды N 1409 от 08.08.2014, находящегося в федеральной собственности земельного участка по заявлению арендатора от 07.09.2014, как несоответствующие Земельному кодексу Российской Федерации и Гражданскому кодексу Российской Федерации и обязании государственный орган устранить нарушения прав и законных интересов заявителя в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 18 марта 2015 года по делу N А19-20195/2014 исковые требования удовлетворены частично.
Действия территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, выразившиеся в требовании о предоставлении дополнительных документов для принятия решения о предоставлении заявителю в собственность земельного участка с кадастровым номером 38:34:016001:522 по заявлению индивидуального предпринимателя Скидан Ю.В. исх. от 07.09.2014 б/н признаны незаконными.
Суд обязал территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя, возложив на него обязанность рассмотреть по существу заявление индивидуального предпринимателя Скидан Ю.В. исх. от 07.09.2014 б/н в части предоставления в собственность земельного участка с кадастровым номером 38:34:016001:522 в сроки и порядке, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации.
В удовлетворении заявленных требований в остальной части отказано
ТУФАУГИ по Иркутской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта по мотивам, изложенным в жалобе.
ИП Скидан Ю.В. отзыв на жалобу не представил.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 05.06.2015. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав в судебном заседании пояснения представителя заявителя, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 38:346:016001:140 находится в собственности Российской Федерации. Согласно кадастровому паспорту земельного участка N 3800/601/11-14535 от 25.02.2011 разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 38:346:016001:140 площадью 28872 +/- 59 кв.м. - размещение объектов деревоперерабатывающего и вспомогательного производства. В кадастровом паспорте содержатся сведения об обременениях - объектах недвижимого имущества, расположенных на данном земельном участке.
Из представленных в материалы дела свидетельств о государственной регистрации права от 20.01.2011 серии 38 АД N N 348724, 348725, 348726, 348727, 348728, 348729, 348730 и технических паспортов на нежилые здания следует, что заявителю на праве собственности принадлежат семь объектов недвижимости (нежилые здания), расположенные по адресу: Иркутская область, г. Братск, П 27 09 01 01 - П 27 09 07 01, в том числе: сторожка, домик для сторожей, административное одноэтажное здание, бытовка, холодный склад, гараж грузовых автомобилей, гараж легковых автомобилей. Заявитель ссылается на то, что указанные здания расположены на земельном участке с кадастровым номером 38:346:016001:140.
Данные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 31.07.2012 по делу N А19-13345/2012 по заявлению индивидуального предпринимателя Скидан Ю.В. о признании незаконным отказа Комитета по градостроительству Администрации города Братска от 28.05.2012 N 9845/12/12, с участием ТУ Росимущества по Иркутской области в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
08.08.2014 года между ТУ Росимущества по Иркутской области (арендодатель) и заявителем (арендатор) заключен договор аренды находящегося в федеральной собственности земельного участка N 1409, согласно пункту 1.1. которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок площадью 28 872 кв.м. с кадастровым номером 38:346:016001:140. Срок договора аренды - 1 месяц, с 08.08.2014 по 07.09.2014 (пункты 2.1.-2.2. договора).
В связи с тем, что фактическая площадь земельного участка, занимаемая принадлежащими заявителю зданиями, по мнению заявителя, значительно меньше площади земельного участка участке с кадастровым номером 38:346:016001:140, 09.09.2014 предприниматель обратился в ТУ Росимущества по Иркутской области с заявлением от 07.09.2014 о расторжении договора аренды от 08.08.2014 N 1409 и принятии решение об образовании в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 38:34:0160016140 земельного участка с кадастровым номером 38:34:016001:522, при этом, одновременно с принятием решения об образовании земельного участка с кадастровым номером 38:34:016001:522 заявитель просил предоставить ему данный земельный участок в собственность на основании пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
ТУ Росимущества по Иркутской области письмом от 29.09.2014 N ШСА-38/10485 в ответ на обращение заявителя сообщило последнему, что в связи с отсутствие зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 38:34:016001:522, а также с предоставлением неполного комплекта документов, необходимых для принятия решения о предоставлении государственной услуги по продаже (приватизации) земельных участков и предусмотренных пунктом 2.8 Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по продаже (приватизации) земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 07.11.2011 N 622, предоставление указанной государственной услуги не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Также в указанном письме ТУ Росимущества по Иркутской области по вопросу прекращения договора аренды земельного участка от 08.08.2014 N 1409 сообщило заявителю, что использование земельного участка в отсутствие правоустанавливающих документов влечет административную ответственность, и уведомило об отсутствии возражений против использования заявителем земельного участка с кадастровым номером 38:34:0160016140 до завершения процедура его раздела.
Заявитель, полагая, что действия государственного органа в части требования о предоставлении дополнительных документов и бездействие государственного органа по уклонению от принятия из аренды земельного участка не соответствуют Земельному кодексу Российской Федерации и нарушают его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленного требования.
Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами (пункт 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исключительный характер права на приватизацию (приобретение права аренды) земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию (аренду) земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства"; далее - постановление от 24.03.2005 N 11).
В пунктах 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем. В месячный срок со дня поступления заявления уполномоченный орган принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду. В месячный срок с даты принятия такого решения уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии с частью 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в период обращения заявителя в государственный орган), для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем.
Согласно приказу Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок", действующим в период обращения предпринимателя с заявлением от 07.09.2014 к документам, необходимым для приобретения прав на земельный участок относятся: 1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица; 2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей); 3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей); 4) при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или: 4.1.) уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и 4.2.) копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП; 5) выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или: 5.1.) уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок и 5.2.) копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП; 6) кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него; 7) копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в пунктах 1 - 6 настоящего Перечня; 8) сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Согласно пункту 2 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 документы, указанные в пунктах 2, 4, 4.1, 5, 5.1, 6 Перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, не могут быть затребованы у заявителя, ходатайствующего о приобретении прав на земельный участок, при этом заявитель вправе их представить вместе с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Как установлено судом, ТУ Росимущества по Иркутской области ни в отзыве на заявление, ни в письме от 29.09.2014 N ШСА-38/10485 не указал какие именно документы не представлены заявителем.
Вместе с тем, 09.09.2014 предприниматель обратился в ТУ Росимущества по Иркутской области с заявлением, в том числе, о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 38:34:016001:522, на котором располагаются принадлежащие ему объекты недвижимости с приложением документов в соответствии с Перечнем, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475.
Росимущество организует в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
В соответствии с пунктом 4 Положения о Росимуществе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Территориальный орган Росимущества наделен полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Таким образом, именно Территориальное управление является государственным органом, уполномоченным в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации принимать соответствующие решения по заявлениям собственников объектов недвижимого имущества о предоставлении земельных участков.
Согласно кадастровому паспорту от 07.08.2013 N 3800/601/13-253105 земельного участка с кадастровым номером 38:34:016001:522, вышеуказанный земельный участок образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером 38:34:016001:140.
При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки (часть 2 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации).
С учетом установленных обстоятельств и выявленного правового регулирования суд первой инстанции правомерно исходил из отсутствия у государственного органа правовой возможности предъявления требований о предоставлении предпринимателем каких-либо иных документов, не предусмотренных Перечнем, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475, в силу чего, ссылка на Административный регламент по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по продаже (приватизации) земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, утвержденный приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 07.11.2011 N 622 является несостоятельной.
Следовательно, с учетом положений статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции на дату обращения предпринимателя с заявлением, поскольку заявление предпринимателя поступило в государственный орган 09.09.2014 (согласно штампу, проставленному на экземпляре заявления заявителя), обязанностью ответчика являлась подготовка решения о предоставлении земельного участка (либо подготовка мотивированного отказа) не позднее 09.10.2014, и подготовка проекта договора купли-продажи земельного участка и направление его заявителю не позднее 09.11.2014.
По правилам статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами защиты права является, в частности, требование о признании недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления. С учетом положений пункта 6 Постановления Пленума ВС РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996, в рассматриваемом случае обстоятельством, входящим в предмет доказывания, является нарушение прав и свобод лица, обратившегося в суд по делам об оспаривании указанного решения. При этом к действиям, подлежащим судебному оспариванию, относятся коллегиальные и единоличные действия, в результате которых: 1) нарушены права или свободы заявителя; 2) созданы препятствия к осуществлению заявителем его прав и свобод; 3) незаконно возложена какая-либо обязанность.
В данном случае требования государственного органа по предоставлению дополнительных документов, изложенные в письме от 29.09.2014 N ШСА-38/10485 не соответствуют закону и препятствуют предпринимателю в получении в собственность земельного участка, создавая неопределенность в оформлении прав предпринимателя на земельный участок, что нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Заявление предпринимателя государственным органом по существу не рассмотрено.
Принимая во внимание положения части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правильно исходил из того, что решение вопроса о требуемой восстановительной мере суд осуществляет с учетом установленных фактических обстоятельств, подлежащих применению норм материального права, в том числе препятствующих достижению юридического результата, требуемого заявителем.
Следовательно, с учетом существа заявленных требований, установленных фактических обстоятельств по делу, суд первой инстанции обоснованно избрал правовосстановительную меру - возложение на государственный орган обязанности рассмотреть заявление предпринимателя от 07.09.2014 по существу.
Выводы суда об отказе в удовлетворении требования о признании незаконным бездействия государственного органа, выразившегося в уклонении от приемки из аренды земельного участка с кадастровым номером 38:34:0160016140 по истечении договора аренды N 1409 от 08.08.2014, находящегося в федеральной собственности земельного участка, заявителем жалобы фактически не оспариваются, у суда апелляционной инстанции оснований для их переоценки не имеется.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 марта 2015 года по делу N А19-20195/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Г.Г. Ячменёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-20195/2014
Истец: Скидан Юрий Васильевич
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области
Хронология рассмотрения дела:
28.06.2016 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2915/16
30.03.2016 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2355/15
09.11.2015 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5509/15
06.07.2015 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2355/15
18.03.2015 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-20195/14