Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 6 июля 2015 г. N 05АП-5265/15
г. Владивосток |
|
06 июля 2015 г. |
Дело N А51-1023/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 29 июня 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 июля 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Гуцалюк,
судей А.В. Гончаровой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Камелот",
апелляционное производство N 05АП-5265/2015
на решение от 08.05.2015
судьи Т.Е. Мангер
по делу N А51-1023/2015 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Камелот" (ИНН 2511068933, ОГРН 1102511000789, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 25.02.2010)
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области (ИНН 2536153725, ОГРН 1052503032229, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.03.2005)
о признании незаконным решения от 23.10.2014 N 250414231014001 о запрете ввоза товара,
при участии:
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области: представитель Воропаева В.А. по доверенности от 14.01.2015 N 09, сроком до 31.12.2015, удостоверение 25 N 0718;
от ООО "Камелот": в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Камелот" (далее по тексту - заявитель, общество, ООО "Камелот") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области (далее по тексту - Управление Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области, административный орган, Управление) от 23.10.2014 N 250414231014001 о запрете ввоза товара.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 08.05.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, ООО "Камелот" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы её податель ссылается на то, что судом первой инстанции не дана правовая оценка такому основанию для отказа в ввозе товара, как отсутствие в фитосанитарном сертификате указания на наименование и (или) номер транспортного средства. Кроме того, находит необоснованным указание в решении суда первой инстанции Международного стандарта по фитосанитарным мерам МСФМ N 12 в редакции 2008 года. Отмечает, что в фитосанитарных сертификатах указан способ транспортировки - воздушный с указанием номера авианакладной, что, по мнению общества, подтверждает, что груз транспортировался из Колумбии воздушным путем.
ООО "Камелот", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителя общества по имеющимся в материалах дела документам.
Управление Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области в представленном в материалы дела отзыве, поддержанном представителем в судебном заседании, с доводами жалобы не согласилось, решение суда первой инстанции просило оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее:
12.10.2014 в контейнере N PHEU5604630 в адрес ООО "Камелот" был ввезен товар - срезы живых цветов происхождения Колумбия в количестве 7.710 штук.
На основании проставленного 13.10.2014 должностным лицом Владивостокской таможни на коносаменте штампа "Фитосанитарный контроль. Подлежит досмотру КФК" старшим государственным инспектором Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области 23.10.2014 проведен карантинный фитосанитарный контроль (надзор) подкарантинной продукции - срезы цветов, происхождение - Колумбия, поступивших из Колумбии в контейнере PHEU5604630 с т/х "EASTERN DREAM", фитосанитарные сертификаты N CFE01-065004-14, N CFE-01-065006-14 от 06.10.2014.
В ходе документарной проверки выявлены следующие нарушения:
- сведения, содержащиеся в фитосанитарном сертификате, не соответствуют информации в коммерческих и транспортных (перевозочных) документах;
- фитосанитарный сертификат является недействительным, поскольку не содержит указание на наименование и (или) номер транспортного средства.
По результатам проверки должностным лицом Управления на фитосанитарных сертификатах и коносаменте проставлен штамп "Выпуск запрещен", составлен акт карантинного фитосанитарного контроля (надзора) от 23.10.2014 N 250414231014001, согласно которому выпуск партии цветов запрещен, обществу выдано предписание N 15 от 04.12.2014 об устранении нарушений правил и норм обеспечения карантина растений.
Не согласившись с решением административного органа о запрете ввоза товара, посчитав, что оно не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение Управления является законным и обоснованным и не нарушает права общества.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на нее, заслушав в судебном заседании представителя Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям:
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правила осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 N 502 (далее по тексту - Правила) устанавливают порядок осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 318 "Об обеспечении карантина растений в Таможенном союзе" (пункт 1 Правил).
Пунктом 2 названных Правил предусмотрено, что государственный карантинный фитосанитарный контроль осуществляется в отношении товаров, включенных в перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Таможенного союза и таможенной территории Таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 318 "Об обеспечении карантина растений в Таможенном союзе".
Государственный карантинный фитосанитарный контроль осуществляется Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальными органами, а также таможенными органами в части проведения проверки документов на подкарантинную продукцию в специализированных пунктах пропуска, в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, специально оборудованных и предназначенных для ввоза на единую таможенную территорию Таможенного союза подкарантинной продукции (далее по тексту - специализированные пункты пропуска).
В соответствии с пунктом 3 Правил государственный карантинный фитосанитарный контроль при ввозе осуществляется в целях проверки соответствия подкарантинной продукции фитосанитарным требованиям государства - члена Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, на территории которого расположено место завершения таможенного оформления.
Согласно пункту 4 Правил при ввозе на единую таможенную территорию Таможенного союза подкарантинной продукции перевозчик или лицо, действующее по его поручению представляет таможенному органу одновременно с документами, предусмотренными Таможенным кодексом Таможенного союза, следующие документы:
а) коммерческие и транспортные (перевозочные) документы на ввозимую партию подкарантинной продукции;
б) фитосанитарный сертификат, выданный уполномоченным органом государства, на территории которого была сформирована ввозимая партия подкарантинной продукции, - в случае ввоза партии подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска;
в) разрешение на ввоз карантинных объектов (карантинных вредных организмов) в научно-исследовательских целях - в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации наличие такого разрешения является условием ввоза карантинных объектов (карантинных вредных организмов).
В соответствии с абзацем 3 пункта 6 Правил осмотр транспортных средств в рамках первичного карантинного фитосанитарного контроля проводится должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору или ее территориальных органов только в тех случаях, когда должностное лицо таможенного органа в соответствии с пунктами 9, 14 и 18 настоящих Правил принимает решение о направлении подкарантинной продукции для проведения контроля должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору или ее территориальных органов.
Пунктом 10(5) Правил предусмотрено, что в случае если должностным лицом таможенного органа при принятии решения о помещении товаров в морском или воздушном пункте пропуска под ту или иную таможенную процедуру выявлено, что товары подлежат карантинному фитосанитарному контролю и при прибытии на единую таможенную территорию Таможенного союза карантинный фитосанитарный контроль в их отношении не проводился, должностное лицо таможенных органов осуществляет следующие действия:
- проведение карантинного фитосанитарного контроля в соответствии с настоящими Правилами (за исключением случая, установленного пунктом 10(4) настоящих Правил) - при помещении подкарантинной продукции под таможенную процедуру таможенного транзита;
- принятие решения о направлении подкарантинной продукции должностным лицам Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору или ее территориальных органов для проведения карантинного фитосанитарного контроля в установленном законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации порядке - при помещении подкарантинной продукции под таможенную процедуру, отличную от таможенной процедуры таможенного транзита.
Решение о направлении подкарантинной продукции, указанной в пункте 10(5) настоящих Правил, должностным лицам Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору или ее территориальных органов оформляется должностным лицом таможенного органа путем проставления в транспортном (перевозочном) документе отметки "Требуется карантинный фитосанитарный контроль", заверенной подписью и оттиском личной номерной печати с указанием даты и времени (пункт 10(6) Правил).
В соответствии с пунктом 14 Правил должностное лицо таможенного органа проверяет представленный фитосанитарный сертификат и принимает решение о направлении подкарантинной продукции для проведения досмотра товаров должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору или ее территориальных органов в случае наличия оснований полагать, что фитосанитарный сертификат является поддельным или недействительным.
Решение оформляется должностным лицом таможенного органа путем проставления отметки "Подлежит досмотру. Карантинный фитосанитарный контроль", заверенной подписью и оттиском личной номерной печати с указанием даты и времени.
Статьей 8 Федерального закона от 15.07.2000 N 99-ФЗ "О карантине растений" (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого решения) (далее по тексту - Закон N 99-ФЗ), установлено, что ввоз в свободные от карантинных объектов зоны, вывоз из карантинных фитосанитарных зон и перевозки подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), произведенной на территории Российской Федерации, в случаях, предусмотренных правилами и нормами обеспечения карантина растений, разрешаются, если на такую подкарантинную продукцию (подкарантинный материал, подкарантинный груз) имеется выданный в установленном законодательством Российской Федерации порядке органом государственного надзора карантинный сертификат, удостоверяющий соответствие подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) требованиям правил и норм обеспечения карантина растений.
Каждая партия подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), ввозимой на территорию Российской Федерации или вывозимой с территории Российской Федерации, сопровождается фитосанитарным сертификатом.
Статьей 9 Закона N 99-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого решения) определено, что ввоз на территорию Российской Федерации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) разрешается, если на указанную продукцию имеются документы на ее ввоз, а также документы, удостоверяющие соответствие такой продукции требованиям международных договоров Российской Федерации, касающихся карантина растений, правил и норм обеспечения карантина растений.
Подкарантинная продукция (подкарантинный материал, подкарантинный груз), ввозимая на территорию Российской Федерации, подлежит обязательному карантинному фитосанитарному контролю.
Карантинный фитосанитарный контроль за ввозом на территорию Российской Федерации и вывозом с территории Российской Федерации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) осуществляется органом государственного надзора, а также таможенными органами.
При осуществлении государственного карантинного фитосанитарного контроля в специализированных пунктах пропуска должностные лица таможенных органов проводят проверку документов, представляемых перевозчиком или лицом, действующим от его имени, при прибытии подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) на территорию Российской Федерации.
По результатам проверки документов должностными лицами таможенных органов принимается решение о ввозе подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) на территорию Российской Федерации в целях ее дальнейшей перевозки в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, либо о ее немедленном вывозе с территории Российской Федерации, либо о ее направлении в специально оборудованные и оснащенные места (пограничные пункты карантина растений) в специализированных пунктах пропуска для проведения досмотра подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) должностными лицами федерального органа исполнительной власти по обеспечению карантина растений.
Решением Комиссии Таможенного союза "Об обеспечении карантина растений в таможенном союзе" от 18.06.2010 N 318 утверждены, в том числе, Перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Таможенного союза и таможенной территории Таможенного союза (далее по тексту - Перечень подкарантинной продукции), Положение о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Таможенного союза (далее по тексту - Положение о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля).
В соответствии с разделом 1 Перечня подкарантинной продукции срезанные цветы относятся к подкарантинной продукции с высоким фитосанитарным риском.
Пунктом 1.2 Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля, разработанного в целях реализации положений Соглашения таможенного союза о карантине растений от 11.12.2009 (далее по тексту - Соглашение), на основании Решения Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) на уровне глав правительств от 11.12.2009 года N 30 определено:
1) при ввозе на таможенную территорию таможенного союза подкарантинной продукции, включенной в Перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза, утверждаемый Комиссией таможенного союза в соответствии со статьей 5 Соглашения;
2) при вывозе с таможенной территории таможенного союза подкарантинной продукции.
В силу пункта 1.4 Положения при осуществлении карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе таможенного союза уполномоченные органы Сторон руководствуются законодательством своего государства, в случае если отношения, возникающие при осуществлении карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе таможенного союза, прямо не урегулированы настоящим Положением.
В соответствии с пунктом 3.1 Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля подлежит каждая ввозимая на таможенную территорию таможенного союза партия подкарантинной продукции, включенной в Перечень подкарантинной продукции.
Подкарантинная продукция высокого фитосанитарного риска ввозится на таможенную территорию таможенного союза в сопровождении фитосанитарного сертификата на ввозимую партию указанной продукции.
Фитосанитарный сертификат на ввозимую на таможенную территорию таможенного союза партию подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска заполняется на одном из государственных языков Сторон и (или) английском языке, если иное не установлено международными договорами Сторон.
Карантинный фитосанитарный контроль (надзор) при ввозе осуществляется в целях проверки соответствия ввозимой подкарантинной продукции карантинным фитосанитарным требованиям Стороны, на территории которой расположено место завершения таможенного оформления (абзац 1 пункта 3.3 Положения).
В соответствии с пунктом 3.5 Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля первичный карантинный фитосанитарный контроль (надзор) при ввозе предусматривает проведение следующих контрольных мероприятий:
1) документарная проверка;
2) осмотр транспортных средств;
3) осмотр или досмотр подкарантинной продукции - в отношении подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска, выборочно, с учетом системы управления фитосанитарным риском;
4) досмотр подкарантинной продукции - после проведения обеззараживания подкарантинной продукции, если решение об обеззараживании подкарантинной продукции было принято должностным лицом уполномоченного органа по результатам ее осмотра или досмотра.
Согласно пункту 3.10 Положения результаты осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) по месту прибытия и в местах доставки оформляются путем:
1) проставления должностным лицом уполномоченного органа Стороны, осуществившего мероприятия по карантинному фитосанитарному контролю (надзору), соответствующего штампа на фитосанитарном сертификате (при его наличии) и транспортном (перевозочном) документе согласно приложению N 1;
2) составления акта карантинного фитосанитарного контроля (надзора) согласно приложению N 2.
Внесение в акт карантинного фитосанитарного контроля (надзора) дополнительных предписаний и дополнительных ограничений на оборот продукции не допускается.
Согласно пункту 4.1.1 Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля в целях проведения документарной проверки должностному лицу уполномоченного органа должны быть представлены:
1) коммерческие и транспортные (перевозочные) документы на ввозимую партию подкарантинной продукции;
2) фитосанитарный сертификат на ввозимую партию подкарантинной продукции (с переводом при необходимости на государственный язык Стороны, должностному лицу уполномоченного органа которой он представляется) - в случае ввоза партии подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска, если иное не предусмотрено пунктом 7.1 настоящего Положения;
3) разрешение на ввоз карантинных объектов (карантинных вредных организмов) в научно-исследовательских целях.
В силу пункта 4.1.3 Положения должностное лицо уполномоченного органа на основании анализа представленных коммерческих и транспортных (перевозочных) документов принимает решение о запрете ввоза партии подкарантинной продукции или помещения партии подкарантинной продукции под таможенную процедуру таможенного транзита в случае, если:
1) на партию подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска не представлен фитосанитарный сертификат, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7.1 настоящего Положения;
2) ввозятся карантинные объекты (карантинные вредные организмы), и не представлено разрешение на их ввоз в научно-исследовательских целях, или ввоз таких объектов в научно-исследовательских целях не разрешается в соответствии с законодательством Стороны, карантинным фитосанитарным требованиям которой должна соответствовать партия;
3) установленное место происхождения (производства, формирования) партии подкарантинной продукции соответствует введенному запрету на ввоз партий подкарантинной продукции, происходящих из определенного государства, определенной местности или произведенных (сформированных) на определенном предприятии, и указанная партия была отгружена позднее момента, с которого был введен такой запрет.
Согласно пункту 4.1.4 Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля должностное лицо уполномоченного органа проверяет представленный фитосанитарный сертификат и принимает решение о запрете ввоза партии подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска или ее помещения под таможенную процедуру таможенного транзита в следующих случаях:
1) сведения, содержащиеся в фитосанитарном сертификате, не соответствуют информации в коммерческих и транспортных (перевозочных) документах;
2) наличия достоверной информации о том, что фактическое количество подкарантинной продукции в партии подкарантинной продукции на десять и более процентов превышает количество, указанное в фитосанитарном сертификате;
3) фитосанитарный сертификат является поддельным или недействительным;
4) фитосанитарный сертификат не подтверждает соответствие партии подкарантинной продукции предъявляемым карантинным фитосанитарным требованиям.
В силу пункта 4.1.6 Положения фитосанитарный сертификат признается недействительным в следующих случаях:
1) фитосанитарный сертификат не полностью оформлен;
2) фитосанитарный сертификат был выдан на партию подкарантинной продукции после ее фактического убытия с территории Стороны, уполномоченным органом которой он выдан, за исключением фитосанитарных сертификатов, выданных на замену при условии, что уполномоченный орган экспортирующей страны обеспечит и подтвердит: фитосанитарную безопасность подкарантинной продукции; отбор образцов, досмотр и обработку подкарантинной продукции, необходимых для выполнения карантинных фитосанитарных требований до отправки подкарантинной продукции; целостность подкарантинной продукции с момента отгрузки до момента ввоза подкарантинной продукции на таможенную территорию Таможенного союза;
3) срок действия фитосанитарного сертификата (срок с момента выдачи фитосанитарного сертификата) истек, если такой срок предусмотрен законодательством Стороны, карантинным фитосанитарным требованиям которой должна соответствовать продукция;
4) фитосанитарный сертификат не содержит указание на наименование и (или) номер транспортного средства, если требование об обязательном указании в фитосанитарном сертификате номера транспортного средства предусмотрено законодательством Стороны, карантинным фитосанитарным требованиям которой должна соответствовать продукция;
5) фитосанитарный сертификат содержит не заверенные уполномоченным органом, его выдавшим, изменения или дополнения;
6) фитосанитарный сертификат на партию подкарантинной продукции, которая запрещена к ввозу, оформлен после введения такого запрета. Стороной, карантинным фитосанитарным требованиям которой должна соответствовать продукция, либо после даты (истечения определенного периода), предусмотренной решением о введении такого запрета.
Согласно пункту 4.1.9 Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля в случаях, когда по результатам документарной проверки должностное лицо уполномоченного органа принимает решение о запрете ввоза партии подкарантинной продукции, или помещения партии подкарантинной продукции под таможенную процедуру таможенного транзита, подкарантинная продукция подлежит возврату или уничтожению за счет собственника подкарантинной продукции.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее по тексту - Закон N 184-ФЗ) к документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:
- национальные стандарты;
- правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
- применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
- стандарты организаций;
- своды правил;
- международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов;
- надлежащим образом заверенные переводы на русский язык международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, принятые на учет национальным органом Российской Федерации по стандартизации;
- предварительные национальные стандарты.
Приказом Ростехрегулирования от 24.05.2010 N 1864 "О Временном порядке регистрации в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента или которые содержат правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия" (далее по тексту - Приказ N 1864) на ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ" возложено осуществление регистрации в Федеральном фонде международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента или которые содержат правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия.
В силу пункта 2.9 Приказа N 1864 регистрационные данные о нормативном документе к техническому регламенту вносятся в Реестр нормативных документов к техническому регламенту (Приложение N 3).
Пунктом 2.10 Приказа N 1864 установлено, что зарегистрированными нормативными документами к техническому регламенту являются документы, имеющие на титульном листе номер и дату регистрации. При регистрации нормативного документа к техническому регламенту на титульном листе документа проставляется штамп (Приложение N 4), в котором указывается обозначение зарегистрированного документа.
30.04.2008 ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ" за номером 3379/ISPM (номер стандарта ISPM N 12 2001-04) зарегистрированы Международные стандарты по фитосанитарным мерам МСФМ N 12 руководство по фитосанитарным сертификатам (далее по тексту - МСФМ N 12).
На титульном листе, представленных в материалы дела Управлением МСФМ N 12 в редакции 2008 года, имеются номер и дата регистрации, проставленные ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ".
Кроме того, под порядковым номером 10 перечня зарегистрированных международных стандартов по фитосанитарным мерам ФАО ООН в 2008 году значится руководство по фитосанитарным сертификатам, порядковый номер - ISPM 12/ МСФМ 12, номер регистрации - 3379/ISPM, дата регистрации - 30.04.2008.
С учетом изложенного, коллегия апелляционного суда считает верным указание в решении суда Международного стандарта по фитосанитарным мерам МСФМ N 12 в редакции 2008 года, в связи с чем довод общества в указанной части об обратном подлежит отклонению.
При этом заявителем не представлены доказательства того, что перевод Международных стандартов по фитосанитарным мерам N 12 "Руководство по фитосанитарным сертификатам" применяется на территории Российской Федерации в редакции 2011 года.
Международные стандарты по фитосанитарным мерам (МСФМ) принимаются договаривающимися сторонами МККЗР и членами ФАО, которые не являются договаривающимися сторонами, через Временную комиссию по фитосанитарным мерам. МСФМ являются стандартами, руководствами и рекомендациями, признанными за основу фитосанитарных мер, применяемых членами Всемирной торговой организации в рамках Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер. Страны, не являющиеся договаривающимися сторонами МККЗР, призываются соблюдать эти стандарты.
МСФМ N 12 описывает принципы и руководства по подготовке и выдаче фитосанитарных сертификатов и реэкспортных фитосанитарных сертификатов.
В соответствии с пунктом 1.1 МСФМ N 12 фитосанитарные сертификаты выдаются для свидетельствования того, что грузы растений, растительных продуктов или других подкарантинных материалов отвечают специфичным фитосанитарным импортным требованиям и соответствуют удостоверяющему заявлению сертификата соответствующего образца. Фитосанитарные сертификаты должны выдаваться только с этой целью.
Модели сертификатов обеспечивают стандартную форму выражения и формат, которых следует придерживаться при подготовке официальных фитосанитарных сертификатов. Это необходимо, чтобы гарантировать действительность этих документов, чтобы их легко было отличить и чтобы в них отражалась основная информация.
В силу пункта 1.4.1 МСФМ N 12 причины для непризнания фитосанитарного сертификата и/или запроса дополнительной информации включают:
- неразборчивые,
- неполные,
- период действия которых истек или не соблюдён,
- включение незаверенных изменений или подчисток,
- включение противоречивой или непоследовательной информации,
- использование формулировок, не соответствующих приведенным здесь моделям сертификатов,
- сертификация запрещенных продуктов,
- незаверенные копии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2001 N 874 Российской Федерацией принят пересмотренный текст Международной конвенции по карантину и защите растений, одобренный 29-й сессией конференции Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН в ноябре 1997 года.
Согласно пункту 1 статьи 4 Международной конвенции по карантину и защите растений каждая договаривающаяся сторона, в силу своих возможностей, должна обеспечить создание официальной национальной организации по карантину и защите растений с основными обязанностями согласно данной статье.
В компетенцию официальной национальной организации по карантину и защите растений входит обеспечение с помощью соответствующих процедур фитосанитарной безопасности грузов после сертификации и до момента экспорта в отношении их состава, замены и повторного заражения (подпункт "ж" пункта 2 статьи 4 Международной конвенции по карантину и защите растений).
Из пункта 1 статьи 5 Международной конвенции по карантину и защите растений следует, что каждая договаривающаяся сторона должна принять меры по проведению фитосанитарной сертификации с целью обеспечить, чтобы экспортируемые растения, растительные продукты и другие подкарантинные материалы и грузы с ними соответствовали записи в сертификате.
В силу параграфа 2 "б" статьи 5 Международной конвенции по карантину и защите растений фитосанитарные сертификаты или их электронные эквиваленты там, где они принимаются заинтересованной импортирующей договаривающейся стороной, должны соответствовать образцу, данному в Приложении к настоящей Конвенции. Эти сертификаты должны заполняться и выдаваться с учетом соответствующих международных стандартов.
Как следует из материалов дела, на товар - срезы живых цветов, обществом представлены сертификаты от 06.10.2014 N CFE-01-065004-14 и N CFE-01-065006-14, выданные уполномоченным органом Колумбии.
В разделе МСФМ N 12 "Количество мест и описание упаковки" указано: следует включать достаточно подробную информацию, чтобы дать возможность НОКЗР импортирующей страны идентифицировать груз и составляющие его части, и, в случае необходимости, проверить их размер. Номера контейнеров и/или вагонов являются полезным дополнением к описанию упаковки и могут быть включены здесь, если известны.
В разделе "Заявленный способ транспортировки" указано: следует использовать такие термины, как "морской, воздушный, (автомобильный, железнодорожный, почтовый и пассажирский". Следует указать название судна и номер рейса корабля или самолета, если они известны.
В разделе "Заявленный пункт ввоза" указано: это должен быть первый пункт прибытия в страну окончательного назначения, или, если он неизвестен, то название страны. Пункт ввоза первой импортирующей страны должен быть указан в тех случаях, когда в разделе "Кому:" вписывается более чем одна страна. Пункт ввоза для страны окончательного назначения следует указывать в случаях, когда груз перевозится лишь транзитом через другую страну. Если страна транзита также указана в разделе "Кому:", то могут указываться пункты ввоза в страну транзита так же, как и в страну окончательного назначения (напр. в пункт А через пункт В).
В представленных в материалы дела фитосанитарных сертификатах от 06.10.2014 N CFE-01-065004-14 и N CFE-01-065006-14 в графе "Заявленный способ транспортировки" указан авиационный номер рейса, несмотря на то, что товар прибыл морским транспортом из республики Корея во Владивосток, в графе "Заявленный пункт ввоза" прописано - Уссурийск и Москва, в то время как пунктом ввоза груза в страну явился Владивосток.
В этой связи довод подателя жалобы о заполнении в фитосанитарных сертификатах графы "Заявленный способ транспортировки" в соответствии с требованиями МСФС N 12, суд апелляционной инстанции находит ошибочным.
Заявителем в материалы дела во исполнение требований суда представлены: авианакладная 729-81882135 о направлении 07.10.2014 из Колумбии в Майами груза - срезанные цветы; авианакладная N 180-51820565 о направлении 08.10.2014 из Майами в Корею груза - срезанные цветы; подтверждение LK LOGISTICS CO., LTD о доставке груза в аэропорт Инчхон из Боготы (Колумбия) через Майами и отправлении из порта Тонхэ во Владивосток судном т/х "Eastern Dream" после оформления транзитной таможенной декларации в Корее; а так же коносамент DBSLDN141012003 о направлении из Кореи во Владивосток 12.10.2014 в контейнере PHEU5604630 груза- 1. Альстромерия микс премиум "энмаллада" премиум- 4 кор., 2. Красная гвоздика "Фэнси" - 1 кор., 3. Гипсофила "Перфекта Селект" - 1 кор., 4. Розы микс 40 - микс 80 60-80 - 21 кор., 5. Роза "Мондиаль" 70-80 - 2 кор., 6. Роза "Прауд" 60-70 - 1 кор.
Между тем, указанные документы представлены заявителем в суд первой инстанции в ходе рассмотрения заявленных обществом требований, при вынесении Управлением решения от 23.10.2014 N 250414231014001 о запрете ввоза товара указанные документы не представлялись.
Как следует из акта приема-передачи товаросопроводительных документов для проведения карантинного фитосанитарного контроля от 13.10.2014, должностным лицом ответчика от государственного таможенного инспектора получены коносамент DBSLDN141012003 и два фитосанитарных сертификата от 06.10.2014 N CFE-01-065004-14 и N CFE-01-065006-14.
Раздел МСФМ N 12 "Ботаническое название растений" содержит указание: Информация, помещенная здесь, должна идентифицировать растения и растительные продукты с использованием принятых научных названий, по меньшей мере до уровня родовой, но предпочтительно видовой принадлежности. Для некоторых подкарантинных материалов и продуктов сложного состава, таких, как запасы кормов (фураж), может оказаться невозможным дать их ботаническое описание. В этих случаях НОКЗР должны договориться в двустороннем порядке о подходящем названии описываемого материала, или могут быть введены слова "Не применимо" или "Н/П".
В авианакладных товар указан как срезанные цветы очень быстропортящийся продукт защищать от воздействия холода и жары, вес брутто- 688 кг, количество штук- 30. В коносаменте DBSLDN141012003 наименование груза- 1. Альстромерия микс премиум "энмаллада" премиум- 4 кор., 2. Красная гвоздика "Фэнси" - 1 кор., 3. Гипсофила "Перфекта Селект" - 1 кор., 4. Розы микс 40 - микс 80 60-80 - 21 кор., 5. Роза "Мондиаль" 70-80 - 2 кор., 6. Роза "Прауд" 60-70 - 1 кор., вес брутто - 688 кг, количество упаковок 20,Х1 (30 кор.), в то время как в фитосанитарных сертификатах указаны иное описание груза и количество упаковок.
Кроме того, в спорных сертификатах наименование экспортера значится DAFLOR, в коносаменте отправителем указан IMROSS EXPRESS VISA AU PTY LTD.
Таким образом, как верно установил суд первой инстанции, заявителем не представлено доказательств соответствия сведений, содержащихся в фитосанитарных сертификатах, информации в коммерческих и транспортных (перевозочных) документах, представленных административному органу для проверки в рамках проведения последним фитосанитарного контроля.
Из анализа представленных (без перевода на русский язык) для проведения контроля коносамента и фитосанитарных сертификатов невозможно установить отношение данных документов, несодержащих сведений об отличительных знаках продукции, к грузу, ввозимому по коносаменту в контейнере. Обратное в соответствии со статьей 65 АПК РФ заявителем не доказано и не следует из материалов дела.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия считает, что заявителем не подтверждено соблюдение одного из обязательных требований законодательства Российской Федерации и международного законодательства, а именно условия о предоставлении документа, международного образца, сопровождающего подкарантинную продукцию, удостоверяющего фитосанитарное состояние конкретной партии подкарантинной продукции, поскольку заявителем не доказано, что спорные фитосанитарные сертификаты выдавались на продукцию, которая прибыла в контейнере PHEU5604630 в порт Владивосток.
Что касается ссылки общества на то, что судом первой инстанции не дана правовая оценка такому основанию для отказа в ввозе товара, как отсутствие в фитосанитарном сертификате указания на наименование и (или) номер транспортного средства, то коллегия считает необходимым отметить следующее:
Как уже отмечалось ранее, должностное лицо уполномоченного органа принимает решение о запрете ввоза партии подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска, если фитосанитарный сертификат является поддельным или недействительным (подпункт 3 пункт 4.1.4 Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля).
Подпунктом 4 пункта 4.1.6 Положения установлено, что фитосанитарный сертификат признается недействительным в случае, если фитосанитарный сертификат не содержит указание на наименование и (или) номер транспортного средства, если требование об обязательном указании в фитосанитарном сертификате номера транспортного средства предусмотрено законодательством Стороны, карантинным фитосанитарным требованиям которой должна соответствовать продукция.
Действительно, из анализа представленных в материалы дела фитосанитарных сертификатов от 06.10.2014 N CFE-01-065004-14 и N CFE-01-065006-14 следует, что в них отсутствуют сведения, указание которых необходимо в силу подпункта 4 пункта 4.1.6 Положения.
Вместе с тем, коллегия апелляционного суда полагает, что то обстоятельство, что судом первой инстанции не дана правовая оценка такому основанию для отказа в ввозе товара, как отсутствие в фитосанитарном сертификате указания на наименование и (или) номер транспортного средства, не свидетельствует об ошибочности выводов суда, поскольку не привело к принятию незаконного судебного акта.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции полагает, что оспариваемое решение Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области от 23.10.2014 N 250414231014001 о запрете ввоза данного товара, является законным и обоснованным и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем суд первой инстанции на основании части 3 статьи 201 АПК РФ правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Иные доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины на основании статьи 110 АПК РФ относятся судом на общество.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 08.05.2015 по делу N А51-1023/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.В. Гуцалюк |
Судьи |
А.В. Гончарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-1023/2015
Истец: ООО "КАМЕЛОТ"
Ответчик: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области