г. Санкт-Петербург |
|
06 июля 2015 г. |
Дело N А56-69729/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Есиповой О.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Цубановой К.А.
при участии:
от заявителя: Носов С.А. - доверенность от 13.04.2015
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6906/2015) Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.01.2015 по делу N А56-69729/2014 (Терешенков А.Г.), принятое
по заявлению ООО "Люкс Оил"
к Балтийской таможне
о признании незаконными действий, бездействия
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Люкс Оил" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, в котором просит:
- признать незаконными действия Балтийской таможни (далее - таможенный орган, таможня), выразившиеся в возвращении без рассмотрения заявления Общества о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин по декларациям на товары (далее - ДТ) N N 10216120/310113/0005276, 10216120/040213/0006179, 10216120/150213/0008570, 10216120/150213/0008575, 10216120/270213/0011175, 10216120/050413/0020963, 10216120/150413/0023002, 10216120/300413/0027150, 10216110/130613/0037043, 10216120/230513/0032311,
- признать незаконным бездействие таможни, выразившееся в невозврате Обществу излишне уплаченных таможенных платежей по вышеуказанным ДТ в размере 2 810 135,27 руб., из которых: 2 554 668,41 руб. пошлины и 255 466,86 руб. НДС,
- обязать таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем возврата этому Обществу излишне уплаченных таможенных платежей в размере 2 810 135,27 руб., из которых: 2 554 668,41 руб. пошлины и 255 466,86 руб. НДС.
Решением суда от 26.01.2015 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе таможня просит решение отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и нарушение норм материального права. По мнению подателя жалобы, запретов к установлению комбинированных ставок таможенных пошлин при ввозе товаров на таможенную территорию стран, присоединившихся к Всемирной Торговой Организации (далее - ВТО), Протоколом о присоединении к ВТО не установлено.
В судебном заседании представитель Общества просил в удовлетворении жалобы отказать по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Таможня в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещена надлежащим образом.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена Тринадцатым арбитражным апелляционным судом на официальном сайте в сети Интернет 17.04.2015 и 29.05.2015.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, что Обществом в целях таможенного оформления товара "масло пальмовое" по таможенной процедуре "выпуск для внутреннего потребления" в таможню поданы ДТ N N 10216120/310113/0005276, 10216120/040213/0006179, 10216120/150213/0008570, 10216120/150213/0008575, 10216120/270213/0011175, 10216120/050413/0020963, 10216120/150413/0023002, 10216120/300413/0027150, 10216110/130613/0037043, 10216120/230513/0032311.
При расчете подлежащих уплате сумм таможенных пошлин Обществом применена ставка 0,12 евро за кг, установленная Единым таможенным тарифом Таможенного союза, утвержденным решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 (далее - Единый таможенный тариф) и действовавшая на момент заполнения декларации. Кроме того, заявителем применена тарифная преференция в размере 75% от ставки таможенной пошлины, установленной в отношении развивающихся стран, установленной Соглашением от 25.01.2008 "О едином таможенно-тарифном регулировании".
Однако, в соответствии с Приложением 1 (Таблица ежегодных снижений ставок) к Протоколу от 16.12.2011 "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15.04.1994", ратифицированном 21.07.2012, ставка таможенной пошлины в отношении группы 1511909902 на момент заполнения деклараций на товары должна составлять 5% таможенной стоимости. В связи с этим начисление таможенной пошлины по ставке 0,12 евро за кг (с учетом тарифной преференции - 0,09 евро за кг) является ошибочным.
01.09.2014 Общество обратилось в таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, поскольку при оформлении товара, ввезенного Обществом на территорию Российской Федерации по спорным ДТ, Обществом неверно была применена ставка таможенной пошлины в отношении ввезенного товара в 2013 году, которая должна была составлять 5 % таможенной стоимости товара.
Письмом от 12.09.2014 N 15-10/35251 таможня отказала Обществу в возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, вернув без рассмотрения направленное заявление, указав на отсутствие оснований для внесения изменений в сведения, заявленные в спорных ДТ.
Не согласившись с оспариваемыми действиями по оставлению заявления без рассмотрения и бездействием таможни, выразившимся в невозврате Обществу излишне уплаченных таможенных пошлин по спорным ДТ в общем размере 2 810 135,27 руб., Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление Общества, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.
Согласно пункту 3 статьи 3 ТК ТС при таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов Таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Для исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено Кодексом и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза (пункт 1 статьи 77 ТК ТС).
В пункте 2 статьи 3 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ) предусмотрено, что международные договоры Российской Федерации заключаются с иностранными организациями, а также с международными организациями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера).
Согласно пункту 3 статьи 30 Федерального закона N 101-ФЗ международные договоры межведомственного характера опубликовываются по решению федеральных органов исполнительной власти, от имени которых заключены договоры, в официальных изданиях этих органов.
Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы (часть 1 статьи 5 Федерального закона N 101-ФЗ).
В части 2 статьи 5 Федерального закона N 101-ФЗ предусмотрено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные права, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Статьей 6 Федерального закона N 101-ФЗ предусмотрено выражение согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора, которое может выражаться путем подписания договора; обмена документами, образующими договор; ратификации договора; утверждения договора; принятия договора; присоединения к договору; применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны.
В городе Минске 19.05.2011 между странами участниками Таможенного союза подписан международный договор "О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы", который был ратифицирован на территории Российской Федерации Федеральным законом от 19.10.2011 N 282-ФЗ.
В соответствии с решением Высшего Евразийского экономического совета от 19.12.2011 N 11 данный документ вступает в силу с даты присоединения Российской Федерации к ВТО.
Протокол о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО от 15.04.1995 (далее - Протокол) ратифицирован Федеральным законом от 21.07.2012 N 126-ФЗ и вступил в силу 22.08.2012.
Как определено в пункте 1 статьи 1 Договора "О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы", с даты присоединения любой из сторон к ВТО положения соглашения ВТО, как они определены в протоколе о присоединении этой стороны к ВТО, включающим обязательства, взятые в качестве условия ее присоединения к ВТО и относящиеся к правоотношениям, полномочия по регулированию которых в рамках Таможенного союза делегированы сторонами органам Таможенного союза, и правоотношениям, урегулированным международными соглашениями, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, становятся частью правовой системы Таможенного союза. При этом первая, присоединяющаяся к ВТО сторона обязана информировать другие стороны и координировать с ними действия в отношении принятия обязательств в качестве условия ее присоединения, требующих внесение изменений в правовую систему Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Договора "О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы" с момента присоединения такой стороны к ВТО ставки Единого таможенного тарифа Таможенного союза не будут превышать ставки импортного тарифа, предусмотренные Перечнем уступок и обязательств по доступу на рынок товаров, являющимся приложением к протоколу о присоединении этой стороны к ВТО, за исключением случаев, предусмотренных соглашением ВТО.
Согласно пункту 1 статьи 2 указанного Договора стороны примут меры для приведения правовой системы Таможенного союза и решений его органов в соответствии с Соглашением ВТО, как это зафиксировано в Протоколе о присоединении каждой из сторон, включая обязательства каждой стороны, принятые в качестве одного из условий ее присоединения к ВТО. До того как эти меры приняты, положения Соглашения ВТО, включая обязательства, принятые сторонами в качестве условий их присоединения к ВТО, имеют приоритет над соответствующими положениями международных договоров, заключенных в рамках Таможенного союза, и решений, принятых его органами.
Права и обязательства сторон, вытекающие из Соглашения ВТО, как они определены в Протоколах о присоединении каждой из сторон к ВТО, включая обязательства, взятые в качестве условий присоединения стороны к ВТО, которые становятся частью правовой системы Таможенного союза, не подлежат отмене или ограничению по решению органов Таможенного союза, включая Суд ЕврАзЭС, или международным договором, заключенным между сторонами (пункт 2 статьи 2).
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Договора о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы от 19.05.2011 в случае если отдельные нормы правовой системы Таможенного союза являются более либеральными по сравнению с Соглашением ВТО, но не противоречат ему, то обеспечивается применение таких норм.
Применение тарифной преференции, действующей в рамках Таможенного союза, при исчислении таможенных пошлин в соответствии с Протоколом правомерно, так как не противоречит ему и допускается правовыми актами Таможенного союза.
Согласно приложения N 1 к Протоколу ввозная таможенная ставка на "масло пальмовое" в России с момента присоединения к ВТО составляет 5%.
Вместе с тем, таможня отказала Обществу в возврате излишне уплаченных денежных средств в общей сумме 2 810 135, 27 руб., руководствуясь решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 45 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза".
При этом, сама таможня не отрицает приоритета названных международных положений и обязательств, связанных с присоединением России к ВТО с твердо установленным размером пошлин с поэтапным снижением, и отсутствие в них возможности применения комбинированных ставок ввозных таможенных пошлин.
С учетом изложенного, оспариваемое бездействие таможни, выразившееся в невозврате Обществу излишне уплаченных таможенных платежей по спорным ДТ в общем размере 2 810 135, 27 руб., противоречит нормам таможенного законодательства, регулирующим ставки подлежащих уплате таможенных пошлин.
В апелляционной жалобе таможня не приводит возражений по применению тарифной преференции.
В жалобе таможня ссылается на непредставление платежных документов, подтверждающих уплату таможенных пошлин, указывая на то, что представленные бланки КДТ (корректировки декларации на товары) не могут рассматриваться в качестве доказательства факта излишней уплаты.
С данной позицией нельзя согласиться.
Обществом при обращении в таможню были предоставлены все платежные документы, подтверждающие уплату таможенных пошлин.
В качестве основания для возврата заявления без рассмотрения в письме от 12.09.2014 таможня ссылалась именно на отсутствие документов, подтверждающих факт излишней уплаты пошлин, а не документов, подтверждающих уплату таможенных пошлин.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, определен частью 2 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании).
В силу пункта 3 части 2 статьи 147 Закона о таможенном регулировании к заявлению в том числе должны быть приложены документы, подтверждающие факт излишней уплаты таможенных пошлин.
При этом указанная норма не раскрывает, какие именно документы, подтверждающие факт излишней уплаты таможенных пошлин, должны быть приложены к заявлению. По смыслу указанной нормы к таким документам следует отнести платежные документы, подтверждающие перечисление денежных средств в бюджет в размере большем, чем это предусмотрено законом.
В связи с этим в таможенный орган были представлены копии платежных поручений, подтверждающих излишнюю уплату таможенных пошлин.
Документы, подтверждающие корректировку деклараций на товары в установленном порядке, не указаны в пункте 3 части 2 статьи 147 Закона о таможенном регулировании, в качестве документов, подтверждающих факт излишней уплаты таможенных платежей. Таким образом, неправомерна ссылка таможни на непредставление заверенной таможенным органом формы КДТ.
По смыслу указанной нормы к таким документам следует отнести платежные документы, подтверждающие перечисление спорных сумм в бюджет, а также любые документы, которые позволяют охарактеризовать спорные платежи как излишние, то есть произведенные в большем размере, чем это предусмотрено законом. В силу универсальности нормы таковым может быть как конкретный документ, так и их совокупность, свидетельствующая об излишней уплате и идентифицированная таможенным органом в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин (излишне уплаченных) в отношении конкретных товаров.
Таможня не отрицает уплату пошлин в большем размере, правильность расчета излишней уплаты не оспаривает, трехлетний срок на возврат соблюден, иных законных препятствий к возврату не приведено и судом не установлено.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
При таких условиях суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование Общества. При этом суд обоснованно в качестве правовосстановительной меры обязал таможню возвратить Обществу излишне уплаченные таможенные платежи в размере 2 810 135, 27 руб.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, правильно применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.01.2015 по делу N А56-69729/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Балтийской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-69729/2014
Истец: ООО "Люкс Оил"
Ответчик: Балтийская таможня